_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
проявления отклоняющегося поведения; подростки склонны к агрессии, совершению противоправных действий по отношению к окружающим; подростки не способны контролировать свои эмоциональные реакции.
Таким образом, нами были выявлены и описаны критерии и показатели подростковой дезадаптации. Полученные результаты исследования можно использовать в системе образования для социально-педагогического сопровождения семей с дезадаптированными подростками Список использованной литературы:
1. Ведерникова Л.В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности [Текст] /Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк//Сибирский педагогический журнал .-2014. - №3. - С. 8-13
2. Ведерникова Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] /Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк //Педагогическое образование и наука .- 2014. - № - №3. - С. 52-55.
3. Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей[Текст] /О.А. Поворознюк. XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-94.
© Шашуро А.Е., 2016
УДК 378:621.3
Шибанов Виктор Михайлович
Елабужский институт КФУ г. Елабуга, РФ E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО КУРСУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ЗАЩИТА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ»
Аннотация
Статья посвящена проблеме обеспечения качественной подготовки специалистов с инженерным и техническим образованием в области автоматизации энергетических систем и защиты линий электропередач. Описан и проанализирован опыт разработки и реализации практикума по данной теме на основе использования современного лабораторного оборудования.
Ключевые слова
Лабораторный практикум, энергетическая система, линия электропередачи, защита, автоматизация
В настоящее время качественная подготовка специалистов с инженерным и техническим образованием немыслима без использования самого современного лабораторного оборудования. После его получения перед преподавателями вуза встает задача модернизации имеющихся лабораторных установок и постановки новых работ лабораторного практикума [1-3].
Нами при подготовке студентов-бакалавров по профилю энергетика на физико-математическом факультете ЕИ КФУ используется техническое оборудование и аппаратура серии МЭС-РЗ-СК.
Лабораторный стенд «Модель электрической системы с релейной защитой» размещен на лабораторном столе. Используемое напряжение питания - 380 В., потребляемая мощность - не более 750 ВА, количество мест для обучаемых - 3-4 чел. Комплект оборудования включает в себя техническую документацию, подробное описание, указание по проведению измерений, организации экспериментальных работ и дополнительную литературу [4-8]. Эти материалы размещены нами на соответствующем электронном образовательном ресурсе, аналогичном, описанному в работе [9].
Практика показывает, что данная установка позволяет достичь наилучших результатов при проведении экспериментальных занятий по дисциплине «Эксплуатация электрических сетей» по следующим темам:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
• Токовая отсечка линии электропередачи.
• Максимальная токовая защита линии электропередачи с независимой выдержкой времени.
• Максимальная токовая защита линии электропередачи с пуском по напряжению.
• Максимальная токовая защита линии электропередачи с ограниченно-зависимой выдержкой времени.
• Токовая направленная защита линии электропередачи.
Токовая отсечка - одна из самых распространенных и простых защит. Принцип действия защиты основан на сравнении токов фаз с током срабатывания защиты. При превышении тока в любой из фаз тока уставки, защита подает сигнал на отключение выключателя защищаемой линии мгновенно или с выдержкой времени (0,3...0,6с). Селективность действия защиты достигается ограничением зоны ее работы около 80% от длины защищаемой линии.
Токовые отсечки применяются как в радиальных сетях с односторонним питанием, так и в сети, имеющей двустороннее питание. В сети с глухозаземленной нейтралью применяют трехфазные схемы, защищающие от коротких замыканий всех видов. Для защиты от междуфазных коротких замыканий используется двухфазная схема «неполная звезда».
Основными достоинствами токовой отсечки являются ее простота и высокое быстродействие. Основной недостаток - зона действия отсечки охватывает лишь часть защищаемой линии, что требует применения совместно с токовой отсечкой других видов защит, например максимальной токовой защиты с независимой выдержкой времени.
Максимальная токовая защита с независимой выдержкой времени - одна из самых распространенных видов защит в распределительных сетях 6-35 кВ с радиальным питанием. Принцип действия защиты основан на сравнении токов фаз с током срабатывания защиты. При превышении тока в любом из пусковых реле тока установки, запускается отсчет выдержки времени. Если ток в линии превышает ток срабатывания защиты в течение заданного времени, защита подает сигнал на отключение защищаемой линии.
