Научная статья на тему 'Критерии и уровни поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении'

Критерии и уровни поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОДДЕРЖКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ / STUDENT / SUPPORT / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CRITERION / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Марина Леонидовна, Глухенький Илья Юрьевич

Цель исследования выделение и обоснование критериев успешности поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении. Известно, что самоопределение главный принцип современного образования и критерий его гуманизации, а успешность поддержки студентов в самоопределении целевой ориентир и критерий эффективности функционирования образовательной среды. Слабая разработанность критериев успешности поддержки студентов в личностно-профессиональном самоопределении препятствует дальнейшему развитию систем социально-педагогического мониторинга, технологий профессиональной подготовки и моделей гуманизации образования. В то же время, современными специалистами разработаны модели поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении, которые должны быть научной основой для выделения критериев её успешности. Опираясь на современные модели поддержки студентов в самоопределении, авторы настоящей статьи выделили критерии успешности такой поддержки, а также охарактеризовали её интегративные уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Марина Леонидовна, Глухенький Илья Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and levels of student support in personal and professional self-determination

The purpose of the study is to identify and substantiate the criteria of success of student support in personal and professional self-determination. It is known that self-determination is the main principle of the modern education and the criterion of its humanization, and the success of supporting students in self-determination is the target and criterion of the effectiveness of the educational environment. The weak development of criteria for the success of supporting students in personal and professional self-determination hinders the further development of the social and pedagogical monitoring systems, training technologies and models of humanization of education. At the same time, modern specialists have developed models of student support in personal and professional self-determination, which should be the scientific basis for the selection of criteria for its success. Based on the modern models of support for the students in self-determination, the authors of this article identified the criteria for the success of such support, as well as characterized its integrative levels.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении»

интеллектуальных, материальных и духовных ценностей последующим поколениям. Как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры физическая культура, выработала ряд средств, методов и требований к обучению, воспитанию и развитию человека. Закономерности и механизмы функционирования физической культуры оказывают конструктивное социогенное воздействие на систему образования - расширяя и совершенствуя методологические аспекты воспитательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Бенин, В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис ... д-ра пед. наук / Бенин Владислав Львович. - Екатеринбург, 1996. - 32 с.

3. Бенин, В.Л. Сущность физической культурологии / В. Л. Бенин // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2003. - № 6. - C. 14-18.

4. Зайцева, И.П. Физическая культура для бакалавров : учебное пособие / И.П. Зайцева ; Ярославский гос. ун-т. - Ярославль : [б.и.], 2013. - 196 с.

5. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

6. Нуждёнов, К.Э. Спорт как инструмент политического воздействия на современное общество : дис. ... канд. полит. наук / Нуждёнов К.Э. - М., 2012. - 148 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.I. (2000), Pedagogy: training course for creative self-development, Center for innovative technology, Kazan.

2. Benin, V.L. (1996), Theoretical and methodological bases of formation and development of pedagogical culture: dissertation, Yekaterinburg.

3. Benin, VL. (2003), "Essence of Physical Cultural Studies", Education and Science, No. 6, рр.

14-18.

4. Zaitseva, I.P. (2013), Physical culture for bachelors (study guide), Yaroslav.

5. Kogan M.S. (1974), Human Activity (Experience in System Analysis), Politizdat, Moscow.

6. Nezhdenov K.E. (2012), Sport as an instrument of political influence on modern society, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

УДК 378.147:378.018.439

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Илья Юрьевич Глухенький, кандидат технических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выделение и обоснование критериев успешности поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении. Известно, что самоопределение - главный принцип современного образования и критерий его гуманизации, а успешность поддержки студентов в самоопределении - целевой ориентир и критерий эффективности функционирования образовательной среды. Слабая разработанность критериев успешности поддержки студентов в личностно-профессиональном самоопределении препятствует дальнейшему развитию систем социально-педагогического мониторинга, технологий профессиональной подготовки и моделей гуманизации образования. В то же время, современными специалистами разработаны модели поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении, которые должны быть

научной основой для выделения критериев её успешности. Опираясь на современные модели поддержки студентов в самоопределении, авторы настоящей статьи выделили критерии успешности такой поддержки, а также охарактеризовали её интегративные уровни.

Ключевые слова: студент, поддержка, личностно-профессиональное самоопределение, критерий, уровень.

CRITERIA AND LEVELS OF STUDENT SUPPORT IN PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Ilya Yuryevich Glukhenkiy, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of the study is to identify and substantiate the criteria of success of student support in personal and professional self-determination. It is known that self-determination is the main principle of the modern education and the criterion of its humanization, and the success of supporting students in self-determination is the target and criterion of the effectiveness of the educational environment. The weak development of criteria for the success of supporting students in personal and professional self-determination hinders the further development of the social and pedagogical monitoring systems, training technologies and models of humanization of education. At the same time, modern specialists have developed models of student support in personal and professional self-determination, which should be the scientific basis for the selection of criteria for its success. Based on the modern models of support for the students in self-determination, the authors of this article identified the criteria for the success of such support, as well as characterized its integrative levels.

Keywords: student, support, personal and professional self-determination, criterion, level.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что эффективная поддержка обучающихся в личностно-профессиональном самоопределении - одна из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед образовательными средами [1-4]. Актуальность указанной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, гуманизация образования немыслима без такой поддержки. Во-вторых, в настоящее время официально признана такая проблема эффективности деятельности вузов, и один из критериев такой эффективности - трудоустройство выпускников [1]. Очевидно, что немаловажным фактором успешности трудоустройства является поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении. В-третьих, в настоящее время "даёт о себе знать" такое социальное бедствие, как вовлечение молодёжи в экстремизм и иные виды преступной деятельности; нельзя не отметить и рост аддикций среди молодёжи. Но известно, что вовлечённые в преступную деятельность либо аддикции - индивиды, которые не смогли сделать правильный выбор жизненно-профессионального пути. В-четвёртых, инновационная экономика нуждается в конкурентоспособных, профессионально мобильных личностях, готовых к правильному выбору жизненно-профессионального пути [1-4]; в качестве подпроблемы (по отношению к проблеме поддержки обучающегося в самоопределении) выступает эффективное формирование готовности к самоопределению.

Согласно современным воззрениям, поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении не сводится к консультативной помощи в выборе жизненно-профессионального пути, а предполагает помощь в реализации выбора, в целом - создание всевозможных условий для выбора и его реализации. Но известно, что образовательная среда - не просто социокультурная система, а комплекс условий для субъектов образовательного процесса [1-4]. Следовательно, функционирование образовательной среды любого профиля и уровня социальной иерархии должно быть ориентировано на успешную поддержку студентов в самоопределении. Но каковы

критерии успешности указанной поддержки?

В настоящее время выделены критерии успешности трудоустройства выпускников, отличные от предложенных Межведомственной комиссией для мониторинга эффективности деятельности вузов [1]. Но для авторов настоящей статьи очевидно, что критерии успешности трудоустройства выпускников нельзя "в готовом виде" применять для оценки успешности поддержки студентов в самоопределении. Во-первых, критерии успешности социально-педагогической поддержки должны отражать её роль в том, что студент сделал и реализовал верный выбор жизненно-профессионального пути. Во-вторых, выбор жизненно-профессионального пути не сводится к трудоустройству; например, выпускник вуза может поступить в магистратуру, получать дополнительное образование и т.д.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время очень слабо разработаны критерии успешности поддержки обучающихся в личностно-профессиональном самоопределении, что препятствует дальнейшему развитию и систем педагогического мониторинга, и технологий профессиональной подготовки, и моделей гуманизации образования. В то же время, современными специалистами разработаны модели поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении, которые должны быть научной основой для выделения критериев успешности такой поддержки [2]; для автора настоящей статьи очевидно, что модели социально-педагогической поддержки - неотъемлемая составляющая моделей функционирования образовательной среды. Проблема исследования - вопрос: какие параметры могут отразить роль образовательной среды в выборе и реализации студентами жизненно-профессионального пути? Цель исследования - выделение и обоснование критериев успешности поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, необходимо различать критерии деятельности, связанной с социально-педагогической поддержкой, и параметры, отражающие комплекс условий для возможности выбора студентами жизненно-профессионального пути. Например, если в вузе возможно получить дополнительное профессиональное образование по 20 направлениям, то это более широкие возможности для выбора, чем если было бы 10 направлений.

