Анализ сравнения баз производственной практики показала, что студенты 627 группы одинаково ориентированы на образовательные учреждения республики Алтай и на производство, в то время как студенты 637 группы почти половина (45%) ориентируются в будущей профессиональной деятельности на сферу производства (рис. 2).
Результат коммуникативной деятельности студентов во время прохождения производственной практики студентов физикоматематического факультета был представлен на итоговой конференции. На защите студенты показали реализацию целей и задач производственной практики, возникшие проблемы, представили результаты выполнения индивидуального задания; подвели общий итог своей деятельности за период производственной практики. В отчетах приводились описания приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машиной графики, экспертных систем и баз данных, применяемых в организации.
Сравнительный анализ, проведенный нами по итогам производственных практик в 2009 и в 2011 годах показал, что профес-
сиональная направленность студентов различается. Так, если в 2009 г. полезность прохождения производственной практики в оценке планирования будущей профессиональной деятельности показали 90% респондентов, то в 2011 г. все без исключения студенты оценили необходимость и ценность данного вида деятельности в образовательном процессе вуза. Кроме того, в 2009 г. 40 % студентов-практикантов намерены были пойти работать туда, где проходили производственную практику, а в 2011 г. этот процесс возрос до 70 % опрошенных.
Об эффективности производственной практики студентов физико-математического факультета в 2011 г. говорят и представленные ниже показатели качества образования производственной практики (рис. 3).
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что производственная практика является важнейшим элементом учебного процесса в вузе. В плане учебно-методической деятельности преподавателя вуза она должна занимать одно из главнейших мест, так как является итоговым показателем его профессиональнопедагогической деятельности.
Библиографический список
1. Темербекова, А.А. Программа производственной практики и методические рекомендации для студентов 4, 5 курсов физико-математического факультета. - Горно-Алтайск, 2010.
2. Темербекова, А.А. Формирование профессиональной направленности студента посредством производственной практики // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: мат-лы междунар. науч.-практич. конф. 16-17 февр. 2011 г. - Новокузнецк, 2011.
Bibliography
1. Temerbekova, A.A. Programma proizvodstvennoyj praktiki i metodicheskie rekomendacii dlya studentov 4, 5 kursov fiziko-matematicheskogo fakuljteta. - Gorno-Altayjsk, 2010.
2. Temerbekova, A.A. Formirovanie professionaljnoyj napravlennosti studenta posredstvom proizvodstvennoyj praktiki // Teoriya i praktika pedagogicheskoyj nauki v sovremennom mire: tradicii, problemih, innovacii: mat-lih mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 16-17 fevr. 2011 g. -Novokuzneck, 2011.
Статья поступила в редакцию 12.02.12
УДК 378.62
Torosjan V.F., Torosjan E.S., Polizinski E.V., Polizinskaj E.V. CRITERIA AND THE INDICES OF THE ESTIMATION OF THE COGNITIVE INDEPENDENCE OF THE STUDENTS OF THE TECHNICAL DIRECTIONS. In the article the discussion deals with criteria and indices of the estimation of the cognitive independence of the students of technical directions. This work can be used in the educational- educational process of technical VUZ (Institute of Higher Education), directed toward the independent acquisition of key and professional scopes, an increase in the activity, the development of the creative abilities of students.
Key words: informative independence, levels, criteria, indicators, reproductive, reconstructively-variativnyj, partially-search, creative.
