Научная статья на тему 'Критерии конструктивного развития личности'

Критерии конструктивного развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / РАЗУМ / МЫШЛЕНИЕ / ИНТУИЦИЯ / БЛАГО / ПРАВО / МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ДИНАМИЧНОСТЬ. / DEVELOPMENT / MIND / THINKING / INTUITION / GOOD / RIGHT / MORAL LAW / PERFECTION / DYNAMIC ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дудко Валентина Анатольевна

Принимая во внимание то, что мораль стала относительной, условной, субъективной, автор раскрывает объективные стороны морально развитого человека. В данной статье поднимаются вопросы функционирования личности, психологического здоровья, духовно-нравственной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taking into consideration the fact that moral has become relative, conditional, subjective the author discovers objective sides of a morally developed person. In this article the question of functioning of a person, psychological health, mental and moral sphere is raised.

Текст научной работы на тему «Критерии конструктивного развития личности»

В.А. Дудко кандидат психологических наук, доцент кафедры политологии, социологии и права Самарского

государственного архитектурно-строительного

*

университета КРИТЕРИИ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Свое размышление о конструктивном развитии личности мы начнем с высказывания, в котором говорится, что на Востоке пастырь принимает на себя почти сократическую функцию. Его задача не столько отпускать грехи, сколько оказывать воздействие на будущую жизнь человека. Ресурсом для этого служит умение устанавливать межличностные отношения, делать выбор и определять стратегии жизни. Движущей силой такого поступка является мотивация к познанию, а также желание не исправлять характер человека, а «приводить его голову в порядок».

Здесь мы соприкасаемся с научной истиной, согласно которой только в общении раскрывается конкретное сочетание психических свойств человека (С. К. Бондырева, Д. В. Колесов); только в сотрудничестве с другими людьми можно обнаружить конструктивное либо деструктивное развитие (К. Лоренс); только в процессе взаимодействия появляется возможность познать свое «Я», так как мерилом и выразителем моей человечности является другой человек (С. Л. Рубинштейн).

В результате такого понимания была принята аксиома, утверждающая, что положение человека в мире, его активную роль и развитие определяет отношение, которое имеет три взаимосвязанных компонента:

1) отношение к себе: к своему имени, телу, здоровью, опыту; к своим возможностям, реальным и идеальным целям;

2) отношение к другим людям: проявляется в любви, привязанности, расположенности, оценивании их;

* Дудко Валентина Анатольевна, e-mail: elzo77@mail.ru

3) отношение к предметам внешнего мира: проявляется в стремлении осмыслить, понять, определить сущность явлений.

В целом именно отношение обуславливает интерес к каким-либо видам деятельности, предопределяет эмоциональную окраску и настроение, раскрывает личностный смысл, свойства личности, мотивы, потребности, склонности, жизненную позицию, сознательность и произвольность. Однако отношения людей сильно отличаются друг от друга. Их многочисленные оттенки создают широкое многообразие представлений, образов, ценностей, установок.

На этот факт впервые обратил внимание А. Ф. Лазурский. В 1911 г. он отметил, что отношения бывают положительными и отрицательными, активными и пассивными, дифференцированными и недифференцированными, сознательными и бессознательными. Широкий диапазон индивидуальных ощущений может вводить человека в состояние интереса и ненависти, уважения и деспотизма, вежливости и хитрости, внимательности и власти. С этих позиций индивид легко может пропагандировать позитивные либо негативные взгляды на жизнь, людей и обстоятельства. Поэтому мы все время сталкиваемся с весьма субъективным мнением, которое с невероятной легкостью присуждает любому индивиду статус конструктивной или деструктивной личности. В этой связи стоит обратить внимание на высказывание Л. Н. Собчик, в котором говорится о том, что человек никогда не бывает плохим или хорошим, так как это категории ситуативной оценки его действий окружающими людьми. Они целиком зависят от морально-нравственных установок социума, а также сложившихся культурно-исторических ценностей конкретной группы населения'.