Одним из достоинств максимальной токовой защиты является резервирование действия смежной защиты. Так, при отказе одной из защит отключение короткого замыкания осуществляется смежной защитой, находящейся ближе к источнику питания. Основной недостаток защиты - слишком большие выдержки времени при коротких замыканиях вблизи источников питания, что ограничивает
Максимальная токовая защита с пуском по напряжению - одна из разновидностей максимальных токовых защит с независимой выдержкой времени. Основным отличием защиты является наличие пусковых органов минимального напряжения. При этом, для срабатывания защиты необходимо выполнение двух факторов, а именно, превышение тока фаз защищаемого объекта тока срабатывания защиты и снижение напряжения на шинах подстанции ниже уставки срабатывания защиты по напряжению. Применение пусковых органов напряжения позволяет повысить коэффициент чувствительности защиты, так как в этом случае при расчете тока срабатывания защиты не учитывается коэффициент запуска двигательной нагрузки.
Максимальная токовая защита с ограниченно зависимой выдержкой времени широко применяется в сетях 6.. 10 кВ с односторонним питанием, на понижающих трансформаторах, электродвигателях, подверженных технологическим перегрузкам. Достоинством подобной защиты является хорошая отстройка от кратковременных токов перегрузки, так как в этом случае защита имеет существенную выдержку времени.
Токовая направленная защита применяется в сетях с двухсторонним питанием напряжением до 35 кВ. Токовая направленная защита выполняется с использованием реле направления мощности типа РМ-11, РБМ-171. Защита имеет два условия срабатывания, а именно, ток в линии превышает уставку и мощность направлена от шин подстанции в линию. Такой принцип действия позволяет обеспечить селективное отключение повреждений на линиях с двухсторонним питанием. Недостатком рассматриваемого вида защиты является необходимость реализации защиты с выдержкой времени, выбираемой по ступенчатому принципу, что характерно для всех токовых защит. Это ограничивает возможность применения защиты в сетях более высокого класса напряжения.
Вышеперечисленные работы проводятся после изучения базового раздела «Релейная защита». Все работы объединяют общие цели: изучение принципа действия защиты, схемотехники, изучение методов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
расчета установок, проведение испытаний защиты при различных видах повреждений, определение зоны действия защиты.
По каждой выполняемой работе предусматривается ознакомление с общими сведениями, даваемыми преподавателем и поиском студентами дополнительной информации из других источников. После теоретической подготовки проводится опрос по контрольным вопросам по каждой работе отдельно для получения допуска к выполнению практической части.
Далее проводится сборка схемы, загрузка программного комплекса «DeltaProfi» на компьютере и выбор необходимого режима обработки данных. На мониторе появляется программа для испытания защиты. Последовательность выполнения работы изложена в методическом описании к каждой работе. Табличные значения и расчеты фиксируются. Объясняются различия в полученных результатах и делаются соответствующие выводы. Оформляется отчет по лабораторной работе. Работы выполняются фронтально или группами по 2-4 человека. Завершается практикум общим опросом по всем проделанным работам данного раздела.
Список использованной литературы:
1. Самедов М.Н. Модернизация лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» // Символ науки. - 2016. - №2-1. - С. 178-181.
2. Aikashev G.S., Samedov M.N.O., Shibanov V.M. Reseach Laboratory in Russiaon Education System: Experience and Prospects // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - Vol. 20, № 11. - P.1339-1343.
3. Samedov M.N., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A Study of Socialization of Children and Student-age Youth by the Express Diagnostics Methods // Biosciences Biotechnology Research Asia.
- 2015. -Vol.12, №3. - Р. 2711-2722.
4. Чернобровов Н.В., Семенов В.А. Релейная защита энергетических систем. - М.: Энергоатомиздат, 1998.
- 800 с.
5. Гельфанд Я.С. Релейная защита распределительных сетей. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 368 с.
6. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. - М.: Высшая школа, 2007. - 496 с.
7. Справочник по наладке электроустановок / под ред. Дорофеюка А. С., Хечумяна А. П. - М.: Энергия, 1975.
- 559 с.
8. Самедов М.Н., Шибанов В.М., Шурыгин В.Ю. Общая электротехника и электроника / Учебное пособие для бакалавров. - Елабуга: изд-во ЕИ КФУ, 2015. - 112 с.
9. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.
- № 8. - С. 125-139.
© Шибанов В.М., 2016
УДК 372.862
Ющик Елена Владимировна
канд.техн.наук, доцент Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет («Дальрыбвтуз»)
г. Владивосток, РФ E-mail: [email protected]
УСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСКРИПТОРОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН