Научная статья на тему 'Сравнительный анализ массы тела юных футболистов и школьников'

Сравнительный анализ массы тела юных футболистов и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССА ТЕЛА / СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАССЫ ТЕЛА / ИНТЕНСИВНОСТЬ РОСТА МАССЫ ТЕЛА / ИЗМЕНЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА / BODY WEIGHT / BODY MASS COMPONENTS / THE INTENSITY OF THE GROWTH OF BODY WEIGHT / CHANGES IN BODY WEIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губернский А. Н.

На основе анализа экспериментальных и статистических данных рассматриваются тенденции изменения массы тела детей. Обосновывается вывод, что игнорирование закономерностей изменения массы тела в педагогической практике нарушает рациональность планирования физических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ массы тела юных футболистов и школьников»

® соответствием учебного процесса целям профессионально-образовательной программы; ® соответствием содержания обучения действующему ГОС, учебно-методическому комплексу; ® применением в процессе обучения активных методов в рамках информационных технологий; ® созданием мотивации к обучению, систематическим контролем его результатов;

использованием в учебном процессе современных достижений науки (педагогики, профильных наук), собственных научных разработок;

адекватностью самооценки преподавателем своей педагогической деятельности, оценки этой деятельности руководством образовательного учреждения;

созданием условий для формирования способности курсантов использовать полученные знания, заинтересованности и готовности к их применению (компетенции) в практической правоохранительной деятельности и др.

Указанные внешние проявления качества учебного процесса имеют существенное значение не только для определения категории «качество учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении», но и для обоснования критериев, показателей и уровней оценки качества учебного процесса.

Анализ отдельных подходов к определениям качества образования и качества учебного процесса позволяет сформулировать следующее определение качества учебного процесса применительно к образовательным учреждениям МВД РФ. Качество учебного процесса в образовательном учреждении МВД РФ —

это составляющая качества образования, которая представляет соответствие учебного процесса установленным нормам и требованиям системы высшего профессионального образования и правоохранительной деятельности, а также его соответствие целям и требованиям курсантов в период обучения, выпускников-офицеров, общества и государства, предъявляемых к подготовке специалистов, проходящих службу в органах внутренних дел.

1 Селезнева Н.А. Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 мая 2001 г. — М., 2001. С. 81.

2 Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. — М.: Национальный институт бизнеса, 2005. С. 146.

3 Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. — СПб. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. С. 6.

4 Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 15.

5 Грызлов В. Качество образования: диалектика позиций и уровней // Высшее образование в России. — 2005. — № 5. С. 25—28.

6 Ильенкова С.Д. Показатели качества образования // http://www.ubo.ru (Урал Бизнес Образование)

7 Громкова М.Т. Актуальность инновационных подходов в современном образовании // В сб. «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях»: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Воронеж: Изд.-полиграф. центр ВГУ, 2008. С. 11.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАССЫ ТЕЛА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

А.Н. ГУБЕРНСКИЙ,

Московский университет МВД России

Аннотация. На основе анализа экспериментальных и статистических данных рассматриваются тенденции изменения массы тела детей. Обосновывается вывод, что игнорирование закономерностей изменения массы тела в педагогической практике нарушает рациональность планирования физических нагрузок.

Ключевые слова: масса тела, составляющие массы тела, интенсивность роста массы тела, изменения массы тела.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF WEIGHT OF A BODY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AND SCHOOLBOYS

The Summary. Based on the analysis of experimental and statistical data in the article discusses trends in body mass of children. Substantiate the conclusion that ignoring the laws of change of body weight race in pedagogical practice violates the rationality of planning physical activities.

Key words: body weight, body mass components, the intensity of the growth of body weight, changes in body weight.

Масса тела является весьма лабильным показателем, сравнительно быстро реагирующим и изменяющимся под влиянием разных экзо- и эндогенных факторов1. Статистический анализ изменения средних величин массы тела у детей первой половины XX в. и до настоящего времени позволяет заключить, что социально-экономические перепады в обществе сказывались прежде всего на массе тела растущего организма индивида2.

В связи с разработкой новых методов анализа составляющих массы тела актуален вопрос не столько о приросте, сколько о компонентах, за счет которых он происходит. Масса тела по сравнению с его длиной менее детерминирована наследственностью, которая определяет только количество жировых клеток и мышечных волокон, а их размерные характеристики связаны в первом случае с питанием и двигательной активностью, а во втором — с направленными педа-

40 35 30 25 ¿2 20 15 10 5 0

гогическими воздействиями и двигательной деятельностью в процессе жизни3.

