Научная статья на тему 'Критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования'

Критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1679
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / GENERAL CULTURE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ELEMENTARY SCHOOL STUDENT / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Надежда Анатольевна

В статье раскрыты критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Автором обоснована актуальность проблемы, необходимость разработки критериально-оценочного аппарата по выявлению уровня сформированности общей культуры младшего школьника как одной из важнейших задач ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования»

Выводы

Обобщая сказанное, отметим, что фокус современной педагогики искусства изменяется под влиянием ее эпистемного потенциала (художественные экспликации, каноны, дискурсы), что предоставляет платформу демократическому заказу на образование: учитель - тьютор, ученик - равноправный партнер. Таким образом, с определенной долей условности можно утверждать, что рецептивная способность субъекта и возможность эстетической оценки усиливается в рамках современного деконструктивизма.

Литература

1. Беляева В.А., Петренко А.А. Компетентностный подход в образовании: моделирование и проектирование. Рязань, 2014.

2. Быкасова Л.В., Федотова О.Д. Потенциалцентриро-ванный подход в педагогике // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С. 22-29.

3. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996. С. 13-14.

4. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2009.

5. Философский словарь. М., 2003.

References

1. Belyaeva V.A., Petrenko A.A. Kompetentnostnyi pod-hod v obrazovanii: modelirovanie i proektirovanie [Competence approach in education: simulation and design]. Ryazan', 2014.

2. Bykasova L.V., Fedotova O.D. Potencialcentrirovannyi podhod v pedagogike [Potential Centered approach to pedagogy]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogi-cheskie nauki [Southern Federal University. Jurisprudence], 2009, № 7, pp. 22-29.

3. Mamardashvili M.K. Strela poznaniya. Nabrosok es-testvennoistoricheskoi gnoseologii [Boom knowledge. Sketch naturally historical epistemology]. Moscow, 1996, pp. 13-14.

4. Mikeshina L.A. Filosofiya poznaniya [Philosophy of knowledge]. Moscow, 2009.

5. Filosofskii slovar' [Philosophical Dictionary]. Moscow, 2003.

УДК 37.013

Н.А. Власова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ф.И. Кевля

Вологодский государственный университет

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыты критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Автором обоснована актуальность проблемы, необходимость разработки критериально-оценочного аппарата по выявлению уровня сформированности общей культуры младшего школьника как одной из важнейших задач ФГОС НОО.

Формирование, общая культура, младший школьник, критерии, показатели, иноязычное образование.

The article provides criteria and indicators of the level of the elementary school student general culture formation within foreign language study. The author proves urgency of the issue, stresses on the necessity of the criterion-evaluation unit development to detect the level of the elementary school student general culture as one of the most important goals of the Federal State Education Standard for basic elementary school education.

Formation, general culture, elementary school student, criteria, indicators, foreign language study.

Введение

Сегодня формирование общей культуры младшего школьника является одной из основных целей начального общего образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается, что основная образовательная программа должна быть направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие» [7, с. 6]. Цель статьи - предложить критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования, поскольку теоретические положения Стандарта не проливают свет на механизм формирования общей культуры младшего школьника, оставляя поле для их дальнейших научных разработок.

Основная часть

В данной статье представлены критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования.

Понятие «критерий» в педагогике определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [3, с. 149]. И.А. Маврина «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления [4, с. 30]. Критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, а степень проявления, качественная сформированность выражается в конкретных показателях [5, с. 348].

Под общей культурой младшего школьника нами понимается совокупность взглядов, усвоенных зна-

ний, нравственных, духовных ценностей, сформированных умений и навыков, особенностей поведения и деятельности, основанных на культурно-ориентированном отношении ребенка к себе, обществу, окружающему миру. Младший школьник, обладающий общей культурой - это формирующаяся личность, имеющая духовно-нравственное и интеллектуальное содержание, творческую направленность развития, усваивающая общекультурные ценности, нравственные нормы и стандарты поведения [1, с. 8].

Понятие «иноязычное образование» было введено в терминологический аппарат отечественной педагогики Е.И. Пассовым и представляет собой целостный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся содержанием и средствами предмета «Иностранный язык». Спецификой иноязычного образования является то, что обучающиеся познают не только язык, но и культуру другого наро-

да согласно формуле: язык через культуру и культуру через язык [6, с. 14].

На основе анализа психолого-педагогических источников нами были сформулированы критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. С учетом идей Д.В. Григорьева об уровнях достижения воспитательного процесса (приобретение социального знания, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия) [2, с. 9-10] нами выделены четыре компонента общей культуры младшего школьника: моти-вационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный (см. табл. 1). В нашем исследовании (64 обучающихся 2-4 кл. общеобразовательной школы) диагностирование проводилось в процессе иноязычного образования, что нашло отражение в используемых методах.