В.Ф. Торосян, канд. пед. наук, доц. каф. ЕНО ЮТИ (филиал) НИ ТПУ, г. Юрга, E-mail: torosjaneno@mail.ru.; Е.С.Торосян, соискатель Ни ТПУ, г. Юрга, E-mail:eltrosjan@mail.ru; Е.В. Полицинский, канд. пед. наук, зав. каф. ЕНО ЮТИ (филиал) НИ ТПУ,г. Юрга; E-mail:ewpeno@mail.ru; Е.В. Полицинская, соискатель ТГПУ, г. Юрга, E-mail:ewpeno@mail.ru
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
В статье речь идет о критериях и показателях оценки познавательной самостоятельности студентов технических направлений. Данная работа может быть использована в воспитательно-образовательном процессе технического вуза, направленном на самостоятельное приобретение ключевых и профессиональных компетенций, повышение активности, развитие творческих способностей студентов.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, уровни, критерии, показатели, репродуктивный, реконструктивно-вариативный, частично-поисковый, творческий.
«Профпригодность» выпускника в мировой системе оценки качества - один из главнейших результатов деятельности вуза. Следовательно, главным критерием оценки образовательного процесса являются выпускники: насколько они успешны в своей карьере после окончания обучения, насколько востребованы, умеют ли работать в команде и соответствуют ли тем требованиям, которые предъявляют работодатели. К сожалению, Российские реалии таковы, что нашему выпускнику достаточно закончить соответствующий технический вуз, чтобы именоваться «инжене-
ром» и при этом даже ни дня не проработать по специальности. Поэтому в настоящее время проблемы качества высшего профессионального образования волнуют как научно-педагогическую общественность и работодателей, так и студентов вузов.
Острота данной проблемы обусловлена тем, что значительная часть выпускников технических вузов оказываются неспособными к самостоятельной творческой, инновационной деятельности. На наш взгляд, подготовка таких специалистов должна осуществляться при использовании воспитательно-образовательного
процесса вуза, направленного на организацию самостоятельного овладения студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности, повышение активности, самостоятельности и развитие творческих способностей студентов. При этом воспитательно-образовательный процесс в техническом вузе решает такие важнейшие задачи качества образования, как повышение профессиональной подготовки студентов, приобретение ими, наряду с теоретическими знаниями, прочных практических навыков (знать, уметь, владеть), включая освоение и применение творческого подхода к выполнению производственных обязанностей, подготовка специалистов высокой квалификации.
Познавательная самостоятельность при этом - это качественная характеристика интеллектуальных способностей студента к учению, обеспечивающая в дальнейшем его деятельное желание постоянно овладевать знаниями и применять их на практике. Подходя к процессу формирования познавательной самостоятельности с диалектической позиции как к развивающемуся качеству, мы считаем, что в процессе познавательной деятельности студентов вуза должны проявляться и оптимально сочетаться различные уровни познавательной самостоятельности. А потому необходимо определить уровни познавательной самостоятельности студентов.
В педагогической литературе определены два уровня сфор-мированности познавательной самостоятельности: репродуктивный и творческий (продуктивный). В реальном же учебном процессе с учетом современного развития педагогической науки и практики обучения при формировании познавательной самостоятельности как качественной характеристики студента оказалось возможным выделить четыре уровня сформированности познавательной самостоятельности:
- первый уровень - воспроизводящая самостоятельность - характеризуется наличием опорных знаний по предмету, соответствующих низкой ступени усвоения, когда студент не может самостоятельно
воспроизвести усвоенные знания; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в аналогичные условия;
- второй уровень - реконструктивновариативная самостоятельность - характеризуется наличием опорных знаний, которые студент может воспроизвести с помощью наводящих вопросов; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2-3-х параметров;
- третий уровень - частично-поисковая самостоятельность - характеризуется наличием опорных знаний, которые студент может самостоятельно воспроизвести; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия;
- четвертый уровень - творческая самостоятельность - характеризуется наличием более широкого и углубленного круга опорных знаний, которые студент может избирательно актуализировать; умением найти новый подход в решении задачи и осуществить его.
По мере накопления знаний, «овладения умениями и навыками познания реальной действительности и применения знаний на практике, самостоятельность становится чертой личности. Непосредственное руководство со стороны педагога заменяется опосредованным, косвенным. Конечным результатом этого процесса, а значит высшей ступенью самостоятельности студента, является творческая деятельность» [1].
