© В.Ф. Торосян, Е.В. Полицинский, С.В. Соколова,, 2011
УДК 378.62
В. Ф. Торосян, Е.В. Полицинский, С.В. Соколова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Проанализированы критерии и показатели оценки познавательной самостоятельности студентов технического вуза. Данная работа может быть использована в учебно-воспитательном процессе технического вуза, направленном на самостоятельное приобретение ключевых и профессиональных компетенций, повышение активности, развитие творческих способностей.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, уровни, критерии, показатели, репродуктивный, реконструктивно-вариативный, частичнопоисковый, творческий.
Существующая сегодня в мире двухступенчатая система признания инженерных квалификаций оценивает на первой ступени качество образовательных программ подготовки инженеров (аккредитация), на второй подтверждается качество подготовки специалиста к профессиональной деятельности и проводится сертификация его как инженера. «Профпригодность» выпускника в мировой системе оценки качества - один из главнейших результатов деятельности вуза. Следовательно, главным критерием оценки образовательного процесса являются выпускники: насколько они успешны в своей карьере после окончания обучения, насколько востребованы, умеют ли работать в команде и соответствуют ли тем требованиям, которые предъявляют работодатели. В развитых странах звание инженера получают далеко не все выпускники технических вузов. Лишь 15-20 % граждан, имеющих диплом об инженерном образовании, попадают в Национальный регистр инженеров. К сожалению, Российские реалии таковы, что нашему выпускнику достаточно закончить соответствующий технический вуз, чтобы именоваться «инженером» и при этом даже ни дня не проработать по специальности. Поэтому в настоящее время проблемы качества высшего профессионального образования волнуют как научно-педагогическую общественность и работодателей, так и студентов вузов.
Острота данной проблемы обусловлена тем, что значительная часть выпускников технических вузов оказываются неспособными к самостоятельной творческой, инновационной деятельности. На наш взгляд подготовка таких специалистов должна осуществляться при использовании воспитательно-образовательного процесса вуза, направленного на организацию самостоятельного овладения студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности, повышение активности, самостоятельности и развитие творческих способностей студентов. При этом подготовка специалистов в техническом вузе решает такие важнейшие задачи качества образования, как повышение профессиональной подготовки студентов, приобретение ими, наряду с теоретическими знаниями, прочных практических навыков (знать, уметь, владеть), включая освоение и применение творческого подхода к выполнению производственных обязанностей, подготовка специалистов высокой квалификации.
Познавательная самостоятельность при этом - это качественная характеристика интеллектуальных способностей студента к учению, обеспечивающая в дальнейшем его деятельное желание постоянно овладевать знаниями и применять их на практике. Подходя к процессу формирования познавательной самостоятельности с диалектической позиции как к развивающемуся качеству, мы считаем, что в процессе познавательной деятельности студентов вуза должны проявляться и оптимально сочетаться различные уровни познавательной самостоятельности. А потому необходимо определить уровни познавательной самостоятельности студентов.
В педагогической литературе определены два уровня сформи-рованности познавательной самостоятельности: репродуктивный и творческий (продуктивный). В реальном же учебном процессе с учетом современного развития педагогической науки и практики обучения при формировании познавательной самостоятельности как качественной характеристики студента оказалось возможным выделить четыре уровня сформированности познавательной самостоятельности:
- первый уровень - воспроизводящая самостоятельность - характеризуется наличием опорных знаний по предмету, соответствующих низкой ступени усвоения, когда студент не может самостоятельно воспроизвести усвоенные знания; умением переноса
усвоенных знаний и способов деятельности в аналогичные условия;
- второй уровень - реконструктивно-вариативная самостоятельность - характеризуется наличием опорных знаний, которые студент может воспроизвести с помощью наводящих вопросов; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2 - 3-х параметров;
- третий уровень - частично-поисковая самостоятельность -характеризуется наличием опорных знаний, которые студент может самостоятельно воспроизвести; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия;
- четвертый уровень - творческая самостоятельность - характеризуется наличием более широкого и углубленного круга опорных знаний, которые студент может избирательно актуализировать; умением найти новый подход в решении задачи и осуществить его.
По мере накопления знаний, «овладения умениями и навыками познания реальной действительности и применения знаний на практике, самостоятельность становится чертой личности. Непосредственное руководство со стороны педагога заменяется опосредованным, косвенным. Конечным результатом этого процесса, а значит высшей ступенью самостоятельности студента, является творческая деятельность» [1].
Познавательная самостоятельность - это развивающийся многокомпонентный феномен, и поэтому единственного наилучшего способа для количественного определения уровня сформированно-сти этого качества у студентов не существует. Известно, что каждый человек реализует в жизни свою траекторию образования, и поэтому в нашем эксперименте мы стремились создать благоприятные условия подготовки инженера, то есть оптимально приближали учебный процесс к студенту, обеспечивая ему возможность максимального раскрытия творческих способностей. Поэтому оценку формирования познавательной самостоятельности студентов мы определяли по комплексному признаку, включающему взаимосвязанные компоненты познавательной самостоятельности студентов (рис. 1).
- мотивационный критерий - характеризует внутренние побуждения, обусловливающие целенаправленную деятельность по овладению знаниями и способами действий.
Показателями являются:
- потребность в знаниях;
- работоспособность;
- организованность;
- настойчивость, ответственность, трудолюбие;
- самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность.
Мотивационный критерий сформированности познавательной самостоятельности студента мы определяли, используя методику В. А. Ядова [7, с.54]
- содержательно - операционный критерий характеризует объём и качество знаний, владение методами анализа, синтеза, сравнения, общие учебные умения, интеллектуальные умения, а также практические умения и навыки, приемы деятельности соответствующего уровня познавательной самостоятельности студентов.
Показателями являются:
- общеинтеллектуальные умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, проектировочные;
- степень овладения законами и теориями;
- степень овладения способами познавательной деятельности.
Сформированность общеинтеллектуальных умений, согласно
методике Н.В. Кузьминой, [4] на наш взгляд, может быть соотнесена с уровнями познавательной самостоятельности студентов. Наиболее приспособленным методом контроля, позволяющим измерить уровень знаний студентов, на наш взгляд является метод тестирования.
Тесты - это задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценки. Такие тесты В. П. Беспалько называет «динамическими тестами - лестницами» [1,с. 18]. Мы считаем, что можно использовать тесты 1, 2, и 3 -его уровня сформированности познавательной самостоятельности, а 4-й уровень познавательной самостоятельности предполагает творческую работу студентов, поэтому выявление 4 - го уровня необходимо проводить с помощью заданий и задач, которые могут иметь несколько вариантов решения.
Всего тест включает 20 заданий разных уровней по изученной теме (табл. 1).
Рис. 1. Критерии познавательной самостоятельности студентов интегрированной системы
Таблица 1
уровни задания баллы максимальное кол-во баллов баллы уровня
I уровень 8 заданий 1 - 3 24 24 - 48
II уровень 6 заданий 4 - 6 36 49 - 64
III уровень 4 задания 7 - 9 36 2 9 - 6
IV уровень 2 задания 10 - 12 24 93 - 120
Всего 20 120
Количество баллов, соответствующих уровню знаний студентов определяется как сумма максимального их количества определяемого уровня и минимума последующего уровня. Это значит, что студент правильно выполняет все задания данного
444
Таблица 2
Критерии и поуровневые показатели познавательной самостоятельности студентов технического вуза
Критерии познавательной самостоятельности Уровни сформированности познавательной самостоятельности
Репродуктивный Реконструктивно — вариативный Частично — поисковый Творческий
Показатели сформированности уровней познавательной самостоятельности
1Мотивационный критерий-инструментальные учебные ценности Во время выбора заданий и самостоятельного их выполнения наиболее характерны: просто исполнительность, усидчивость, попытки оперативности, неактивная позиция; отсутствие навыков са-мост. работы, решение заданий не выходит за рамки учебно -необход. знаний, т. е. наиб. знач. исполнительность. Потребность в знаниях, стремление к преодолению простых познавательных затруднений, проявление работоспособности - преобладания исполнительно - организационных умений. Студенты ценят старательность, аккуратность, организованность, настойчивость, ответственность, проявляют инициативность, трудолюбие, т. е. главными инструментальными учебными ценностями являются организованность. Ценностными качествами являются инициативность, умственные способности, знания, творческий подход к делу.
2.Содержательно-операционный критерий - сформирован-ность общеинтеллектуальных умениий [ОИУ], степень овла- Усвоены общие представления об объекте, образцы основных форм познавательной деятельности, выполняются простейшие Развиваются гностические умения. Усвоены опорные знания, которые студент может воспроизвести с помощью наводящих Сформированы: гностические умения: выделять главное, определять связи между рассматриваемыми явлениями, Обучающиеся формулируют гипотезы и намечают пути их проверки, проводят анализ, синтез и перенос центральных идей
445
дения законами, теориями и способами познавательной деятельности переносы на аналогичный материал, недостаточно сформированы гностические умения: выделять главное в тексте и выступлениях однокурсников и преподавателей. вопросов, владение простейшими мыслительными операциям: анализа, синтеза, сравнения и др. Обучающийся совершенствует коммуникативные и конструктивные умения. умения пользоваться справочниками; конструктивные: составлять тезисы, сжато конспектировать, составлять план выступления; коммуникативные: активность на семинарах, обсуждение с товарищами изученного материала, формулирование вопросов преподавателю. в изучаемом тексте; формируют задачи и темп работы на ближайшее время; самост создают схемы, таблицы, аргументируя их по строение и применение; в сообщениях используют наглядные пособия, организовывают свою общественную деятельность, совершенствуя организационные умения.