Таблица 1

Критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Наименование раздела (критерии) Показатели Методы диагностики

Мотивационный 1. Наличие интереса (желания, стремления) к общекультурному развитию. 2. Побуждение со стороны взрослых к общекультурному развитию Педагогическое наблюдение, анкета на определение уровня общей культуры, анкета на английском языке "Personality and culture" («Личность и культура»), метод экспертной оценки, методика Р.В. Овчаровой «Изучение уровня владения учащимися нравственными качествами», методика М. Рокича «Ценностные ориентации», педагогическая беседа с целью выявления мотивов, степени побуждения со стороны взрослых; методика И.В. Витковской «Цветик-семицветик» на выявление направленности интересов младших школьников; методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора» на выяснение направленности личности учащихся; методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности

Когнитивный 1. Уровень усвоения знаний об общей культуре. 2. Отношение к общекультурным ценностям Методика С.М. Петровой «Пословицы»; тест креативности Э. Торренса; анкета на определение уровня усвоенности знаний об общей культуре; анкета на английском языке "Personality and culture" («Личность и культура»); методика «Неоконченные предложения»; педагогическая беседа на выявление уровня знаний об общей культуре; анализ результатов творческой деятельности обучающихся; методика «Игра «Магазин»» О.В. Соловьева

Деятельностный 1. Следование этическим нормам. 2. Проявление умения межличностного взаимодействия. 3. Творческое отношение к труду Педагогическое наблюдение; тестирование: методика С.М. Петровой «Пословицы»; тест креативности Э. Торренса; анкета на определение уровня общей культуры; анкета на английском языке "Personality and culture" («Личность и культура»; методика Р.В. Овчаровой «Изучение уровня владения учащимися нравственными качествами»; методика для изучения личности учащегося М.И. Рожкова; методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированный вариант для младших школьников); анализ результатов творческой деятельности обучающихся

Рефлексивный 1. Контроль и самоконтроль. 2. Оценка и самооценка Педагогическое наблюдение; анкета на определение уровня общей культуры; анкета на английском языке "Personality and culture" («Личность и культура»); метод экспертной оценки; педагогическая беседа для выявления уровня оценки и самооценки учащихся; анкета на выявление уровня самооценки младших школьников

Результаты сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования определяются по следующим критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и классифицируются по уровням: от низкого до высокого (см. табл. 2). Показателями сформированности общей культуры являются: преобладание внутренней мотивации над внешней, т.е. наличие интереса, стремления к общекультурному развитию при незначительном побуждении со стороны взрослых, активно формирующееся общекультурное мировоззрение, достаточно высокая культура поведения, проявление умений межличностного взаимодействия, в том числе с представителями иноязычной культуры, положительное отношение к учебному труду, развитие самоконтроля и самооценки.

Таблица2

Уровни дифференциации критериев и показателей

сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Выводы

Предложенные критерии и показатели уровня сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования представляют интерес для учителей иностранного языка, методистов начальной школы в свете реализации положений ФГОС НОО, а именно: для диагностики уровня достижения одной из важнейших целей начального общего образования - формирование общей культуры младшего школьника.

Литература

1. Власова Н.А. Содержание понятия «общая культура младшего школьника»: педагогический аспект // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 6-9.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., 2010. (Стандарты второго поколения).

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.

4. Маврина И.А., Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология ипсихоанализ. 2006. № 4. С. 30-39.

5. Макарова О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-2. С. 348-351.

6. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д. ; М., 2010.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2011.

References

1. Vlasova N.A. Soderzhanie ponyatiya «obshchaya kul'tura mladshego shkol'nika»: pedagogicheskii aspect [The content of the concept of "common culture of the younger schoolboy": pedagogical aspect]. Vestnik Krasnoyarskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. As-tafeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. VP Astafieva], 2015, №2(32), pp. 6-9.

2. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deya-tel'nost' shkol'nikov. Metodicheskii konstruktor [After-hour activity of schoolboys. Methodical designer]. Moscow, 2010. (Standarty vtorogo pokoleniya) [(Second-generation standards)].

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike [Pedagogy Dictionary]. Moscow, 2005.

4. Mavrina I.A., Motysheva A.A. Proektirovanie sistemy kriterial'nyh ocenok ehffektivnosti deyatel'nosti profession-al'nyh ob"edinenii pedagogov kak sub"ektov razvitiya obrazo-vatel'nogo uchrezhdeniya [System design criterion estimates the effectiveness of the professional associations of teachers as subjects of the educational institution]. Prikladnaya psiholo-giya ipsihoanaliz [Applied psychology and psychoanalysis], 2006, № 4, pp. 30-39.

