Научная статья на тему 'Развитие психофизиологических механизмов говорения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе'

Развитие психофизиологических механизмов говорения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ КОНСТРУИРОВАНИЯ / УПРЕЖДЕНИЕ / ДИСКУРСИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ГОВОРЕНИЕ / CONSTRUCTING MECHANISM / FORESTALLING / DISCOURSE / MOTIVATION / INDEPENDENT WORK / PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS / SPELLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефименко Светлана Владимировна

Прослеживается динамика формирования психофизиологических механизмов говорения на занятиях по немецкому языку в техническом вузе. В результате проведённого исследования был сделан вывод о том, что повышение уровня сформированности механизмов говорения связано с разработкой блока условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в соответствии с психологическими возможностями трёх категорий студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL SPEAKING MECHANISMS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT A TECHNICAL HIGH SCHOOL

In the article the author traces the dynamics of the development of psycho physiological speaking mechanisms at foreign language lessons at a technical high school. As a result of the made investigation the conclusion was drawn that the increase of the level of development of speaking mechanisms is connected with the devising of the box of the conventional-communicative and communicative tasks according to the psychological potentialities of three students, categories.

Текст научной работы на тему «Развитие психофизиологических механизмов говорения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе»

Василевская Виктория Николаевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: vasilovskaya_vik@mail.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Vasilovskaya Victoria Nikolaevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: vasilovskaya_vik@mail.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК 159.9:378.015.3

C.B. Ефименко

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ГОВОРЕНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Прослеживается динамика формирования психофизиологических механизмов говорения на занятиях по немецкому языку в техническом вузе. В результате проведённого исследования был сделан вывод о том, что повышение уровня сформированности механизмов говорения связано с разработкой блока условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в соответствии с психологическими возможностями трёх категорий студентов.

Механизм конструирования; упреждение; дискурсивность; мотивация; самостоятельная работа; психофизиологические механизмы; говорение.

S.V. Efimenko DEVELOPMENT OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL SPEAKING MECHANISMS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT A TECHNICAL HIGH SCHOOL

In the article the author traces the dynamics of the development of psycho physiological speaking mechanisms at foreign language lessons at a technical high school. As a result of the made investigation the conclusion was drawn that the increase of the level of development of speaking mechanisms is connected with the devising of the box of the conventional-communicative and communicative tasks according to the psychological potentialities of three students, categories.

Constructing mechanism; forestalling; discourse; motivation; independent work; psycho-physiological mechanisms; spelling.

B настоящее время мало внимания уделяется формированию психофизиологических механизмов говорения на занятиях по иностранному языку в техниче-. -странному языку, которые поставлены в Госстандарте. К психофизиологическим механизмам говорения относят механизмы репродукции, выбора, комбинирова-, , . -дования мы выбрали следующие психофизиологические механизмы говорения: конструирования, упреждения и дискурсивности. Механизмы репродукции, выбора и комбинирования сформированы у студентов на уровне, достаточном для осуществления профессионально ориентированного общения, на I и II курсах в техническом вузе при изучении иностранного языка общекультурной направленно, .

Для того, чтобы формировать психофизиологические механизмы говорения, такие как механизм репродукции, механизм выбора и механизм комбинирования, на кафедре иностранных языков ТТИ ЮФУ было разработано учебное пособие „Е1ек1;гошк 1“ и „Е1ек1гошк 11“ по немецкому языку, в которое вошли упражнения на развитие вышеуказанных механизмов. Данные упражнения были составлены к техническим текстам и предъявлены в последовательности, отражающей логику методически верно организованной работы с условно-коммуникативными и ком.

-

формирования выше указанных психофизиологических механизмов на основе банка разработанных заданий и с учётом психологических возможностей трёх категорий студентов «широко предметно-ориентированных», «узко предметно-ориенти-

рованных» и «предметно-неориентированных». В ходе констатирующего эксперимента при классификации студентов технического вуза, изучающих немецкий язык на ,

. ,

и учебная успешность студентов, студенты трёх факультетов (75 чел.) были классифицированы на три категории со следующим численным составом: «широко предметно-ориентированные» (10 чел.), «узко предметно-ориен-тированные» (33 чел.) и «предметно-неориентированные» (17 чел.). Для уточнения проведённой классификации студентов были выбраны следующие критерии: «отношение к немецкому языку в » « ».

При этом изменился количественный состав в группах: «широко предметноориентированные» (25 чел.), «узко предметно-ориентированные» (25 чел.) и «пред-

метно-неориентированные» (25 чел.). В формирующем эксперименте принимали 50 , -

, 25 . .

факультета автоматики и вычислительной техники, которые занимались на III и IV курсах по традиционной программе. В экспериментальную группу вошли студенты факультета электроники и приборостроения, которые изучали немецкий язык для профессионально ориентированного общения на основе пособия „Е1ек1гошк“, состоящего из двух частей и рассчитанного на два года обучения. Авторское пособие „Е1ек1гошк“ было разработано с учётом психологических возможностей трёх категорий студентов и включало блок условно-коммуникативных и коммуникативных за, -.

Для оценки результатов проведённого психолого-педагогического эксперимента были разработаны определённые критерии. Показателями уровня сформированное™ такого психофизиологического механизма говорения, как конструиро-, : -ции; реализовывать одну речевую интенцию различными языковыми средствами; передавать одну речевую интенцию с использованием множества нюансов; делать информирующее сообщение производственного характера; перестраивать связный текст в соответствии с изменяющимися условиями и с заданной ролью [4].

Уровень сформированности психофизиологического механизма упреждения определяется степенью сформированное™ следующих умений: 1) умение ставить перед собой коммуникативную задачу и прогнозировать посткоммуникативный ; 2) ; 3)

и идентифицировать по определенным признакам конкретный вариант развития , ; 4) -

; 5) -

туации общения [4].

Судить об уровне сформированное™ такого психофизиологического меха, , -

дующих умений: 1) умение свободно, естественно реализовать деятельность об; 2) , ; 3) -

; 4) ,

; 5) ,

которую ставит перед собой говорящий при осуществлении профессионально-

направленной иноязычной коммуникации [4].

Уровень сформированное™ психофизиологических механизмов конструирования, упреждения и дискурсивное™ определяется по пятибалльной шкале [5]. Максимальное количество баллов, которое студент может получить - 5, минимальное количество - 1. Для выявления уровня сформированное™ вышеуказанных психофизиологических механизмов говорения студентам было предложено участие в дискуссии по научно-популярному тексту и в ролевых играх, тема которых соответствует тематике научно-популярных и технических текстов, изучаемых на Ш-^ курсах. Если студенты владели только 1 и 2 умениями, характеризующими уровень владения тем или иным психофизиологическим механизмом говорения, то значит у этих студентов низкий уровень (Ь3) сформированное™ данного механизма [5]. Если

1 2 , 3 4,

уровень (Ь2) сформированное™ того или иного механизма говорения [5]. Если у студентов сформированы все 5 умений, то у них высокий уровень (Ь1) сформированное™ определённого психофизиологического механизма говорения [5]. Результаты измерений уровня сформированное™ психофизиологических механизмов говорения до начала эксперимента, в промежуточный этап и после проведения эксперимента представлены в следующих таблицах (табл. 1, 2, 3, 4, 5, 6).

1

Динамика развития механизма конструирования

к/г до нач.эксп. э/г до нач.экс. к/г в промеж .этап э/г в промеж. этап к/г после экс. э/г после экс.

Низк.«бездельники» 6 (24 %) 15(60 %) 4 (16 %) 9 (36 %) 4 (16 %) 3 (12 %)

Ср. «проф. ориент.» 14 (56 %) 9 (36 %) 15 (60 %) 13(52 %) 13 (52 %) 14(56 %)

Выс. трудоголики» 5 (20 %) 1 (4 %) 6 (24 %) 3 (12 %) 8 (32 %) 8 (32 %)

Данная таблица даёт нам возможность проанализировать полученные результаты. После проведения эксперимента в экспериментальной группе - меньше студентов с низким уровнем (Ь3), чем в контрольной группе (16 % и 12 %). Что касается студентов с высоким уровнем (Ь1) сформированное™ данного механизма, то их количество во время проведения эксперимента постоянно увеличивается в контрольной и в экспериментальной группе (20 % и 1 %; 24 % и 12 %; 32 % и 32 %).

2

Эмпирические значения критерия х2 для данных из таблицы 1

/ нач. эксп. / нач. экс. к/г в промеж. этап э/г в промеж. этап / эксп. э/г после эксп.

э/г до нач. экс. 0 7,610 0,525 1,137 1,129 1,692

к/г в промеж.этап 7,610 0 11,439 3,227 12,540 14,531

к/г в промеж. эт. 0,525 11,439 0 3,065 0,428 0,463

э/г в промеж.этап 1,137 3,227 3,065 0 4,195 5,309

к/г после эксп. 1,129 12,540 0,428 4,195 0 0,179

э/г после эксп. 1,692 14,531 0,463 5,309 0,179 0

Так как х2эмп = 0,179 < 5,99 = х20,05, то можно сделать вывод, что характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05. Это говорит о , -та находятся приблизительно на одинаковом уровне.

3

Динамика развития механизма упреждения

к/г до нач.эксп. э/г до нач. экс. к/г в про меж.этап э/г в промеж .этап к/г после эксп. э/г после эксп.

Низк.«бездельники» 12 (48 %) 18 (72 %) 8 (32 %) 12 (48 %) 6 (24 %) 4 (16 %)

Ср. «проф. ориент.» 10 (40 %) 6 (24 %) 12 (48 %) 9 (36 %) 13 (52 %) 14 (56 %)

Выс. трудоголики» 3 (12 %) 1 (4 %) 5 (20 %) 4 (16 %) 6 (24 %) 7 (28 %)

Данная таблица даёт нам возможность увидеть динамику развития механизма упреждения. Согласно таблице мы видим, что в обеих группах - невысокий процент студентов, у которых механизм упреждения развит на высоком уровне (Ь1) (12 % и 4 %). Значительный процент студентов с низким уровнем (Ь3) сформированное™ механизма упреждения (48 % и 72 %). Во время промежуточного среза студенты показывают уже более высокие результаты. Уменьшается количество студентов с низким уровнем (Ьз) сформированное™ данного механизма (32% и 48 %). Количество студентов со средним уровнем (Ь2) (48% и 36%) и с высоким уровнем (Ь1) (20 % 16 %) . , картина значительно улучшилась в контрольной и в экспериментальной группе. Количество студентов с низким уровнем (Ь3) сформированное™ механизма упреждения в контрольной группе сократилось наполовину (48 % и 24 %), увеличилось количество студентов со средним (Ь2) (40 % и 52 %) и с высоким уровнем (Ь1) (12 % и 24 %) .

группы, то количество студентов с низким уровнем (Ь3) сформированное™ механизма упреждения сократилось в 4,5 раза (72 % и 16 %). Количество студентов со средним (Ь2) (24 % и 56 %) и с высоким уровнем (Ь1) (4 % и 28 %) увеличилось.

4

Эмпирические значения критерия х2 для данных из таблицы 3

к/г до нач. экс. э/г до нач. экс. к/г в промеж. этап э/г в промеж. этап к/г после экс. э/г после эксп.

э/г до нач. экс. 0 3,2 1,481 0,195 3,391 6,266

к/г в промеж. этап 3,2 0 8,512 3,6 12,150 16,609

к/г в промеж. этап 1,481 8,512 0 1,339 0,416 1,820

э/г в промеж.этап 0,195 3,6 1,339 0 3,127 5,905

к/г после эксп. 3,391 12,150 0,416 3,127 0 0,513

э/г после эксп. 6,266 16,609 1,820 5,905 0,513 0

Так как х2эмп = 0,513 < 5,99 = х20,05, то можно сделать вывод, что характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05. Это говорит о , -лее высоких результатов, чем контрольная группа.

5

Динамика развития механизма дискурсивности

к/г до нач. эксп. э/г до нач. экс. к/г в промеж. этап э/г в промеж. этап к/г после эксп. э/г после эксп.

Низкий «бездельники» 14 (56%) 20 (80%) 10 (40%) 16 (64%) 6 (24%) 4 (16%)

Средний «проф .ориентир.» 9 (36%) 5 (20%) 11 (44%) 7 (28%) 13 (52%) 13 (52%)

Высокий трудоголики» 2 (8%) 0 (0%) 4 (16%) 2 (8%) 6 (24%) 8 (32%)

Механизм дискурсивности у студентов контрольной и экспериментальной групп сформирован значительно хуже, чем все остальные психофизиологические . , контрольной группы, низкий уровень (Ь3) (56 %) сформированное™ данного ме-.

данный механизм (80 %). Высокий уровень (Ь1) сформированное™ данного механизма в контрольной группе - только у 8 % студентов. В экспериментальной группе механизм дискурсивности не сформирован ни у кого. После проведения промежуточного среза ситуация изменяется. Количество студентов с низким уровнем (Ь3) сформированное™ механизма дискурсивности уменьшается как в контрольной, так и в экспериментальной группе (56 % и 40 %; 80 % и 64 %). Количество студентов со средним (Ь2) (36 % и 44 %; 20 % и 28 %) и с высоким уровнем (Ь1) (8 % и 16 %; 0 % и 8 %) в обеих группах увеличивается. После проведения эксперимента значительно уменьшается количество студентов с низким уровнем (Ь3) сформированное™ механизма дискурсивности в контрольной и в экспериментальной группах (56 % и 24 %; 80% и 16 %). При этом мы наблюдаем то, что в контрольной и в экспериментальной группе - одинаковое количество студентов со средним уровнем (Ьг) сформированное™ механизма дискурсивности (52 % и 52 %). Также мы можем констатировать тот факт, что увеличилось количество студентов с высоким уровнем (Ь1) сформированное™ механизма дискурсивности в контрольной и в экспериментальной группах (8 % и 24 %; 0 % и 32 %).

6

Эмпирические значения критерия х2 для данных из таблицы 5

/ нач. эксп. / нач. экс. / промеж. этап э/г в промеж. этап / эксп. э/г после эксп.

э/г до нач. экс. 0 4,201 1,533 0,383 5,927 9,882

к/г в промеж. этап 4,201 0 9,583 2,777 17,094 22,222

к/г в промеж. этап 1,533 9,583 0 2,940 1,566 4,071

э/г в промеж.этап 0,383 2,777 2,940 0 8,345 12,6

к/г после эксп. 5,927 17,094 1,566 8,345 0 0,685

э/г после эксп. 9,882 22,222 4,071 12,6 0,685 0

Так как х2-мт = 0,685 < 5,99 = х20у05, то можно сделать вывод, что характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05. Это говорит о , -лее высоких результатов, чем контрольная группа.

Данные, полученные после проведения эксперимента, говорят о том, что в экспериментальной группе психофизиологические механизмы говорения, такие как механизм конструирования, упреждения, дискурсивности, развиты лучше, чем . , , -собие „Е1ек1;гошк I" является эффективным при внедрении в учебный процесс по иностранному языку на Ш-^ курсах в техническом вузе. С другой стороны, учёт психологических возможностей студентов, позволяет улучшить показатели успеваемости по иностранному языку у трёх категорий студентов «широко предметноориентированных», «узко предметно-ориентированных» и «предметно-

».

[2, 3] -

ление самостоятельной работой студентов [1], что особенно важно учитывать при обучении иностранному языку на III и IV курсах в техническом вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева И.А. Управление самостоятельной работой студентов. - М.: Компания Спут-ник+, 2006. - 99 с.

2. Зимняя КА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

3. Воробьёва С.Р. Мотивационные стратегии поведения личности при изучении иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 21 с.

4. . . -

дентов неязыкового ВУЗа: Дис. канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 176 с.

5. Новиков ДА. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

Ефименко Светлана Владимировна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: svetla-efimen@yandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Efimenko Svetlana Vladimirovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education „Southern Federal University”.

E-mail: svetla-efimen@yandex.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК: 378.02:372.8

О.И. Жданько

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Поднимается вопрос о проблеме усвоения профессионально ориентированной лексики и формирования лексической компетенции у студентов технического высшего учебного заведения. Автор предлагает комплекс лексических упражнений, которые могут помочь овладеть лексикой на уровне слова, словосочетания, предложения и сверхфразового единства.

Лексическая единица; упражнение; система упражнений; формирование лексической .

O.I. Zhdanko

A SET OF EXERCISES TO FORM PROFESSIONALLY ORIENTED LEXICAL

COMPETENCE

This article is devoted to the problem of professionally oriented vocabulary learning and lexical competence forming of the students at technical institution of higher education. The author offers a system of vocabulary exercises which can help to learn vocabulary on the level of a word, word-combination, sentence and supersegmental units.

Lexical unit; exercise; system of exercises; formation of lexical competence.

Одним из условий практического овладения иностранным языком на образовательном уровне бакалавриата является накопление у студентов запаса профессионально ориентированной лексики, словосочетаний, фраз и выражений, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.