Научная статья на тему 'Критерии и показатели выявления уровня дезадаптации подростков в ОУ'

Критерии и показатели выявления уровня дезадаптации подростков в ОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1540
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЙ ПОДРОСТОК / МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шашуро Анастасия Евгеньевна

В статье описаны критерии и показатели для определения уровня дезадаптации подростков в общеобразовательной школе. Приведены результаты исследования, которое проводилось на базе МАОУ «Александровская СОШ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели выявления уровня дезадаптации подростков в ОУ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

возможность использовать элементы моделирования [8,с.240.]в совокупности с относительно реальными объектами. Именно эта совокупность и получила название релятивистское моделирование.

Релятивистская модель - модель, в основе которой лежит абсолютизация относительного представления объектов или явлений с использованием квазистационарных позиций отображения окружающего мира, с совокупным использованием в качестве инструментария средств программной среды и спутниковых интернет - технологий.

Платформы являются неотъемлемой частью облачных технологий и структурированно дополняют их и распределяют облачные ресурсы[9,с.55].

Таким образом, дидактический потенциал облачных технологий объединяет множество сопутствующих наук, входящих в ИКТ и определяющих необходимость и возможность комплексного развития личности, с перспективным расширением диапазона познания мира, объективной реальности для каждого индивидуума.

Список используемой литературы

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2011. - 350 с.

2. Кончесльскис А.Е. Функциональные возможности элективных курсов.-М.: Океан, 2012. -324 c.

3. Кочетков Р.М. Дидактические возможности интернет-технологий.-Спб.: Изд.Адмиралтейство, 2014 год.-115 с.

4. Мазуркевич В.В.Ключевые слова-основы эффективного поиска информации. -М.:Машиностроение,2013.-210 с.

5. Монахов С.В., Поляков А.А., Цветков В.Я. Компьютерные информационные технологии в образовании. Конспект лекций/С.В.Монахов, А.А.Поляков, В.Я.Цветков. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 96 с.

6. Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк: Авторизированный пер с англ. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2014. - 324 с.

7. Маммонов С.Д. Мультимедиа: Творчество, техника, технология.- СПб.: СПбГУП , 2015. - 186с.

8. Рейхман А. М. Мультимедиа в облачных технологиях. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-321с.

9. Чесноков А.Н. Компьютерное моделирование и инженерная графика в системах автоматизированного проектирования : учебно-методическое пособие.-Самара:ПГСГА,2010.-88 с.

© Чесноков А.Н.2016

УДК 37

Шашуро Анастасия Евгеньевна

студентка 4 курса

ИГПИ им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО "ТюмГУ"

E-mail: [email protected]

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОУ

Аннотация

В статье описаны критерии и показатели для определения уровня дезадаптации подростков в общеобразовательной школе. Приведены результаты исследования, которое проводилось на базе МАОУ «Александровская СОШ».

Ключевые слова

критерии и показатели, дезадаптированный подросток, методики диагностики.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Проблема дезадаптации подростков в современном мире встала очень остро. Повышается уровень детской преступности, бродяжничества, проституции. Стало необходимым ранняя диагностика и сопровождение подростков девиантного поведения.

Дезадаптированные подростки - это несовершеннолетние дети или школьники, которые по причине неблагоприятных обстоятельств утратили способность к осуществлению нормальных видов деятельности, характерных их возрасту, их поведение носит часто асоциальный или антисоциальный характер [3].

В научной литературе существует множество трактовок понятия «критерий», мы выбрали более подходящее нам. И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений.

Для изучения критериев и показателей уровня дезадаптации подростков на базе МАОУ «Александровская СОШ» Тюменской области был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики 6 «А» и 6 «Б» классов в количестве по 15 школьников. 6 «А» класс составил контрольную группу, 6 «Б» класс - экспериментальную.

