Критерии и методы оценки профессиональной успешности преподавателя в вузе
Парамонов Иван Федорович,
заведующий кафедрой теологии, кандидат педагогических наук, доцент, Негосударственное частное учреждение -образовательная организация высшего образования «Миссионерский институт» E-mail: [email protected]
В статье освещаются вопросы разработки критериев и методов оценки профессиональной успешности профессорско-преподавательского состава высшей школы. Показано, что на современном этапе развития высшей школы профессиональная успешность преподавателей вузов определяется с позиции компетентностно-ориентированного подхода к профессионально-личностному развитию преподавателя как субъекта преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Раскрыто понимание сущности понятия профессиональная успешность посредством анализа специфики преподавательской и научно-исследовательской деятельности преподавателя вуза. Профессиональная успешность преподавателя вуза определяется как сложное взаимодействие его индивидуальных, личностных и субъектных качеств, связанных с проявлением профессионализма. Профессиональная успешность преподавателя высшей школы определяется как системное образование, включающая профессионально-личностные качества и профессиональные компетенции. Раскрыты профессиональные функции и соответствующие им профессиональные компетенции. Дана характеристика профессиональных компетенций у преподавателей вузов с разным должностным статусом, которые рассматриваются как критерии профессиональной успешности. В настоящее время интерес представляют компетентностно-ориентированные модели профессиональной успешности преподавателей вуза на основе сравнительной оценки уровня их педагогических компетенций. Представлены рейтинговая количественная оценка успешности деятельности преподавателей вузов в зависимости от их должностного статуса; структурно-логическая модель оценки успешности деятельности различных групп профессорско-преподавательского состава вуза.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, успешность профессиональной деятельности, преподавательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, компетент-ностный подход, рейтинг, экспертная оценка.
Профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы является одним из ключевых условий качества образовательного процесса в высшем учебном заведении. На современном этапе развития высшей школы профессиональная успешность преподавателей вузов определяется с позиции новых теоретико-методологических подходов к профессионально-личностному развитию преподавателя как субъекта преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы является сложноорганизован-ной деятельностью, предметом которой, с одной стороны, выступает «организация учебной деятельности студентов, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условий развития» [4, с. 8]. С другой стороны, преподаватель вуза выступает и как субъект научно-исследовательской деятельности. Интеграция научной-исследовательской и преподавательской деятельности преподавателя вуза, представленная учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской работой при ведущей роли преподавательской деятельности обуславливает владение несколькими видами деятельности и ее продуктивный характер [4].
Компетентностно-ориентированная парадигма современного высшего образования в оценке профессионального мастерства преподавателей Вузов выдвигает на первый план уровень развития их профессиональной компетентности, что требует рассмотрения ее содержания в качестве критерия профессиональной успешности преподавателей вузов. Компетентность характеризует не только профессиональную деятельность, «но и самого преподавателя как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром... интегрирует профессиональные и личностные качества преподавателя, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности» [4, с. 91].
Проблема определения критериев и методов оценки профессиональной успешности преподавателя в вузе решается в контексте анализа сущности понятия «профессиональная успешность», которое преломляется через специфику его преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Профессиональную успешность преподавателя вуза В.В. Московский раскрывает как интегральное состояние личности преподавателя, которое определяется сложным взаимодействи-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ем его индивидуальных, личностных и субъектных качеств, связанных с проявлением профессионализма в достижении оптимальных результатов преподавательской деятельности. Рассматривая профессиональную успешность преподавателя высшей школы как системное образование, автор выделяет в ней ряд компонентов, к которым, в первую очередь, относятся уровень осознания себя субъектом профессиональной деятельности, развития профессионального самосознания и профессиональных способностей [7]. Исследуя особенности профессиональной успешности преподавателей вуза, И.Ю. Антипина выделила такие профессионально-личностные факторы успешности, как профессиональная компетентность, психологический возраст, способность к рефлексии и умение взаимодействовать со студентами [1]. Данные факторы оказывают непосредственное влияние на особенности выполнения профессиональных функций и определяют успешность/неуспешность его профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность преподавателей вузов, прежде всего, определяется выполняемыми профессиональными функциями, в основе которых лежат различные по содержанию знания, умения, навыки и способности, которыми должен обладать преподаватель Вуза. Объем знаний, умений, навыков и способностей преподавателя вуза, как отмечает С.Д. Резник, достаточно широк: от понимания концептуальных основ предмета, позволяющего осуществить анализ и выбор средств реализации образовательной программы; знания возрастно-психологических особенностей студентов, умения отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения до умения «проектировать, конструировать, организовывать и анализировать собственную педагогическую деятельность» [8, с. 34]. Важную роль в успешности профессиональной деятельности преподавателя Вуза играет психолого-педагогическая компетентность, отражающая «готовность преподавателя создавать условия для развития студентов, овладения средствами психической деятельности, самоорганизации, саморазвития; применение новых образовательных технологий, умение видеть, формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения» [4, с. 92].
