УДК 330.3
Ахмедова М. преподаватель профессионально-промышленный колледж Узбекистан г. Кувасай Ферганская область БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УЗБЕКИСТАНЕ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан после обретения независимости. Особое внимание отводится анализу развития малого бизнеса в последние годы.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, ВВП, инвестиции, законодательная база, стимулирование развития малого бизнеса, малые промышленные зоны.
Axmedova M. teacher vocational college Uzbekistan Kuvasay Fergana region BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP IN UZBEKISTAN Annotation. The article discusses the development of small business and entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan after independence. Particular attention is paid to the analysis of small business development in recent years.
Keywords: small business, entrepreneurship, GDP, investments, legislative base, promotion of small business development, small industrial zones.
После обретения независимости Узбекистану было необходимо создать законодательную базу для перехода к рыночной экономике, которая основывается на предпринимательской деятельности. Учитывая то, что долгое время наше государство входило в состав СССР, где господствовала социалистическая экономика, процесс этот был непростым.
Основой для формирования законодательной базы предпринимательской деятельности и стимулирования развития малого бизнеса стал Указ Президента от 21.01.1994 г. "О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства". С принятием законов "О стимулировании и развитии малого и частного предпринимательства" в декабре 1995 г., "О палатах товаропроизводителей и предпринимателей" в апреле 1997 г., "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" в декабре 1998 г. Законодательная база предпринимательской деятельности значительно укрепилась. Для предпринимателей были установлены льготы для производителей экспортной продукции, для малых предприятий, выпускающих товары народного потребления и для тех производителей, которые производят товары из местного сельскохозяйственного сырья.
На современном этапе развития экономики Узбекистана малому и
среднему бизнесу и частному предпринимательству уделяется особое внимание. Для обеспечения благоприятных условий, предпринимателям предоставляются различные льготы и оказывается всесторонняя поддержка. Важной вехой в развитии малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане стало принятие в марте 2012 года закона «О семейном предпринимательстве», цель которого - усиление правовых гарантий для семейного бизнеса и создание новых рабочих мест. В Законе определён механизм регистрации и закрытия семейного предприятия, упрощены механизмы подключения к инфраструктурам, а также процедуры бухгалтерского учёта и налогообложения. [1]
Количество предприятий малого бизнеса в Узбекистане неуклонно растёт. В 2010 году его доля в ВВП составляла 31%, в 2015 году - 52,5%, в 2016 году - 56%. [2]
В 2017 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП составила 53,3% или 119301 млрд. сум (в Японии - 55%, Германии - 54%, США-52%, Казахстане - 25,6%, России - 20%). [3]
По данным государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике, в 2018 году доля предприятий малого бизнеса в ВВП снизилась до 50,2%. Это объясняется увеличением в структуре ВВП удельного веса крупных предприятий. Вновь создано 38,1 тыс. новых малых предприятий м микрофирм, (без дехканских и фермерских хозяйств), что на 23,6 % больше аналогичного периода 2017 года. [4]
По состоянию на 1 апреля 2018 в республике количество действующих субъектов малого бизнеса без учета дехканских и фермерских хозяйств составило 238,5 тысяч, против 99,4 тысячи в 2001 году. Из общей численности субъектов малого бизнеса 8,2% составляют малые предприятия, 91,8% -микрофирмы.
В разрезе отраслей 9,1% субъектов малого бизнеса осуществляют деятельность в сельском хозяйстве, в промышленности - 20,9%, строительстве - 11%, торговле и питания - 34,1%, перевозке грузов - 5,2% и в других сферах деятельности - 19,7%.
Высокий вклад субъектов малого бизнеса в производство промышленной продукции в регионах приходится на город Ташкент - 71,3%, Наманганскую - 68,4%, Джизакскую - 61,3% и Самаркандскую - 55,5% области. Аналогичный показатель малого бизнеса Ташкентской области составляет 29,6%, Кашкадарьинской - 23,1% Навоийской области - 18,8%, Республике Каракалпакстан - 18%. [3]
Высокий потенциал в развитии малого бизнеса в стране имеют такие сферы, как производство строительных и отделочных материалов, приборов, запасных частей и инструментов для машиностроения, электротехнической, химической, фармацевтической продукции, многих видов потребительских товаров и др. [3]
Увеличению вклада малого бизнеса в экономику страны способствует создание малых промышленных зон, привлечение иностранных инвестиций
и создание конкурентной, расширения объемов государственных закупок в рамках государственно-частного партнерства с малым бизнесом, привлечение субъектов бизнеса к разработке и внедрению инноваций.
Большое значение имеет финансовая поддержка успешно действующих и перспективных малых предприятий, обладающих достаточным экспортным потенциалом, но при этом сталкивающихся с нехваткой капитала для дальнейшего развития.
Наибольший рост доли малого бизнеса и предпринимательства, по данным государственного Комитета Республики Узбекистане по статистике, в 2018 году наблюдается в экспорте - на 7,5%. Второй по значимости показатель - импорт - на 5,2%. В то время, как доля в промышленности снизилась на 7%, в ВВП - на 5%, в торговле - на 1,6%, в инвестициях - на 1,1%. [3]
Малый бизнес и предпринимательство играют большую роль в экономике развитых стран мира. В США, например, малый и средний бизнес обеспечивает порядка половины ВВП страны, на предприятиях которого занято 50% от общего числа занятых в США. В 2013 году в США осуществляло деятельность более 20 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, насчитывалось 28 млн. работников, занятых на этих предприятиях. При этом подавляющее большинство сектора МСП составляют индивидуальные предприниматели. Количество занятых в МСП Великобритании составляет 52% от общего числа трудовых ресурсов страны. Оборот МСП составил 44% от общего оборота частного сектора. [5]
22 сентября 2018 года был опубликован Указ Президента Республика Узбекистан «О мерах по дальнейшему стимулированию расширения предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства с целью создания конкурентоспособных компаний», на основании которого была разработана программа развития малого бизнеса и предпринимательства, с учётом налоговых и таможенных льгот и других преференций, в зависимости от организационно-правовой формы субъекта предпринимательства -инициатора проекта, региона и отрасли осуществления его деятельности, предполагаемых объемов инвестиций, сроков реализации инвестиционных проектов, а также создаваемых новых рабочих мест. [6]
В отличие от развитых стран мира, сектор малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане находится на стадии развития. Но разработка соответствующей законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата и налоговых и таможенных льгот способствуют увеличению доли малого бизнеса и предпринимательства в ВВП нашей страны.
Использованные источники:
1. Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве»
2. Усманова Н. Ю., Иргашев А. В. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан» 04.07.2016 г.
3. http://mineconomy.uz/ru/node/2089 Информация о состоянии и развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане.
4. https://stat.uz/uploads/docs/mbsen18ru.pdf
5. Нагаева А. А. Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса России и зарубежных стран / А. А. Нагаева. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - 4. - С. 173-177.
6. Указ Президента Республика Узбекистан «О мерах по дальнейшему стимулированию расширения предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства с целью создания конкурентоспособных компаний».