Научная статья на тему 'Медико-биологические аспекты, определяющие концепцию развития компонентов в подготовленности в женских командно-игровых видах спорта'

Медико-биологические аспекты, определяющие концепцию развития компонентов в подготовленности в женских командно-игровых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцев А. А.

Выявлены медико-биологические аспекты (общие и специфические) диагностической оценки компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок. Изложена концепция развития компонентов подготовленности в женских командно-игровых видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-биологические аспекты, определяющие концепцию развития компонентов в подготовленности в женских командно-игровых видах спорта»

© Зайцев А.А., 2005 УДК 613.72/.73-055.2

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ЖЕНСКИХ КОМАНДНО-ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

А.А. Зайцев

Московская государственная академия физической культуры

Выявлены медико-биологические аспекты (общие и специфические) диагностической оценки компонентов подготовленности под влиянием сомато-типоспецифических изменений растущего организма спортсменок. Изложена концепция развития компонентов подготовленности в женских командноигровых видах спорта.

Подготовка спортивного резерва -одна из сложнейших проблем, в основе которой лежат биологические закономерности развития организма, физических качеств, и изменения социальных факторов. Тренировочные воздействия на организм строятся на принципах спортивной антропологии применительно к особенностям учебнотренировочного процесса, учитывающей адаптивные реакции юных спортсменов (спортсменок) различного индивидуального развития, а также под влиянием социально-экономических, организационно-управленческих и технологических инноваций в области детско-юношеского спорта (В.В. Куприянов, Н.А. Корнетов, 1998; В.К. Бальсе-вич, 1999; Р.Н. Дорохов, В.П., Губа, 1999; Б.А. Никитюк, 2000 и др.). Рациональность включения нового в систему подготовки спортивного резерва познается в сочетании достижений биологических и педагогических наук, выявлении приоритетных направлений этой подготовки (В.П. Филин, 1995; В.В. Яз-виков, В.Г. Петрухин, 1991 и др). Использование морфологического эквивалента функциональных показателей помогает построению тренировочных

занятий и совершенствованию подготовленности спортсменов (спортсменок) на каждом возрастном этапе, обеспечивает их высокое спортивное мастерство (А.П. Золотарев, 1996; В.М. Волков, Р.Н. Дорохов, В.А. Быков, 1998 и др.).

Возросшая конкуренция в спорте требует совершенствования уже существующих и внедрения новых методов и подходов к рациональному развитию способностей занимающихся. Основой этих подходов должна быть интеграция биологических закономерностей с достижениями специалистов из других областей спортивной науки.

Материалы и методы

Использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

1. теоретические: ретроспективный анализ научно-методической литературы, математико-статистические методы;

2. эмпирические:

а) морфологические: антропомет-

рия, соматотипирование, оценка биологического развития;

б) психофизиологические: лично-

стная психическая устойчивость по

Спилбергеру, баланс экстра-интровер-сии по Айзенку, баланс возбудительнотормозных процессов по Стреляу, подвижность нервных процессов по Стре-ляу, ситуативная психическая устойчивость по Спилбергеру, анализ соревновательной ситуации по Найдифферу, прогнозирование собственных действий по Найдифферу, психическая реализация действий по Найдифферу;

в) нейродинамические: возбуди-

мость корковых процессов, подвижность корковых процессов, устойчивость корковых процессов, устойчивость вегетативной регуляции;

г) физиологопедагогические: эф-

фективность легочной вентиляции, эффективность общего кровотока, аэробная и анаэробная выносливость, аэробная и анаэробная работоспособность, силовая работоспособность ног и кистей, наблюдения за индивидуальными показателями технико-тактической подготовленности спортсменок, тестирование физической подготовленности спортсменок, опытно-экспериментальная работа.

Для расчета указанных выше показателей в процессе тестирования регистрировались: время сенсомоторной

реакции, критическая частота слияния световых мельканий, электрокожная проводимость, легочная вентиляция, электрокардиограмма, артериальное давление.

Обработка результатов исследования осуществлялась с использованием стандартных компьютерных пакетов («Прогноз» - 93, $1а1!81;1са / 4.5., 5.0.),

включающих применение дисперсионного, корреляционного, кластерного и факторного анализов.

