Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матаева Роян Зайналаддийевна, Мусаева Зарема Салхудиновна, Алхастова Макка Вахидовна

В статье рассмотрены критерии и показатели оценки сформированности финансовой грамотности студентов. Обоснованы особенности формирования компетенции в области финансовой грамотности в системе высшего образования. Проведен анализ финансовой грамотности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Даны рекомендации по распределению времени для обучающихся как путь к финансовой грамотности. Рекомендованы типы контроля для оценивания результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матаева Роян Зайналаддийевна, Мусаева Зарема Салхудиновна, Алхастова Макка Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers the criteria and indicators for assessing the formation of financial literacy of students. The features of the formation of competence in the field of financial literacy in the system of higher education are substantiated. The financial literacy of students of the Chechen State Pedagogical University was analyzed. Recommendations are given on the distribution of time for students as a way to financial literacy. The types of control for evaluating learning outcomes are recommended.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_3_243 УДК 378:336

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Матаева Роян Зайналаддийевна,

студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: royanmataeva@gmail.com

Мусаева Зарема Салхудиновна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: zaremamu@gmail.com

Алхастова Макка Вахидовна,

ассистент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: alkhastovam@gmail.com

В статье рассмотрены критерии и показатели оценки сформированности финансовой грамотности студентов. Обоснованы особенности формирования компетенции в области финансовой грамотности в системе высшего образования. Проведен анализ финансовой грамотности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Даны рекомендации по распределению времени для обучающихся как путь к финансовой грамотности. Рекомендованы типы контроля для оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: финансовая грамотность; система высшего образования; формирование компетенций; повышение финансовой грамотности; оценка сформированности финансовой грамотности студентов вузов.

UDC 378:336

CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS

Mataeva Royan Zaynaladdievna,

student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: royanmataeva@gmail.com

Musayeva Zarema Salkhudinovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: zaremamu@gmail.com

Alkhastova Makka Vakhidovna,

Assistant of the Department of Criminal Law, Procedure and National Security, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: alkhastovam@gmail.com

The article considers the criteria and indicators for assessing the formation of financial literacy of students. The features of the formation of competence in the field of financial literacy in the system of higher education are substantiated. The financial literacy of students of the Chechen State Pedagogical University was analyzed. Recommendations are given on the distribution of time for students as a way to financial literacy. The types of control for evaluating learning outcomes are recommended.

Keywords: financial literacy; higher education system; formation of competencies financial knowledge; improving financial literacy; assessment of the formation of financial literacy of university students.

Современный мир динамичен, он отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, в том числе финансовой. Задача педагогов состоит в том, чтобы дать учащемуся знания, в том числе финансовые. Развитие финансовой грамотности является мировым трендом, в то же время уровень финансовой грамотности во многих развитых странах не соответствует динамичным изменениям финансового рынка [5].

Одним из условий роста экономики является финансовая грамотность молодежи. Знание основ финансовой грамотности помогает населению воспользоваться своими правами, которые прописаны в основных документах и актах государства. К примеру, получение поддержки в виде социальных льгот: на лечение, образование и др. Большинство людей не пользуются своими правами по ряду причин. Во-первых, не знают их, во-вторых, не имеют представления, куда обратиться для получения консультации по своему вопросу.

Человек в любом возрасте должен обладать навыками планирования бюджета и сбережений, использования финансовых инструментов [2, с. 10]. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от рисков и способны противостоять мошенничеству. Данные исследований по оценке финансовой грамотности населения свидетельствуют о наличии высокого уровня информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и их поставщиками. Чаще все -го человек при управлении личными финансами не может осознать возможные риски и последствия своих действий при выборе финансовых услуг, поскольку, как правило, руководствуется только мнением своих знакомых или рекламной продукцией отдельных финансовых институтов [3].

Финансовая грамотность является сложной сферой, которая требует не только понимания ключевых понятий, но и использования их для принятия решений, которые в свою очередь при верном выборе дают экономическую безопасность и благосостояние. К таким решениям можно отнести: учет расходов и доходов, планирование распределения бюджетных средств, выбор финансовых инструментов для достижения поставленных целей и возможность обезопасить себя от неблагоприятных экономических ситуаций.

