УДК 372.013
Л.В. Абдрахманова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются результаты проведенного исследования по применению технологии игрового
обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза на основе информационно-коммуникативного подхода.
В XXI веке в связи с переориентацией общества на новые ценности необходимы существенные перемены в системе образования, и особенно в том ее звене, где формируется специалист высшей квалификации. Кроме высокого профессионального уровня, современный специалист с высшим образованием должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникативных умений для успешной профессиональной деятельности, включающей профессиональный рост на основе отечественных и зарубежных достижений, обмен опытом с коллегами, научные исследования и т.д. В связи с этим вопросы, связанные с проблемой формирования профессиональных коммуникативных умений, в последнее время широко исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. Практика подготовки специалистов в технических вузах показала, что обучение студентов в большинстве случаев проводится с использованием традиционных методов обучения, технология же игрового обучения в формировании профессиональных коммуникативных умений у студентов используется лишь эпизодически и не носит системного характера. Уровень обученности и уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений студентов не удовлетворяет современным требованиям к качеству профессиональной подготовки специалистов.
В основу разработки педагогической модели нашего исследования положена идея формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза как необходимого компонента их профессиональной подготовки и ресурса повышения качества их образования для дальнейшего решения проблем профессионального и социального характера и успешного коллективного взаимодействия и сотрудничества. В разработанной нами модели система формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка представляется как целостная система со множеством элементов, образующих устойчивое единство. Компонентами педагогической модели в нашем исследовании являются: цели, задачи, принципы, основные направления деятельности, технология игрового обучения, критерии сформированности профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза.
Педагогическая модель формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза представляет собой взаимосвязь цели, структурных компонентов, функций, основных направлений формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов, мониторинга сформированное™ данных умений, критериев оценки и результатов обучения.
Целью педагогической модели является формирование профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза при использовании технологии игрового обучения.
Структурными компонентами модели являются задачи и принципы.
Задачи
1. Разработать конкретное содержание технологии игрового обучения.
2. Разработать технологию игрового обучения.
3. Выявить критерии и систему конкретных показателей для оценки уровня сформирован-ности профессиональных коммуникативных умений.
Принципы
1. Гуманитаризация образовательного процесса.
2. Профессиональная направленность обучения.
3. Усиление мотивации обучения.
4. Активизация познавательной деятельности студентов в условиях учебно-познавательной коммуникации.
Функции модели
Образоеател ъная:
— закрепление системы знаний по определенной теме;
- обеспечение многократного повторения студентами изучаемого материала;
- развитие профессиональных коммуникативных умений;
- выработка системы умений в области изучаемого материала;
- совершенствование навыков и умений принятия коллективных решений.
Воспитател ъная:
- формирование творческого мышления;
- создание психологической готовности к профессиональной коммуникации;
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе игрового взаимодействия с людьми;
- преодоление психологических барьеров по отношению к формам и методам игрового обучения;
- сплочение коллектива студенческой группы.
Развивающая:
- развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер будущего специалиста;
- интеллектуальное развитие, совершенствование языковых умений, гуманитарное и культурное развитие личности обучаемого.
Основными направлениями формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов являются:
- внедрение технологии игрового обучения по формированию профессиональных коммуникативных умений в практику обучения в техническом вузе;
- разработка и реализация технологии игрового обучения для формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов в процессе обучения;
- обучение профессиональной коммуникации в игровых ситуациях смоделированного профессионального общения.
Мониторинг уровня сформированности профессиональных коммуникативных умений у студентов производится по следующим критериям:
- степень овладения знаниями по иностранному языку;
- степень развития познавательно-интеллектуальных умений;
- степень развития социально-перцептивных умений;
- степень развития организационно-деятельностных умений.
Результатами применения педагогической модели являются:
- готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности, обусловленная наличием не только профессиональных знаний, но и профессиональных коммуникативных умений;
- сформированность потенциала личностного и профессионального развития будущего специалиста.