Познавательная самостоятельность - это развивающийся многокомпонентный феномен, и поэтому единственного наилучшего способа для количественного оп-
ределения уровня сформированности этого качества у студентов не существует. Известно, что каждый человек реализует в жизни свою траекторию образования, и поэтому в нашем эксперименте мы стремились создать благоприятные условия подготовки инженера, то есть оптимально приближали учебный процесс к студенту, обеспечивая ему возможность максимального раскрытия творческих способностей. Поэтому оценку формирования познавательной самостоятельности студентов мы определяли по комплексному признаку, включающему взаимосвязанные компоненты познавательной самостоятельности студентов (рис. 1):
- мотивационный критерий - характеризует внутренние побуждения, обусловливающие целенаправленную деятельность по овладению знаниями и способами действий.
Показателями являются:
- потребность в знаниях;
- работоспособность;
- организованность;
- настойчивость, ответственность, трудолюбие;
- самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность.
Мотивационный критерий сформированности познавательной самостоятельности студента мы определяли, используя методику В.А. Ядова [2, с. 54].
- содержательно - операционный критерий характеризует объём и качество знаний, владение методами анализа, синтеза, сравнения, общие учебные умения, интеллектуальные умения, а также практические умения и навыки, приемы деятельнос
Таблица 1
уровни задания баллы максимальное кол-во баллов баллы уровня
I уровень 8 заданий 1 - 3 24 24 - 48
II уровень 6 заданий 4 - 6 36 49 - 64
III уровень 4 задания 7 - 9 36 2 9 1 ю 6
IV уровень 2 задания 10 - 12 24 93 - 120
Всего 20 120
Таблица 2
Критерии и поуровневые показатели познавательной самостоятельности студентов технических направлений
Критерии познавательной самостоятельности Уровни сформированности познавательной самостоятельности |
Репродуктивный Реконструктивно -вариативный Частично - поисковый Творческий
Показатели сформированности уровней познавательной самостоятельности
1 .Мотивационный критерий-инструментальные учебные ценности Во время выбора заданий и самостоятельного их выполнения наиболее характерны: просто исполнительность, усид-чивость, попытки опера-тивности, неактивная по-зиция; отсутствие навы-ков самост. работы, решение заданий не выходит за рамки учебно - необход. знаний, т. е. наиболее значительна. исполнительность. Потребность в знаниях, стремление к преодолению простых познавательных затруднений, проявление работоспособности - преобладания исполнительно - органи-зационных умений. Студенты ценят старательность, аккуратность, организованность, настой-чивость, ответственность, проявляют инициативность, трудолюбие, т. е. главными инструментальными учебными ценностями являются организованность. Ценностными качествами являются иници-ативность, умственные способности, знания, творческий подход к делу.
