Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / КРИТЕРИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селькова Анна Владимировна

Траектория развития современного мира определяет особую значимость способности личности успешно существовать и действовать в условиях культурного разнообразия в поле профессиональной деятельности, что актуализирует проблему овладения будущими специалистами навыками профессионального межкультурного взаимодействия. Приобщение к такому виду взаимодействия становится возможным уже на этапе овладения профессией в образовательной организации высшего образования за счет педагогически осмысленной организации профессионального общения российских и иностранных студентов. В статье описаны критерии, по которым определяется успешность протекания профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, представлены первичные результаты опытно-экспериментальной работы по изучению показателей по данным критериям. Исследование выполнено с позиции культурологического подхода, согласно которому субъекты педагогически организованного взаимодействия рассматриваются как представители определенного социокультурного типа. Основное внимание уделяется интерпретации полученных по специализированным методикам показателей с сопоставлением ответов как российских, так и иностранных студентов. Результаты эксперимента позволяют приблизиться к объективному пониманию исходного и текущего состояния процесса профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов и принимать меры по его интенсификации в условиях российской образовательной организации высшего образования. В заключении формулируются проблемы профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, которые соотносятся автором с воспитательной работой в вузе и ориентируют педагогическую науку на поиск методов, средств и форм, призванных обеспечить появление и развитие у российских и иностранных студентов как потребности в профессиональном межкультурном взаимодействии, так и способности осуществлять данное взаимодействие, быть полноправным и активным его участником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селькова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL INTERCULTURAL INTERACTION BETWEEN RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS

The trajectory of the development of the modern world determines the special significance of the individual's ability to exist and act successfully in conditions of cultural diversity in the field of professional activity, which actualizes the problem of mastering the skills of professional intercultural interaction by future specialists. Participation in this type of interaction becomes possible already at the stage of mastering the profession in the educational organization of higher education due to the pedagogical meaningful organization of professional communication between Russian and foreign students. The article describes the criteria by which the success of professional intercultural interaction between Russian and foreign students is determined, the initial results of experimental work on the study of indicators according to these criteria are presented. The study was carried out from the position of a cultural approach, according to which subjects of pedagogically organized interaction are considered as representatives of a certain socio-cultural type. The main focus is on the interpretation of indicators obtained by specialized methods with comparison of responses from both Russian and foreign students. The results of the experiment allow us to approach an objective understanding of the initial and current state of the process of professional intercultural interaction between Russian and foreign students and take measures to intensify it in the conditions of the Russian educational organization of higher education. In conclusion, the problems of professional intercultural interaction between Russian and foreign students are formulated, which are correlated by the author with educational work at the university and focus pedagogical science on the search for methods, means and forms designed to ensure the appearance and development of Russian and foreign students both the need for professional intercultural interaction and the ability to carry out this interaction, to be a full and active participant there.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

Научная статья УДК 323.2

doi: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-95-110

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

Селькова Анна Владимировна

Старший преподаватель кафедры русского и восточных языков ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск. selkova.av@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7067-3081

Аннотация. Траектория развития современного мира определяет особую значимость способности личности успешно существовать и действовать в условиях культурного разнообразия в поле профессиональной деятельности, что актуализирует проблему овладения будущими специалистами навыками профессионального межкультурного взаимодействия. Приобщение к такому виду взаимодействия становится возможным уже на этапе овладения профессией в образовательной организации высшего образования за счет педагогически осмысленной организации профессионального общения российских и иностранных студентов. В статье описаны критерии, по которым определяется успешность протекания профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, представлены первичные результаты опытно-экспериментальной работы по изучению показателей по данным критериям. Исследование выполнено с позиции культурологического подхода, согласно которому субъекты педагогически организованного взаимодействия рассматриваются как представители определенного социокультурного типа. Основное внимание уделяется интерпретации полученных по специализированным методикам показателей с сопоставлением ответов как российских, так и иностранных студентов. Результаты эксперимента позволяют приблизиться к объективному пониманию исходного и текущего состояния процесса профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов и принимать меры по его интенсификации в условиях российской образовательной организации высшего образования. В заключении формулируются проблемы профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, которые соотносятся автором с воспитательной работой в вузе и ориентируют педагогическую науку на поиск методов, средств и форм,

© Селькова А. В., 2022

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

95

призванных обеспечить появление и развитие у российских и иностранных студентов как потребности в профессиональном межкультурном взаимодействии, так и способности осуществлять данное взаимодействие, быть полноправным и активным его участником.

Ключевые слова: профессиональное межкультурное взаимодействие; российские студенты; иностранные студенты; критерии; воспитание; образовательная организация высшего образования

Для цитирования. Селькова А. В. Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 95110. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-95-110

Original article

Criteria for the formation of professional intercultural interaction between

russian and foreign students

Anna V. Selkova

Senior lecturer at department of Russian and oriental languages, Siberian state university of railways, Novosibirsk.

selkova.av@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7067-3081

Abstract. The trajectory of the development of the modern world determines the special significance of the individual's ability to exist and act successfully in conditions of cultural diversity in the field of professional activity, which actualizes the problem of mastering the skills of professional intercultural interaction by future specialists. Participation in this type of interaction becomes possible already at the stage of mastering the profession in the educational organization of higher education due to the pedagogical meaningful organization of professional communication between Russian and foreign students. The article describes the criteria by which the success of professional intercultural interaction between Russian and foreign students is determined, the initial results of experimental work on the study of indicators according to these criteria are presented. The study was carried out from the position of a cultural approach, according to which subjects of pedagogically organized interaction are considered as representatives of a certain socio-cultural type. The main focus is on the interpretation of indicators obtained by specialized methods with comparison of responses from both Russian and foreign students. The results of the experiment allow us to approach an objective understanding of the initial and current state of the process of professional intercultural interaction between Russian and foreign students and take measures to intensify it in the conditions of the Russian educational organization of higher education. In conclusion, the problems of professional intercultural interaction between Russian and foreign

96

А. В. Селькова

students are formulated, which are correlated by the author with educational work at the university and focus pedagogical science on the search for methods, means and forms designed to ensure the appearance and development of Russian and foreign students both the need for professional intercultural interaction and the ability to carry out this interaction, to be a full and active participant there.

Keywords: professional intercultural interaction; Russian students; foreign students; criteria; education; educational organization of higher education

For citation: Selkova A. V. Criteria for formation of professional intercultural interaction between russian and foreign students at the stage of mastering the profession in the educational organization of higher education. Social and political researches. 2022;1(14):95-110. (In Russ).

http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-95-110

Введение

В новом формате глобализирующегося будущего современным специалистам необходимо учиться эффективно взаимодействовать с представителями других культур в профессиональной сфере, осознавая перспективы осуществления совместных проектов, конструируя новые способы взаимодействия, открывая новые горизонты совместного сотрудничества на основе генерации новых идей и создания новых продуктов профессиональной деятельности. «Явления муль-тикультурализма расцениваются как прогрессивный фактор, обогащающий современные профессиональные группы» [Яковенко, 2020, с. 199]. Зарубежные исследователи рассматривают мультикультурность в профессиональной среде как источник креативных подходов к решению рабочих задач, формированию новых точек зрения на проблемы, ценный источник знаний

[Martin, 2014; Li H.Q., 2018; Ren Z.J., 2019].

В этой связи возникает необходимость осуществлять формирование профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов, совместно осваивающих программы профессиональной подготовки в российских образовательных организациях высшего образования, что требует педагогического осмысления проблемы и предполагает выявление соответствующих критериев и показателей, а также проведение опытно-экспериментальной работы по проверке выделенных параметров.

Теоретические основы определения критериев профессионального межкультурного взаимодействия

Анализ подходов к определению основных групп критериев в современной научно-педагогической

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

97

литературе позволил определить два основных направления: первое основывается на выделении критериев эффективности педагогической деятельности в отношении субъектов образования и воспитания, второй - на критериях качества достигнутого конечного результата обучения или воспитания. Более детальное разграничение представлено В. И. Загвязинским, который выделяет критерии оценки качества педагогических продуктов, критерии достижений (результативности) и критерии успешности протекания различных процессов педагогической реальности.

