Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей при подготовке студентов по экономическим специальностям'

Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей при подготовке студентов по экономическим специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / CRITERIA / УРОВНИ / LEVELS / СФОРМИРОВАННОСТЬ / FORMATION / НЕНРАВСТВЕННЫЕ / ЦЕННОСТИ / ЭКОНОМИКА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / MORAL RALUES / ECONOMICAL SPECIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусов М. Б.

Рассматриваются критерии и уровни сформированности ненравственных ценностей при подготовке студентов по экономическим специальностям. Результаты эксперимента даны в виде таблиц, графиков и диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and levels of formation of moral values in prepearing students of economical specialities

Durig the experiments author has faund pedagogical resuls where exemine criteria and levels of formation moral values in prepearing of students economical speciality results of the experiments given as graphs, diogramma, wall-paper.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей при подготовке студентов по экономическим специальностям»

Таким образом, анализ средних значений, определяющих уровень физического развития курсантов женского пола первого года обучения, позволил сделать заключение относительно имеющей место закономерности: лица, относящиеся к первой медицинской группе предназначения, превосходили курсантов второй и третьей групп. Статистически значимые различия выявлены между представителями первой и третьей медицинских групп предназначения по средним величинам длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, становой динамометрии, а, значит, планирование педагогических воздействий на учебных занятиях по физической подготовке следует осуществлять с учетом принадлежности курсантов женского пола к определенной группе предназначения.

Литература

1. Бахрах И.И. Исследование и оценка биологического возраста детей: руководство по спортивной медицине / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов. М., 1991. С. 230-257.

2. Дорохов Н.Р. Динамика силовых способностей школьников 7-11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Дисс... канд. пед. наук / Н.Р. Дорохов. Смоленск, 1997. 22 с.

3. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов. М, 2002. 230 с.

4. Корнетов Н.А. Личность, индивидуальная типология с позиций интегративно-антропологического подхода / Н.А. Корнетов, А.А. Корнетов // Сибирский психологический журнал. Томск: ТГУ, 1996. Вып. 2. С. 14-19.

5. Куприянов В.В. Интегративная биомедицинская антропология / В.В. Куприянов, Н.А. Корнетов. Томск: ТГУ, 1998. 183 с.

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

М.Б. Юнусов,

руководитель Казахский интерна Инженерно-педагогический университет Дружбы Народов Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Чариев И.Т.

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Дуйсенбаев К.А.

Аннотация. Рассматриваются критерии и уровни сформированности ненравственных ценностей при подготовке студентов по экономическим специальностям. Результаты эксперимента даны в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Ключевые слова: критерии, уровни, сформированность, ненравственные, ценности, экономика, специальность.

CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION OF MORAL VALUES IN PREPEARING STUDENTS OF ECONOMICAL SPECIALITIES

M.B. Junusov,

the head Kazakh the intern Engineering-pedagogical university of Friendship of the People Annotation. Durig the experiments author has faund pedagogical resuls whereexemine criteria and levels of formation moral values in prepearing of students economical speciality results of the experiments given as graphs, diogramma, wall-paper.

Keywords: Criteria, levels, formation, Moral ralues, economical speciality.

Разработка критериев в педагогике представляется достаточно трудоемкой в силу сложности и многообразности самого предмета педагогики. Основанием для выделения критериев воспитанности будущих специалистов могут быть понятия базовой и учебно-профессиональной культуры.

Исходя из культурологического подхода, одной из целей профессионального образования является фор-

мирование базовой культуры личности. Некоторые авторы понимают под базовой культурой минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически обусловленных дарований личности. Базовый компонент культуры человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, от-

228

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2014

крывающему возможности для достижения гармонии с собой и окружающим миром. Базовая культура является инвариантным компонентом воспитания, которым должен овладеть современный специалист.

Учебно-профессиональная культура - это уровень овладения студентами и учащимися технологией профессионального образования, обусловленный степенью сформированности у них профессиональной направленности, профессионального самосознания, мотивационно-ценностной основы учения, выражающейся в учебной активности, самодеятельности и успешности. Учебно-профессиональная культура является вариативным компонентом, содержание которого зависит от приобретаемой профессии.

Критерии выражаются в конкретных показателях. По каждому критерию воспитанности будущего специалиста можно выделить следующие показатели.

1. Гражданско-правовая воспитанность специальности:

• философско-мировоззренческая подготовка;

• политическая культура, воспитанность в духе мира и ненасилия;

• гражданская зрелость, национальное самосознание;

• патриотизм, толерантность, культура межнационального общения;

• правовая культура, отрицательное отношение к противоправным поступкам;

• активное участие в общественно-политической жизни.

2. Социально-экономическая воспитанность специальности:

• сформированность активной жизненной позиции;

• адаптированность к жизни в условиях рыночной экономики;

• экономическая культура (экономические знания, современное экономическое мышление, навыки экономического поведения);

• потребительская культура;

• заинтересованное отношение к своему профессиональному учебному заведению, желание участвовать в органах студенческого самоуправления.

3. Сформированность духовно-нравственной ценности культуры специальности:

• гуманность, доброта, терпимость, сострадательность;

• духовное богатство личности обучающегося;

• готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;

• сформированность духовно-нравственного идеала;

• экологическая культура;

• готовность к семейной жизни, сформированность представления о семье как основной ячейке общества, ее роли, функциях и способах планирования.

4. Художественно-эстетическая воспитанность;

• сформированность художественно-эстетических чувств;

• художественно-эстетическая образованность;

• художественно-эстетический вкус;

• сформированность художественно-эстетического идеала;

• активное участие в художественно-эстетической деятельности.

5. Сформированность физической культуры и здорового образа жизни:

• физическая образованность;

• валеологическая культура;

• потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом;

• развитость основных двигательных качеств;

• ориентация на здоровый образ жизни;

• активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.

6. Сформированность учебно-профессиональной культуры специальности:

• профессиональная направленность;

• профессиональное самосознание;

• сформированность профессиональной этики и профессионально важных личностных качеств;

• потребность и постоянном профессиональном росте;

• учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности;

• компьютерная грамотность, информационная культура;

• трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда;

• творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.

Для определения уровня воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия.

При оценке уровня воспитанности обучающихся можно использовать, например, метод квалиме-трии — количественной оценки качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.

Литература

1. Маленкова Я.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. М.: Пед. о-во России, 2002. 480 с.

2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. / Под ред. Я.И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. 335 с.

3. Рожков М.С., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛА-ДОС», 2001. 256 с.

4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 160 с.

№ 4/2014

Вестник Московского университета МВД России

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.