2. Содержательнооперационный критерий -сформированность общеинтеллектуальных умениий [ОИУ], степень овладения законами, теориями и способами познавательной деятельности. Усвоены общие представления об объекте, образцы основных форм познавательной деятельности, выполняются простейшие переносы на аналогичный материал, недостаточно сформиро-ваны гностические уме -ния: выделять главное в тексте и выступлениях однокурсников и преподавателей. Обучающийся способен самостоятельно воспроизводить усвоенную информацию или применить её в разнообразных типовых ситуациях, не требующих никакой новой информации. Обучающийся владеет умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в аналогичные условия. Развиваются гностические умения. Усвоены опорные знания, которые студент может воспроизвести с помощью наводящих вопросов, владение простейшими мыслительными операциям: анализа, синтеза, сравнения и др. Обучающийся совершенствует коммуникативные и конструктивные умения. Обучающийся способен самостоятельно воспроизвести и преобразовать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов изучения и выработки новой для него информации. Обучающийся владеет умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2 - 3 параметров. Сформированы: гностические умения: выде-лять главное, определять связи между рассматриваемыми явле-ниями, умения пользоваться справочниками; конструк-тивные: составлять тезисы, сжато конспектировать, составлять план выступ-ления;коммуникативные: активность на семинарах, обсуждение с товарищами изученного материала, формулирование вопросов преподавателю. Проектировочные: опр объем самост. работы, уверенность в ответах, ритмичность познав. деят., стремление заниматься в течение семестра. Обучающийся способен преобразовывать усвоенную информацию для применения в нетиповых ситуациях, тре-бующих создания новых для него методов действия. Умение переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия. Обучающиеся формули-руют гипотезы и наме-чают пути их проверки, проводят анализ, синтез и перенос центральных идей в изучаемом тексте; формируют задачи и темп работы на ближайшее время; самостоятельно создают схемы, таблицы, аргу-ментируя их по -строение и применение; в сообщениях используют наглядные пособия, организовывают свою общественную деятельность, совершенствуя организационные умения. Студент способен использовать усвоенную информацию для нахождения и обсуждения новых свойств известных объектов, а также для нахождения новых методов деятельности и новых объектов. Умение найти новый подход в решении задачи и осуществить его.
3.Волевой критерий -стиль познавательной деятельности, Неустойчивый познавательный интерес, нерегулярность самостоятельной познавательной деятельности, неуверенность, быстрая утомляемость. Появление познавательного интереса, уверенности на семинарах, использование дополнительной литературы, стремление работать самостоятельно. Регулярность выполнения самостоятельных работ, уверенность в ответах, ритмичность познавательной деятельности, стремление заниматься в течение семестра. Регулярность и систематичность самостоятельной работы, стрем-ление к творчеству, осознанное отношение к познав. деятельности.
ти соответствующего уровня познавательной самостоятельности студентов.
Показателями являются:
- общеинтеллектуальные умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, проектировочные;
- степень овладения законами и теориями;
- степень овладения способами познавательной деятельности.
Сформированность общеинтеллектуальных умений, согласно методике Н.В. Кузьминой, [3] на наш взгляд, может быть соотнесена с уровнями познавательной самостоятельности студентов. Наиболее приспособленным методом контроля, позволяющим измерить уровень знаний студентов, на наш взгляд, является метод тестирования.
Тесты - это задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценки. Такие тесты В.П. Беспалько называет «динамическими тестами - лестницами» [1, с. 18]. Мы считаем, что можно использовать тесты 1, 2, и 3 - его уровня сформированности познавательной самостоятельности, а 4-ый уровень познавательной самостоятельности предполагает творческую работу студентов, поэтому выявление 4-го уровня необходимо проводить с помощью заданий и задач, которые могут иметь несколько вариантов решения.
Всего тест включает 20 заданий разных уровней по изученной теме (таблица 1).
Количество баллов, соответствующих уровню знаний студентов определяется как сумма максимального их количества определяемого уровня и минимума последующего уровня. Это значит, что студент правильно выполняет все задания данного уровня и проявляет готовность выполнять задания последующего уровня, решая самостоятельно некоторые из них. В результате степень овладения им законами, теориями и способами деятельности соответствует данному уровню познавательной самостоятельности студентов.
- волевой критерий характеризует готовность совершать волевые усилия и реализовать её в познавательной деятельности, самостоятельно ставить цели познавательной деятельности.
Показателями являются:
- познавательный интерес
- стремление выполнить самостоятельно
- регулярность, ритмичность познавательной деятельности
- стремление к творчеству.
Показателем волевого критерия познавательной самостоятельности является стиль познавательной деятельности согласно методике Н.С. Копеиной [4, с. 67].
Показатели сформированности познавательной самостоятельности, соответствующие указанным критериям приведены в таблице 2.