5. Makarova O.Yu. Kriterii i pokazateli ocenki ehffektiv-nosti funkcionirovaniya vospitatel'noi sistemy vuza. [Criteria and indicators for assessing the effectiveness of the educational system of high school]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research], 2013, № 1-2, pp. 348-351.

6. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazyka [Foreign language lessons]. Rostov-on-Don ; Moscow, 2010.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Мотивационный крите рий

Высокое стремление к овладению общей культурой; побуждение со стороны взрослых не требуется Проявление интереса к общей культуре; имеет место эпизодическое побуждение со стороны взрослых Отсутствие интереса к общей культуре; активное побуждение со стороны взрослых

Когнитивный критерий

Достаточные знания фактов; высокий уровень усвоения общекультурных ценностей Фрагментарное, поверхностное знание фактов; средняя степень усвоения общекультурных ценностей Незнание или ограниченное знание фактов об общей культуре; низкий уровень усвоения общекультурных ценностей

Деятельностный крите рий

Постоянное стремление к следованию этическим нормам; достаточное умение межличностного взаимодействия; явное проявление творческого отношения к труду Непостоянное стремление к следованию этическим нормам; средний уровень сформированно-сти умения межличностного взаимодействия; творческое отношение к труду проявляется не достаточно явно Отсутствие стремления к следованию этическим нормам; отсутствие умения межличностного взаимодействия; творческое отношение к труду не проявляется

Рефлексивный критерий

Наличие культурных качеств, обеспечивающих эффективность механизмов самоконтроля и самооценки Нестабильное проявление культурных качеств, обеспечивающих эффективность механизмов самоконтроля и самооценки Отсутствие культурных качеств, обеспечивающих эффективность механизмов самоконтроля и самооценки

7. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma plary basic educational program of an educational institution. obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola [Exem- Primary School]. Moscow, 2011.

УДК 37.018.2

И.В. Ильинская, Г.Н. Лашкова, Н.Н. Чистякова

Череповецкий государственный университет

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ - НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

В статье рассматриваются основные понятия указанной проблемы, организация и результаты диагностического исследования по определению уровня сформированности ИКТ-компетентности у бакалавров педагогики, возможные направления дальнейшего исследования.

Компетентность, профессиональная компетентность, ИКТ-компетентность, ИКТ-компетентность учителя начальной школы.

The article deals with the basic concepts of the issue as well as organization details and data of diagnostic studies aimed to determine the level of formation of ICT-competence of bachelors of pedagogy and possible directions for further research.

Competence, professional competence, ICT competence, ICT competence of teachers of primary schools.

Введение

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования ставится задача формирования универсальных учебных действий у учащихся, в том числе умения работать с информацией. Поэтому одним из основополагающих показателей профессиональной готовности бакалавров педагогики является ИКТ-компетент-ность.

Подготовка бакалавров на современном этапе развития образования в высших учебных заведениях требует постоянной диагностики сформированности профессиональных компетентностей обучающихся, среди которых серьезное внимание уделяется ИКТ-компетентностям. Предметом диагностики является оценка результатов деятельности обучающихся. Необходимо отобрать методы диагностики, согласно специфике указанной компетентности, которые позволят адекватно оценивать уровень ее сформиро-ванности.

Цель работы заключается в определении методологических основ, методов и методик, направленных на выявление уровня сформированности ИКТ-компетентности у бакалавров педагогики; анализе полученных результатов.

Основными методами исследования данной проблемы можно считать рейтинговую оценку самостоятельной работы, анкетирование обучающихся, тестирование. С точки зрения результативности проведенной диагностики важным является использование оценки педагога и самооценки.

Основная часть

Анализ литературы (А.В. Хуторской, Г. Селевко, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов и др.) показал, что под компетентностью большинство ученых понимают «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности

ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности» [3, с. 67-72].

В частности, Э.Ф. Зеер рассматривает компетентность «как совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [3, с. 67-72].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) ставят своей задачей формирование информационно-коммуникационной компетентности как части профессиональной компетентности бакалавров педагогики. В данном случае основными базовыми понятиями являются «профессиональная компетентность» и «ИКТ-компетентность».

Профессиональная компетентность учителя в педагогической науке определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [1].

Под информационно-коммуникационной компетентностью понимается «не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и лич-ностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе» [2, с. 64-81].

Отсюда ИКТ-компетентность бакалавра педагогики (профиль - начальное образование) можно рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.