Профессиональная компетентность преподавателей вузов имеет различия у преподавателей, имеющих разный квалификационно-должностной статус. Так, для доцентов ведущей является развивающая и воспитательная функции, для старших преподавателей - учебно-информационная и организационная, для ассистентов адаптивная [5]. Старший преподаватель, в отличие от ассистента, 5 должен обладать организаторскими способностя-5 ми, умением учитывать точки зрения и интересы ^ разных людей, коммуникабельностью и высокой ° личной культурой. Для старшего преподаватели ля профессионально-важными являются высокий
уровень развития научно-методологических и междисциплинарных компетенций, обеспечивающих продуктивность профессионального и социально-интегрированного мышления и успешность преподавательской и научно-исследовательской деятельности. В отличие от старшего преподавателя доцент должен обладать управленческими компетенциями, включающими знания, умения, навыки и способности, обеспечивающими владение методами управления образовательными системами; организационными компетенциями, позволяющими успешно осуществлять организацию методической, научно-методической и научно-исследовательской деятельностью; информационно-коммуникативными компетенциями, включающими владение основными методами поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, механизмами оформления и передачи прав на интеллектуальную собственность, умение руководить, учитывать точки зрения и интересы других людей, лидерство и высокую личную культуру [6].
Признавая сложную организацию профессиональной деятельности преподавателя вуза, ее творческий характер, отметим, что к оценке ее успешности применяются различные подходы, что привело к возникновению многообразных моделей, которые отличаются друг от друга, как по методологии, так и по используемым диагностическим методикам и методам оценки. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время интерес представляют компетентностно-ориентированные модели профессиональной успешности преподавателей вуза на основе сравнительной оценки уровня их педагогических компетенций, опирающихся на сложную структуру их профессиональной деятельности. Педагогов с различным уровнем успешности отличает разная степень владения специальными и педагогическими умениями во взаимосвязи с профессионально-личностными качествами, что подтверждено рядом научных исследований.
Так, в исследовании Е.П. Косиновой представлены научно-методические вопросы оценки успешности педагогической деятельности преподавателей вузов в тесной взаимосвязи с их мотивацией с учетом учебной и внеучебной деятельности профессорско-преподавательского состава высшей школы. Автором обоснована рейтинговая количественная оценка успешности деятельности преподавателей вузов в зависимости от их должностного статуса, то есть в группах преподавателей, доцентов и профессоров. В основе используемых методов оценки профессиональной успешности профессорско-преподавательского состава вузов лежат методики с высокой надежностью и валидностью. Показано, что в структуре компонентов успешности педагогической деятельности преподавателей вузов наиболее выражены «внеучебная работа», «методический компонент», «научная и публикационная активность», а также «качество реализации образовательной деятель-
ности». Ведущими показателями профессиональной успешности в группе профессоров являются «методический компонент» и «качество реализации образовательной деятельности», а наименее сформирован компонент «внеучебной работы»; в группе доцентов наиболее сформированы «методический компонент» и «научная и публикационная активность», которая достоверно превалирует в сравнении с «качеством реализации образовательной деятельности» и внеучебной работой; в группе преподавателей превалируют «вне-учебная работа» и «методический компоненты», а менее сформированы «качество реализации образовательной деятельности» и «научная и публикационная активность» [3].
Структурно-логическая модель оценки успешности деятельности различных групп профессорско-преподавательского состава вуза представлена в исследовании Е.В. Барбашовой. Данную модель отличает применение различных методов оценки профессиональной успешности преподавателей вузов. В данной модели применяются как субъективные методы (экспертная оценка), так и объективные (количественные) методы оценки профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, основанные на психофизическом шкалировании показателей профессиограммы преподавателей вуза, что позволяет снизить субъективность оценки [2].
Вывод. Итак, компетентностно-ориентирован-ные модели профессиональной успешности различных групп преподавателей вузов позволяют выделить адекватные критерии и методы оценки профессиональной успешности с точки зрения современных представлений о профессионально-личностных качествах и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. Ком-петентностно-ориентированные модели оценки профессиональной успешности преподавателей высшей школы позволяют более полно реализовы-вать современные концепции профессионально-личностного развития и самореализации научно-педагогических кадров высшей школы.
Литература
1. Антипина И.Ю. Психологический возраст как фактор профессиональной успешности пр-подавателя вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 19.00.13. - Таганрог, 2007. - 166 с.
2. Барбашова Е.В. Совершенствование оценки персонала вуза на основе экспертно-аналитических методов: автореферат дис. . кандидата экономических наук: 08.00.05. -Курск, 2015. - 20 с.
3. Косинова Е.П. Оценка эффективности профессиональной деятельности и мотивации преподавательского состава гуманитарного вуза: автореферат дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2015. - 23 с.
4. Матушанский Г.У. Преподаватель высшей школы: моделирование деятельности и личности: монография. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2017. - 119 с.
5. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. - Казань: КГЭУ, 2004. - 112 с.
6. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Романова Л.М. Непрерывная профессиональная подготовка преподавателя высшей школы (на траектории ассистент - старший преподаватель -доцент). - Казань: КГЭУ, 2011. - 168 с.
7. Московский В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Москва, 2007. -27 с.
8. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИН-ФРА-М, 2010. - 389 с
CRITERIA AND METHODS FOR ASSESSING THE PROFESSIONAL SUCCESS OF A TEACHER AT A UNIVERSITY
Paramonov I.F.
Non-governmental private institution-educational organization of higher education «Missionary Institute»
The article highlights the issues of developing criteria and methods for assessing the professional success of the teaching staff of higher education. It is shown that at the present stage of the development of higher education, the professional success of university teachers is determined from the position of a competence-oriented approach to the professional and personal development of a teacher as a subject of teaching and research activities. The understanding of the essence of the concept of professional success is revealed by analyzing the specifics of the teaching and research activities of a university teacher. The professional success of a university teacher is defined as a complex interaction of his individual, personal and subjective qualities associated with the manifestation of professionalism. The professional success of a higher school teacher is defined as a systematic education that includes professional and personal qualities and professional competencies. Professional functions and their corresponding professional competencies are disclosed. The article describes the professional competencies of university teachers with different official status, which are considered as criteria for professional success. Currently, competence-based models of professional success of university teachers based on a comparative assessment of the level of their pedagogical competencies are of interest. The article presents a rating quantitative assessment of the success of university teachers, depending on their official status; a structural and logical model for evaluating the success of various groups of university faculty members.
Keywords: higher school teacher, success of professional activity, teaching activity, research activity, competence approach, rating, expert assessment.
References
1. Antipina I. Yu. Psychological age as a factor of professional success of a university teacher: diss. ... candidate of pedagogical sciences: 19.00.13. - Taganrog, 2007-166 p.
2. Barbashova E.V. Improving the assessment of the university staff on the basis of expert-analytical methods: abstract of the dissertation of the candidate of economic sciences: 08.00.05. -Kursk, 2015. - 20 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
3. Kosinova E.P. Evaluation of the effectiveness of professional activity and motivation of the teaching staff of the humanitarian university: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - St. Petersburg, 2015. - 23 p.
4. Matushansky G.U. Teacher of higher school: modeling of activity and personality: monograph. - Kazan: Kazan State Energy University, 2017. - 119 p.
5. Matushansky G. U., Frolov A.G. Design of models of activity, personality and continuous professional training of a higher school teacher. - Kazan: KSEU, 2004. - 112 p.
6. Matushansky G. U., Zavada G.V., Romanova L.M. Continuous professional training of a higher school teacher (on the trajectory of assistant-senior teacher-associate professor). - Kazan: KSEU, 2011. - 168 p.
7. Moskovsky V.V. Formation of professional success of a higher school teacher: abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.13. - Moscow, 2007. - 27 p.
8. University teacher: technologies and organization of activities: Study guide / Edited by Dr. S.D. Reznik, Professor of Economics. - Moscow: INFRA-M, 2010. - 389 p.
o d
u
CM
m