3.Волевой критерий -стиль познавательной деятельности, Неустойчивый познавательный интерес, нерегулярность самостоятельной познавательной деятельности, неуверенность, быстрая утомляемость. Появление познавательного интереса, уверенности на семинарах, использование дополнительной литературы, стремление работать самостоятельно. Регулярность выполнения самостоятельных работ, уверенность в ответах, ритмичность познавательной деятельности, стремление заниматься в течение семестра. Регулярность и систематичность самостоятельной работы, стремление к творчеству, осознанное отношение к познав. деятельности.
уровня и проявляет готовность выполнять задания последующего уровня, решая самостоятельно некоторые из них. В результате степень овладения им законами, теориями и способами деятельности соответствует данному уровню познавательной самостоятельности студентов.
- волевой критерий характеризует готовность совершать волевые усилия и реализовать её в познавательной деятельности, самостоятельно ставить цели познавательной деятельности.
Показателями являются:
- познавательный интерес
- стремление выполнить самостоятельно
- регулярность, ритмичность познавательной деятельности
- стремление к творчеству.
Показателем волевого критерия познавательной самостоятельности является стиль познавательной деятельности согласно методике Н.С. Копеиной. [2, с.67]
Показатели сформированности познавательной самостоятельности, соответствующие указанным критериям приведены в табл. 2.
По утверждению О.В. Петунина «...перенос усвоенных знаний и способов деятельности в различных ситуациях предполагает владение не только методами познавательной деятельности, но и знаниями. Умение переносить усвоенные знания и приёмы работы с одного задания на другое говорит о значительной самостоятельности» [5, с. 46].
Познавательная самостоятельность студентов характеризуется исходным уровнем. Правда, последнее понятие шире, поскольку оно включает в себя также возможности студента выполнять самостоятельные познавательные действия и подготовку их условий. На установление исходного уровня познавательной самостоятельности направлена проверка наличия предвари- тельных знаний и умений как показателя сформированности познавательной самостоятельности на начальном этапе.
Анализируя требования теории планомерного формирования умственных действий, Н. Ф. Талызина пишет: «С позиций рассматриваемой теории проверка наличного уровня знаний и умений должна идти в 2 - х направлениях. Во-первых, со стороны наличия тех предметных знаний, которые логически предшествуют новым, являются для них предварительными.
Второе, что необходимо установить до начала составления программы - это сформированность познавательных действий, без которых программа обучения не может быть реализована» [6, с. 16
- 17].
Познавательная самостоятельность направлена на применение знаний и соответствующих умений на практике. Студент осознает цель и способ целостного ее достижения и на этой основе выполняет осознаваемое действие. Это ставит студента на следующий качественно новый уровень познавательной самостоятельности.
Оптимальное сочетание познавательных умений с операционными знаниями, способность изменять приемы и способы познавательной деятельности позволяют, построить обучение так, чтобы познавательная самостоятельность имела тенденцию развития и роста с фиксированных уровней на более высокие.
Поуровневое формирование познавательной самостоятельности дает возможность анализировать процесс обучения, вносить коррективы в познавательную деятельность студентов, сравнивать достигнутые результаты с первоначальными. Ведущими принципами при этом являются: связь теории с практикой, использование индивидуального и дифференцированного подхода. В систематической самостоятельной учебнопознавательной деятельности развивается готовность студентов преодолевать познавательные затруднения. Организация систематической самостоятельной познавательной деятельности определяет для студента волевые установки путем постановки реально достижимых для него целей, инструктирует о приемах самостимуляции волевых усилий, осуществляет постепенный переход от контроля преподавателя к самоконтролю.
Таким образом, все уровни формирования познавательной самостоятельности студента взаимосвязаны. Обуче-ние, ориентированное на овладение способами познавательной деятельности позволяет успешно формировать у студентов такое важное качество как самоуправление собственной познавательной деятельностью, развивать умение учиться.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /В. П. Беспалько. - М., 1989, С. 108.
2. Копеина Н.С. Стиль учебной деятельности как средство обеспечения учебной успешности студентов [Текст] / Н. С. Копеина // Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983, С. 23 - 29.
3. Кулагина Г.Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности [Текст]: дис... канд. пед. наук / Г. Н. Кулагина. - М., 1980. - 24 с.
4. Кузьмина Н.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической успеваемости студентов [Текст] / Н. В. Кузьмина // В сб.: Пути повышения эффективности обучения в ВУЗе. Дидактические основы частных методик. - Горький: Изд-во ГГУ, 1980. - 144с.
5. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла [Текст]: дис. канд. пед. наук / О. В. Петунин. - Кемерово, 2001. - 182 с.
6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]/ Н. Ф. Талызина. - М., 1975. - 343 с.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В. А. Ядов,- Самара: Самарский ун-т, 1995. - 341 с. иігд=і
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -----------------------------------------------------------
Торосян В. Ф. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры ЕНО,
Полицинский Е.В. - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой ЕНО,
Соколова С.В. - доцент кафедры ЕНО,
Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, е-таіі: ewpeno@mail.ru