Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности воспитания позитивной личности школьника'

Критерии и показатели эффективности воспитания позитивной личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2817
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ / POSITIVE PEDAGOGY / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / CRITERIA AND EFFICIENCY INDICATORS / RAISING POSITIVE HUMAN BEING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Светлана Владиславовна

В статье раскрывается проблема определения критериев и показателей изучения эффективности процесса воспитания позитивной личности школьника посредством технологий позитивной педагогики. Цель: определение критериев и показателей эффективности воспитания позитивной личности школьника, разработка соответствующей диагностической программы. Метод, методология проведения работы: анализ психолого-педагогической литературы по проблемам диагностики результатов процесса воспитания и оценке эффективности технологий позитивной педагогики, системно-деятельностный подход к изучению педагогических процессов. Результаты: определены принципы диагностики в технологии позитивной педагогики; выделены этапы изучения эффективности процесса воспитания позитивной личности и раскрыты характеристики каждого этапа; определены критерии эффективности процесса воспитания позитивной личности развитие позитивного мышления, проявление характеристик позитивной личности и удовлетворенность учащихся и родителей работой школы, реализующей технологии позитивной педагогики; для каждого критерия выделены показатели эффективности воспитания позитивной личности (уровень развития позитивного мышления, позитивное отношение к человеку, к учению и др.) и подобраны соответствующие диагностические методики, позволяющие оценить тот или иной показатель и вести мониторинг результатов воспитания ре-бенка. Область применения результатов: система общего образования, профессиональное педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY FOR POSITIVE UPBRINGING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with the problem of finding efficiency criteria and indicators for the positive upbringing of high school students by means of applying technologies of positive pedagogy. Purpose: defining criteria and indicators of efficiency for positive upbringing of high school students, and the development of appropriate diagnostic program. Methodology: analyzing psychological and pedagogical publications that focus on diagnosing the results of upbringing and evaluating the technologies of positive pedagogy, and the systemic approach to the study of educational processes and activities. Results: the article writer defines principles to diagnose within technology of positive pedagogy; outlines certain stages in the research of the efficiency of raising positive human being and discloses the characteristics of each stage; works out criteria of efficiency in raising a positive personality in students, such as development of positive thinking, displaying positive personality traits and students and parents’ satisfaction with the school’s teaching activities in which positive pedagogical technologies are maintained; each criterion is described through indicators of efficiency in the process of upbringing (level of positive thinking, positive attitude to people, to learning, etc.) appropriate diagnostic techniques are singled out that can measure a certain indicator and monitor a child’s upbringing results. Practical application: in the system of general education, vocational teacher training

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности воспитания позитивной личности школьника»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-13 УДК 37.03

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Колесова С.В.

В статье раскрывается проблема определения критериев и показателей изучения эффективности процесса воспитания позитивной личности школьника посредством технологий позитивной педагогики.

Цель: определение критериев и показателей эффективности воспитания позитивной личности школьника, разработка соответствующей диагностической программы.

Метод, методология проведения работы: анализ психолого-педагогической литературы по проблемам диагностики результатов процесса воспитания и оценке эффективности технологий позитивной педагогики, системно-деятельностный подход к изучению педагогических процессов.

Результаты: определены принципы диагностики в технологии позитивной педагогики; выделены этапы изучения эффективности процесса воспитания позитивной личности и раскрыты характеристики каждого этапа; определены критерии эффективности процесса воспитания позитивной личности - развитие позитивного мышления, проявление характеристик позитивной личности и удовлетворенность учащихся и ро-дителейработой школы, реализующей технологии позитивной педагогики; для каждого критерия выделены показатели эффективности воспитания позитивной личности (уровень развития позитивного мышления, позитивное отношение к человеку, к учению и др.) и подобраны соответствующие диагностические методики, позволяющие оценить тот или иной показатель и вести мониторинг результатов воспитания ребенка.

Область применения результатов: система общего образования, профессиональное педагогическое образование.

Ключевые слова: позитивная педагогика; педагогическая диагностика; критерии и показатели эффективности; воспитание позитивной личности.

CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY FOR POSITIVE UPBRINGING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Kolesova S.V.

The article deals with the problem of finding efficiency criteria and indicators for the positive upbringing of high school students by means of applying technologies of positive pedagogy.

Purpose: defining criteria and indicators of efficiency for positive upbringing of high school students, and the development of appropriate diagnostic program.

Methodology: analyzing psychological and pedagogical publications that focus on diagnosing the results of upbringing and evaluating the technologies ofpositive pedagogy, and the systemic approach to the study of educational processes and activities.

Results: the article writer defines principles to diagnose within technology of positive pedagogy; outlines certain stages in the research of the efficiency of raising positive human being and discloses the characteristics of each stage; works out criteria of efficiency in raising a positive personality in students, such as development of positive thinking, displaying positive personality traits and students and parents' satisfaction with the school's teaching activities in which positive pedagogical technologies are maintained; each criterion is described through indicators of efficiency in the process of upbringing (level of positive thinking, positive attitude to people, to learning, etc.) appropriate diagnostic techniques are singled out that can measure a certain indicator and monitor a child's upbringing results.

Practical application: in the system of general education, vocational teacher training

Keywords: positive pedagogy; pedagogical diagnostics; criteria and efficiency indicators; raising positive human being.

В педагогической науке и практике результатом воспитания традиционно считаются позитивные изменения, которые происходят в личности воспитанника благодаря усилиям воспитателя. Однако единого мнения о том, какие именно должны происходить изменения в ребенке, что оценивать как результат воспитательных усилий, по каким критериям и показателям его оценивать пока нет. И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова отмечают, что «во внешне заданных технократических рамках оценка воспитанности ребенка ориентирована на выполнение или способность выполнять какую-либо социальную роль. Для такой

системы воспитания органично понятие социальной норы, эталона воспитанности. Ценность человека в пространстве воспитания, организованном в соответствии с технократическими принципами, определяется рамками шкалы стандартов по хорошо знакомой логике: «больше -меньше», «лучше - хуже». Это порождает атмосферу состязательности, отношения неравенства. Не случайно в содержательном отношении критерии и показатели, по которым оценивается поведение воспитанника, а также и учителя, конвенциональны и зачастую строятся с учетом социально-политической конъюнктуры» [2, с. 204-205].

По мнению Е.Н. Степанова оценка качества воспитательной работы в значительной мере зависит от выбора критериев и показателей, контролируя которые можно будет объективно судить об эффективности и качестве этой работы [1]. Критерии эффективности воспитательной работы можно рассматривать только в соответствии с поставленными целями. Разные цели определяют разные системы критериев оценки качества и результатов педагогической деятельности. Большое значение имеет подбор диагностического инструментария, позволяющего проводить измерение этих показателей. В современной педагогической науке нет универсальной методики для оценки результатов воспитания, которая была бы безусловно признана всеми. Поэтому существует объективная необходимость в разработке диагностической программы для оценки воспитанности позитивной личности. При этом важно определить критерии и описать показатели, по которым можно было бы оценить достижение целей позитивного воспитания, определить стратегию и тактику работы учителя в технологии позитивной педагогики, оценить уровень воспитанности учащихся и обеспечить индивидуальный подход в воспитании позитивной личности каждого ребенка.

Ключевые вопросы в диагностике результатов позитивного воспитания личности - это вопрос о критериях воспитания позитивной личности, показателях воспитанности ребенка в позитивной педагогике и диагностической программе, позволяющей выявить эти показатели.

Понятие «диагностика» произошло от слова «диагноз» - в переводе с греческого, распознавание, определение. «Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни на основе специального исследования. Диагностика - установление диагноза, установление состояния чего-либо» [4, с. 164]. В современной науке принято расширенное толкование понятия «диагностика», оно включает и сам процесс исследования для определения диагноза.

В педагогической науке под диагностикой понимается процесс распознавания и определения характеристик человека, которые не могут быть обнаружены непосредственно в процессе общения или взаимодействия с ним. Педагогические диагностики позволяют исследовать

такие характеристики ребенка, которые скрыты в структуре его личности и выявляются с помощью особых методик, которые реализуются либо в естественном учебно-воспитательном процессе, либо в специально созданных педагогических условиях.

Выявление тенденций развития личности ребенка посредством педагогических диагностик позволяет учителю вносить необходимые коррективы в процесс воспитания позитивной личности, учитывать индивидуальные особенности детей, совершенствовать практику применения технологий позитивной педагогики.

Известно, что диагностические методики не решают задач воспитания позитивной личности, они не заменяют систему технологий позитивного воспитания и практической работы педагога. Назначение педагогических диагностик - фиксировать наличие или отсутствие определенных характеристик позитивной личности, выявлять динамику этих характеристик. Это поможет учителю составить свое мнение о ходе становления и развития позитивной личности ребенка. Педагогическая диагностика является составным элементом системы технологий позитивной педагогики. Диагностика - средство, но не цель деятельности педагога в позитивном воспитании личности.

Педагогические диагностики должны быть встроены в процесс реализации технологий позитивной педагогики. Факт проведения диагностических методик оказывает определенное воспитательное влияние. Они служат средством для формирования отношения и самооценки личности воспитанника.

Профессиональное владение педагогическими диагностиками выступает как обязательный компонент профессионального мастерства школьного учителя. В соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог», в сфере развивающей деятельности включается трудовое действие «применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка», и необходимое умение «владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся» [5].

Е.Н. Степановым сформулированы теоретические положения, которые могут служить принципами (требованиями, правилами) в деятельности учителя по изучению хода и результатов процесса воспитания [1, с. 7-8]. Представим характеристики этих принципов в отношении диагностики процесса и результата воспитания позитивной личности, изучения эффективности технологий позитивной педагогики.

Диагностика хода и результата воспитания позитивной личности должна осуществляться путем соотнесения полученных результатов с целями и исходными данными о воспитанности

ребенка. Отбор критериев, показателей и методик изучения результатов позитивного воспитания производится на основе системного подхода, предполагающего соответствие оценочно-результативного компонента целям, задачам, содержанию и технологиям позитивной педагогики. Исследование результативности процесса воспитания позитивной личности не может осуществляться случайно подобранными диагностическими средствами на основе субъективного отношения к инструментам диагностики (нравится или не нравится та или иная методика).

Эффективность технологий позитивной педагогики определяется посредством диагностики результатов воспитания позитивной личности ребенка. Важна диагностика изменений в процессе воспитания ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые диагностические срезы. Целесообразно проведение исследований с неизменными критериями, показателями и методиками на протяжении всего периода внедрения технологий позитивной педагогики в практику образовательного учреждения.

Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать больших затрат времени и сил для подготовки и проведения, обработки полученных результатов. Однако, использование в процессе диагностики только экспресс-методик неоправданно, т.к. это приведет к снижению качества получаемой информации.

Необходима максимальная включенность педагогов школы в процесс диагностики. Это способствует повышению качества результатов диагностики, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проводимого исследования и ходом апробации инновационной методики воспитания.

Процесс изучения хода и результатов воспитания позитивной личности не должен наносить вред испытуемым, а его результаты не могут быть использованы как средство административного давления на педагогов, учащихся и родителей. Иначе становится невозможным получение достоверных данных на последующих этапах диагностики. Проведение диагностических исследований требует соблюдения педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых оглашать ответы на вопросы методики, сообщать результаты, которые унижают достоинство отдельного учителя или школьника.

Изучение эффективности технологий позитивной педагогики, процесса и результата воспитания позитивной личности включает: определение цели и задач диагностики; подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания позитивной личности; выбор диагностических методик; подготовку диагностического инструментария; исследование испытуемых; обработку и интерпретацию результатов исследования; анализ, оценку и обобщение результатов.