Рассмотрим критерии первой группы. Критерий К1 - результативность содействия

к'

Ев,

студентам и выпускникам в трудоустройстве: К= ——- , где N - число студентов,

ВхК

которым оказалась необходима помощь в трудоустройстве, В1 - успешность содействия в трудоустройстве ьму студенту по В-балльной шкале, учитывающая и реальную роль образовательной среды, и степень соответствия результатов трудоустройства ожиданиям студента или выпускника. Критерий К2 - удовлетворённость студентами системой поддержки и сопровождения в личностно-профессиональном самоопределении:

N

Еч

К2 — -1-1-, где N - общее число студентов, М1 - степень удовлетворённости 1-го студента

МЖ

по М-балльной шкале. Очевидно, что первичную информацию для вычисления указанного показателя можно получить на основе опросных методов. Критерий КЗ - объём, качество и значимость получаемой мониторинговой информации для поддержки студентов в

N

самоопределении: К3 = —— , где Б, - степень полноты (с учётом объёма, качества и

значимости) полученной мониторинговой информации для 1-го студента по Б-балльной шкале. Четвёртый критерий - степень доминантности образовательной среды для

N

Цо,

студентов: К.= —-, где Б, - степень доминантности образовательной среды для 1-го

студента по Б-балльной шкале. В условиях гуманизации образования доминантной для студента может быть лишь образовательная среда, в которой созданы все условия для его самореализации (в том числе самоопределения).

Диагностировать условия для выбора студентом жизненно-профессионального пути значительно труднее. Отметим, что это и число работодателей, с которыми образовательная среда находится в социальной кооперации, и число всевозможных образовательных программ (в том числе магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования и т.д.).

С точки зрения авторов, выделить и охарактеризовать уровни поддержки в самоопределении возможно только для группы обучающихся, а не для одного студента. Во-первых, поддержка студента в самоопределении - функция образовательной среды, как социальной системы, и успешность указанной поддержки во многом зависит от её характеристик. Например, если имеет место социальная кооперация образовательной среды с большим количеством реальных и потенциальных работодателей выпускников (такая образовательная среда характеризуется большой широтой), то вероятность успешно оказать студентам помощь в выборе и реализации жизненно-профессионального пути значительно выше при прочих равных условиях. Или, например, если на выпускающей кафедре открыта магистратура, то у выпускников-бакалавров значительно больше возможностей для выбора дальнейшей траектории образования. Во-вторых, разным студентам требуется различный уровень поддержки в самоопределении. Тем не менее, охарактеризуем интегративные уровни указанной поддержки.

Очень низкий уровень характеризуется слабой поддержкой студентов в личностно-профессиональном самоопределении, даже тех, которые в ней нуждаются. Такая поддержка сводится к нерегулярной консультативной помощи в выборе жизненно-профессионального пути, которая является органической частью системы учебно-воспитательной работы. Практически отсутствует содействие (помощь) студентам и выпускникам в трудоустройстве. Ряд студентов (выпускников) успешно трудоустраиваются, обладают высоким уровнем конкурентоспособности, осуществляют верный выбор жизненно-профессионального пути, но в этом нет заслуги образовательной среды. Поддержка студентов в самоопределении настолько слаба, что является фактором утраты доверия и уважения к образовательной среде, снижения уровня её конкурентоспособности.

Низкий уровень характеризуется более систематической поддержкой студентов в личностно-профессиональном самоопределении, но она по-прежнему сводится к консультативной помощи в выборе жизненно-профессионального пути. Роль образовательной среды невелика в верном выборе студентами (выпускниками) жизненно-профессионального пути; помощь студентам (выпускникам) в трудоустройстве также слаба. Однако на данном уровне слабая поддержка студентов в самоопределении не является серьёзным фактором снижения конкурентоспособности образовательной среды, при условии высокого уровня её иных параметров (модальности, интенсивности, когерентности и т.д.).

Средний уровень характеризуется систематической поддержкой студентов в личностно-профессиональном самоопределении. В такой поддержке доминирует

консультативная помощь в выборе жизненно-профессионального пути, однако она основана на объективной достоверной мониторинговой информации об учебной и иных видах деятельности студента. Поддержка студентов в самоопределении становится неотъемлемой составляющей социально-педагогического мониторинга и вообще -системы профессиональной подготовки.

Уровень выше среднего характеризуется тем, что поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении не сводится к консультативной помощи в выборе жизненно-профессионального пути, а в обязательном порядке включает помощь студентам и выпускникам в трудоустройстве (включая стажировку, всевозможные виды практик и т.д.), а также устранение "слабых мест" в социально-профессиональной компетентности, препятствующих реализации выбора.