Таким образом, мы имеем дело не с конструктивной или деструктивной личностью, а с субъективными представлениями о ней. Не секрет, что во многом условная характеристика будет дана в порыве стра-

1 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2000, с.123

сти к благу, удобству и выгоде. В этом случае лень, обстоятельства, биологические побуждения и «общечеловеческая» шкала ценностей легко могут стать главным индикатором нашей сущности. Усугубляют положение способы определения конструктивного развития личности. Первый способ определяет его с точки зрения функционирующего общества, где нормальным принято считать индивида, который востребован обществом. Второй - с точки зрения самой личности: максимального ее развития и счастья.

Для того, чтобы научиться избегать относительности в определении «какой Я?», мы проанализировали теоретические воззрения отечественных и зарубежных психологов о конструктивном развитии личности.

П. Ф. Лесгафт отмечал, что каждый ребенок, родившийся без патологии, может вырасти высокоразвитой личностью. Однако такое формирование имеет свое начало и рубеж. Во многом это зависит от активизации коры головного мозга с момента рождения до начала полового созревания (примерно до 12-14 лет). Согласно представлениям П. Ф. Лес-гафта, самым активным периодом развития способностей познания является возраст пяти лет. Это объясняется тем, что до пяти лет закладывается основа системы отношений, а также становление рассудка, разума и духовно-нравственной сферы. Появление умений воспринимать, классифицировать, запоминать, воспроизводить информацию, анализировать, обобщать, прогнозировать последствия своих и чужих действий, переживать чувства любви, дружбы, красоты, совести, добра, правды и справедливости формирует когнитивный стиль и тем самым дисциплинирует ум, эмоции и поступки.

По мнению М. Льюис, отражение и понимание вышеотмеченных качеств можно приобрести только при прохождении следующих уровней психического развития:

1-й уровень: «Я знаю» - включает знания о свойствах окружающей действительности (характерен с 0 до 18 месяцев).

2-й уровень: «Я знаю, что я знаю» - включает узнавание себя в зеркале (характерен с 1,5 лет).

3-й уровень: «Я знаю, что ты знаешь» - включает понимание того, что «Я» и «Другой» обладаем собственными представлениями, которые используем в своем поведении (характерен с 3 лет).

4-й уровень: «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» - включает индивидуальные перспективы и учет индивидуального ментального опыта; ребенок начинает понимать, что он может быть и субъектом знания, и объектом знания другого человека (характерен с 5 лет).

После того, как у ребенка с 5,5 лет возникло осмысленное сочувствие по отношению к другим людям, можно говорить о проявлении дружелюбия, интеллектуальности, экстравертивности, сознательности и эмоциональной устойчивости. Знание своих качеств, использование своей системы оценок, передача своего жизненного опыта, трансляция смысла позволяют осуществлять и нормативную деятельность, и самосовершенствование. По мнению Н. И. Сарджвеладзе, только в этом случае динамические тенденции функционирования личности в дальнейшем смогут раскрыть следующие возможности: 1) приспособление к среде; 2) приспособление к самому себе; 3) воздействие на среду (как преобразовательная активность личности); 4) самоопределение и самосовершенствование'.

Стоит заметить, что такое личностное достижение весьма сложно по своему происхождению, но возможно, если человек осознает: 1) «чего он хочет» - что для него привлекательно, ценно, идеально; 2) «что он может» - какие у него выражены способности; 3) «что он есть сам» -

1 Сарджвеладзе Н. И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи // Психология личности и образа жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987, с. 213-216.

какие тенденции, установки и поведенческие стратегии закрепляются в его характере.