Основная цель изучения заключается в выявлении эффективности технологий позитивной педагогики в воспитании позитивной личности ребенка. В зависимости от уровня владения педагогами технологиями позитивной педагогики можно определить эффективность воспитания позитивной личности ребенка. Чем выше уровень владения учителей технологиями позитивной педагогики, тем эффективнее процесс воспитания позитивной личности, и наоборот. Частными задачами изучения будут выступать следующие: выявление уровня развития позитивного мышления учащихся школы; изучение характера отношения учащихся к миру, выявление доли позитивного отношения; выявление уровня развития позитивного мышления педагогов школы; выяснение уровня владения отдельных педагогов технологиями позитивной педагогики; оценка степени удовлетворенности учащихся, учителей и родителей воспитательным процессом и его результатами. В настоящей статье сосредоточимся на задачах изучения результативности воспитания позитивной личности ребенка.

Определение критериев и показателей предполагает выделение конкретных характеристик и индикаторов, которые позволят в дальнейшем давать обоснованные заключения об эффективности технологий позитивной педагогики и результативности воспитания позитивной личности ребенка. Содержание критериев и показателей определяется комплексом целей и задач, решаемых в ходе исследования. Так как технологии позитивной педагогики направлены на воспитание позитивной личности ребенка [3, с. 545], то основными критериями и избираются развитость позитивного мышления, проявления характеристик позитивной личности ребенка. В таблице 1 представлено соотношение критериев и показателей эффективности воспитанности позитивной личности.

Подбор диагностических методик не может быть случайным - их выбор производится в соответствии с избранными критериями и показателями. В педагогической науке накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в практической и исследовательской деятельности учителя. В таблице 1 представлен перечень диагностических методик, соответствующих избранным показателям эффективности технологий позитивной педагогики.

Увеличение числа учителей, вовлеченных в процесс диагностики, позволяет быстрее подготовить диагностический инструментарий, затем оперативно обработать результаты. В процесс диагностики могут быть вовлечены администрация школы, школьный психолог, классные руководители, учителя, реализующие инновационные технологии позитивной педагогики, некоторые родители, старшеклассники.

Таблица 1

Критерии и показатели эффективности воспитания позитивной личности

Критерии Показатели Диагностические методики

1. Развитие позитивного мышления учащихся 1. Самооценка характера мышления учеником как позитивного. 2. Оценка характера мышления ребенка учителем как позитивного. 3. Оценка характера мышления ребенка родителями как позитивного Опросники «Как я мыслю?» - для учащихся; «Как мыслит мой ребенок?» - для родителей; «Как мыслит ученик?» - для учителей (составители М.А. Лычева, С.В. Колесова)

2. Проявление характеристик позитивной личности ребенка 1. Выраженное позитивное отношение ребенка к человеку: к себе, к сверстникам, к учителю, к родителям, к другим значимым людям (родственники, друзья или др.) 2. Выраженное позитивное отношение ученика к учению, к школе. 3. Позитивная социализация ребенка. 4. Позитивное, коллективистическое отношение ученика к классному коллективу. 5. Достаточный уровень нравственной воспитанности учащихся Тест Рене Жиля (отношение к ближайшему окружению); методика «Неоконченные предложения» (отношение к себе и сверстникам); социометрия; тест «Восприятие индивидом группы»; анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилбегра-Андреевой; методика «Цветик-семицветик» (нравственной воспитанности); тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой (нравственной воспитанности); методика «Проигрышная лотерея» Марии Терезы Бурке-Бель-тран; методика «Пословицы» С.М. Петровой; тест социальной адап-тированности М.И. Рожкова; методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил Ю.А. Клейберг

3. Удовлетворенность учащихся и родителей учебно-воспитательным процессом в школе 1. Комфортность, защищенность ученика, его позитивное отношение к основным сторонам жизни в школе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка при использовании технологий позитивной педагогики Методика диагностики удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева; комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей работой школы по воспитанию качеств позитивной личности (разработана А.А. Андреевым, модифицирована С.В. Колесовой)

Для изучения эффективности технологий позитивной педагогики используется комплекс диагностических методик. Проведение каждой из них должно происходить в соответствии с требованиями, к проведению процедуры диагностики. Учитель-исследователь должен знать и соблюдать эти требования, чтобы получить достоверную информацию и не нанести вред испытуемым. Поэтому, прежде чем проводить ту или иную диагностическую методику, необходимо организовать консультации для учителей по изучению инструкций и правил организации процедуры диагностики.