Результаты и их обсуждение

Время требует активизации разработок новых научно-методических подходов оптимизации и совершенствова-

ния двигательных способностей, формирования умений и навыков у детей. До настоящего момента эти проблемы не решены. Индивидуализация учебнотренировочного процесса в женских командно-игровых видах спорта остается открытой. До 70-х годов ХХ-го века считалось, что основным критерием, определяющим уровень различных сторон спортивной подготовленности, служит биологическая зрелость (В.М. Волков, 1983 и др.). Однако многолетние лонги-тудинальные педагогические наблюдения в сочетании с соматометрическими исследованиями, биофункциональными лабораторными испытаниями и компьютерный анализ накопленного материала доказали приоритет морфологических показателей в создании базы для рациональной адаптации детского организма к специфическим требованиям конкретного вида спорта (В.Г. Никитушкин 1993;

А.А. Зайцев, 1994; В.П. Губа, 2003 и др.).

Б.А. Никитюк (2000) полагает, что ключом является анатомо-антропо-логический контроль, позволяющий выявить «...признаки, находящиеся под влиянием внешней среды, включая связанные с тренировочным процессом, в большей степени». Другая точка зрения, развиваемая Р.Н. Дороховым (1984, 1999), предполагает ориентацию на консервативные, генетически обусловленные признаки - соматический тип и вне-конституциональный показатель - вариант биологического развития, так как они определяют перспективу соответствия организма требованиям вида спорта.

В результате педагогических наблюдений и медико-биологических исследований в процессе учебнотренировочных занятий футболом с детьми выявлено, что наиболее перспективным является индивидуальный подход. На современном этапе развития знаний, индивидуализация понимается

как подход к группе детей, объединенных на основе схожести соматических и двигательных возможностей. Для этой группы детей, занимающимися игровыми видами спорта, как показали исследования, целесообразно разрабатывать единые тренировочные программы. Такой подход вполне оправдал себя. В пу-эрильном периоде, когда происходит развитие и совершенствование морфологических структур, необходимо уделять особое внимание формированию двигательных способностей, совершенствованию и усвоению новых двигательных умений на базе уже сформировавшихся морфологических возможностей.

Использование современных методов анализа роста, развития и функциональной адаптации организма детей к предлагаемым тренировочным и соревновательным нагрузкам, свойственным командно-игровым видам спорта, позволило выявить несколько этапов перспективных возможностей формирования необходимых физических и техникотактических способностей игрока как структурной единицы команды.

Первый этап - соматического детерминирования - характеризовался определением влияния соматических показателей на успехи в достижении высокой оценки игровых приемов.

Второй этап - переходный - выравнивание влияния в достижении высокой игровой оценки соматических показателей и уровня биологического развития. Проявлялся в повышении информативности отдельных тестовых упражнений. Он начинался у лиц «укороченного» варианта биологического развития (ВБР «А») в 11-11.5-летнем возрасте. У лиц «растянутого» варианта биологического развития (ВБР «С») - в 13-14 лет.

Третий этап - функционально-соматического детерминирования. На первый план вышла оценка зрелости инди-

видуальных физических способностей в сочетании с психосоматическими и ней-родинамическими особенностями игрока. Это основной этап в динамике спортивной подготовленности. В отличие от предыдущих - подготовительных - этапов, ключевую роль играет специальная (технико-тактическая) подготовленность спортсменки в сочетании с ее индивидуальной спортивной подготовленностью.

Анализ научно-методической информации в области морфологии, хронобиологии, педагогики, спортивной антропологии и собственный опыт работы с детьми в качестве тренера позволили дать биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспе-цифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов. В основу учебно-тренировочного процесса положены соматические - конституциональные характеристики детей, определяющие содержание, величину, продолжительность и направленность тренировочных воздействий, а также характер взаимосвязи ростовых процессов.

Результаты исследований и их последующий анализ позволили сформулировать общие (присущи всем исследуемым видам спорта) и специфические (присущи конкретному виду или группе исследуемых видов спорта) аспекты, определяющие концепцию развития компонентов подготовленности на основе соматотипоспецифических изменений, влияющих на становление спортивного мастерства в женских командно-игровых видах.

Общие аспекты:

- показатели длины и массы тела, определяющие габаритный уровень варьирования, являлись ведущими (Р < 0.05) в препубертатный период (9-10

лет) и в период раннего пубертата (1112 лет). С 13 лет их влияние снижалось (Р > 0.05), в то время как росло влияние величин компонентного и пропорцион-ного уровней варьирования (Р < 0.05);

- оценка соматического типа и вариант биологического развития позволяли дифференцировать обследуемые команды по индивидуальным особенностям игроков;

- разграничение соматических типов в онтогенезе сохранялось, хотя из-за неравномерности ростовых процессов звеньев тела показатели коэффициента трансгрессии давали «перехлест» зон пропорционного варьирования. Величины коэффициента трансгрессии из-за гетерохронности ростовых процессов достигали максимума к 14 годам;

- на отрезке онтогенеза от 9 до 20 лет интенсивность роста массы тела спортсменок выше, чем ИР его длины. Достоверная динамика прироста массы тела осуществлялась как за счет повышения прироста мышечной, так и жировой массы в зависимости от этапа развития. К 16 годам интенсивность роста мышечной массы снизилась в 3-4 раза, прирост жировой массы возрос в несколько раз. В 20 лет у спортсменок проявилась тенденция маскулинизации организма за счет направленных тренировочных нагрузок;

- изменения выраженности жировой и костной массы у спортсменок командно-игровых видов зависели от внешних факторов - характера величины и направленности тренировочных воздействий;

- раннее увеличение мышечной массы чаще наблюдалось у лиц макросомного типа варианта биологического развития «А». У лиц, имеющих высокий процент мышечной массы, формировался «нижний» фенотип топографии ее распределения;

- интенсивность роста длины нижней конечности уменьшалась с возрастом, но абсолютный размер увеличивался до 20 лет. В 14 лет годовой прирост у футболисток в среднем составлял 3.7 %, в 16 и 20 лет он не превышал 0.8 %;

- темпы биологического развития растущего организма определяли возрастные изменения уровня функциональной подготовленности спортсменок командно-игровых видов. Спортсменки варианта биологического развития «А» имели более высокие показатели функциональной подготовленности по сравнению с игроками ВБР «С», что подтверждается сравнением средних данных энергетического и двигательного компонентов;

- различия по продолжительности фаз ростовых периодов и формирование компонентов состава тела определяли планирование различных сторон функциональной и физической подготовленности занимающихся;

- интенсивность роста длинотных размеров происходила гетерохронно и определяла динамику результатов тестовых упражнений;

- внутригрупповая гетерохрон-ность развития физических способностей отражала генетические особенности, о которых можно судить по соматическим маркерам и вариантам биологического развития;

- учет составляющих параметров, определяющих успешность спортивной деятельности в командно-игровых видах будет способствовать оптимальному совершенствованию функциональных систем индивида только при комплексном исследовании всех его компонентов (темперамент, психический, нейродинамический, энергетический и двигательный) с обязательным включением соматических ресурсов

растущего организма;

- определенным возрастным периодам соответствовали определенные темпы развития двигательных способностей. Анализ интенсивности протекания ростовых процессов у лиц различных вариантов биологического развития позволил экстраполировать протяженность сенситивных периодов отдельных двигательных способностей у конкретного субъекта и использовать их при индивидуализации учебно-тренировочного процесса;

- окончание ростовых процессов не совпадало с прекращением активного развития физических способностей. Это несовпадение проявлялось в 18-20 лет, когда лица варианта биологического развития «С» не только «догнали», но и опередили по развитию отдельных физических способностей спортсменок варианта биологического развития «А»;

- динамика физической подготовленности футболисток в годичном цикле учебно-тренировочного процесса зависит от уровня индивидуального развития. Планирование величины и направленности педагогических воздействий с учетом скорости созревания растущего организма, определяло темпы прироста результатов тестовых упражнений, характеризующих различные стороны физической подготовленности спортсменок;

- морфологическая дифференциация спортсменок не определяла уровень технической подготовленности и не являлась ведущей при оценке количественно-качественных показателей выполнения технико-тактических действий в группах начальной подготовки. В учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования различия в показателях объема и эффективности технико-тактических действий среди лиц различных вариантов

биологического развития достоверно высоки (Р < 0.05). В группах высшего спортивного мастерства статистически значимые различия не обнаружены.