В основе нашего исследования будут использоваться критерии, способные отразить успешность протекания, осуществления, реализации профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов на этапе овладения профессией в образовательных организациях высшего образования.

Характерная общая группа такого вида критериев в педагогической науке включает в себя мотивацион-ный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий критерии. Отметим, что подобная группа критериев использовалась исследователями в изучении вопросов формирования опыта межкультурного взаимодействия [Карпенко, 2020], межкультурной коммуникативно -профессиональной компетенции студентов в образовательном процессе [Мухаркина, 2009], социо-

культурной адаптации иностранных студентов [Иванова, 2018], эффективности воспитательного пространства в системе открытого образования [Какалина, 2010].

В качестве критериев нашего исследования определены мотиваци-онный, когнитивный, поведенческий и эмоциональный критерии по следующим причинам: во-первых, данные критерии отражают связь с личностными проявлениями субъектов, участвующих в межкультурном взаимодействии, во-вторых, характеризуются валидностью, практичностью, повторяемостью и надежностью, то есть применяются для неоднократного использования и дают результаты, которые можно подвергнуть сравнению.

Далее сформулируем содержательное наполнение, которое мы вкладываем в каждый из данных критериев в аспекте профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов.

Мотивационный критерий характеризуется наличием мотивации у российских и иностранных студентов к профессиональному межкультурному взаимодействию. Показателями выраженности данного критерия являются:

- потребность быть участником профессионального межкультурного взаимодействия;

- нацеленность на осуществление профессиональной деятельности в межгосударственных структурах;

98

А. В. Селькова

- восприятие межкультурного взаимодействия как важного компонента будущей профессиональной деятельности.

Когнитивный критерий отражает формирование у иностранных и российских студентов определенной системы знаний, на основе которых возможно эффективное осуществление профессионального межкультурного взаимодействия. Данный спектр включает в себя:

- знания универсальных культурных ориентиров межкультурного взаимодействия;

- знания сущностных аспектов поведения и норм в профессиональной деятельности с представителями разных культур;

- владение профессиональной терминологией, понимание так называемого поля профессиональных значений и смыслов, то есть существующих в словесной форме обозначений общих реалий профессиональной деятельности, схем действия, ритуалов, церемоний, символов.

Поведенческий критерий характеризует уровень владения российскими и иностранными студентами определенным арсеналом средств, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности друг с другом. К показателям данного критерия относятся:

- умение выстраивать собственное вербальное и невербальное поведение с партнерами по профессиональной деятельности,

являющимися представителями других культур [Ткаченко, 2021];

- умение оптимального использования тактик и приемов общения в ситуации профессионального взаимодействия с представителями других культур;

- умение объективно оценивать и корректировать собственные профессиональные действия при взаимодействии с представителями других культур.

Эмоциональный критерий базируется на эмоциональном восприятии российскими и иностранными студентами процесса профессионального межкультурного взаимодействия, а именно:

- принятие национально-культурного многообразия в профессиональной сфере;

- положительное отношение к друг к другу в едином поле профессиональной деятельности;

- направленность на создание благоприятного эмоционального климата в многонациональном трудовом коллективе.

Результаты исследования и их обсуждение

Остановимся на описании специализированных методик, применяемых для исследования показателей по выделенным выше критериям протекания профессионального межкультурного взаимодействия.

Для изучения показателей по мотивационному критерию была использована диагностика мотива-ционных ориентаций в межличностных коммуникациях И. Д. Ла-

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

99

данова, В. А. Урозаевой. Результаты данной диагностики позволяют определить мотивационную ориентированность студентов по следующим шкалам: мотивационная ориентация на принятие партнера; мотивационная ориентация на адекватное восприятие и понимание партнера; мотивационная ориентация на достижение компромисса. Нами определялась степень мо-тивационной ориентации как российских, так и иностранных студентов по каждой из шкал. Шкала ориентации на адекватное восприятие и понимание партнера позволя-

ет выявить мотивацию к общению, сотрудничеству, настроенность на расширение межкультурных связей, способности адекватно воспринять и понять действия партнера по взаимодействию.

Шкала ориентации на достижение компромисса отражает степень выраженности мотивации с возможностью пойти на компромисс, управляя поведением во время общения с деловыми партнерами, в том числе, являющимися представителями других культур. На рисунках 1, 2 отразим полученные результаты.

60 50 40 30 20 10 0

I

1

мотивация к принятию

мотивация к пониманию

III

мотивация к компромиссу

□ высокий

□ средний

□ низкий

Рис. 1. Показатели мотивации к взаимодействию (российские студенты), (ср. значение)

100

А. В. Селькова

60 50 40 30 20 10 0

1

1

мотивация к принятию

мотивация к пониманию

IS?

мотивация к компромиссу

□ высокйи

□ средний

И низкий

Рис. 2. Показатели мотивации к взаимодействию (иностранные студенты),

(ср. значение)

По данным результатам видно, что мотивационная ориентация выражена у российских и иностранных студентов в одинаковой степени на среднем уровне, следующую позицию занимают показатели низкого уровня, а на последнем месте показатели высокого уровня. Это свидетельствует о том, что как российские, так и иностранные студенты до конца не осознают потенциал совместного обучения в одном вузе, не в полной мере проявляют открытость по отношению друг к другу, не понимают перспектив, установленных в процессе взаимодействия связей, контактов и приобретенного опыта, которые могут стать подспорьем в будущей профессиональной деятельности. В этой связи возникает необходимость осу-

ществления педагогической деятельности, направленной на сближение российских и иностранных студентов, организацию их взаимодействия, имеющего профессиональную направленность.

В целях изучения показателей по когнитивному критерию нами был использован опросник «Шкала культурного интеллекта» (Cultural Intelligence Scale (CQS)) К. Эрли и С. Анга. В данном исследовании использовалась русскоязычная версия данного опросника, адаптированная Е. В. Беловол, К. А. Шква-рило, Е. М. Хворовой [Беловол, 2012; Гриценко, 2020].

Понятие «культурный интеллект» появляется в научном дискурсе в начале второго тысячелетия в связи с набирающей скорость

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

101

глобализацией, определившей культурное многообразие в качестве одной из важнейших характеристик современного мира [Солдатова, 2018; Чигарькова, 2018]. Культурный интеллект определяется как способность индивида эффективно функционировать и взаимодействовать в ситуациях, характеризующихся культурным многообразием.

Когнитивный компонент культурного интеллекта включает в себя общие и контекстные знания. Общие знания связаны с универсальными элементами культурных систем, например, экономика, политика, право, религия, ценности,

язык. Данные знания дают возможность формировать свои представления о других культурах, что позволяет проводить обоснованные межкультурные модели сравнения [Солдатова, 2018]. Контекстные знания предполагают наличие представлений о специфике проявления универсального в различных сферах жизнедеятельности, например, особенностях ведения переговоров, общения с коллегами и т. д. На рисунке 3 отразим средние значения показателей, полученных в результате обработки данных опросника «Шкала культурного интеллекта».

Рис. 3. Показатели выраженности культурного интеллекта российских и иностранных студентов (ср. значение)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, суммарный итог показателей опросника относится к диапазону среднего уровня. Это свидетельствует о том, что российские и иностранные студенты име-

ют определенный багаж знаний общего характера, однако их становится недостаточно, когда респонденты оказываются в реальных ситуациях общения или взаимодей-

102

А. В. Селькова

ствия с представителями других культур. Если анализировать детально показатели по отдельно взятым пунктам опросника, то относительно низкие баллы получены в отношении утверждений, касающихся оценки респондентами своих знаний в области экономики, права, искусства, ремесел иной культуры, особенностей разных языков, а также особенностей использования жестов, пауз, зрительного контакта и других невербальных средств общения в межкультурном взаимодействии. Критичнее всего респонденты оценили себя, отвечая на вопросы, касающиеся взаимодействия в профессиональной сфере. Студенты указывают на нехватку культурно-специфической информации, которая нужна, чтобы выстраивать взаимоотношения в профессиональных ситуациях межкультурного взаимодействия, кроме того, респонденты затрудняются в понимании моделей поведения, свойственных представителям определенных культур с точки зрения профессиональных параметров.