После проведения диагностики можно создать рабочую группу для обработки результатов и их интерпретации. Как правило, в нее входят руководитель экспериментальной работы, школьный психолог, некоторые классные руководители и/или педагоги из числа включившихся в экспериментальную работу. По результатам обработки данных составляются обобщающие таблицы, диаграммы, графики.

При анализе результатов диагностики особое внимание уделяется выявлению тенденций в изменении показателей за несколько лет исследования. Это позволяет оценить, происходит ли развитие воспитательной системы, какова эффективность применяемых воспитательных технологий, достигаются ли желаемые результаты воспитания позитивной личности. Важно получить целостное представление о состоянии системы воспитания школы, чтобы оценить эффективность технологий позитивной педагогики как системообразующего компонента. Обсуждение результатов диагностики проводится, как правило, на заседаниях педагогического совета школы, чтобы каждый учитель имел представление о проводимых в школе инновациях, мог определить свое место в этом процессе. Об основных результатах исследования следует информировать учащихся и родителей.

Гуманистическая профессиональная позиция педагога, определяющая равенство взрослого и ребенка в процессе современного воспитания предполагает использование в качестве точки отсчета в диагностике эффективности педагогической деятельности человека - ребенка, ученика, учителя - в его изменении по отношению к самому себе. Поэтому при оценке результата воспитания позитивной личности важна динамика личностных характеристик ребенка, как позитивной личности.

Итак, эффективность технологий позитивной педагогики будет означать достижение учителем в ходе инновационной деятельности такого состояния организации деятельности школьников, при котором обеспечивается: положительная динамика характеристик, свойственных позитивной личности; обогащение личного опыта учащихся в позитивном наполнении своей

жизни; развитие позитивного мышления детей, как ведущего стиля мышления. Ориентирами, по которым педагог сможет судить об успешности своей деятельности в применении технологий позитивной педагогики будут служить критерии и показатели воспитания позитивной личности и проявление характеристик позитивной личности в поведении, поступках, отношениях, суждениях воспитанников, как ожидаемых результатов воспитания.

Список литературы

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.

2. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский цент «Академия», 2008. 336 с.

3. Колесова С.В. Принципы позитивной педагогики // В мире научных открытий. 2015. № 1.1 (61). С. 545-555.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

5. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н // Консультант Плюс.Ц^: http:// www.consultant.ru / (дата обращения: 26.02.2014).

References

1. Vospitatelny protsess: izucheniye effektivnosti / Pod red. Ye.N. Stepanova. - M.: TTs «Sfera», 2001. 128 р.

2. Kolesnikova I.A., Borytko N.M., Polyakov S.D., Selivanova N.L. Vospitatelnaya deyatelnost pedagoga / Pod red. V.A. Slastyonina, I.A. Kolesnikovoy. - M.: Izdatelsky tsent «Akademiya», 2008. 336 р.

3. Kolesova S.V. Printsipy pozitivnoy pedagogiki // V mire nauchnykh otkryty. 2015. № 1.1 (61). Рр. 545-555.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovy slovar russkogo yazyka. - M.: Azbu-kovnik, 1997. 944 р.

5. Professionalny standart pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v do-shkolnom, nachalnom ob-shchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazova-nii) (vospitatel, uchitel) // Utver-zhden prikazom Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Rossyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n // Konsultant Plyus.URL: http:// www.consultant.ru / (data obrashcheniya: 26.02. 2014).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Колесова Светлана Владиславовна, старший научный сотрудник, доцент кафедры теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук Алтайского государственного педагогического университета ул. Молодежная, д. 55, г. Барнаул, 656031, Российская Федерация e-mail: svetlana.kolesova@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6162-1272

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kolesova Svetlana Vladislavovna, senior researcher, associate professor, Department of theory and methodology of primary education, Candidate of Pedagogical Sciences Altai State Pedagogical University

55, Molodezhnaya str., Barnaul, 656031, Russian Federation e-mail: svetlana.kolesova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.