Отсутствие навыков в области финансов может привести к опрометчивым поступкам, которые способны спровоцировать экономическую катастрофу в личном бюджете.

Анализируя финансовые источники, можно выделить несколько определений финансовой грамотности. Финансовая грамотность - это уровень знаний и навыков в сфере финансов, достаточный для правильной оценки экономических процессов и для принятия осознанных решений, связанных со сбережениями, инвестициями, страхованием, недвижимостью, налогами и будущей пенсией [2]. Финансовая грамотность - это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких [1].

Е. Ю. Миненко выделяет следующие проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:

- участие в сомнительных денежных операциях (например, финансовых пирамидах);

- залезание в долги;

- рискованное инвестирование [2].

На фоне сложившейся ситуации вуз просто обязано повышать экономическую грамотность своих обучающихся. Экономическая культура студентов - это единство финансовой подготовки и верно выстроенной экономической деятельности.

Обучение финансовой грамотности представляет собой систему образования, направленную на формирование представлений об эффективном бюджете, действующих финансовых механизмах и о развитии производственных отношений. Актуальным является повышение знаний молодежи об основах банковской деятельности и банковских услугах.

Наличие экономического воспитания у молодежи - это залог расширения финансового мышления личности, формирование деловых качеств, а именно: экономической активности, предприимчивости, инициативности, ведущих к личному материальному благополучию [4].

Молодые люди, желающие построить карьеру в больших корпорациях, создать собственный бизнес, должны ориентироваться в финансовых отношениях. Современный

рынок труда ждет специалистов иной формации, чем прежде. Сегодняшний специалист должен уметь вести свой бюджет, знать деловой этикет и быть грамотен в вопросах не только своей специальности, но и в сфере экономики [5, с. 18].

Формирование финансовой грамотности в вузах производится на занятиях как общеобразовательного цикла, так и на общепрофессиональных дисциплинах. Студенты знакомятся с понятийным аппаратом и финансовыми механизмами производственных отношений, основанных на различных формах собственности и способах распределения материальных благ.

На занятиях по математике обучающиеся решают задачи с экономическим содержанием. Интенсификация производства напрямую рассматривается на занятиях информатики. На занятиях по учебным предметам (физика, химия, биология) демонстрируется применение достижений науки и техники на производствах, которые обеспечивают рост производительности труда.

Преподаватели профессионального цикла - это практически единственные специалисты, которые имеют профессиональную подготовку в финансовой области. Благодаря чему они выступают как своеобразные консультанты в экономической подготовке студентов.

Общественно полезная деятельность является ключевым условием для вовлечения студентов в экономическую жизнь. А главными проводниками в этой области являются мастера производственного обучения [6].

Наряду с высоким общественным уровнем, профессиональным мастерством приоритетным становится осознанное отношение к труду и участие в управлении производством. Все это вместе является важными характеристиками в формировании труженика нового типа, который будет востребован на современном рынке труда.

Так как на данный момент идет переход экономики на путь интенсивного развития, то формирование подобных черт у будущих работников становится необходимостью. Не стоит забывать и о затратах живого труда и повышении эффективного использования рабочего времени.

На внеклассных занятиях студенты принимают участие в онлайн-уроках финансо-

вой грамотности, которые используются как инструмент повышения финансовой грамотности. Студенты, желающие заняться бизнесом, реалистичнее оценивают свои личностные качества, идеи и возможности, задумываются о начальном капитале на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость, на какую прибыль можно рассчитывать.

Распределение своего времени является важнейшим инструментом обеспечения успешности современного человека. Оно позволяет планировать деятельность, распределять в ней приоритеты, находить нужные ориентиры в ритме современной жизни. Однако далеко не каждый человек владеет таким инструментом. Для большинства людей это непростая задача. Во многом она является такой по той причине, что люди не задумываются не только о решении этой задачи, но и о ее существовании.