По мнению А. В. Брушлинского, Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедевой, подобное развитие возможно тогда, когда человек способен преобразовывать полученное знание в аспект новой разработки, трансформировать опыт в языковую реальность, пересматривать правила и нормы поведения, разрешать противоречия, выделять причинно-следственные связи, определять идеал, избавляться от случайных признаков, осуществлять самоидентификацию личности. Итогом конструктивного развития личности является: 1) отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации; 2) осознание личностных характеристик; 3) избавление от психотравмирующих факторов; 4) приобретение полезных свойств, способствующих успешной адаптации; 5) наличие идеала, образа, к которому путь бесконечен и который позволяет определять все новые и новые ориентиры для саморазвития. Наиболее ярко конструктивное развитие личности отражают глаголы «осмысливать», «осознавать», «обогащать», «опровергать», «обретать», «возвышать», «воспринимать», «познавать», «думать», «надеяться», «намереваться», «желать» и «верить».

В целом проявление конструктивного развития можно отразить в четырехфакторной модели субъектно-объектной ориентации. Данная модель интересна тем, что она актуализирует неиссякаемые вопросы: «Как?» (как человек действует - изменяется или стабилизируется), «Кто?» (кто осуществляет действия человека: он сам, другие или внешние обстоятельства), « Куда?» (в каком направлении идет развитие человека - во внутреннем или во внешнем плане), «Где?» (в каких условиях осуществляется активность человека: в привычных или в новых

л

жизненных ситуациях)1. Такая трансситуационная подвижность, измен-

1 Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1997, с. 24

чивость и направленность раскрывает конструктивное развитие личности с точки зрения субъективного контроля, личной ответственности, познания своего внутреннего мира и самосовершенствования. Немаловажно то, что конструктивное развитие выражается в позитивной самореализации, где главным становится новый тип социальной активности, новый уровень сознания - возникновение потребности самореализации «не себя в обществе», а «себя для общества»'

При этом главной характеристикой человека является духовно-нравственное сознание. Оно рождается с формированием «золотого правила морали». При таком развитии человек каждым своим поступком и всей жизнью устремляется к тому, чтобы начать с себя ради всех других - чтобы от себя потребовать убедительности, надежности, доверия для других. В этом богатом поле возможного человек стоит перед необходимостью выбора, который не вредил бы Жизни: ни своей, ни чужой; ни в данный момент, ни после; ни непосредственно, ни опосредованно; ни своими, ни чужими руками.

На этой ступени человек смотрит на себя не как на конечное земное существо, а как на существо продолжающееся. В нравственных законах задается тот предел, та первооснова, та черта, которую нельзя переступить не потеряв человеческого достоинства. Истоки такой морали лежат не в биологической природе человека, не в обстоятельствах, в которые он поставлен, а в области «чистого разума» - исключительного познания, при котором главными источниками являются «восприятие - наблюдение - мышление - интуиция». По мнению А. Шопенгауэра, благодаря разуму человек обретает способность интуитивно понимать внешний мир, абстрагировать общие понятия, фиксировать и удерживать эти понятия в своем чувственном сознании в виде слов. При этом важно помнить, что познание способно к многоразличнейшему

1 Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 1988, № 6, с. 43.

расширению, к постоянному исправлению в безграничной степени1.

Ведь оно всегда мало подлинно, полноценно, нетленно и «оно подобно тому, как в руде центнер камней скрывает лишь немного унций золота»2.

Моральный закон требует не оставаться равнодушным и вносит следующий вопрос «Может ли регулировать нашу совместную жизнь та максима, которой все следуют?». Претендуя на определенные права, такой субъект признает, что каждый другой может претендовать на те же права. В этом случае вопрос «Что я должен делать?» соотносится с во-

о

просом «Что должно делать каждому?»3. Став мыслящим, человек относится к любой жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Благом считает он сохранить жизнь, помочь подняться ей до высшего уровня, способствовать ее развитию. Отсюда первоначалом жизни является не тезис Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую», а тезис А. Швейцера: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить»4.

По мнению Л. Колберга, такая форма постконвенциональной морали выражается в принятии универсальных этических принципов. Для этих людей характерно выходить за пределы своей жизни и заниматься проблемами совершенствования, обновления, развития как своего общества, так и всего человечества. В случае несправедливых акций им свойственно поддерживать проявление гражданского неповиновения. При этом человек больше не руководствуется внешними предписаниями. Главной проблемой для него становится отыскание смысла жизни. Ценность жизни рассматривается с позиции уважения к уникальным возможностям каждого индивида.