Высокий уровень характеризуется тем, что успешность поддержки студентов в личностно-профессиональном самоопределении становится принципиально важным целевым ориентиром функционирования образовательной среды, а задачи, связанные с такой поддержкой, - неразрывно связанными со многими остальными задачами (прежде всего, задачами профессиональной подготовки, в целом, учебной и воспитательной работы, в частности). На данном уровне для студентов созданы все условия для выбора и реализации жизненно-профессионального пути. На данном уровне также у студентов формируют такую компетенцию, как готовность к личностно-профессиональному самоопределению. Поддержка студентов в самоопределении становится главной задачей социально-педагогического мониторинга, а само самоопределение студентов - главным принципом образовательного процесса (профессиональной подготовки); поддержка студентов в самоопределении становится перманентной, т.е. синхронной их профессиональной подготовке. На данном уровне успешная поддержка студентов в самоопределении становится принципиально важным фактором повышения конкурентоспособности образовательной среды, в целом, её доминантности для студентов, в частности. Поддержка студентов в самоопределении оказывает "обратное" влияние на систему обучения и воспитания, детерминируя их формы и содержание.

Очень высокий уровень характеризуется тем, что поддержка студентов в самоопределении становится творческим, вариативным процессом, однако методы, формы и содержание такой поддержки органически включены в систему профессиональной подготовки. На данном уровне, благодаря поддержке студентов в самоопределении, не существует трудностей с их трудоустройством. Кроме того, на данном уровне авторитет образовательной среды настолько высок благодаря поддержке студентов в самоопределении, что становится фактором повышения конкурентоспособности образовательной среды более высокого порядка. Например, выпускающая кафедра может "создать имидж" факультету или даже вузу. На данном уровне становятся неразрывно связанными сама поддержка студентов в самоопределении и формирование их готовности к самоопределению.

Высший уровень характеризуется тем, что поддержка студентов становится неким эталоном, объектом для изучения передового практического опыта. Поддержка студентов и выпускников в самоопределении становится как фактором когерентности образовательной среды (образовательная среда - исполнитель социального заказа в конкурентоспособных кадрах), так и фактором её социальной активности, источником профессионально подготовленных кадров с высшими уровнями социальной мобильности. Благодаря успешной поддержке студентов и выпускников в самоопределении образовательная среда оказывает влияние на окружающую социальную среду (города, региона, сферы деятельности) благодаря тому, что выпускники оказали влияние на развитие этой среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделенные критерии и уровни поддержки студентов в самоопределении нуждаются в уточнении и дополнении; безусловно, они должны отражать роль образовательной среды в выборе и реализации студентом жизненно-профессионального пути. Перспективы исследований - обоснование решающих правил (термин искусственного интеллекта [2, 5]) для интегративной диагностики педагогической поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключарев, Г.А. Российское образование для инновационной экономики: "болевые точки" / Г.А. Ключарев, И.Г. Дежина // Социологические исследования. - 2018. - № 9. - С. 40-48.

2. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов ; Кубанский гос. технолог. ун-т. -Краснодар : [б.и.], 2016. - 264 с.

3. Санькова, Г.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов технического вуза / Г.В. Санькова // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 7. - С. 114-118.

4. Шачина, А.Ю. Самоопределение личности как главный принцип образования и условие его реализации / А.Ю. Шачина // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 52-56.

5. Chen, T. An intelligent pattern recognition model for supporting investment decisions in stock market / T. Chen, F. Chen // Information Sciences. - 2016. - Vol. 346. - No. 1. - Р. 261-274.

REFERENCES

1. Klyuchkarev, G.A. and Dezhina, I.G. (2018), "The Russian education for innovative economics: the pain points", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 9, pp. 40-48.

2. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.

3. Sanykova, G.V. (2018) "Pedagogical accomplishment of vocational self-determination of students of technical higher educational institution", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 7, pp. 114-118.

4. Shachina, A.Yu. (2018), "Personal self-determination as a main principle of education ant its implementation condition", Pedagogika, No 3, pp. 52-56.

5. Chen, T. and Chen, F. (2016), "An intelligent pattern recognition model for supporting investment decisions in stock market", Information Sciences, Vol. 346, No 1, pp. 261-274.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.05.2019

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА

ЛЕТЧИКОВ

Александр Михайлович Рыльцов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Винадиктович Бочков, доцент, Назир Казанбекович Агабеков, преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков

Аннотация

В работе представлены результаты экспертной оценки значимости показателей физических и психофизических способностей, специальных двигательных умений и навыков у курсантов высшего военного авиационного училища летчиков, в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки. Определены наиболее важные физические и психофизические качества, наиболее важные двигательные умения и навыки в процессе профессиональной подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.