434
ABSTRACTS
диагностика подростковой дезадаптации
© Посохова Светлана Тимофеевна, Рашитова Лилия Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Санкт-Петербург, ул. Набережная Макарова 6. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: дезадаптация; подростки; дезадаптированное поведение; диагностика
Введение. Проблема дезадаптации становится актуальной на современном этапе развития общества. Дезадаптация понимается как нарушение взаимодействия личности с собой, другими людьми, обществом [3]. В исследованиях отмечаются такие поведенческие проявления дезадаптации подростков, как вспыльчивость, раздражительность, слабый волевой контроль предрасположенность к агрессии и повышенный уровень агрессивности, нарушение коммуникаций, низкая школьная успеваемость, употребление алкоголя, курение, воровство, бродяжничество, употребление психоактивных веществ, склонность к противоправному поведению, правонарушения [2], [4], [5], [6]. [7].
Методические сложности изучения психологии дезадаптированных подростков связаны с дефицитом методик, диагностирующих поведенческие проявления дезадаптации. Использование карты наблюдений Л. Стотта [1] показало невозможность определения всего многообразия дезадатированного поведения. Поэтому нами была разработана методика «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков».
Цель исследования. Апробация методики «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков».
Материалы и методы. Индивидуальный профиль выстраивается на основании анкетирования педагогов, оценивающих подростка по 13 признакам дезадаптации. К таким признакам относятся: ненормативная лексика, употребление спиртных напитков, курение, драки, воровство, агрессивность по отношению к взрослым и сверстникам, деструктивные семейные отношения, причастность к экстремистским неформальным группам, постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, проблемы с успеваемостью, прогулы учебных занятий, самовольные уходы из дома. Перечень признаков сформулирован на основе исследований и бесед с педагогами о проблемах, с которыми они сталкиваются в работе с подростками.
Для доказательства валидности профиля использовалась карта наблюдений Л.Стотта, рас-
крывающая 17 признаков дезадаптации. Обе методики выполнялись 4 педагогами в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних подростков с дезадаптированным поведением.
Результаты. Использование коэффициента альфа Кронбаха, G критерия знаков, корреляционного анализа показало, что большая часть показателей индивидуального профиля дезадаптированного поведения — 9 из 13 — на высоком статистическом уровне коррелирует с показателями карты Л.Стотта. Уровень корреляций по коэффициенту альфа кронбаха соответствует хорошему уровню надежности (а=
0.813..
Дополнительное исследование проводилось для доказательства ретестовой надежности. В нем участвовали 84 подростка, поведение которых дважды, с интервалом в один месяц, оценивалось педагогами. для проверки различий двух измерений использовался G-критерий знаков в программе SPSS. В сравнениях двух замеров по всем шкалам была принята нулевая гипотеза, что говорит об отсутствии различий в ответах педагогов, а также о надежности методики. В целом можно заключить, что разработанный индивидуальный профиль валиден для оценки дезадаптированного поведения подростков.
Заключение.
Исследование подтвердило внутреннюю согласованность предъявляемого стимульного материала, ретестовую надежность и кон-структную валидность. Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения может использоваться для изучения дезадаптации подростков. Преимущество профиля в небольших временных затратах и простоте обработки результатов.
Список литературы:
1. Гурова Е.В., Шляхта Н.Ф., Седова Н.Н. Диагностика психического развития детей // Учебно — методическое пособие к курсу Возрастная психология. Москва. Институт молодежи. 1992. 352 с.
2. Иванова С.П., Манойлова М.А. Трудности социально-психологической адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS» // Вестник Псковского госу-
МЕШШИнА: теория и практика
тоМ 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
435
дарственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №5 С.318-325.
3. Молодцова, Т.Д. Уровни дезадаптации в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №7. С.150-151.
4. Овчинникова Г. А. Социальная дезадаптация подростков «Группы риска» // Вестник Каз ГУКИ. 2013. №4-1. С.90-94.
5. Шашуро А.Е. Критерии и показатели выявления уровня дезадаптации подростков в ОУ // Символ науки. 2016. №4-2. С.209-212.
6. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Бродяжничество у подростков, осложненное делинквентным поведением // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. №3 С.89-92.
7. Шипицына Л. М. Девиантное поведение подростков с отклонениями в психическом развитии и пути его профилактики // Поведение риска: современные направления исследования и профилактики // Материалы международной научно-практической конференции 24 февраля 2012 года / под ред. л. М. Шипицыной. — СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии». 2012. С. 5-16.
MEDiOiNE: THEoRY AND PRACTiCE
том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019
eiSSN 2658-4204