Главным принципом моральности, по мнению И. Канта, является принцип вечного беспокойства, поиска истины и самое важное, это принцип узнавания себя: вот какой Я! Основываясь на данном принципе.

1 Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики / Пер. с нем. Ю. И. Айхенвальд. М., Мн., 2005, с. 117.

2 Там же, с. 310.

3 Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность: Московские лекции и интервью. М. 1995, с. 14.

4 Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Под ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М., 1992.

И. Кант подчеркивал, что можно покориться обстоятельствам, терпеть их, раз уж нет сил и смелости взбунтоваться. Но оценку происходящего человеку нельзя навязать ни извне, ни свыше. Проблему «что есть зло, а что - добро» в каждом отдельном случае человек призван решать самостоятельно и, следовательно, сам должен брать полную меру моральной вины как за все собственные поступки, так и за все, что происходят вокруг, ибо, кроме прямой вины есть вина невмешательства -молчаливого соучастия'.

В такую онто-коммуникацию способен вступить только тот, кто отказался от своемерия, не сообщает нечто о чем-то, не внушает правду, ничего не требует, ничего никому не навязывает. В глубинном общении обращенность к другим выступает не в формах человеческой речи, а как слово-поступок. Человек каждым своим поступком и всей жизнью устремляется к тому, чтобы начать с себя ради всех других - чтобы потребовать от себя убедительности для других. Для человека с развитым чувством совести нет и в принципе быть не может нравственного покоя. И нельзя оправдать себя тем, что «так поступают многие», «так требуют», «так принято».

Итак, мы выделили следующие определения понятия «конструктивное развитие личности»:

1) это вектор, возвышающий человека до умения преодолевать препятствия и оптимизировать жизнедеятельность (С. К. Бондырева);

2) это качественное личностное изменение, которое ведет к динамическому расширению сферы активности, предполагающей преобразование и конструирование внешних условий (В. В. Нуркова);

3) это способность осуществлять духовно-нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях (А. Шопенгауэр, В. Франкл).

Таким образом, можно сказать, что конструктивно развитой личности присущ высокий уровень морального сознания, который

1 См.: Титова Т. А. Нравственность и право: учебно-методическое пособие. Томск, 2000, с. 70.

наиболее ярко проявляется в ситуациях выбора. По словам А. Шопенгауэра, В. Франкла, Р. Шакурова, В. Гарбузова, только экстремальная ситуация провоцирует и диагностирует человека на самоопределение и самореализацию; только она побуждает изменить себя к лучшему, пересмотреть свое отношение к жизни, к другим и к себе.

Подводя итог, отметим, что согласно наблюдениям В. Гарбузова, современный человек формируется как конструктивная личность к 27-30 годам или не становится ею вовсе. Присоединяясь к его мнению, заметим, что именно этот возраст начинает приносить плоды предшествующих стадий. Более того, именно в этот период конструктивное развитие становится фундаментом успешного преодоления возрастных и переломных моментов.

Дудко В. А. Критерии конструктивного развития личности. Принимая во внимание то, что мораль стала относительной, условной, субъективной, автор раскрывает объективные стороны морально развитого человека. В данной статье поднимаются вопросы функционирования личности, психологического здоровья, духовно-нравственной сферы.

Ключевые слова: развитие, разум, мышление, интуиция, благо, право, моральный закон, совершенствование, динамичность.

V.A. Dudko. Criteria of constructive development of a person. Taking into consideration the fact that moral has become relative, conditional, subjective the author discovers objective sides of a morally developed person. In this article the question of functioning of a person, psychological health, mental and moral sphere is raised.

Key words: development, mind, thinking, intuition, good, right, a moral law, perfection, dynamic ability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.