Исходя из анализа исследований, наблюдений, адаптационных мероприятий с подростками в организационно-педагогических условиях ОУ, нами были выявлены и использованы в ходе эксперимента следующие критерии и показатели

- утрата способности к осуществлению нормальных видов деятельности (нарушение коммуникативной сферы);

- предрасположенность к нарушению норм и правил (предрасположенность к агрессии, способность совершить противоправное поведение);

- способность контролировать эмоциональные реакции (волевой контроль).

На основании подобранных методик были определены уровни дезадаптации подростков

Высокий уровень - подростки склонны к социальной дезадаптации, у них наблюдаются высокой степени проявления отклоняющегося поведения; подростки склонны к агрессии, совершению противоправных действий по отношению к окружающим; подростки не способны контролировать свои эмоциональные реакции.

Средний уровень - подростки иногда нарушают нормы и правила поведения в общественных местах; подростки бывают невнимательны к окружающим; но пытаются контролировать свои эмоциональные реакции.

Низкий уровень - подростки социально адаптированы, у них не наблюдаются отклонения в нормах поведения; подростки не агрессивны, не нарушают прав по отношению к окружающим; подростки хорошо контролируют свои эмоции в любой ситуации.

Для диагностики были использованы следующие методики:

1) Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко;

Результаты исследования с помощью данной методики показали, что у 17 подростков бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим. По теме «отношение к друзьям» превалирует суждение, что многие испытуемые верят в дружбу с выгодой. У 4 подростков было суждение, что жизнь научила их не быть откровенными даже с друзьями. Но хотя многие испытуемые мечтают о таком друге, который сумел бы их выслушать, подбодрить, успокоить.

По теме «отношение к спиртным напиткам» у большей части испытуемых отсутствует психологическая склонность к алкоголизации.

Из списка суждений «отношение к приключениям и риску» испытуемые выбрали, что они любят всякие приключения, охотно идут на риск.

Таким образом, результаты исследования по методике А.Е. Личко показывают, что высокий уровень дезадаптации выявлен у 9 подростков контрольной группы, что составило 60% и 8 подростков в экспериментальной группе (53,3%).

Средний уровень показали 1 подросток контрольной группы (6,7%) и 3 подростка экспериментальной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

группы (20%). Лишь 5 подростков контрольной группы (33,3%) и 4 подростка экспериментальной группы (26,7%) показали низкий уровень девиантного поведения.

Как видим, большинство подростков имеют высокий уровень дезадаптации. Подростки выразили следующее отношение к правилам и законам: когда правила и законы мешают им, это вызывает у них раздражение или для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

Неустойчивый тип акцентуации характера выявился у двоих учащихся. Главная черта этого типа -нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Это черта подтверждается выбранным суждением подростков, что они любят вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять.

К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. Испытуемые в теме «отношение к будущему» выбрали, что не любят раздумывать о своем будущем.

2) Опросник склонности к отклоняющемуся поведению, разработанного Вологодским центром;

Из проведенного исследования установлено, что 40% испытуемых в обеих группах имеют высокие показатели по 1 шкале. Это свидетельствует о том, что подростки не соответствуют социальным установкам. По 2 шкале склонности к нарушению норм и правил у 25% учащихся могут идти в разрез социальным нормам и правилам. В 3 шкале склонности к аддитивному поведению 15% испытуемых предрасположены к употреблению наркотических веществ. 30% испытуемых по 4 шкале склонны к риску и причинения себе вреда. В 5 шкале 75% испытуемых в обеих группах склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми. По 6 шкале волевого контроля эмоциональных реакций 55% подростков не способны контролировать свои эмоциональные реакции. 25% учащихся по 7 шкале склонны совершить противоправное поведение.

Таким образом, по методике склонности к отклоняющемуся поведению, высокий уровень девиантного поведения показали 8 подростков контрольной группы (53,3%) и 7 подростков экспериментальной группы (46,7%).

Средний уровень девиантного поведения показали 3 подростка контрольной группы (20%) и 2 подростка экспериментальной группы (13,3%).

