Научная статья на тему 'Критерии и методика оценки актуального состояния системы воспитания в образовательной организации'

Критерии и методика оценки актуального состояния системы воспитания в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2203
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / АЛГОРИТМ / ДИАГНОСТИКА / МОНИТОРИНГ / EDUCATIONAL ORGANISATION / UPBRINGING SYSTEM / EVALUATION / CRITERIA / ALGORITHM / DIAGNOSTICS / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Тихомирова Елена Викторовна, Кирпичник Анатолий Григорьевич, Груздев Владислав Владимирович

В статье представлена научно-обоснованная технология оценки системы воспитания в образовательных организациях, которую можно использовать на региональном и федеральном уровнях. Определено понятие системы воспитания, выявлены критерии, исследовательские стратегии и алгоритм оценки системы воспитания образовательной организации, предложена методика оценки ее актуального состояния, включающая комплекс диагностических процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Тихомирова Елена Викторовна, Кирпичник Анатолий Григорьевич, Груздев Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and methodology of estimation of the current state of upbringing system in an educational organisation

The article presents a scientifically grounded technology for assessing upbringing system in educational organisations, which can be used at the regional and federal levels. The concept of a system of upbringing is defined, criteria, research strategies and algorithm for evaluating upbringing system of an educational organisation are revealed, a methodology for assessing its current status is proposed, including a set of diagnostic procedures.

Текст научной работы на тему «Критерии и методика оценки актуального состояния системы воспитания в образовательной организации»

УДК 371.3

Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, профессор

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук, доцент

Кирпичник Анатолий Григорьевич

кандидат психологических наук, профессор

Груздев Владислав Владимирович

доктор юридических наук, профессор Костромской государственный университет nauka.ipp@mail.ru

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Исследование проведено по государственному заданию Министерства образования и науки РФ,

проект № 27.4374.2017/НМ

В статье представлена научно-обоснованная технология оценки системы воспитания в образовательных организациях, которую можно использовать на региональном и федеральном уровнях. Определено понятие системы воспитания, выявлены критерии, исследовательские стратегии и алгоритм оценки системы воспитания образовательной организации, предложена методика оценки ее актуального состояния, включающая комплекс диагностических процедур.

Ключевые слова: образовательная организация, система воспитания, оценка, критерии, алгоритм, диагностика, мониторинг.

На современном этапе развития российского общества перед школой ставится важнейшая задача - модернизация и оптимизация системы воспитания в образовательных организациях как ресурса развития нового поколения, способного действовать в ситуациях неопределенности, решать сложные жизненные задачи, не пасовать перед трудностями; готового к принятию социальных вызовов, к конструктивным преобразованиям социума, к осознанию личной ответственности за собственные и коллективные действия.

Социальный заказ современного общества к педагогической науке и практике сформулирован весьма конкретно и однозначно - необходима универсальная методика для оценки актуального состояния системы воспитания в образовательных организациях. В настоящее время, к сожалению, не существует такой универсальной методики. Наиболее распространенным диагностическим инструментарием являются тесты, опросники, анкеты, которые весьма формализованы, субъективны и не позволяют получить целостную картину состояния системы воспитания на федеральном и региональном уровнях.

По мнению В.С. Безруковой, «система воспитания - это сложившееся устойчивое единство воспитательных мер и мероприятий, основанное на определенных идеях, целях, внутренне непротиворечивое и дающее эффект в деле воспитания детей и юношества. Системы воспитания имеют свое «лицо», ибо выстраиваются с учетом ситуации и индивидуальных качеств участников педагогического процесса» [1, с. 713].

Рассматривая воспитание в рамках системного подхода, предполагающего анализ того или иного

объекта как целостной системы, целесообразно разрабатывать интегративные взаимодополняющие и многоуровневые критерии оценки. В фокус зрения должно попасть не только качество структурных элементов воспитания: целей, задач, закономерностей, принципов, методов, средств, результатов воспитания, возможностей их корректировки, отношений субъектов воспитательного процесса, но и вся структура их взаимодействия. Разработка универсальных критериев оценки целесообразности элементов, качества их функциональных связей и достигаемого результата является важным условием обеспечения целостности системы воспитания на общегосударственном уровне. При этом, важно учитывать качественное своеобразие систем воспитания на региональном и локальном уровнях и допускать гибкость системы оценивания.

Кроме того целостность оценки системы воспитания обеспечивается участием в исследовании всех субъектов воспитания: педагогов, родителей, детей, ближайшего социального окружения, а также с учетом организационных характеристик образовательного учреждения: специфика менеджмента, структура и функционирование органов воспитания, система документооборота, социальное партнерство, создание социокультурной воспитательной среды и др.

Необходимо отметить, что ключевой категорией анализа и оценки является собственно содержательное наполнение и процессуальные характеристики взаимодействия субъектов воспитания. В рамках интеракции происходит взаимовлияние, интеграция и приращение сил, познание себя и других, выработка новых форм и моделей поведения, как на индивидуальном, так и на груп-

8

Вестник КГУ 2017

© Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Кирпичник А.Г., Груздев В.В., 2017

повом уровнях. Качественно-количественные показатели эффективности взаимодействия должны быть применимы как для оценки интеракции по вертикали («педагог-ребенок»), так и по горизонтали («ребенок-ребенок), и отражать все три типа межпоколенной трансляции культурного наследия (по М. Мид): префигуративный (от младших к старшим), кофигуративный (между сверстниками), постфигуративный (от старших к младшим).

В педагогической науке и практике существуют разные подходы к определению критериев эффективности реализации системы воспитания. В качестве критериев рассматривают:

- динамику показателей общей социализиро-ванности и воспитанности школьников;

- динамику межпоколенного взаимодействия и организации среды в школе, сформированность общешкольного коллектива единомышленников;

- динамику сформированное™ у учащихся ключевых компетенций и нравственной культуры личности;

- динамику удовлетворенности детей и родителей качеством образования и воспитания, положительного имиджа образовательного учреждения и др.

Динамика может иметь положительный или отрицательный характер, либо отличаться инертностью, устойчивостью исследуемых показателей.

В.А. Караковский, Л.И Новикова и Н.Л. Селиванова все критерии оценки качества системы воспитания подразделяют на 2 группы, которые имеют ряд специфичных показателей:

1. Критерии факта, которые позволяют ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система: упорядоченность жизнедеятельности школы, соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям данной школы; наличие сложившегося коллектива; интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий через воспитательные комплексы (систему КТД, традиций, праздников).

2. Критерии качества, дающие представление об уровне ее сформированности и эффективности: степень приближенности системы к поставленным целям реализации педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы школы; общий психологический климат школы, стиль общения, самочувствие учащихся, их социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся [2, с. 12-28].

В учебнике «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасистого также выделяет две группы критериев, где первая группа служит «меркой» для оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников, а вторая для оценивания результата воспитательного процесса в данной системе. Первая группа критериев проистекает из понимания воспитания как введения ре-

бенка в контекст культуры. Основные показатели, которые станут свидетельствовать о соответствии профессиональной работы объявленным критериям, следующие: материально-техническое оснащение школы, характер ведения документов, распределение профессиональных функций педагогов в школе, содержание организованной деятельности детей, социально-психологический климат в школе, а также отношение педагога к ребенку как человеку. Вторая группа критериев выводится из представления о достойном Человеке современной культуры (показатели: внешний облик ребенка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку) [3, с. 397].

Также особый интерес представляет подход к оценке системы воспитания, представленный Т.И. Шамовой, Г.Н. Шибановой, в котором целевая, ресурсная, технологическая и социально-психологическая эффективность воспитательной деятельности определяется через соответствие приоритетных целей, задач и результатов воспитания [8, с. 41-102.].

Кроме того, С.Д. Поляков подчеркивает необходимость учета включенности учащихся в воспитывающие ситуации (в специально организуемую воспитывающую деятельность и общение), а также их отношение к реалиям школьной жизни (к школе, к учителю, классу, совместным делам и праздникам) [4, с. 140].

Критериальный анализ проблемы оценки системы воспитания и результаты пилотажного исследования, проведенного нами в школах Костромской области, позволили на основе интеграции различных концептуальных подходов и обобщения педагогического опыта выделить следующие критерии оценки системы воспитания образовательной организации:

- степень включенности всех субъектов воспитания (дети, родители, педагоги) в воспитательный процесс и характер их межличностных отношений;

- уровень организации процесса воспитания (цель, предлагаемая деятельность, приемы, средства, принципы построения взаимодействия, условия социокультурной среды);

- результативность системы воспитания (степень социализированности / воспитанности обучающихся в динамике, сформированности у детей ключевых компетенций, уровень развития группы, коллектива).

Выделенные критерии предполагают как процессуальную, так и результативную оценку системы воспитания с обязательным учетом мнения всех субъектов воспитательного процесса.

В оценке системы воспитания следующим важнейшим шагом после определения критериев является поиск надежного, валидного и комплексного

инструментария, позволяющего диагностировать ее актуальное состояние, сильные и слабые стороны, факторы риска, проблемные зоны, ресурсы и перспективы развития.

Диагностический инструментарий изучения эффективности системы воспитания должен обладать и общими, и особенными чертами из-за специфики учреждения, в которой реализуется система, его социальной и природной среды, характера построения воспитательных отношений.

Диагностическая работа должна выстраиваться на основе четкого определении исследовательских стратегий, алгоритмов и методов исследования.

При оценке актуального состояния системы воспитания в образовательной организации целесообразно использовать вариативные исследовательские стратегии [5]:

1. Смешанная стратегия исследования предполагает сочетание качественных и количественных методов исследования, что, с одной стороны, позволяет обогатить интерпретацию полученных данных, объяснить полученные результаты, с другой стороны, обеспечивает надежность и обоснованность сделанных выводов.

2. Личностно-ориентированная стратегия предполагает центрацию исследователя на индивидуальности субъекта (ребенка, педагога, родителя), изучении его ресурсов, опыта, переживаний, мнений, отношений. Особое значение приобретает анализ единичных случаев, событий, биографий.

3. Стратегия изучения дискурса направлена на изучение продуктов деятельности всех участников процесса воспитания. Эта стратегия приобретает особое значение при оценке эффективности воспитательного процесса и его результативности, т.к. именно включенность детей в деятельность, в реальные воспитательные ситуации позволяет получить достоверные данные о степени их социальной активности, самореализации, проявлении лидерских качеств и др.

4. Стратегия экспертного оценивания реализуется достаточно часто при оценке эффективности системы воспитания в образовательном учреждении благодаря возможности всесторонности анализа и привлечения экспертов для получения более объективных данных.

5. Развивающая стратегия предполагает возможность изучения развития исследуемого процесса, прогнозирование и построение траекторий личностного развития детей в процессе воспитания, сочетает в себе исследовательские, развивающие и обучающие задачи.

С целью изучения эффективности процесса воспитания мы предлагаем использовать следующий алгоритм:

1) определение цели и задач изучения;

2) подбор критериев и показателей результативности процесса воспитания;

3) выбор диагностических методик;

4) определение выборки исследования, подготовка диагностических материалов;

5) проведение исследования;

6) анализ и оценка результатов исследования;

7) интерпретация полученных данных, моделирование траектории развития системы воспитания.

Для диагностики уровня воспитанности обучающихся рекомендуется придерживаться технологии, включающей в себя следующую последовательность этапов:

1) наблюдение за ребенком в специально организованной деятельности;

2) самооценивание детей по предложенным показателям;

3) оценка ребенка родителями;

4) оценка детей педагогами;

5) сравнение результатов оценки с результатами психолого-педагогических исследований;

6) интеграция совокупной оценки воспитанности для каждого ученика.

Таким образом, алгоритмы, определяющие последовательность действий при оценке системы воспитания, позволяют стандартизировать процедуру оценки системы воспитания, снизить влияние субъективного фактора в оценке.

В соответствие с избранными критериями и показателями оценки системы воспитания и уровня воспитанности школьников подбирается комплекс адекватных цели методов и методик, позволяющих получить полную и достоверную информацию о различных сторонах воспитательной системы школы.

В определении актуального состояния системы воспитания желательно участие независимых экспертов и всех субъектов, непосредственно включенных в процесс воспитания. А учитывая неоднозначность и многокомпонентность самого феномена воспитанности обучающихся, необходимо применять не единичный метод, а комплекс диагностических методов, позволяющих целостно охарактеризовать систему воспитания в той или иной образовательной организации.

В течение 2017 года научно-исследовательский коллектив Костромского государственного университета по государственному заданию Министерства образования и науки РФ проводил комплексное исследование системы воспитания в российских образовательных организациях. Был разработан и апробирован инструментарий для оценки актуального состояния системы воспитания в образовательных организациях, включающий в себя несколько блоков: экспертная оценка системы воспитания общеобразовательной школы; оценка системы воспитания всеми субъектами воспитания (педагоги, родители, дети) и определение степени их включенности в воспитательный процесс; оценка результативности системы воспита-

Вестник КГУ Л 2017

10

Таблица 1

Методика комплексной оценки актуального состояния системы воспитания в образовательных организациях

Участники и цель исследования Диагностические методы Единицы анализа

Участники - эксперты, осуществляющие независимую оценку системы воспитания образовательной организации. Цель - изучение образовательной среды, программного обеспечения и отчетной документации по воспитательной работе в школе. Протокол экспертной оценки «Анализ системы воспитания общеобразовательной школы» (составитель Л.И. Тимонина) 1. Анализ официального сайта школы (наличие на сайте программ воспитания, плана воспитательной работы, информации о детских общественных объединениях, о работе объединений дополнительного образования детей, о событиях, об органах ученического самоуправления, о сетевом взаимодействии, о консультационной помощи и др.). 2. Анализ программ воспитания (цели, задачи, направления, формы воспитательной работы, предполагаемый результат, описание мониторинга реализации программы). 3. Анализ документов по деятельности детской общественной организации (название, нормативные документы, цель, участники, описание деятельности, наличие органов самоуправления)

Участники - педагоги, непосредственно осуществляющие воспитательную работу в школе (заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, вожатые, социальные педагоги, классные руководители, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД). Цель - комплексная оценка сложившейся в школе системы воспитания и степени удовлетворенности педагогов от участия в воспитательной деятельности. Анкета «Экспертиза уровня сфор-мированности системы воспитания в общеобразовательной организации и качества воспитательной деятельности педагогов» (составитель А.Г. Самохвалова) 1. Качество воспитания школьников (социальные знания, развитие гражданственности и патриотизма, развитие ценностной сферы личности, уровень со-циализированности). 2. Качество организации педагогом воспитательного процесса (способность педагога реализовать воспитательный потенциал учебной и внеучебной деятельности школьников, конструктивно взаимодействовать с семьями школьников; реализовать собственный творческий потенциал и потенциал обучающихся в процессе воспитательной работы). 3. Качество созданных в образовательном учреждении условий для организации воспитательного процесса (способность администрации обеспечить воспитательный процесс в образовательном учреждении необходимыми ресурсами, организовать работу с педагогами, с семьями учащихся; организовать общешкольные события)

Участники - обучающиеся общеобразовательных организаций. Цель - оценка уровня воспитанности и социализированности учащихся. Наблюдение (например, методика оценки волевых качеств детей А.И. Высоцкого, карта наблюдения Стотта, «Поведенческий портрет» Н.И. Евсиковой и др.). Проявление особенностей личности ребенка в различных видах деятельности, его социальная и коммуникативная активность, степень включенности в общие дела, инициативность, креативность, заинтересованность и др.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью (например, методика И. В. Сеньчуковой на выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе, опросник «Мотивация участия в социально-значимой деятельности», диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой, методика изучения социолизированности личности учащегося М.И. Рожкова) Определение степени мотивационной включенности ребенка во внеучебную деятельность, выявление характера отношения к ней, особенностей мотивации, уровня воспитанности ребенка и других феноменов на основе анализа письменных или устных ответов на специально подобранные, однозначно понимаемые вопросы

Тесты (например, «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда, тест «Коммуникативные умения» Л.Михельсон, в модификации Ю.З. Гильбуха, методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев) и др. Выявление личностных показателей и предикторов воспитанности ребенка, типа его взаимоотношений с окружающими, отношения к себе и другим, готовности к сотрудничеству взаимодействию, динамики изменениий ценностного отношения ребенка к разным объектам действительности

Окончание таблицы 1

Проективные методы (например, методика «Жизненный путь» И.Л. Соломина, проективная методика «Письмо подростка о своей жизни» А.Г. Самохваловой, О.Н. Вишневской и др.). Определение склада личности ученика, понимание его отношения к разным сторонам действительности, оценка психологического состояния, ценностей, направленности, уровня воспитанности, рисков развития

Изучение продуктов деятельности учащихся (например, анализ эссе на тему «Я как член ученического самоуправления» (Е.В. Тихомирова), анализ рисунков «Я в школе», «Я в общении с учителями и одноклассниками» (А.Г. Самохвалова) и др.) Объективные данные об организации педагогического процесса в школе, получение сведений об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, выявление интересов детей, проблем, трудностей, рисков воспитания т.д.

Участники - обучающиеся общеобразовательных организаций. Цель - оценка воспитательной системы школы глазами ученика и уровня активности учащихся во внеучебной деятельности. Анкета «Оценка воспитательной системы школы глазами ученика и активности учащихся во внеу-чебной деятельности» (составитель Е.В. Тихомирова) 1. Наличие в школе органов ученического самоуправления, общественных организаций, участие и заинтересованность ребенка в общешкольных и классных делах, деятельности органов самоуправления, кружках и др. 2. Степень участия родителей в общешкольных и классных делах. 3. Оценка ребенком роли школы в его воспитании.

Участники - родители обучающихся. Цель — оценка родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей жизненно-важных качеств; видов воспитательной работы, которые организуются в школе, форм взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся. Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей воспитательной деятельностью образовательного учреждения (составитель А.Г. Самохвалова) 1. Роль школы в воспитании жизненно-важных качеств: поведенческих, компетентностных, морально-психологических качеств личности. 2. Виды учебной и внеучебной деятельности школьников, которые используются в воспитательной работе школы; а также те, в которых участвует ребенок. 3. Стиль общения и характер взаимодействия педагогов школы с родителями. 4. Уровень использования потенциалов взаимодействия школы с семьей.

ния (степень социализированности / воспитанности обучающихся, характер межличностного взаимодействия участников воспитательного процесса). Методика диагностики и используемые методы кратко представлены в таблице 1.

Результаты исследовательской работы показали, что срезовый подход к диагностике системы воспитания в образовательной организации, предполагающий однократный замер изучаемых характеристик, малоэффективен и не позволяет достоверно оценить реальную ситуацию в школе [6]. Требуется целенаправленный, систематический мониторинг [7], целью которого должно стать определение, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка, и какие организационные условия этому благоприятствуют или препятствуют. Предметом мониторинга должны стать личностный рост обучающегося, детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ребенка, профессиональная позиция педагога, организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания, характер психолого-педагогического взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000. - 814 с.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

4. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. -М.: Новая школа, 2004. - 224 с.

5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 358 с.

6. Самохвалова А.Г., Румянцев Ю.В. Степень удовлетворенности родителей воспитательной деятельностью образовательных организаций и пути оптимизации взаимодействия семьи и школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 3. - С. 194-201.

7. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса вос-

12

Вестник КГУ 2017

питания в школе. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.

8. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. - М.: ЦГЛ, 2003. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bezrukova VS. Osnovy duhovnoj kul'tury: (ehnciklopedicheskij slovar' pedagoga). -Ekaterinburg, 2000. - 814 s.

2. Karakovskij V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie!: Teoriya i praktika shkol'nyh vospitatel'nyh sistem. - M.: Novaya shkola, 1996. - 160 s.

3. Pedagogika / Pod red. P.I. Pidkasistogo. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. - 640 s.

4. Polyakov S.D. Realisticheskoe vospitanie. - M.: Novaya shkola, 2004. - 224 s.

5. Samohvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: fenomenologiya, faktory vozniknoveniya, dinamika. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2014. - 358 s.

6. Samohvalova A.G., Rumyancev YU.V. Stepen' udovletvorennosti roditelej vospitatel'noj deyatel'nost'yu obrazovatel'nyh organizacij i puti optimizacii vzaimodejstviya sem'i i shkoly // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. -№ 3. - S. 194-201.

7. Stepanov P.V., Grigor'ev D.V., Kuleshova I.V. Diagnostika i monitoring processa vospitaniya v shkole. - M.: Akademiya: APKiPRO, 2003. - 82 s.

8. SHamova T.I., SHibanova G.N. Vospitatel'naya sistema shkoly: sushchnost', soderzhanie, upravlenie. -M.: CGL, 2003. - 200 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.