2016, том 18 [5]
—-ЕЧс^З-—
УДК 378.016:373.5.036
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ
И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Д.В. Пайдуков1, П.В. Пайдуков1, 2 2 А.В. Пайдуков , С.П. Ахметова
1ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» г. Чебоксары, Россия, 428000
2ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Россия, 428015
Аннотация. В представленной статье определены и подробно рассмотрены следующие критерии и показатели сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников: мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный критерий. Определены три уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников (высокий, средний, низкий).
Ключевые слова: критерии, показатели, уровни, будущий бакалавр педагогического образования в области эстетического воспитания школьников.
Критерий (от греч. criterion — средство для определения) — единый показатель развития системы, деятельности, основа для определения классификации. Критерий — признак исследуемого объекта, который помогает осуществить его оценку [5, с. 42].
Критерий — признак, на основании которого осуществляется оценка и определяется классификация чего-либо [2, с. 47].
В словаре по педагогике понятие «показатель» рассматривается как явление или событие, по которому можно определить ход различного процесса [6, с. 159].
В.И. Загвязинский полагает, что показатель — это измерительная характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака исследуемого объекта, которая дает количественную, качественную информацию о свойстве данного объекта [5, с. 49].
—--—
~ 39 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Критерии дают объективную информацию отличия, при их анализе можно судить об уровне сформированности компетентности. Мы определили следующие критерии сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников: мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный. Критерии имеют ряд показателей, необходимых для характеристики диагностируемого явления.
Раскроем каждый критерий и определим их показатели в исследуемом аспекте.
В структуре формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников мотивационный критерий занимает важное место.
Мотивационный критерий (положительная мотивация к осуществлению эстетического воспитания, устойчивая потребность в осуществлении эстетической деятельности).
В.И. Загвязинский считает, что мотив, мотивация — это внутреннее побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей субъекта, вызванных внутренними и внешними условиями, которые определяют направленность деятельности [5, с. 20].
Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспи-ровым мотив понимается как «субъективная причина того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению», а мотивация рассматривается как «вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение» [2, с. 88].
Н.М. Борытко определяет мотив как побуждение к действию, которое служит для
удовлетворения осознаваемой потребности человека и вызывает его активность в поведении, деятельности, общении [1, с. 34].
В.Д. Симоненко рассматривает мотивацию как внутреннее или внешнее побуждение субъекта к определенной деятельности без достижения каких-либо целей, которое содержит наличие интереса к деятельности, а также пути организации, осуществления деятельности [4, с. 348].
Мотивационные теории, которые изучают мотивы человеческой деятельности, показывают, что введение личностно значимых форм мотивации влияет на оригинальность и продуктивность педагогических решений.
Конкретный мотив определяется как состояние человека, на которое направлена активность. Мотивы нацелены на удовлетворение потребности и производны от нее. Разные мотивы могут быть направлены на одну потребность, которая может выявляться в разных мотивах.
Интерес определяется как отношение, которое возникает на основе познавательного влечения, через понимание его значимости. В процессе своего развития интерес может перерасти в склонность, которая проявляется в потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.
Мотивационный критерий представляет собой систему профессионально значимых потребностей, интересов и мотивов. Особое место занимает личностное отношение будущего бакалавра педагогического образования к окружающей действительности, а именно понимание того, что он является носителем прекрасного как для школьников, так и для всех окружающих его людей посредством своих произведений искусства, своей воспитанностью, которые являются важнейшими характеристиками, отражающими мотивацию к воспитанию у обучающихся чувства пре-
—--—
~ 40 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—---
красно! о, любви к родной природе, соответствующего отношения друг к другу и т.д.
Когнитивный критерий представлен знаниями по теории и методике эстетического воспитания школьников; в области философии искусства, эстетики.
Функционирование когнитивной области эстетической компетентности осуществляется в процессах мыслительной деятельности человека, в аналитических, синтетических и диалектических навыках познания, в рефлексивном отображении поступающей эстетической информации о гносеологическом, онтологическом, ценностно-ориентационном и практическом уровнях эстетического отношения, а также сущности искусства.
Когнитивный компонент является значимым в познавательной самостоятельности будущего бакалавра, формирует ценностно-осмысленные убеждения и взгляды о важности духовной преемственности предшествующих и последующих поколений, что обеспечивает накопление у будущего бакалавра теоретических знаний и развитие способности к аргументации ценностных суждений, которые в итоге направлены на научно-теоретическую мировоззренческую подготовку будущего бакалавра к осознанному пониманию и самостоятельному освоению ценностей искусства. Постоянное самосовершенствование системы знаний обеспечивает высокую продуктивную педагогическую деятельность, ее гуманистическую направленность. Знания по философии искусства и эстетике помогают бакалаврам добраться до вершины зрелости, определить для себя индивидуальную стратегию в достижении профессионализма.
