УДК 37
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ © А.В. Козырева
Статья посвящена определению критериев и уровней сформированности информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы. Проведен сравнительный анализ подходов различных исследователей к определению критериев и уровней сформированности информационной компетентности у будущих специалистов, на основе которого данные понятия уточнены и конкретизированы относительно учащихся профильных классов средней школы. Установлена взаимозависимость между четырехбалльной шкалой оценивания и выделенными критериями и уровнями.
Ключевые слова: информационная компетентность; средняя школа; критерий; уровень.
Проблемы измерения информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы чаще всего связаны с потребностью определения критериев, показателей и уровней ее сформированности. Только при их наличии можно сделать вывод о предпочтительных, наилучших результатах педагогических воздействий. Анализ работ различных авторов свидетельствует о том, что в настоящее время хорошо и добротно отработан критериальный аппарат для оценки сформированности профессиональной компетентности студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, а для учащихся средней школы он практически отсутствует, отсюда возникает потребность в его разработке.
В рамках настоящей статьи под критерием целесообразно понимать «признак, на основании которого производится оценка, суждение» [1]. Критерии сформированности информационной компетентности учащихся, исходя из выделения ее основных компонентов как единства теоретической, практической и мотивационной готовностей и способностей школьника, определяются на основе системного и личностно-деятельностного подходов к пониманию потребности ее формирования.
Исследованию проблемы определения критериев и уровней сформированности профессиональной компетентности посвящено значительное количество научных работ. Эта проблема поднимается в работах Т.А. Гудковой, О.Г. Назаровой, А.И. Ахулко-вой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Макаровой, А.К. Марковой, Г.Н. Подчалимовой, А.А. Реан, О.Н. Ионовой и ряда других исследователей. Авторы по-разному подходят к
определению уровней профессиональной компетентности, а также лежащих в их основе критериев и показателей.
Так, например, в работах О.Г. Назаровой выделяются высокий, средний и низкий уровни сформированности информационной компетентности студентов ссузов и соответствующие им критерии: ориентировочнопознавательный, мотивационно-ценностный, операционно-практический [2]. О.Н. Ионова рассматривает интуитивный (начальный), нормативный (достаточный), творческий (высокий) уровни сформированности ин-формацинной компетентности взрослых и соответствующие им критерии: информационный, технологический, рефлексивно-результативный [3]. На наш взгляд, подходы Т.А. Гудковой представляют особую значимость для решения проблемы определения критериев и уровней сформированности информационной компетентности будущего учителя информатики, т. к. автор очень четко дифференцирует уровни сформированности: от школьника до специалиста [4].
Сравнивая рассмотренные выше подходы по определению критериев и уровней сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов, можно сделать следующие заключения: они во многом совпадают по критериям, но по показателям и уровням значительно отличаются. С нашей точки зрения, для оценки сформиро-ванности информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы в полной мере не может использоваться ни один из предложенных критериальных аппаратов, т. к. Государственным стандартом общего образования к школьникам предъявляются иные требования, отличающиеся от
требований, предъявляемых к студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, а также к обучающимся, получающим дополнительное образование.
Важной особенностью освоения в средней школе информатики и информационных технологий является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание культуры моделирования деятельности в областях, относящихся к информационным технологиям; профессиональная ориентация. Рассмотрим подробно специфику подготовки учащихся профильных классов средней школы, на основе которой определим критерии и уровни сформи-рованности информационной компетентности школьников.
Согласно требованиям Государственного стандарта среднего (полного) образования, предъявляемых к уровню подготовки учащихся профильных классов средней школы, в результате изучения информатики ученик должен знать: логическую символику; основные конструкции языка программирования; свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов; методы и средства компьютерной реализации информационных моделей; общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей; виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей; принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств информационных технологий. В связи с этим считаем целесообразным определить критерий для оценки знаний, соответствующих требованиям Государственного стандарта среднего (полного) образования. Все вышеперечисленные требования можно объединить в две группы: знание компьютерных методов обработки информации и знание основных продуктов, используемых в процессе обучения.
Таким образом, критерий сформированности знаний может характеризоваться сле-
дующими показателями: знанием компьютерных методов обработки информации; знанием основных программных продуктов, используемых в процессе обучения.
Кроме того, учащиеся профильных классов средней школы должны уметь: выделять информационный аспект в деятельности человека; строить информационные модели объектов, систем и процессов; вычислять логическое значение сложного высказывания; проводить статистическую обработку данных; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования информационных технологий; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов; оперировать информационными объектами; проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели. Эти компоненты (умения) целесообразно представить следующими показателями: умение работать с информационными объектами; умение организовать собственную информационную деятельность и спланировать ее результат; умение применять средства информационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуального и коллективного проектов в учебной деятельности. В связи с этим считаем целесообразным использовать для определения сформированности у обучающихся соответствующих умений и навыков специальный критерий, характеризующийся вышеперечисленными показателями.
