Научная статья на тему 'Критерии готовности студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения'

Критерии готовности студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / E-LEARNING / READINESS CRITERIA / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Т. Б., Милохин Д. Б.

Статья посвящена проблеме критериев готовности будущих педагогов к реализации дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS TO REALIZATION OF E-LEARNING

This article is dedicated to the problem of criteria of readiness to the work in the e-learning sphere of education.

Текст научной работы на тему «Критерии готовности студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения»

УДК378.147

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2009 Т.Б.Старостина, Д.Б.Милохин

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

Статья посвящена проблеме критериев готовности будущих педагогов к реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, критерии готовности, повышение квалификации, педагогический университет, информационные технологии, самостоятельная работа.

В настоящее время при переходе к новым образовательным стандартам высшего профессионального образования повышается значение самостоятельной работы студентов. На самостоятельную работу может отводиться до 70% общего времени подготовки бакалавров и магистров. Это требует от преподавателей разработки соответствующих учебно-методических материалов по всем дисциплинам высшей школы. Также в последнее время всё большую значимость принимает переподготовка специалистов и дополнительная специализация студентов. Необходимо научить будущих специалистов самостоятельно добывать знания. Эти тенденции неизбежно должны привести к появлению большого количества проблемных курсов, ориентированных на подготовку специалистов к свободному поиску знаний в мировом информационном пространстве, что очень важно для конкурентоспособности.

Специалисты Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании провели социологическое исследование, которое показало, что образовательные потребности людей сопровождаются такими требованиями к условиям обучения (дистанционность, открытость, гибкость, индивидуализация), которые могут быть удовлетворены только при использовании моделей, форм, методов и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий1.

Татьяна Борисовна Старостина кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики. E-mail: iam@deniskin.com

Денис Борисович Милохин старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики. E-mail: iam@deniskin.com

1 Состояние образовательных потребностей взрослого населения крупнейших стран СНГ и возможностей их реализации посредством технологий дистанционного

обучения // Дистанционное обучения в странах СНГ. Мониторинг образовательных потребностей и возможностей. Аналитический обзор — Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М.: 2003.

Развитие информационных технологий и глобальных сетей позволяет внедрять в процесс подготовки специалистов элементы дистанционного обучения, начиная с изложения материала в форме Интернет-лекций и заканчивая проведением текущего и даже итогового контроля, что позволяет наиболее удобно организовать работу по указанным направлениям. Для реализации описанных выше потребностей необходимо вести подготовку специалистов, умеющих работать в области дистанционного обучения. Мы предлагаем ввести соответствующий курс для будущих учителей информатики в высших педагогических учебных заведениях. В педагогической литературе пока отсутствует целостное представление о дистанционном обучении и о готовности к его реализации. Рассматривая структуру готовности студента к реализации дистанционного обучения как единство компонентов2, мы оцениваем степень ее развития по следующим критериям: 1) мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения; 2) технологическая готовность к реализации дистанционного обучения; 3) рефлексивно-результативная оценка деятельности по реализации дистанционного обучения.

Каждый критерий раскрывается нами через соответствующие показатели, по которым можно судить об уровне его сформированности: Мотива-ционно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения: 1) мотивация; 2) знания о дистанционном обучении; 3) отношение к дистанционному обучению; 4) знания о вариантах реализации дистанционного обучения. Технологическая готовность к реализации дистанционного обучения: 1) владение методами реализации дистанционного обучения; 2) владение творческими инновационными приемами и методами дистанционного обучения; 3) умение пользоваться современными информационными технологиями; 4) знание возможностей основных образовательных ресурсов

2 Узнадзе Д. Н. Психология установки. - СПб.: Изд-во Питер, 2003.

Интернета; 5) умение соотнести педагогическую задачу с возможностями образовательного ресурса Интернета. Рефлексивно-результативная оценка деятельности по реализации дистанционного обучения: 1) включение в деятельность по реализации дистанционного обучения; 2) рефлексия реализации дистанционного обучения. Конкретизируем предложенные критерии с точки зрения их проявления в группах с низким, достаточным и высоким уровнем готовности к реализации дистанционного обучения.

Мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения. Для низкого уровня характерны несформированность потребностей и интересов, минимальный объем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации дистанционного обучения. Заинтересованность студентов в получении новых знаний обусловлена лишь потребностью, сдать зачет или экзамен. Данный уровень характеризуется сформированностью только основ убеждений и идеалов. Студенты этой группы испытывают трудности в продуцировании индивидуальных критически-оценочных суждений по поводу системы дистанционного обучения. Они не владеют приемами постановки собственных целей дистанционного обучения. Творческая направленность этой деятельности развита слабо. Для достаточного уровня характерно повышение творческой активности студентов. Заинтересованность в получении новых знаний служит основой развития системы потребностей и интересов. Значительный объем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации дистанционного обучения, знания носят продуктивный характер. Студенты осознанно воспринимают информацию, грамотно оперируют понятиями. Однако обращение к внепрограммному материалу носит пока эпизодический характер. Студенты данной группы отличаются большей уверенностью в адекватности своих взглядов на систему дистанционного обучения, существующую в мире. В их представлении идеалы наполняются конкретным общественным смыслом. Они способны сформировать и аргументировать цель своей деятельности в системе дистанционного обучения. Критерии оценки происходящих явлений становятся более глубокими, гибкими и разнообразными. Творческая направленность деятельности усиливается. Потребность реализовать свои убеждения осознается с позиций общественной значимости. Высокий уровень характеризуется наивысшей творческой активностью, развитой широкой системой устойчивых и направленных потребностей и интересов, умением оценивать происходящие в сфере дистанционного обучения процессы и явления на основе индивидуально-осмысленных и личностно-принятых ценностей. Студенты этой группы регулярно читают литературу по специальности, владеют в

полной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для реализации дистанционного обучения. Студентов данной группы характеризует высокая степень сформированности системы взглядов и отношений к реально происходящим процессам в области дистанционного обучения, целостность ценностных ориентаций и установок, которая сознательно воплощается в процессе их деятельности по реализации дистанционного обучения. Студенты этой группы автономны и самостоятельны в своих оценках и суждениях относительно явлений и процессов в сфере дистанционного обучения. Сознательно и ответственно выбирают цель своей деятельности и социально приемлемые средства ее достижения, способны активно отстаивать свои убеждения и позицию в ситуации борьбы ценностей и смыслов, владеют приемами творческого саморазвития.

Уровни сформированности технологической готовности к осуществлению информационной деятельности можно представить следующим образом: Низкий уровень. Студенты недостаточно хорошо знакомы с методами дистанционного обучения, не владеют приемами постановки собственных целей деятельности по реализации дистанционного обучения. В их мотивационной сфере преобладают ситуационные потребности и мотивы, нечетко выражен интерес. Они испытывают затруднения в творческом применении знаний, умений и навыков при решении конкретных учебно-профессиональных задач. Навыки владения компьютерной техникой в стадии формирования. Достаточный уровень. Студенты данной группы хорошо ориентируются в области дистанционных технологий. Они осознанно формулируют свои понимают важность изучения дистанционных образовательных технологий. Мотивация их деятельности по реализации дистанционного обучения ориентирована на индивидуальный успех и самоутверждение в глазах членов референтной группы (однокурсников, преподавателей, родителей). Они стараются решать поставленные перед ними задачи разными способами, проявляют активность и инициативу. Они успешно используют полученную информацию при создании курсов дистанционного обучения, настойчиво борются с трудностями и пытаются предложить свой путь решения различных проблем. Высокий уровень. Студенты данной группы свободно ориентируются в области дистанционных технологий. Они могут самостоятельно разработать курс дистанционного обучения, испытывают потребность в самопознании, саморазвитии и наиболее полной реализации своих творческих возможностей и индивидуальных способностей в сфере дистанционного обучения. Основными мотивами их деятельности являются будущие высокие профессиональные достижения, которые они рассматривают с точки

зрения их максимальной полезности для окружающих людей и общества. Они отлично владеют компьютерной техникой и новыми информационными технологиями, свободно, осознанно и творчески используют приобретенные знания и умения при решении учебно-профессиональных задач, имеют свой индивидуальный стиль при работе в сфере дистанционного обучения.

Относительно уровневых групп характеристики рефлексивно-результативной оценки информационной деятельности были распределены следующим образом. Для низкого уровня включения в деятельность по реализации дистанционного обучения характерна ориентация на получение исключительно личного эмоционального удовлетворения от работы в сфере дистанционного обучения. Уровень притязаний к качественной, содержательной стороне дистанционного обучения невысок. Система дистанционного обучения в большинстве случаев рассматривается как предмет, вызывающий лишь эмоциональное удовлетворение. Проявление социальных, высших чувств развито слабо и не играет существенной роли в действиях и поступках. Для достаточного уровня включения в деятельность по реализации дистанционного обучения характерна регулирующая роль высших социальных чувств. Личность способна критически оценивать, определять качественную сторону дистанционного обучения. Дистанционное обучение рассматривается в первую очередь как предмет удовлетворения познавательных потребностей. Работа в сфере дистанционного обучения сопровождается чувством психологического комфорта, уверенностью и сопряжено с повышением социального статуса и квалификации. Эмоциональная активность принимает более сложную форму. Здесь играет роль и расширение содержательности чувств и эмоций, и их ценностная ориентация. Для высокого уровня включения в деятельность по реализации дистанционного обучения характерна целостность ее структуры и содержания, которая отличается глубиной и всесторонней развитостью. Эмоциональная активность становится инструментом творческого освоения, потребления и использования методов дистанционного обучения. Студенты этой группы регулируют свою деятельность по реализации дистанционного обучения с помощью высших чувств - интеллектуальных, морально-нравственных и эстетических. На этом уровне эмоциональная активность выполняет функции регулятора ценностной ориентации чувств и эмоций человека.