Сегодня отмечается увеличение числа детей с ожирением разных стадий. Ежегодно количество детей средней полосы России, у которых масса тела превышает нормы по жировой массе, увеличивается на 1—1,7%4.

Габариты индивида при рождении с возрастом определяют изменение массы тела. Крупные дети быстрее прибавляют в весе и в дальнейшем, как правило, обгоняют сверстников по этому показателю5. Эта особенность относится только к периоду рождения и первого детства. Затем опережение сглаживается.

Показатели массы тела (рис. 1) в ходе наблюдений за спортсменами и школьниками 7—9 лет различались. У школьников количественные величины массы тела были больше на всех возрастных этапах. Причем с возрастом разница увеличивалась следующим образом: 7 лет — 7,2 кг, 8 лет — 8,48 кг, 9 лет — 10,25 кг.

7 лет

8 лет

9 лет

Возраст

Рис. 1. Динамика показателей массы тела юных футболистов и школьников 7—9лет

Средний показатель коэффициента вариации (рис. 2) разовательной школы 9 лет (22,07%). Показатели ва-

находился в пределах 14,03% (футболисты) и 21,18% риативности длины тела выходили за границы «долж-(школьники). Наибольшие значения отмечались у ных» величин, что свидетельствует о неоднородности

юных спортсменов 7 лет (15,25%), учащихся общеоб- исследуемых групп.

□ ш-ки

□ ф-ты

9 лет

св

8 лет

о ш

7 лет

5 10 % 15 20 25

Рис. 2. Вариативность показателей массы тела юных футболистов и школьников 7—9лет

0

Количественные величины интенсивности роста листы — 4,88%, школьники — 7,81%), то в 9 лет средняя массы тела с возрастом увеличивались (рис. 3). И, если величина интенсивности роста массы тела установле-в 8 лет их значение в среднем составило 6,34% (футбо- на в пределах 14,80% (14,16 и 15,45% соответственно).

□ ш-ки □ ф-ты

9 лет

н £

&

со о со

8 лет

0

2

4

6

8

10

12

14

16

%

Рис. 3. Динамика показателей интенсивности роста массы тела юных футболистов и школьников 7—9лет

На отрезке онтогенеза с 8 до 9 лет интенсивность роста массы тела самая высокая. Следовательно, на этот возраст необходимо обратить особое внимание с тем, чтобы не упустить начальные стадии ожирения, а значит, необходимо дифференцировать массу тела на соответствующие компоненты.

Сравнение показателей, характеризующих динамику длины и массы тела, показало, что длина тела увеличивалась с 7 до 8 лет, а масса тела — с 8 до 9 лет. Вероятно, это не дефект наших наблюдений, а реальная закономерность, установленная6 у детей от рождения до пубертатного периода и свидетельствующая о том, что энергетические ресурсы накапливаются в организме раньше для того, чтобы затем обеспечить ростовые процессы и дифференцировку тканей, которые всегда энергоемки.

Игнорирование этой закономерности в педагогической практике нарушает рациональность планирования физических нагрузок. Ориентация только на биологический возраст, что считается наиболее существенным критерием при определении физических нагрузок, — подход односторонний. Только комплексные исследования (с обязательным учетом типа телосложения) избавят ребенка от нерациональных нагрузок и расширят спектр его ориентации в спорте7.

По мнению Б.А. Никитюка и Е.К. Ермоленко, до периода полового созревания у детей наблюдается гармоничность в развитии отдельных органов, систем и организма8. Наши данные, подтвержденные проводимыми ранее исследованиями9, не согласуются с вышеперечисленными специалистами, а приведенная цифровая обработка значений интегральных показателей длины и массы тела свидетельствует о

гетерохронности ростовых процессов, на что также указывали И.И. Бахрах и Р.Н. Дорохов10.

1 См.: Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. ... д-ра мед. наук. — М., 1984; СуворовМ.А. Физическое развитие юных футболисток и школьниц 7—9 лет: Метод. пособие. — Смоленск, 2006.

2 См.: Корсаевская Т.В. Социальные проблемы физического воспитания молодежи // Теория и практика физической культуры. 1970. № 4. С. 18—20.

3 См.: Морфология человека / В.П. Чтецов, Б.А. Ники-тюк. — М., 1996. С. 115—126.