При использовании игровой деятельности в обучении игра выступает интегративной моделью, в которой на фоне реализации экстралингвистической цели игры происходит обучение одному из компонентов деятельности, а именно профессиональной речевой коммуникации. Игры, которые направлены на овладение профессиональными коммуникативными умениями, предполагают, в первую очередь, включение в учебную деятельность перспективы овладения речевыми умениями и навыками по решению профессиональных задач. Особенность овладения речью при этом состоит в том, что только на первых стадиях игры происходит произвольное овладение речевым общением и соответствующими единицами языка, но уже на следующей стадии овладения речью переключается в непроизвольный план. Это достигается тем, что в процессе игры происходит психологическое смещение целей участника игровой деятельности: студенты решают содержательные профессиональные микрозадачи, используя профессиональную коммуникацию в качестве средства управления ситуацией. Направленность реализуемого в ходе игры общения и является тем важным психолого-дидактическим фактором, который определяет целесообразность использования учебной игры для повышения эффективности овладения профессиональным общением в процессе обучения студентов технического вуза.
Технологизация процесса формирования профессиональных коммуникативных умений предполагает специальное конструирование игр на основе ситуаций профессионального общения, а также форм контроля за развитием индивидуальности обучающихся в ходе овладения знаниями, так как только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении модели формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза.
Обучение коммуникативной деятельности предполагало обучение студентов осмысленно употреблять и понимать речевые средства с учетом конкретной ситуации общения и, прежде всего, собственной коммуникативной задачи. Такой подход был внедрен нами в практику обучения и лежал в основе организации технологии игрового обучения, создающей условия моделируемого профессионального общения, в ходе которого центром внимания партнеров являлись получение, передача и переработка информации, что явилось положительным фактором, поскольку эффективность игровой профессиональной коммуникации достигалась тем, что осознавалось содержание актов получения, передачи и переработки информации.
Разработанный автором данного исследования комплект игр предусматривает обучение студентов электротехнического факультета 2-го курса общению на профессиональные темы: «Устранение аварии», «Кризисное совещание», «Устройство на работу», «Выбор оборудования», «Устранение неполадок» и другие.
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях учебного процесса в рамках программы обучения специальным предметам и иностранному языку в техническом вузе. В экспериментальных группах использовалась технология игрового обучения, а в контрольных группах проводилась традиционная аудиторная работа по учебникам отечественных и зарубежных авторов, пособиям и разработкам преподавателей кафедры «Теоретические основы электротехники», кафедры «Электроснабжение» и кафедры иностранных языков Самарского государственного технического университета. Для того чтобы педагогическая система работала результативно, было необходимо восприятие студентами целей обучения как лично значимых. Для этого со студентами экспериментальных групп проводились беседы о значении повышения общего культурного уровня, расширения кругозора, формирования общеинтеллектуальных умений и навыков для развития их личности, формирования профессиональных качеств и профессиональных коммуникативных умений.
Далее был проведен сравнительный анализ результатов постэкспериментальных срезов по мотивации студентов к обучению, по уровню обученности студентов и по уровню сформиро-ванности профессиональных коммуникативных умений в экспериментальных и контрольных группах. Результаты сравнительного анализа по видам мотивации к изучению иностранного языка у студентов экспериментальных и контрольных групп до и после экспериментального обучения представлены на рис. 1.
70
60
50
40
30
20
10 --
Виды мотивации
а
■познавательная
□ профессиональная
□ коммуникативная
КГ до эксп ЭГ до КГ после ЭГ после эксп эксп эксп
0
КГ - контрольные группы, ЭГ - экспериментальные группы
Р и с. 1. Диаграмма уровней мотивации к обучению студентов экспериментальных
и контрольных групп
После реализации экспериментальной работы по формированию у студентов профессиональных коммуникативных умений при использовании технологии игрового обучения было проведено диагностическое тестирование уровня обученности по специальным предметам и четырем видам речевой деятельности в контрольных и экспериментальных группах. Результаты проведенного тестирования представлены на рис. 2, 3.