Приведенные критерии, показатели и уровни готовности к реализации дистанционного обучения служат исходными данными для определения уровней развития этого качества у студентов педагогического вуза. Вопрос определения уровней развития (сформированности) личностных

свойств и качеств, всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И.Божович, Г.А.Бокарева, О.С.Гребенюк, В.С.Ильин, А.Н.Леонтьев, В.Д.Ша-дриков, Г.И.Щукина).

В соответствии с выбранными выше критериями и соглашаясь с Е.С.Полат3, мы выдвигаем ряд требований, выполнение которых обеспечит готовность студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения:

Мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения: 1) знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств; 2) знание основных принципов работы в сети Интернет, владение программным обеспечением; 3) знание методических материалов и научной литературы по проблеме использования средств НИТ в обучении; 4) понимание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом; 5) знание основных видов и общих принципов функционирования телекоммуникационных систем; 6) понимание особенностей подключения пользователей с различным уровнем доступа к Интернету; 7) знание особенностей организации и проведения телеконференций; 8) знание телекоммуникационного этикета; 9) знание индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности студентов при дистанционном обучении; 10) знание факторов, определяющих учебную активность студентов при дистанционном обучении; 11) знание особенностей процесса усвоения знаний при дистанционном обучении; 12) знание особенностей организации самостоятельной работы студентов в информационно-познавательной среде Интернет; 13) знание современных личностно-ориентированных методов обучения - метода обучения в сотрудничестве, метода проектов, исследовательского метода и др.; 14) знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств; 15) знание основных принципов работы в сети Интернет, владение программным обеспечением; 16) знание методических материалов и научной литературы по проблеме использования средств НИТ в обучении; 17) понимание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом; 18) знание основных видов и общих принципов функционирования телекоммуникационных систем; 19) понимание особенностей подключения пользователей с различным уровнем доступа к Интернету; 20) знание особенностей организации и проведения телеконференций; 21) знание телекоммуникационного этикета; 22) знание индивидуальных

3 Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

стилей учебно-познавательной деятельности студентов при дистанционном обучении; 23) знание факторов, определяющих учебную активность студентов при дистанционном обучении; 24) знание особенностей процесса усвоения знаний при дистанционном обучении; 25) знание особенностей организации самостоятельной работы студентов в информационно-познавательной среде Интернет; 26) знание современных личностно-ориентированных методов обучения - метода обучения в сотрудничестве, метода проектов, исследовательского метода и др.

Технологическая готовность к реализации дистанционного обучения: 1) умение использовать различные средства телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции, общение в режиме реального времени и т.п.) для обмена информацией с другими пользователями; 2) владение навыками информационной «навигации» в сети; 3) умение работать с информационными ресурсами сети (сетевыми базами данных, информационными службами и т.д.); 4) умение понять особенности использования инструментальных программных средств для создания курсов дистанционного обучения; 5) умение работать с электронной почтой; 6) умение вести диалог с другими пользователями сети; 7) умение работать с современными гипертекстовыми и гипермедийными системами; 8) умение отбирать из имеющихся в Интернете те информационные ресурсы, которые наиболее адекватны поставленным целям обучения; 9) умение готовить информацию к передаче по сети с использованием различных прикладных программ (текстового редактора, графического редактора, редактора HTML) и необходимых утилит (архиваторов, кодировщиков и т.п.); 10) владение приемами организации общения участников дистанционного обучения; 11) умение организовывать и проводить психолого-педагогическое тестирование студентов; 12) умение составлять индивидуальный психолого-педагогический портрет студента; 13) умение оказывать психологическую поддержку студентам на начальных этапах учебной деятельности; 14) умение формировать малые учебные группы по принципу психологической совместимости; 15) умение проводить текущую психолого-педагогическую диагностику виртуальной учебной группы; 16) умение поддерживать благоприятный психологический климат внутри виртуальной учебной группы; 17) умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; 18) владение индивидуальными, групповыми и фронтальными методами обучения; 19) умение адаптировать используемую методику очного обучения к условиям Интернета; 20) умение сочетать очные и заочные формы обучения при дистанционном обучении; 21) умение сочетать индивидуальные и фронтально-групповые формы обучения при ра-

боте с дистанционными студентами; 22) умение организовать и провести телекоммуникационный проект; 23) умение организовать и провести учебную тематическую телеконференцию, выступая в качестве ее модератора; 24) умение организовать и провести тематический чат.

Рефлексивно-результативная оценка деятельности по реализации дистанционного обучения: 1) умение организовать и провести мониторинг учебной деятельности студентов; 2) умение организовать эффективную систему контроля и тестирования студентов; 3) умение организовать и провести рефлексивную оценку учебной деятельности студентов.

Большинству из вышеперечисленных требований отвечают студенты специальности «Информатика». Считаем необходимой организацию спецкурса и спецсеминара, посвящённых проблеме дистанционного обучения, в рамках которых студенты освоят принципы работы в системе дистанционного обучения, а также смогут попробовать себя как в роли дистанционно обучающегося, так и в роли организатора курса дистанционного обучения. Для определения программы предполагаемых спецкурса и спецсеминара мы постараемся выделить основные действия, необходимые для формирования готовности будущих педагогов для работы в сфере дистанционного обучения. Проанализировав деятельность педагогов, работающих в сфере дистанционного обучения, мы пришли к выводу, что для формирования готовности студента к реализации дистанционного обучения создать следующие педагогические условия:

1. Сформировать у будущего педагога мотивации к реализации дистанционного обучения. Мы считаем, что акценты необходимо делать на актуальность, удобство и большую по сравнению с традиционной формой обучения экономичность дистанционного обучения.

2. Включить будущего педагога в дистанционную образовательную деятельность в качестве учащегося для понимания сложностей, которые испытывает обучаемый на расстоянии, а также для осознания роли и функций педагога дистанционного обучения.

3. Научить будущего педагога создавать курсы дистанционного обучения. Процесс создания курсов состоит из четырёх этапов - планирование, выбор, подготовка средств реализации дистанционного обучения и прогнозирование результата.

4. Организовать дистанционную образовательную деятельность будущему педагогу в качестве практиканта для отработки основных навыков, получения опыта и оценки от наблюдающего педагога; а затем в качестве педагога для формирования собственного стиля создания и проведения курсов дистанционного обучения.

5. Оценить результат. Для получения объективного ответа необходимо проводить как внутреннюю оценку полученного результата деятельности по реализации дистанционного обучения (осуществляется самим педагогом), так и внешнюю (состоит из ответов обучающихся на вопросы рефлексии).

6. Скорректировать деятельность по реализации дистанционного обучения будущим педагогом дистанционного обучения в соответствии с полученными результатами анализа проведённого курса дистанционного обучения. Предполагаем, что выделение следующих этапов подготовки к реализации дистанционного обучения поможет более точно описать процесс формирования готовности: 1) Определение цели и задач курса дистанционного обучения на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 2) Отбор оптимального содержания материала курса дистанционного обучения, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка. 3) Выделение главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на курсе дистанционного обучения. 4) Разработка структуры курса дистанционного обучения, определение наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 5) Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся. 6) Планирование всех действий педагога и обу-

чающихся на всех этапах курса дистанционного обучения и, прежде всего, при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях. 7) Подбор дидактических средств курса дистанционного обучения. 8) Проверка оборудования и технических средств обучения. 9) Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы обучающихся на курсе дистанционного обучения и ее направленности на развитие их самостоятельности. 10) Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на курсе дистанционного обучения и вне его, приемов обобщения и систематизации знаний. 11) Составление списка обучающихся, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений обучающихся. 12) Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания работы на дом. 13) Продумывание форм подведения итогов курса дистанционного обучения. 14) Запись плана и хода курса дистанционного обучения для последующего анализа и коррекции.

Таким образом, мы считаем, что подготовка учителей, способных работать в сфере дистанционного обучения, может осуществляться в ходе их обучения в вузе в рамках специально организованных для этой цели курсов и семинаров. Сформулированные нами критерии, показатели и уровни позволяют дать оценку готовности будущего педагога к реализации дистанционного обучения.

CRITERIA OF READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS

TO REALIZATION OF E-LEARNING

© 2009 T.B.Starostina, D.B.Milokhin°

Orenburg state pedagogical university

This article is dedicated to the problem of criteria of readiness to the work in the e-learning sphere of education.

Keywords: e-learning, readiness criteria, professional development, pedagogical university, information technologies, independent work.

Tatyana Borisovna Starostina, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of pedagogy. E-mail: iam@deniskin.com

Denis Borisovich Milokhin, Senior lecturer of department of informatics and informatics teaching methods. E-mail: iam@deniskin.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.