Для изучения показателей поведенческого критерия нами была

использована методика «Шкала межкультурной сенситивности» О. Е. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой в модификации Ю. А. Логашенко [Логашенко, 2015; Chibisova, 2008]. В адаптированном варианте данной методики в модификации Ю. А. Логашенко, используется пять шкал «Принятие», «Преуменьшение», «Абсолютизация», «Амбивалентность», данные которых позволяют изучить особенности поведения в межкультурном взаимодействии. Подсчет баллов осуществляется путем суммирования оценок респондентов по каждой из шкал. Далее первичные результаты переводятся в стены, значения которых сопоставляются с уровневой шкалой, где низкому уровню соответствуют значения промежутка 1-3, среднему - 4-7, высокому - 8-10. В результате получается четыре числовых показателя, характеризующих поведение респондента в межкультурном взаимодействии. Результаты, полученные с использованием данной методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Выраженность поведенческого компонента по шкалам межкультурной сенситивности (ср. значение)

Шкалы Российские студенты Иностранные студенты

ср. значение стены ср. значение стены

Принятие 13,7 1-3 15,3 1-3

Преуменьшение 41,2 4-7 36,8 4-7

Абсолютизация 28,5 4-7 33,7 4-7

Амбивалентность 16,3 1-3 14,2 1-3

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

103

По шкале «Принятие» видно, что и российские, и иностранные студенты находятся в промежутке 1-3. Это указывает на то, что хотя студентами признается существование культурных различий, однако способность замечать их в реальных ситуациях межкультурного взаимодействия развита недостаточно.

Числовые показатели по шкале «Преуменьшение» у российских и иностранных студентов находятся также в промежутке 4-7, характеризующемся относительно слабой способностью оценивать влияние культурных различий в общении с представителями других культур в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Шкала «Абсолютизация» демонстрирует показатели средних значений, относящихся к промежутку 4-7, что указывает на не в полной мере сформированную способность оценивать и контролировать влияние культурных различий в ситуациях межкультурного взаимодействия, причем стоит отметить, что числовой показатель по данному параметру у иностранных студентов значительно выше. Это свидетельствует о том, что свойства, определяющие показатель, у данного контингента студентов проявляются более выраженно.

Числовые показатели по шкале «Амбивалентность» относятся к промежутку низких показателей 1-3, что говорит о противоречивости установок по отношению к куль-

турным различиям в ситуациях межкультурного взаимодействия, то есть с убежденностью о важной роли культурных различий совмещаются убеждения о неконтролируемости, стихийности воздействия, оказываемого данными различиями на общение в межкультурном взаимодействии.

Таким образом, результаты, полученные в ходе первичного исследования по данной методике, свидетельствуют о том, что большая часть необходимых для успешного межкультурного взаимодействия способностей, содержание которых соотносится с выделенными в используемой нами методике шкалами, находятся на среднем и низком уровнях развития. Данный факт подтверждает необходимость разработки педагогических условий для формирования данных способностей в процессе профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов.

Для изучения эмоционального компонента нами использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаевым, Л. А. Шайгеровой [Гриценко, 2020; Хухлаев, 2021]. Данный опросник позволяет рассмотреть два аспекта: внешний (направлен по отношению к другим - принятие культурных особенностей других людей) и внутренний (направлен на себя - способность регулировать свои эмоции

104

А. В. Селькова

во взаимодействии с представителями других культур). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности как, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Для наглядности приведем данные по трем субшкалам, отражающие средние значения показателей, выведенные по ответам российских и иностранных студентов, и их общий суммарный итог (см. рис. 4).

Рис. 4. Показатели выраженности эмоционального компонента по шкалам толерантности

Как видно по приведенным выше данным, показатели почти всех трех шкал находятся в диапазоне среднего уровня. Однако мы можем заметить, что по шкале «социальная толерантность» у российских студентов показатель ниже среднего, что свидетельствует о наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к некоторым социальным процессам, связанным с многообразием культур.

Общий результат по всем шкалам также относится к среднему уровню (российские студенты - 73,8; ино-

странные студенты - 77,7), что говорит о наличии у респондентов как толерантных, так и интолерантных черт. Обратим внимание на то, что толерантность в нашем понимании представляет собой эмоциональное принятие человеком отличных от привычных ему способов проявления человеческой индивидуальности и самовыражения, зачастую обусловленных принадлежностью к определенной культуре, причем такое принятие происходит сознательно, в свою очередь, сознательность появляется с накоплением положи-

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

105

тельного опыта общения с представителями других культур в процессе правильно организованного межкультурного взаимодействия. Таким образом, создание условий для межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в вузе становится важной задачей для решения проблем, связанных с толерантностью, как черты личности человека, позволяющей ему эмоционально комфортно и гармонично функционировать в условиях поликультурного социума.

Заключение

Таким образом, справедливо говорить о наличии проблем, связанных с тем, что в вузе не в полной мере осуществляется педагогическая работа, направленная на осуществление взаимодействия российских и иностранных студентов, способствующая выработке стремления идти на контакт, выявлению общих смыслов профессиональной деятельности с представителями разных культур, на основе чего можно осуществлять комфортную для всех участников профессиональную деятельность, приносящую новые креативные взаимовыгодные результаты. На основании полученных данных можно выделить несколько причинно-следственных связей, которые соотносятся с проблемами воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

В первом случае речь идет о недостаточной сформированности у студентов стремления развить у себя качества, необходимые для

осуществления профессиональной деятельности в условиях поликультурного современного мира: недостаточно развита способность всесторонне воспринимать носителя другой культуры и принимать его как наивысшую ценность, а взаимодействие с ним как возможность для личностного обогащения и развития; слабо проявляется направленность на сотрудничество, сотворчество, совместную деятельность [Селькова, 2021]. Нивелирование данных недостатков требует, в первую очередь, пересмотра подходов к воспитательной деятельности в вузе, выявлении потенциала структурных компонентов образовательных организациях высшего образования для реализации межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов.

Организационный аспект проблематики соотносится с неразвитостью в региональных вузах сотрудничества со внешними структурами, которые не рассматриваются как потенциальные субъекты воспитательного пространства, ввиду чего характерна нерегулярность контактов с различными сообществами и инокультурными в том числе. Отсутствие в вузе образцов высокопрофессиональной межкультурной деятельности, которой студенты стремились подражать, также является причиной рассматриваемого аспекта. Очевидно, что определяющая роль в решении данных проблем имеет связь с осуществлением воспитательной деятельности образовательной органи-

106

А. В. Селькова

зации высшего образования вуза [Лаврентьева, 2018].

На методический аспект проблематики указывают показатели, которые связаны с отсутствием необходимых условий для реализации профессионального межкультурного взаимодействия, в том числе это касается преподавателей, для которых на сегодняшний день не разработаны методические руководства по осуществлению профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов [Селькова, 2021].

Таким образом, проведенный нами эксперимент подтверждает необходимость системных корректировок в воспитательной деятель-

ности образовательных организациях высшего образования с учетом присутствия в них иностранных студентов и актуализации совместной деятельности российских и иностранных студентов в формате профессионального межкультурного взаимодействия.

Представленное в статье содержательное наполнение критериев и анализ данных эксперимента позволит осуществить разработку подходящих педагогических условий, способствующих успешному формированию профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов в российской образовательной организации высшего образования.

Библиографический список

1. Беловол Е. В. Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке / Е. В. Беловол, К. А. Шкварило, Е. М. Хворо-ва // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 5-14.

2. Гриценко В. В. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки / В. В. Гриценко, О. Е. Хухлаев, О. С. Павлова, Н. В. Ткаченко, Ш. А. Усубян, В. А. Шорохова // Современная зарубежная психология. 2020. Т.9, №1. С. 103-113.