70 60 50 40 30 20 10 0
КГ до эксп. ЭГ до эксп. КГ после ЭГ после
эксп. эксп.
Р и с. 2. Диаграмма уровней обученности студентов по предмету «Теоретические основы электротехники» в экспериментальных и контрольных группах
И
□ средний
□ высокий
1
14
12
10
8
6
4
2
0
5
У
У
У
/
У
/
/
У
/
А
КГ до эксп КГ после ЭГ до эксп ЭГ после эксп эксп
■ чтение
□ аудирование
□ говорение
□ письмо
Р и с. 3. Диаграмма уровней обученности студентов по видам речевой деятельности в экспериментальных и контрольных группах
Уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений должен был явиться показателем эффективности функционирования системы использования технологии игрового обучения в техническом вузе. Важнейшими факторами изменения уровня сформированности профессиональных коммуникативных умений должны были явиться глубина и прочность усвоения материала, высокая степень развития познавательно-интеллектуальных, социально-перцептивных умений, наличие специальных профессиональных знаний и умений, высокий уровень профессионального самоопределения, высокая степень развития организационнодеятельностных умений, успешность коммуникативного опыта и т.д.
Оценка уровня сформированности профессиональных коммуникативных умений после проведения экспериментального обучения осуществлялась экспертами в ходе проведения игрового занятия в соответствии с выделенными нами уровнями и критериями в экспериментальных и контрольных группах.
Результаты наблюдений за студентами в ходе игрового взаимодействия после экспериментального обучения позволили констатировать наличие у большинства студентов экспериментальных групп мотивации к освоению как профессиональных, так и коммуникативных знаний и умений, а также к разнообразным формам участия в игре. У студентов экспериментальных групп были отмечены: совершенствование процесса коммуникативной деятельности, рост самостоятельности, собственной значимости и необходимости самосовершенствования в развитии эмпатийных установок, толерантности по отношению к партнерам по коммуникации, уме-
ния сотрудничать и избегать конфликтов. Студенты из контрольных групп продемонстрировали гораздо более низкий уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений в процессе участия в проведенном игровом занятии. Эффективность технологии игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов разных факультетов с разным уровнем обученности и уровнем развития коммуникативных умений в контрольных и экспериментальных группах показана на рис. 4.
70
60
50
40
30
20
10
0
□ низкий уровень
□ средний уровень
□ высокий уровень
КГ до ЭГ до Кг после ЭГ эксп эксп эксп после
эксп
Р и с. 4. Диаграмма эффективности применения игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов
Результаты исследования уровней сформированности коммуникативных умений у студентов контрольных и экспериментальных групп показали, что студенты, прошедшие экспериментальное обучение с использованием игровых технологий, обладают более высоким уровнем профессиональных коммуникативных умений, чем студенты контрольных групп, обучавшихся только традиционными методами. Причинами этого, по нашему мнению, явилось следующее: при использовании традиционных методов обучения у студентов нет возможности выразить свое мнение по профессионально значимым проблемам; не учитывается контекст профессиональной деятельности; задания и упражнения студентам недостаточно интересны, в результате чего снижается уровень мотивации; студенты недостаточно активны; на занятиях отсутствует благоприятный психологический климат.
Проведя сравнительный анализ результатов предэкспериментального и постэксперимен-тального срезов, мы сделали вывод о том, что технология игрового обучения в процессе обучения студентов с разным уровнями обученности и развития коммуникативных умений является более эффективной, чем традиционные методы обучения. Тем самым подтверждена правильность гипотезы исследования о том, что использование игрового обучения является эффективным и позволяет активизировать формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих инженеров.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беспалько В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. М.: Изд-во проф. образования МО России, 1995. 336с.
2. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М: МГУП, 1999. 148с.
3. Абдрахманова Л.В. Игровые методы обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Самара, 2006. С.17-21