Низкий уровень девиантного поведения показали 4 подростка контрольной группы (26,7%) и 6 подростков экспериментальной группы (40%).

3) методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.

Как показывают результаты исследования по методике Басса-Дарки, высокий уровень девиантного поведения показали 7 подростков контрольной группы (46,7%) и 8 подростков экспериментальной группы (53,3%).

Средний уровень девиантного поведения показали 4 подростка контрольной группы (26,7%) и 2 подростка экспериментальной группы (13,3%).

Низкий уровень девиантного поведения показали лишь 4 подростка контрольной группы (26,7%) и 5 подростков экспериментальной группы (33,3%).

Анализируя средние значения в группе с высокой агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (80%), среднее значение уровня физической агрессии и негативизма в обеих группах ниже на 5% (по 75%), уровень раздражения, обиды и вербальной агрессии - ниже на 10% (по 70%). Средние значения по таким показателям как косвенная агрессия и подозрительность, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (85% и 85%).

Чувство вины в обеих группах среднее (50%). Следует отметить, что этот показатель почти такой же, как в группе со средним уровнем агрессивности. Это по всей вероятности, связано с тем, что дети не воспринимают свое поведение как агрессивное и социально неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам поведения.

Как показали результаты проведенного исследования, у 14 подростков имеется высокий уровень дезадаптации. Подростки склонны к социальной дезадаптации, у них наблюдаются высокой степени

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

проявления отклоняющегося поведения; подростки склонны к агрессии, совершению противоправных действий по отношению к окружающим; подростки не способны контролировать свои эмоциональные реакции.

Таким образом, нами были выявлены и описаны критерии и показатели подростковой дезадаптации. Полученные результаты исследования можно использовать в системе образования для социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками Список использованной литературы:

1. Ведерникова Л.В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности [Текст] /Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк//Сибирский педагогический журнал .-2014. - №3. - С. 8-13

2. Ведерникова Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] /Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк //Педагогическое образование и наука .- 2014. - № - №3. - С. 52-55.

3. Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей[Текст] /О.А. Поворознюк. XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-94.

© Шашуро А.Е., 2016

УДК 378:621.3

Шибанов Виктор Михайлович

Елабужский институт КФУ г. Елабуга, РФ E-mail: [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО КУРСУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ЗАЩИТА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ»

Аннотация

Статья посвящена проблеме обеспечения качественной подготовки специалистов с инженерным и техническим образованием в области автоматизации энергетических систем и защиты линий электропередач. Описан и проанализирован опыт разработки и реализации практикума по данной теме на основе использования современного лабораторного оборудования.

Ключевые слова

Лабораторный практикум, энергетическая система, линия электропередачи, защита, автоматизация

В настоящее время качественная подготовка специалистов с инженерным и техническим образованием немыслима без использования самого современного лабораторного оборудования. После его получения перед преподавателями вуза встает задача модернизации имеющихся лабораторных установок и постановки новых работ лабораторного практикума [1-3].

Нами при подготовке студентов-бакалавров по профилю энергетика на физико-математическом факультете ЕИ КФУ используется техническое оборудование и аппаратура серии МЭС-РЗ-СК.

Лабораторный стенд «Модель электрической системы с релейной защитой» размещен на лабораторном столе. Используемое напряжение питания - 380 В., потребляемая мощность - не более 750 ВА, количество мест для обучаемых - 3-4 чел. Комплект оборудования включает в себя техническую документацию, подробное описание, указание по проведению измерений, организации экспериментальных работ и дополнительную литературу [4-8]. Эти материалы размещены нами на соответствующем электронном образовательном ресурсе, аналогичном, описанному в работе [9].

Практика показывает, что данная установка позволяет достичь наилучших результатов при проведении экспериментальных занятий по дисциплине «Эксплуатация электрических сетей» по следующим темам:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.