По утверждению О.В. Петунина «...перенос усвоенных знаний и способов деятельности в различных ситуациях предпола-
гает владение не только методами познавательной деятельности, но и знаниями. Умение переносить усвоенные знания и приёмы работы с одного задания на другое говорит о значительной самостоятельности» [5, с. 46]. Познавательная самостоятельность студентов характеризуется исходным уровнем. Правда, последнее понятие шире, поскольку оно включает в себя также возможности студента выполнять самостоятельные познавательные действия и подготовку их условий. На установление исходного уровня познавательной самостоятельности направлена проверка наличия предварительных знаний и умений как показателя сформированности познавательной самостоятельности на начальном этапе. Анализируя требования теории планомерного формирования умственных действий, Н.Ф. Талызина пишет: «С позиций рассматриваемой теории проверка наличного уровня знаний и умений должна идти в 2-х направлениях. Во-первых, со стороны наличия тех предметных знаний, которые логически предшествуют новым, являются для них предварительными. Второе, что необходимо установить до начала составления программы - это сформированность познавательных действий, без которых программа обучения не может быть реализована» [6, с. 16-17]. Познавательная самостоятельность направлена на применение знаний и соответствующих умений на практике. Студент осознает цель и способ целостного ее достижения и на этой основе выполняет осознаваемое действие. Это ставит студента на следующий качественно новый уровень познавательной самостоятельности.
Оптимальное сочетание познавательных умений с операционными знаниями, способность изменять приемы и способы познавательной деятельности позволяют, построить обучение так, чтобы познавательная самостоятельность имела тенденцию развития и роста с фиксированных уровней на более высокие.
Поуровневое формирование познавательной самостоятельности дает возможность анализировать процесс обучения, вносить коррективы в познавательную деятельность студентов, сравнивать достигнутые результаты с первоначальными. Ведущими принципами при этом являются: связь теории с практикой, использование индивидуального и дифференцированного подхода. В систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельности развивается готовность студентов преодолевать познавательные затруднения. [7]. Организация систематической самостоятельной познавательной деятельности определяет для студента волевые установки путем постановки реально достижимых для него целей, инструктирует о приемах самостимуляции волевых усилий, осуществляет постепенный переход от контроля преподавателя к самоконтролю.
Таким образом, все уровни формирования познавательной самостоятельности студента взаимосвязаны. Обучение, ориентированное на овладение способами познавательной деятельности, позволяет успешно формировать у студентов такое важное качество как самоуправление собственной познавательной деятельностью, развивать умение учиться.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995.
3. Кузьмина, Н.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической успеваемости студентов // Пути повышения эффективности обучения в ВУЗе. Дидактические основы частных методик. - Горький, 1980.
4. Копеина, Н.С. Стиль учебной деятельности как средство обеспечения учебной успешности студентов // Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. - Л., 1983.
5. Петунин, О.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2001.
6. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.
7. Кулагина, Г.Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980.
Bibliography
1. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.
2. Yadov, V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metodih. - Samara, 1995.
3. Kuzjmina, N.V. Metodih kompleksnogo issledovaniya pedagogicheskikh faktorov akademicheskoyj uspevaemosti studentov // Puti povihsheniya ehffektivnosti obucheniya v VuZe. Didakticheskie osnovih chastnihkh metodik. - Gorjkiyj, 1980.
4. Kopeina, N.S. Stilj uchebnoyj deyateljnosti kak sredstvo obespecheniya uchebnoyj uspeshnosti studentov // Problemih povihsheniya uspevaemosti i snizheniya otseva studentov. - L., 1983.
5. Petunin, O.V. Formirovanie poznavateljnoyj samostoyateljnosti shkoljnikov v processe uglublennogo izucheniya predmetov estestvennonauchnogo cikla: dis. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo, 2001.
6. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M., 1975.
7. Kulagina, G.N. Formirovanie u studentov vechernego otdeleniya poznavateljnoyj samostoyateljnosti i aktivnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1980.
Статья поступила в редакцию 26.11.11