Основным результатом обучения учащихся профильных классов средней школы является сформированность их информационной компетентности. А ее формирование невозможно без наличия потребности и интересов у школьников к овладению информационными технологиями. Поэтому целесообразно ввести мотивационный критерий для оценки уровня сформированности информационной компетентности обучающихся, который характеризуется следующими показателями: проявлением интереса к овладению информационными технологиями; наличием потребности в получении и расширении знаний в области информационных технологий.
Приоритетами для учебной дисциплины «Информатика» на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня являются: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решении общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения. В связи с этим целесообразно для оценки уровня сформированности информационной компетентности учащихся определить рефлексивно-результативный критерий, характеризующийся адекватной самооценкой значимости своего участия в информационной деятельности.
Приведенные критерии и показатели могут, на наш взгляд, служить основанием для определения уровней сформированности информационной компетентности обучающихся. В этом случае целесообразно выделить следующие взаимосвязанные и последовательные уровни: интуитивный (начальный), нормативный (достаточный), творческий (высокий).
Интуитивный (начальный) уровень целесообразно характеризовать отсутствием у учащихся профильных классов средней школы интереса к овладению информационными технологиями, а также потребности в получении и расширении знаний в этой области; знания поверхностные, формальные и бессистемные. Они способны к решению наиболее простых, знакомых задач по алгоритму, составленному учителем.
Нормативный (достаточный) уровень целесообразно характеризовать наличием мотивов к изучению информационных технологий, знаний компьютерных методов обработки информации и основных программных продуктов, используемых в процессе обучения, а также умений работать с информационными объектами. К данному уровню сформированности информационной компетентности относится адекватная самооценка значимости своего участия в информационной деятельности.
Творческий (высокий) уровень целесообразно характеризовать наличием умений организовать собственную информационную деятельность и спланировать ее результат, и применять средства информационных технологий в повседневной жизни при выполнении индивидуального и коллективного про-
ектов в учебной деятельности. Проявляется творческое отношение к учебной деятельности.
Таким образом, информационная компетентность учащихся профильных классов средней школы развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений определенному уровню ее сформированности.
Выбор качественных критериев, показателей и уровней сформированности информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы делает возможным их использование в образовательном процессе и создает предпосылки перехода к некоторым количественным характеристикам. Следует при этом иметь в виду, что каждый из выбранных критериев не поддается прямому инструментальному измерению и требует соответствующего анализа и опосредованной интерпретации.
Формирование информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы, определение уровня, проверку критериев и показателей, рассмотренных в рамках настоящей статьи, предлагаем осуществлять по следующему алгоритму (рис. 1, 2).
Основанием для реализации предлагаемого алгоритма являются требования Государственного образовательного стандарта, на основе которых определяются цель обучения, критерии и показатели оценки уровня сформированности информационной компетентности учащихся, а также педагогические условия. Далее проводится ряд мероприятий, направленных на формирование их мотивации, например, уроки с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины «Информатика», а также уроки, направленные на изучение специальной информации, например, на тему: «Информационные технологии и их роль в процессе информатизации образования». Если результат проведения таких мероприятий является недостаточным, то предполагается возможность проведения индивидуальной работы с учеником, направленной на повышение его собственной мотивации, в противном случае осуществляется
обучение, нацеленное на приобретение знаний компьютерных методов обработки информации и основных программных продуктов, используемых в процессе обучения. После объяснения нового материала осуществляется контроль результатов обучения. Если результат - отрицательный, то выясняется проводилась ли коррекция результатов обучения, если «да», то необходимо вернуться к определению целей обучения, в противном случае осуществляется проведение дополнительных мероприятий, направленных на коррекцию. Если результат контроля положительный - проводятся занятия, направленные на формирование умения работать с информационными объектами, умения организовать собственную информационную деятельность и спланировать ее результат, умения применять средства информационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуального и коллективного проектов в учебной деятельности. После чего производится контроль результатов по фор-
мированию умений, аналогичный контролю результатов обучения, описанному в блоках 9-12. В случае положительного результата проводятся занятия, направленные на формирование навыков применения средств информационных технологий в повседневной жизни при выполнении индивидуального и коллективного проектов в учебной деятельности. Затем осуществляется аналогичный контроль результатов (см. блоки 14-17).
Для установления взаимозависимости между четырехбалльной шкалой оценивания и выделенными уровнями, критериями и показателями сформированности информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы воспользуемся математическим приемом, который носит название «метод идеальной точки».
Полагаем, что все четыре критерия (критерий сформированности знаний, критерий сформированности умений и навыков, мотивационный критерий, рефлексивно-результативный критерий) являются равнозначными.
Рис. 1. Алгоритм формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы. Часть 1
Рис. 2. Алгоритм формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы. Часть 2
Для того чтобы использовать критерий сформированности знаний учащихся, разработан специальный педагогический тест, включающий в себя двадцать два задания; для применения критерия сформированности умений и навыков - пять практических заданий; для мотивационного критерия - анкета, состоящая из девятнадцати вопросов; для реализации рефлексивно-результативного
критерия - анкета, состоящая из двух вопросов. Обозначим следующими переменными Ці, ц2, Ц3, Ц4 - результаты выполнения обучающимися заданий для использования критерия сформированности знаний; критерия сформированности умений и навыков; мотивационного критерия; рефлексивно-результативного критерия. А Циді, Цид2, Цидз, Цид4 - результаты выполнения заданий для применения критерия сформированности знаний; критерия сформированности умений и навыков; мотивационного критерия; рефлексивнорезультативного критерия, к которому мы стремимся.
Максимальное значение, которое могут принимать эти переменные, равно единице, минимальное - нулю. Пусть хвд(цвд1, Цид2, Цидз, Цид4> - идеальная точка, а х(ць Ц2, Цз, Ц4) -точка, координатами которой являются результаты тестирования и анкетирования учащихся. Тогда
Г =у1 (Ц„д1 -^1)2 + (Цид2 -^2)2 + (^идз -Цз)2 + (^ид4 -^4)2 ~
расстояние между этими точками, показывающее насколько точка х удалена от точки хид. Чем меньше это расстояние, тем лучшего результата мы достигли в процессе обучения. Вычисление значения переменной г осуществляется в блоке 24. Таким образом, если 0 < г < 0,4, то можно говорить о творческом (высоком) уровне сформированности информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы, если
0,4 < г < 1 - о нормативном (достаточном) уровне, если г > 1 - об интуитивном (начальном) уровне. По каждому уровню предоставляются рекомендации к обучению, осущест-
вляется переход на 2 блок для определения целей обучения, что является завершающим этапом реализации предлагаемого алгоритма.
Конечно, невозможно говорить об абсолютно верном измерении информационной компетентности обучающихся, в силу того что сфера будущей деятельности выпускников средней школы может быть сложна и многогранна. Однако надеемся, что опора преподавателей средней школы на выделенную систему показателей, критериев и уровней сформированности информационной компетентности учащихся профильных классов позволит более объективно подходить к оценке качества подготовки школьников.
1. Исаев И.Ф., Шеховская Н.Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. Белгород, 1997.
2. Назарова О.Г. К проблеме формирования экономической компетентности будущего специалиста // Вестн. Брянского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Брянск, 2005. Вып. 3. С. 23-25.
3. Ионова О.Н. Приемы и методы обучения в области информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. 2006. № 2. С. 7-30.
4. Гудкова Т.А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007.
Поступила в редакцию 21.09.2009 г.
Kozyreva A.V. Criterions and levels of informational competence readiness of students in secondary school profile classes. The article is devoted to the criterions and levels of informational competence readiness of students in secondary school profile classes. Carried out the comparative analysis of approaches of various researchers to definition of criteria and levels of information competence readiness of the future experts on the basis of which the given concepts are specified and concretized concerning students of profile classes of high school. Interdependence between the four-point scale of estimation and the allocated criteria and levels is established.
Key words: information competence; secondary school; criterion; level.
УДК 371+796/799
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА В ПРОГРАММНОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)
© Г.Н. Германов, И.В. Машошина
Технология построения урока физической культуры в школе может быть представлена как динамический процесс структурирования первичных элементов (двигательных заданий - ДЗ) в более крупные фрагменты и компоненты учебно-воспитательного процесса: части урока, модули, блоки, кластеры, систему уроков, циклы подготовки. Определена пульсовая напряженность двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре учащихся в 5-х классах; осуществлена классификация заданий школьной программы физического воспитания учащихся 5-х классов на блоки и модули по реактивности сердечно-сосудистой системы.
Ключевые слова: общеобразовательная школа; учащиеся 5-х классов; урок физической культуры; комплексная программа; баскетбол; блочно-модульная технология; оперативная задача; текущее управление; двигательное (тренировочное) задание; частота сердечных сокращений - ЧСС; кардиомониторы «POLAR».
Введение. В организации физического воспитания в средней общеобразовательной школе основополагающим признается системно-структурный подход, который диктует логику построения учебно-воспитательного процесса от многолетних программ и годичных циклов обучения до этапных (полуго-
дичных, четвертных) циклов и конкретных уроков физической культуры. Подходы, основанные на применении методов комплекс -но-целевого планирования, доминируют в школьной практике физического воспитания все последние годы [1, 2]. В такой системе обучения цель в достижениях школьников