Эстетическая деятельность своеобразна, потому что она сопровождает другие виды деятельности. Эстетическое образование помогает бакалаврам открыть всю свою полноту собственного мира и глубину мира
внешнего, способствует ощутить себя в единстве с этим единым миром. В современное время значимо и актуально научить обучающихся эстетически воспринимать мир и свою связь с ним, воспитать в них потребность в прекрасном и способность воспринимать окружающую действительность, создавать ее.
Когнитивный критерий выражается в готовности личности к изучению природы эстетических явлений. Используется для оценки уровня сформированности когнитивного компонента компетентности в области эстетического воспитания школьников. Раскрывается через такие показатели, как знания по теории и методике эстетического воспитания школьников; в области философии искусства, эстетики.
Деятельностный критерий включает умения и навыки применения современных технологий в эстетическом воспитании школьников, диагностических методик в оценке результативности эстетического воспитания, воспринимать, оценивать, интерпретировать произведения искусства и др.;
В.И. Загвязинский определяет деятельность как целенаправленную и мотивированную систему действий, направленную на преобразование объектов [5, с. 181].
Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко рассматривают деятельность как процесс активного взаимодействия человека с окружающей средой, где он достигает поставленную цель, которая возникла в результате сформировавшегося у него определенного мотива, потребности [8, с. 385].
Деятельность — активная связь субъекта с объектами окружающей среды, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное изменение ими природы и общественной действительности, осуществление знаний, разума [3, с. 25].
—--—
~ 41 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Умения организовать внеклассные мероприятия эстетической направленности (посещение выставочных залов, музеев, театров; беседы с выдающимися деятелями культуры; организация тематических вечеров, конкурсов; участие школьников в научно-исследовательской деятельности, направленной на формирование эстетической воспитанности; создание творческих работ эстетической направленности; совместное составление выставочной экспозиции творческих работ школьников эстетической направленности).
Личностный критерий включает коммуникабельность, устойчивая социальная и профессиональная позиция, способность к рефлексии, креативность, развитый эстетический вкус и др.
Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров понимают, что личность — это человек, который состоит в обществе и является основой данного общества, а также умеет определить свою жизненную позицию среди людей
[2, с. 73].
По мнению В. Д. Симоненко, личность — это человек, который представляет общество, обладает общественным сознанием и самосознанием [4, с. 346].
В. И. Загвязинский считает, что личность — это человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, относящийся к человеческой общности, владеющий сознанием, самосознанием, а также обладающий ответственностью за свои действия [5, с. 20].
В. А. Сластенин и В. П. Каширин полагают, что личность — это человек, состоящий из совокупности психических, духовных особенностей, которые определяют его как объекта (результат) социального развития и как субъекта преобразования действительности [7, с. 54].
Личностный критерий включает в себя значимые качества личности, необходимые для продуктивного эстетического воспитания школьников. В качестве наиболее значимых для эстетического воспитания нами были выделены такие качества, как коммуникабельность, устойчивая социальная и профессиональная позиция, способность к рефлексии, креативность, развитый эстетический вкус и др.
Креативность — определенная характеристика личности, которая определяет его индивидуальную творческую продуктивность и уровень способности к творчеству [2, с. 46].
В. И. Загвязинский определяет креативность как универсальную способность к познавательной, творческой деятельности, а оригинальность — как способность вырабатывать определенные ассоциации и давать необычные решения для реализации поставленных целей и задач [5, с. 62].
Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспи-ров рассматривают понятие «креативность» как уровень творческой одаренности, способность к творчеству, которая составляет устойчивую характеристику личности [2, с. 66].
Рефлексия — анализ собственного состояния, самопознания, осознанная оценка своей деятельности для ее регуляции, коррекции, приостановки или прекращения, а также анализ собственных достижений через самонаблюдение и самооценку [3, с. 76].
На основе выявленной выше структуры мы определили критерии и показатели сфор-мированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников (табл. 1).
Мы определили три уровня сформиро-ванности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников (низкий, средний, высокий) (табл. 2).
—--—
~ 42 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников
Критерии Показатели
Мотивационный — положительная мотивация к осуществлению эстетического воспитания, устойчивая потребность в осуществлении эстетической деятельности;
Когнитивный — знания по теории и методике эстетического воспитания школьников; в области философии искусства, эстетики;
Деятельностный — умения и навыки применения современных технологий в эстетическом воспитании школьников, диагностических методик в оценке результативности эстетического воспитания, воспринимать, оценивать, интерпретировать произведения искусства и др.;
Личностный — коммуникабельность, устойчивая социальная и профессиональная позиция, способность к рефлексии, креативность, развитый эстетический вкус и др.
Таблица 2
Уровни сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников
Уровень Показатели
Низкий — характеризуется неустойчивой мотивацией к осуществлению эстетического воспитания школьников, несформированной потребностью в осуществлении эстетической деятельности; неполными знаниями в области эстетического воспитания школьников, философии искусства и эстетики, отсутствием сформированных умений и навыков применения современных технологий в эстетическом воспитании школьников, диагностических методик в оценке результативности эстетического воспитания, восприятия, оценивания и интерпретации произведений искусства; неразвитыми личностными качествами, необходимыми для осуществления эстетического воспитания
Средний — сформированности исследуемой компетентности предполагает наличие у будущего бакалавра положительной мотивации к осуществлению эстетического воспитания, устойчивую потребность в осуществлении эстетической деятельности; достаточно полные знания в области эстетического воспитания школьников, философии искусства и эстетики; сформированные умения применения современных технологий в эстетическом воспитании школьников, диагностических методик в оценке результативности эстетического воспитания, воспринимать, оценивать, интерпретировать произведения искусства и др.; сформированность отдельных из личностных качеств, необходимых для эстетического воспитания школьников (креативность, развитый эстетический вкус и др.)
Высокий — характеризуется положительной мотивацией к осуществлению эстетического воспитания школьников, устойчивой потребностью в осуществлении эстетической деятельности; устойчивыми прочными знаниями в области эстетического воспитания школьников, философии искусства и эстетики; сформированными умениями и навыками применения современных технологий в эстетическом воспитании школьников, диагностических методик в оценке результативности эстетического воспитания, умений эстетической деятельности; сформированными личностными качествами (коммуникабельность, устойчивая социальная и профессиональная позиция, способность к рефлексии, креативность, развитый эстетический вкус и др.), необходимыми для эстетического воспитания школьников
—--—
~ 43 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005.
3. Краткий словарь современной педагогики / Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Соло-духина и др.; под ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001.
4. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических ву-
зов / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005.
5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский,
A.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред.
B.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008.
6. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2008.
8. Столяренко Л. Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: учеб. пособие для бакалавров. 4-е изд., нерераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF FORMATION OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION COMPETENCE IN THE FIELD OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS
D. V. Paidukov1, P. V. Paidukov1,
2 2
A. V. Paidukov , S.P. Akhmetova
xThe Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev Cheboksary, Chuvash Republic, Russia, 428000 2Chuvash state university im. I.N. Ulyanov Cheboksary, Chuvash Republic, Russia, 428015
Annotation. The article identified and discussed in detail the following criteria and indicators of formation of future bachelors of pedagogical education competence in the field of aesthetic education of students: motivational, cognitive, personality and activity criterion. Identifies three levels of formation of future bachelors of pedagogical education competence in the field of aesthetic education of students (high, medium, low).
Key words: criteria, indicators, levels, the future bachelor of pedagogical education in the field of aesthetic education of schoolchildren.
REFERENCES
1. Borytko N.M., Solovtsova I.A., Baiba-kov A.M. Pedagogy: ucheb. manual for students. the high. proc. institutions. Moscow, Publishing center "Academy", 2007.
2. Kodzhaspirov G.M., Kodzhaspirov A.Y. Pedagogical vocabulary: a manual for students. the high and environments. ped. proc. institutions. 2-e izd., erased. Moscow, Academy, 2005.
3. Sanzhieva T.B., Reznikov G.Y., Soloduhi-na K.T. etc. Concise dictionary of modern pedagogy
—--—
— 44 —
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
—--—
Ed. by L.N. Yumsunova. Ulan-Ude, Publishing house of the Buryat State University, 2001.
4. General and vocational pedagogy: Ucheb. manual for students of pedagogical universities. Ed. by V.D. Symonenko. Moscow, Ventana-Graf, 2005.
5. Zagvyazinskiy V.I., Zakirova A.F., Stroko-va T.A. et al. Teaching vocabulary: a manual for students the high. proc. institutions. Ed. by V.I. Zagvyazinskiy, A.F. Zakirova. Moscow, Publishing center "Academy", 2008.
6. Polonsky V.M. Dictionary of education and pedagogy. Moscow, Higher. Sch., 2004.
7. Slastenin V.A., Kashirin V.P. The Psychology and pedagogy: textbook for stud. the high. proc. institutions. 7-e Izd., erased. Moscow, Publishing center "Academy", 2008.
8. Stoljarenko L.D., Stolyarenko V.E. Psychology and pedagogy: textbook. allowance for bachelors. 4-e izd., neirab. and extra. Moscow, Urait, 2012.