Специфические аспекты:

- величина коэффициента трансгрессии отдельных звеньев тела изменялась неравномерно: наблюдались годы увеличения и уменьшения ее значений. В 14 лет коэффициент трансгрессии достигал максимальных значений: в футболе - 31-38 %, минифутболе и футзале - 29-34 и 27-30 % соответственно, хоккее на траве, индор-хоккее, флорболе - 28-38 %. В 17 лет значения величины трансгрессии снижались, и, к 20 годам определялись как минимальные;

- при разделении спортсменок по соматическим типам в футболе выявлено смещение игроков в сторону макросомного типа, в футзале - мезомакро-сомного типа, в мини-футболе - микро-сомного типа, в хоккее на траве, индорхоккее, флорболе - мезосомного (14 лет) и мезомакросомного (17 и 20 лет) типа;

- динамика прироста отдельных компонентов телосложения (длина тела, нижней конечности, мышечная масса, жировая масса) для отдельно взятого вида спорта строго индивидуальна и зависела от специфики рассматриваемого вида, определяемой внешними и внутренними факторами, к которым относились особенности двигательного режима, содержание, характер, величина и направленность тренировочных воздействий;

- рассогласование между выраженностью жировой и костной масс тела спортсменок связано с вариантом биологического развития. У игроков, специализирующихся в футболе эта особенность развития имела место в 9-16,

18-20 (жировая масса), 9-16, 20 (костная масса) лет; футзале - в 14 (жировая масса) лет; мини-футболе - в 11, 14 (жировая масса), 11 (костная масса) лет; в хоккее на траве, индорхоккее, флорболе

- 11 (жировая масса) лет;

- скорость биологического развития оказывала влияние на динамику развития мышечной массы в исследуемых командно-игровых видах спорта в определенные возрастные периоды (Р <

0.05): футбол - 11, 13, 14 лет; футзал, мини-футбол, хоккей на траве, индор-хоккей, флорбол - 11, 14, 17 лет;

- под влиянием тренировочных воздействий формировался «нижний» вариант выраженности мышечной массы у спортсменок, специализирующихся в футболе, футзале, мини-футболе. Специфика деятельности в хоккее на траве, индорхоккее, флорболе с возрастом отражалась на изменении соотношения мышечной массы плеча и бедра и проявлялась в формировании «гармоничного» варианта выраженности мышечной массы;

- изменения показателей длины нижней конечности у спортсменок связаны с индивидуальными темпами развития организма. Различия по длине нижней конечности достоверны у исследуемых крайних соматических типов в 11, 14, 17 лет, вариантов биологического развития «А» и «С» - в 14 (хоккей на траве, индорхоккей, флорбол) и 14, 17 (футбол, мини-футбол, футзал) лет;

- возрастные изменения функциональной подготовленности зависели от специфики вида спорта. Тенденция более высокого уровня показателей энергетического и двигательного компонентов у спортсменок варианта биологического развития «А» сохранялась в исследуемых видах спорта, однако разница в средних данных, определяющих развитие вышеназванных компонентов

у каждого из рассматриваемых видов спорта имела свои, специфические величины.

В процессе лонгитудинальных наблюдений выявлены минимальнодостаточные, но высокоинформативные подходы к оценке физического состояния занимающихся. В группах начальной подготовки - это длина и масса тела; в учебно-тренировочных группах -пропорции телосложения; в группах спортивного совершенствования и группах высшего спортивного мастерства - компонентный состав масс тела индивида, то есть базовые структуры метрической соматодиагностики.