Проблема организации времени отражена во многих научных исследованиях (Ю. В. Веселова, А. А. Еремина, М. В. Кизимиров [3]). Но для значительной части населения эти работы не знакомы. Соответственно не освоена и культура организации своего времени. Другая проблема освоения культуры организации личного времени связана с тем, что авторы, как правило, абстрагируются от конкретного человека, с присущими ему возможностями и трудностями достижения желаемого успеха [7]. В результате, даже понимая смысл предлагаемых методик, читатели испытывают существенные трудности в их применении на практике.

Е. В. Афанасьев дает рекомендации по распределению времени для студентов как путь к финансовому благополучию и выделяет следующие принципы тайм менеджмента [1]:

1) выбор цели, обеспечивающий возможность и условия достижения финансового благополучия. Для студентов это время, достаточное для зарабатывания необходимых средств.

2) приоритизация, в соответствии с которой должны быть определены возможности для обретения такого времени. Учебный план допускает выбор достаточно широких вариантов учебной работы студентов, обеспечивающих необходимую сумму итоговых баллов на этапе как промежуточного, так и

итогового контроля образовательных достижений студента. Это обеспечивает необходимые варианты включения студентов в учебную работу и определенный ресурс времени, который можно уделить вопросам зарабатывания необходимых средств;

3) планирование, которое позволяет выстроить индивидуальный план обучения и согласовать его с учебным отделом. Такой план дает широкий выбор вариантов использования времени для выполнения необходимых видов учебной работы студента, а также оптимизировать другие затраты времени, связанные с менее значимыми делами. Соответственно появляется нужный отрезок времени для достижения целей.

Здесь важно учитывать, что современный рынок труда включает не только традиционные его виды, но и деятельность в удаленном формате. Именно этот формат определяет направление дальнейшего развития рынка труда. При необходимости современные студенты могут воспользоваться услугами лицензированных компаний, обеспечивающих широкий спектр компетенций по выполнению работы в удаленном формате.

Таким образом, выполненный анализ особенностей и возможностей распределения времени трудозатрат показывает, что повышение соответствующей культуры не только студентов, но и населения в целом является насущной необходимостью. Открывает новые возможности для достижения финансовой независимости.

Выделим критерии финансовой грамотности:

1) умение зарабатывать деньги;

2) умение управлять личным бюджетом (актив, пассив, резервный фонд);

3) финансовая независимость (степень свободы человека в материальном плане: материальная самостоятельность, отсутствие долгов, независимость доходов от существующей экономической системы в стране).

Чтобы быть финансово грамотным, необходимо понимать, что в основе финансовой грамотности лежит знание денежных отношений и финансовое планирование. В мире нет ни одной успешной организации, которая вела бы свою деятельность без финансового планирования. Каждый человек знает, сколько он зарабатывает, а вот, сколько тратят, знают далеко не все. Составить финансовый план могут помочь специальные компьютерные программы, приложения для гаджетов и др.

Отметим основные принципы финансового планирования:

1. Принцип экономии.

2. Принцип единства (все члены домашнего хозяйства должны придерживаться одного плана и иметь общие цели).

3. Принцип непрерывности (при достижении одного плана на смену ему приходит другой).

4. Принцип гибкости (финансовый план может меняться с возникновением непредвиденных обстоятельств).

5. Принцип конкретности (все цели должны быть точно сформулированы и детализированы).

6. Принцип достаточности.

7. Принцип отслеживания.

Для определения уровня финансовой грамотности было проведено социологическое исследование методом анкетирования 50 студентов различных курсов и направле-

Рисунок 1 - Динамика уровня финансовой грамотности

ний обучения Чеченского государственного педагогического университета. Для оценки уровня финансовых знаний использовался индекс финансовой грамотности, который показывает способность студентов к разумному управлению личными финансами и включает следующие составляющие:

- знания в области финансов;

- динамика уровня финансовой грамотности среди юношей и девушек;

- потребность в дополнительных знаниях о финансовом рынке [2].

Распределение ответов респондентов на вопрос «Оцените свой уровень финансовой грамотности» (в % от числа опрошенных) представлено на рис. 1.

Следует отметить, что увеличилось число респондентов с высоким уровнем финансовой грамотности (64 %), средний уровень зафиксирован у 25 %, низкий - у 11 %.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как на ваш взгляд, кто наиболее фи -нансово грамотен, если говорить о половом разграничении?» представлено на рис. 2.

I ьысокий ¡Средний

Низкий

Рисунок 2 - Динамика уровня финансовой грамотности среди юношей и девушек

Следует отметить, что у девушек зафиксирован более высокий финансовый уровень. Распределение ответов респондентов на

вопрос «Оцените свою потребность в дополнительных знаниях о финансовом рынке» отражено на рис. 3.

I Девушка ■ Парни

Рисунок 3 - Динамика потребности в дополнительных знаниях о финансовом рынке

Студенты проявили большую заинтересованность в дополнительных знаниях об управлении личными денежными средствами - 70 % хотели бы знать больше об этой сфере. Тем не менее доля тех, кто считает, что они знают то, что им нужно, достаточно высока и составляет 30 %.

Сделаем некоторые выводы. На фоне сло -жившейся ситуации вузы просто обязаны по -вышать экономическую грамотность своих обучающихся. Экономическая культура студентов - это единство финансовой подготов -ки и экономической деятельности. Финансовая грамотность является сложной сферой,

которая требует не только знания ключевых понятия, но и использования их для принятия решений. К таким решениям можно отнести: учет расходов и доходов, планирование распределения бюджетных средств, выбор

финансовых инструментов для достижения поставленных целей и возможность обезопасить себя от неблагоприятных экономических ситуаций.

Список литературы_

1. Афанасьев Е. В., Шевцов И. В. Важность финансовой грамотности во время пандемии Covid-19 // Инновации и инвестиции. 2020. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-finansovoy-gramotnosti-vo-vremya-pandemii-covid-19 (дата обращения: 11.10.2022).

2. Бабин И. Э. Финансовая грамотность россиян в XXI в. как направление государственной политики: основные тенденции // Молодой ученый. 2020. № 7 (297). С. 329-333.

3. Миненко Е. Ю., Рындин К. И. Анализ уровня финансовой грамотности в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 235-239.

4. Цветова Г В. Финансовое поведение и потребность в повышении финансовой грамотности // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 2 (75). С. 57-64.

5. Семеко П В. Финансовая грамотность в России: проблемы и пути их решения // ЭСПР. 2019. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-v-rossii-proNemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 09.10.2020).

6. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности. М., 2018. С. 25-46.

7. Шахназарян Г Э. Повышение финансовой грамотности населения - важнейший приоритет государственной политики // Финансы. 2019. № 5. С. 18-21.

References_

1. Afanasyev E. V., Shevtsov I. V. The importance of financial literacy during the Covid-19 pandemic. Innovations and investments. 2020. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-finansovoy-gramotnosti-vo-vremya-pandemii-covid-19 (date of application: 11.10.2022).

2. Babin I. E. Financial literacy of Russians in the XXI century. as a direction of state policy: main trends. Young scientist. 2020. No. 7 (297). Pp. 329-333.

3. Minenko E. Yu., Ryndin K.I. Analysis of the level of financial literacy in the Russian Federation. Young Scientist. 2019. No. 4 (242). Pp. 235-239.

4. Tsvetova, G. V. Financial behavior and the need to improve financial literacy. Power and management in the East of Russia. 2016. No. 2 (75). Pp. 57-64.

5. Semeko G. V. Financial literacy in Russia: problems and ways to solve them. ESPR. 2019. No. 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/flnansovaya-gramotnost-v-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya (accessed: 09.10.2020).

6. Ovchinnikov M. Review of international practice in the implementation of strategies and programs in the field of financial literacy. M., 2018. Pp. 25-46.

7. Shakhnazaryan G. E. Improving financial literacy of the population is the most important priority of state policy. Finance. 2019. No. 5. Pp. 18-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.