4 См.: Дорохов Н.Р. Развитие силовых качеств у школьников 7—11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. ... канд. пед. наук. — М., 1997.

5 См.: Зернова Н.И.Клинико-гормональная адаптация новорожденных от переношенной и пролонгированной беременности в зависимости от их соматического типа: Авто-реф. . канд. мед. наук. — Смоленск, 1995.

6 См.: Зайцев А.А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 11—12 лет различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. . канд. пед. наук. — Малаховка, 1994; Зернова Н.И. Указ. соч.; Легонькова Т.И. Сомато- и кардиометрическая характеристика детей: Автореф. ... канд. мед. наук. — СПб., 1993; Суворов М.А. Указ. соч.

7 См.: Дорохов Р.Н. Соматотип, вариант развития, здоровье детей // Дети: здоровье, экология и будущее. — Смоленск, 1994. С. 82—84; Суворов М.А. Указ. соч.

8 См.: Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги нау-

ки и техники: Сер. Антропология. — М., 1991. Т 4; Он же.

Новый этап исследований в области анатомической кон-ституциологии // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. — Красноярск, 1992. С. 26—27;

Ермоленко Е.К.. Возрастная морфология преддошкольного и школьного возраста. — Краснодар, 1996.

9 См.: Суворов М.А. Указ. соч.

10 См.: Исследование и оценка биологического возраста детей: Руководство по спортивной медицине / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов. — М., 1991. С. 230—257.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование и оценка биологического возраста детей: Руководство по спортивной медицине / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов. — М., 1991.

2. Дорохов Н.Р. Развитие силовых качеств у школьников 7—11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. ... канд. пед. наук. — М., 1997. С. 22.

3. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. ... д-ра мед. наук. — М., 1984. С. 46.

4. Дорохов Р.Н. Соматотип, вариант развития, здоровье детей // Дети: здоровье, экология и будущее. — Смоленск, 1994.

5. Ермоленко Е.К.. Возрастная морфология преддошкольного и школьного возраста. — Краснодар, 1996. С. 166.

6. Зайцев А.А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 11—12 лет различных со-

матических типов и вариантов развития: Автореф. . канд. пед. наук. — Малаховка, 1994. С. 18.

7. Зернова Н.И. Клинико-гормональная адаптация новорожденных от переношенной и пролонгированной беременности в зависимости от их соматического типа: Автореф. ... канд. мед. наук. — Смоленск, 1995. С. 18.

8. Корсаевская Т.В. Социальные проблемы физического воспитания молодежи // Теория и практика физической культуры. 1970. № 4.

9. Легонькова Т.И. Сомато- и кардиометрическая характеристика детей: Автореф. ... канд. мед. наук. — СПб., 1993. С. 18.

10. Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники: Сер. Антропология. — М., 1991. Т. 4. С. 150.

11. Никитюк Б.А. Новый этап исследований в области анатомической конституциологии // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. — Красноярск, 1992.

12. Суворов М.А. Физическое развитие юных футболисток и школьниц 7—9 лет: Метод. пособие. — Смоленск, 2006. С. 72.

13. Морфология человека / В.П. Чтецов, Б.А. Никитюк. — М., 1996.

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ СЛАВЯНОФИЛОВ

С.Ю. ДИВНОГОРЦЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассмотрены идеалы и пути духовно-нравственного воспитания, представленные в философских трудах русских религиозных мыслителей XIX—XX вв. Цель статьи — углубить историческое сознание читателя пониманием православной педагогической традиции.

Ключевые слова: духовное развитие, нравственное воспитание, религиозное образование, религиозное мировоззрение, христианство, православие.

PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL GROUNDS OF PEDAGOGICAL IDEAS

IN THE WORKS OF SLAVOPHILS

The Summary. The article examines the moral ideals and the ways to achieve them presented in the works of Russian religious thinkers of XIX—XX centuries. The main purpose of the paper is to make historical consciousness of the reader deeper with understanding of an orthodox pedagogical tradition.

Key words: spiritual development, moral education, religious education, religious philosophy, Christianity, Orthodoxy.

Вплоть до XVII в. развитие российского образования происходило в контексте религиозного миросозерцания. Русское просвещение полностью опиралось на христианско-православную традицию. Поэтому в сознании русского человека со времен

Крещения Руси «ничто не могло конкурировать с истиной Священного Писания»1. Учение представлялось не обучением и воспитанием, а духовным возрастанием человека, совершающимся под руководством Церкви. XVIII век стал временем усвоения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.