Полученные при исследовании материалы определяют значимость сома-тодиагностики для перспективной подготовки спортсменок в женских командно-игровых видах. Оценка сомато-функционального развития с учетом индивидуальности биологического состояния, играет решающую роль в достижении спортивного результата, при научно-обоснованном построении тренировочного процесса и постоянном наблюдении за биодинамикой морфологических и функциональных показателей.

Выводы

Интеграция научно-методической информации последних десятилетий в области возрастной и спортивной морфологии, хронобиологии, нейрофизиологии и адаптации детского организма к физическим нагрузкам, а также лонги-тудинальные наблюдения позволили сформулировать общую концепцию исследования: для успешного формирования рациональных двигательных действий, координационно-двигательных связей и их использования в различных игровых ситуациях необходимо применение однотипных тренировоч-

ных воздействий по отношению к спортсменкам командно-игровых видов, объединенных едиными ростовыми процессами по скорости развертки их генетической программы. Величина и направленность этих воздействий основаны на приоритетности биологических изменений на внутриклеточном уровне, связанных с образованием новых морфологических структур.

Общая концепция была развернута в три основные теоретические концептуальные положения:

- первое концептуальное положение вбирает в себя возрастные и адаптационные изменения морфофункциональных характеристик опорнодвигательного аппарата у спортсменок инновационных командно-игровых видов на этапе генеза от 9 до 20 лет;

- второе концептуальное положение базируется на определяющей значимости биологического развития, влияющего на уровень физической подготовленности спортсменок;

- третье концептуальное положение основывается на системном единстве проявления организменных и над организменных характеристик спортсменок в специфических условиях соревновательной деятельности.

Приведенный в работе (собранный в результате многолетних наблюдений) материал полностью подтверждает сформулированную научную концепцию развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспе-цифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов и утверждает, что только систематические медико-биологические наблюдения и педагогический контроль могут быть тем комплексом, который позволит планировать оптимальные тренировочные воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и методика физической культуры. - 1999.

- № 4. - С. 21-26.

2. Волков В.М. Тренеру о подростке. - М.: ФиС, 1983. - 176 с.

3. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: учеб. пособие / В.М. Волков, Р.Н. Дорохов,

В.А. Быков. - Смоленск: СГИФК, 1998.

- 99 с.

4. Основы распознавания раннего спортивного таланта: Учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.П. Губа. - М.: Терра спорт, 2003. - 208 с.

5. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: автореф.

дис. ... д-ра. мед. наук / Р.Н. Дорохов. -М., 1984. - 46 с.

6. Ориентиры формирования подхода к совершенствованию физических качеств детей и подростков / Р.Н. Дорохов // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. - Смоленск: ИКА. - 1999. - С. 69-74.

7. Соматический тип и пространственновременная характеристика развивающегося организма / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. - Смоленск: ИКА, 1999. - С. 2026.

8. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 11-12 лет различных соматических типов и вариантов развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Зайцев. - Малаховка, 1994. - 18 с.

9. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: автореф. дис. . д-ра. пед. наук / А.П. Золотарев. - Краснодар, 1996. -50 с.

10. Интегративная биомедицинская антропология / В.В. Куприянов, Н.А. Корнетов. - Томск: ТГУ, 1998. - 183 с.

11. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов / В.Г. Никитуш-кин // Теория и методика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 40-41.

12. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная интегративная антропология) / Б.А. Никитюк. - М.: Спортака-демклуб, 2000. - 440 с.

13. Основные принципы многолетней подготовки юных спортсменов / В.П. Фи-

лин // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 352-353.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц как фактор конституции человека / В.В. Язвиков, В.Г. Пет-рухин // Теория и методика физической культуры. - 1991. - № 1. - С. 16-20.

MEDICAL AND BIOLOGICAL ASPECTS WHICH DEFINE THE CONCEPTION OF THE DEVELOPMENT OF THE COMPOUND PARTS OF READINESS IN FEMALE TEAM PAYING

KINDS OF SPORT.

A.A. Zajtsev

In the article there are brought out medical and biological aspects (general and specific) of the diagnostic evaluation of the compound parts of readiness under the influence of corporal specific changes of the growing organism of sports woman. There is represented the conception of the development of the compound parts of readiness in female team playing kinds of sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.