Научная статья на тему 'Диагностика подростковой дезадаптации'

Диагностика подростковой дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1300
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕЗАДАПТИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика подростковой дезадаптации»

434

ABSTRACTS

диагностика подростковой дезадаптации

© Посохова Светлана Тимофеевна, Рашитова Лилия Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Санкт-Петербург, ул. Набережная Макарова 6. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: дезадаптация; подростки; дезадаптированное поведение; диагностика

Введение. Проблема дезадаптации становится актуальной на современном этапе развития общества. Дезадаптация понимается как нарушение взаимодействия личности с собой, другими людьми, обществом [3]. В исследованиях отмечаются такие поведенческие проявления дезадаптации подростков, как вспыльчивость, раздражительность, слабый волевой контроль предрасположенность к агрессии и повышенный уровень агрессивности, нарушение коммуникаций, низкая школьная успеваемость, употребление алкоголя, курение, воровство, бродяжничество, употребление психоактивных веществ, склонность к противоправному поведению, правонарушения [2], [4], [5], [6]. [7].

Методические сложности изучения психологии дезадаптированных подростков связаны с дефицитом методик, диагностирующих поведенческие проявления дезадаптации. Использование карты наблюдений Л. Стотта [1] показало невозможность определения всего многообразия дезадатированного поведения. Поэтому нами была разработана методика «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков».

Цель исследования. Апробация методики «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков».

Материалы и методы. Индивидуальный профиль выстраивается на основании анкетирования педагогов, оценивающих подростка по 13 признакам дезадаптации. К таким признакам относятся: ненормативная лексика, употребление спиртных напитков, курение, драки, воровство, агрессивность по отношению к взрослым и сверстникам, деструктивные семейные отношения, причастность к экстремистским неформальным группам, постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, проблемы с успеваемостью, прогулы учебных занятий, самовольные уходы из дома. Перечень признаков сформулирован на основе исследований и бесед с педагогами о проблемах, с которыми они сталкиваются в работе с подростками.

Для доказательства валидности профиля использовалась карта наблюдений Л.Стотта, рас-

крывающая 17 признаков дезадаптации. Обе методики выполнялись 4 педагогами в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних подростков с дезадаптированным поведением.

Результаты. Использование коэффициента альфа Кронбаха, G критерия знаков, корреляционного анализа показало, что большая часть показателей индивидуального профиля дезадаптированного поведения — 9 из 13 — на высоком статистическом уровне коррелирует с показателями карты Л.Стотта. Уровень корреляций по коэффициенту альфа кронбаха соответствует хорошему уровню надежности (а=

0.813..

Дополнительное исследование проводилось для доказательства ретестовой надежности. В нем участвовали 84 подростка, поведение которых дважды, с интервалом в один месяц, оценивалось педагогами. для проверки различий двух измерений использовался G-критерий знаков в программе SPSS. В сравнениях двух замеров по всем шкалам была принята нулевая гипотеза, что говорит об отсутствии различий в ответах педагогов, а также о надежности методики. В целом можно заключить, что разработанный индивидуальный профиль валиден для оценки дезадаптированного поведения подростков.

Заключение.

Исследование подтвердило внутреннюю согласованность предъявляемого стимульного материала, ретестовую надежность и кон-структную валидность. Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения может использоваться для изучения дезадаптации подростков. Преимущество профиля в небольших временных затратах и простоте обработки результатов.

Список литературы:

1. Гурова Е.В., Шляхта Н.Ф., Седова Н.Н. Диагностика психического развития детей // Учебно — методическое пособие к курсу Возрастная психология. Москва. Институт молодежи. 1992. 352 с.

2. Иванова С.П., Манойлова М.А. Трудности социально-психологической адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS» // Вестник Псковского госу-

МЕШШИнА: теория и практика

тоМ 4 спецвыпуск 2019

iSSN 2658-4190

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

435

дарственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №5 С.318-325.

3. Молодцова, Т.Д. Уровни дезадаптации в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №7. С.150-151.

4. Овчинникова Г. А. Социальная дезадаптация подростков «Группы риска» // Вестник Каз ГУКИ. 2013. №4-1. С.90-94.

5. Шашуро А.Е. Критерии и показатели выявления уровня дезадаптации подростков в ОУ // Символ науки. 2016. №4-2. С.209-212.

6. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Бродяжничество у подростков, осложненное делинквентным поведением // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. №3 С.89-92.

7. Шипицына Л. М. Девиантное поведение подростков с отклонениями в психическом развитии и пути его профилактики // Поведение риска: современные направления исследования и профилактики // Материалы международной научно-практической конференции 24 февраля 2012 года / под ред. л. М. Шипицыной. — СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии». 2012. С. 5-16.

MEDiOiNE: THEoRY AND PRACTiCE

том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019

eiSSN 2658-4204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.