Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности учащихся школ пенитенциарной системы первый шаг к положительной ресоциализации осужденного'

Формирование информационной компетентности учащихся школ пенитенциарной системы первый шаг к положительной ресоциализации осужденного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PENITENTIARY SYSTEM / REHABILITATION / HUMANIZATION / INFORMATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврина Роза Николаевна

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых в учебно-воспитательном процессе школ при исправительных учреждениях Республики Бурятия. Выявлены критерии и уровни сформированности информационной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of informational competence in schools of penitentiary system as the first step to a positive rehabilitation of convicts

This article discusses the theoretical aspects of the formation of informational competence of adults in the educational process of schools at correctional institutions of the republic. The criteria and levels of formation of informational competence have been revealed

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности учащихся школ пенитенциарной системы первый шаг к положительной ресоциализации осужденного»

6. Сафонова В.Ю.. Задачи для внеклассной ра- 7. Чесноков А.С., Шварцбург С.И. и др. Вне-

боты по математике в V-VI классах. Пособие для классная работа по математике в 4-5 классах. -М.:

учителей.- М.: ТОО «Вентант-граф».- 70 с. Просвещение, 1994.- 192 с.

Кибирев Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук, профессор, Бурятский государственный университет.

Kibirev Vladimir Vasilievich, candidate of physical and mathematical sciences, professor, Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул.Смолина, 24а, раб. тел.:219757, e-mail: dekanat [email protected]

УДК 371.2:343.81

Р.Н Лаврина

Формирование информационной компетентности учащихся школ пенитенциарной системы -первый шаг к положительной ресоциализации осужденного

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых в учебно-воспитательном процессе школ при исправительных учреждениях Республики Бурятия. Выявлены критерии и уровни сформированности информационной компетентности.

Ключевые слова: пенитенциарная система, ресоциализация, гуманизация, информационная компетентность.

RN Lavrina

Formation of informational competence in schools of penitentiary system as the first step to a positive rehabilitation of convicts

This article discusses the theoretical aspects of the formation of informational competence of adults in the educational process of schools at correctional institutions of the republic. The criteria and levels of formation of informational competence have been revealed.

Keywords: penitentiary system, rehabilitation, humanization, informational competence.

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация -социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-

правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности [1].

Нормативные акты, регламентирующие деятельность исправительных учреждений, требуют совершенствования системы исполнения наказаний, главным образом - гуманизации и оптимизации условий отбывания наказания, педа-гогизации воспитатательно-реабилитационного процесса, расширения и углубления участия в этом процессе общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов и других общественных институтов.

Реформа уголовно-исполнительной системы продолжается и в настоящее время. И, безусловно, одним из основных направлений рефор-

мирования системы является гуманизация условий отбывания наказания осужденными с широкой открытостью и привлечением общественности к пенитенциарному процессу.

В этой связи первоочередными задачами колоний становятся: создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого осужденного, его ресоциализации, формирование у него потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению. Решение этих задач возложено на педагогические коллективы школ исправительных учреждений во взаимодействии со всеми подразделениями и службами учреждения. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса, учитывающего как специфику пенитенциарного учреждения, так и психологические особенности личности осужденного.

Р.Н. Лаврина. Формирование информационной компетентности учащихся школ пенитенциарной системы -первый шаг к положительной ресоциализации осужденного

Первым шагом к успешной ресоциализации может стать формирование информационной компетентности у учащихся школ при исправительных учреждениях. В настоящее время в связи с подвижностью рынка труда обществу требуются люди, способные мобильно менять профессию, самостоятельно принимать решения, изменять сложившиеся стереотипы, быть готовыми к саморазвитию и самообразованию. Для достижения поставленной цели необходимо развивать информационную грамотность учащихся. Развитие информационных технологий привело к тому, что современному человеку необходима информационная грамотность, а для осужденного, проведшего в заключении несколько лет, жизненно необходимые знания. Всего пять-семь лет назад мобильная связь была роскошью, а Интернет чем-то недоступным. На сегодняшний день умение пользоваться информационными ресурсами и умение находить и обрабатывать информацию - одни из основных требований работодателей.

Формирование компетентности взрослых в сфере информационной деятельности представляет собой длительный процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению новых. Этот процесс протекает в условиях трансформации информационного поведения взрослого человека, интеграции информационной и профессиональной сфер деятельности. Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации межличностных отношений.

Информационная компетентность — системное образование знаний и умений в области информационно — коммуникационных технологий и опыт их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать принципиально новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технических средств, таких, как компьютер, принтер, факс, модем и т.п.

Опираясь на теорию организации содержания образования [2], в составе компетентности на любом этапе формирования можно выделить четыре общих элемента:

1. Мотивационно-целевая составляющая указывает на наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановку и

осознание целей информационной деятельности.

2. Когнитивная — раскрывается как наличие информационных знаний, умений и способность применять их в профессиональной деятельности; умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства.

3. Операционно-деятельностная — демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике.

4. Рефлексивная — обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе анализа своей информационной деятельности, в связи с тем, что объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие потенциала личности.

Одним из оптимальных путей формирования компетентности в сфере информации является создание соответствующей модели и встраивание ее в учебный процесс образовательных учреждений пенитенциарной системы.

Для формирования информационной компетентности необходимы знания и умения в области универсального прикладного программного обеспечения, которые ориентированы на единый, универсальный для всех категорий пользователей перечень программных средств, но предполагают различную глубину освоения того или иного средства в зависимости от специфики конкретной профессиональной среды. Универсальный характер знаний обеспечивает возможность их применения в различных областях, повышая профессиональную мобильность взрослых, а так же их общий потенциал ресоциализации.

Измерение информационной компетентности связано с выявлением критериев и уровней ее сформированности. Критерии характеризуется совокупностью нескольких показателей. Степень их развития у конкретной личности и будет определять ее компетентность:

Информационный критерий характеризуется следующими показателями:

• Интерес к работе с информацией;

• Осознание потребностей работы с информационными технологиями;

• Знание методов работы с информацией.

Технологический:

• Наличие информационных знаний, умений и применение их в профессиональной деятельности;

• Умение выбирать программные и аппаратные средства для обработки данных.

Рефлексивно-результативный:

• Включение в информационную деятельность;

• Совершенствование своих информационных знаний, умений на основе самоанализа.

Приведенные критерии [2] и показатели сформированности информационной компетентности служат исходными данными для определения уровней развития этого качества у взрослых людей, проходящих обучение в школах при исправительных учреждениях. Можно выделить три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности: интуитивный (начальный),

нормативный (достаточный), творческий (высокий). Таким образом, информационная компетентность развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений определенному уровню развития.

Формирование информационной компетенции способствует увеличению уровня мотивации к обучению. На уроках информатики учащиеся осваивают интуитивный и нормативный уровни информационной компетенции. Творческий уровень компетенции формируется у уча-

щихся, имеющих более высокое интеллектуальное развитие. Данные учащиеся участвуют в научно-практических конференциях среди учащихся школ пенитенциарной системы городского и республиканского уровней. Также для желающих организованы кружок по информатике и курс обучения программе 1 С (для тех, кто скоро освобождается).

Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее сущностных черт, обоснование критериев и уровней ее сформированности является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий развития. Это позволяет более целенаправленно и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в школах при исправительных учреждениях и значительно ускоряет процесс овладения современными информационными и коммуникационными технологиями.

Литература

1. Гербеев Ю.В. Педагогика и политиковоспитательная работа с осужденными: учеб. пособие. — Рязань: РВШ МВД, 1985. — 359 с.

2. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Краевский В.В., Хуторской А.В. // Педагогика. — 2003. — №2. — С.3-10.

3. Полозюк В. Дела школьные. // Преступление и наказание. — 2000. — №2. — С. 9-11.

4. Сломчинский А.Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе: ав-тореф. дис.... д-ра пед. наук (13.00.01). — Екатеринбург, 2009. — 41 с.

Лаврина Роза Николаевна, учитель математики, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3 при исправительном учреждении ОВ 94/8. 670031 г. Улан-Удэ, ул. Академическая, пр.2, д.1, e-mail: roza-l avrina@y andex. ru

Lavrinа Roza Nikolaevna, teacher of mathematics, evening (shift) secondary school № 3 in a correctional institution OB94/8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.