3. Иванова Г. П. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации: опыт реализации / Г. П. Иванова, О. К. Логвинова, Н. Н. Ширкова // Высшее образование в России. 2018. Т.27, № 3. С. 60-69.

4. Какалина Е. В. Критерии оценки воспитательного пространства в системе открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (82). С. 107-111.

5. Карпенко В. Н. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у будущих специалистов социокультурной сферы : монография / В. Н. Карпенко, И. Б. Игнатова. Белгород : Изд-во, 2012. 168 с.

6. Лаврентьева З. И. Интеллектуализация профессионального социально-педагогического образования // Социальная педагогика. 2018. №4. С. 97-104.

7. Логашенко Ю. А. Социокультурные факторы межкультурной сенситивно-сти студентов вузов // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. 2015. № 5. С. 92-103.

8. Мухаркина С. А. Теоретические основы процесса формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции студента технического

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

107

вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 118-126.

9. Селькова А. В. Опыт изучения личностных и образовательных ориентиров китайских студентов в контексте организации межкультурного взаимодействия в воспитательном пространстве российского вуза // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 106-116.

10. Селькова А. В. Профессионально ориентированное взаимодействие российских и иностранных студентов в образовательном пространстве нефилологического вуза // Актуальные вопросы образования. 2021. № 3. С. 254-258.

11. Солдатова Г. У. Апробация русскоязычной версии расширенной шкалы культурного интеллекта / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, Е. И. Рассказова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, №3. С. 510-516.

12. Сургутскова Г. А. Подготовка будущих бакалавров нелингвистических направлений к межкультурному взаимодействию // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1(53). С. 32-39.

13. Ткаченко Н. В. Интегративная модель межкультурного взаимодействия: опыт качественного анализа / Н. В. Ткаченко, О. Е. Хухлаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 3. C. 459-474. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-459-474.

14. Хухлаев О. Е. Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2020. T. 11, № 4. С. 26-41. https://doi.org/10.17759/sps.2020110403.

15. Чигарькова С. В. Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции / С. В. Чигарькова, Г. У. Солдатова // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 27-38.

16. Яковенко М. Л. Межкультурное взаимодействие в профессиональной среде моряков / М. Л. Яковенко, О. М. Озаркив // Вестник АГУ. Сер. 1, Регионоведе-ние. 2020. № 4 (269). С. 198-207.

17. Chibisova M., Khukhlaev O. Measuring teachers' intercultural competence: Towards a theory-based instrument // Book of abstracts of the 19th International congress of the International association for cross-cultural psychology. Bremen, 2008. P. 237-238.

18. Martin G. C. The effects of cultural diversity in the workplace // Journal of diversity. Management (online). 2014. Vol. 9 (2). P. 89.

19. Li H. Q. Investigation and Analysis on satisfaction of study and life of foreign students in local universities with Huzhou university as a sample // Journal of Huzhou university. 2018. Vol. 40, № 6. P. 1-5.

20. Ren Z. J., Zhou Y. Ch., Qu W., Ji L. Qualitative research investigating the challenges of study and life of international students in China // Advances in education. 2019. № 9 (3). P. 260-267.

Reference list

1. Belovol E. V. Adaptacija oprosnika «Shkala kul'turnogo intellekta» K. Jerli i S. Anga na russkojazychnoj vyborke = Adaptation of the questionnaire "The Scale of Cultural Intelligence" by K. Earley and S. Ang on the Russian-language sample /

108

А. В. Селькова

E. V. Belovol, K. A. Shkvarilo, E. M. Hvorova // Vestnik RUDN. Ser. Psihologija i pedagogika. 2012. № 4. S. 5-14.

2. Gricenko V. V. Analiz zarubezhnyh jempiricheskih modelej mezhkul'turnoj kompetentnosti i metodik dlja ee ocenki = Analysis of foreign empirical models of intercultural competence and methods for its assessment / V. V. Gricenko, O. E. Huhlaev, O. S. Pavlova, N. V. Tkachenko, Sh. A. Usubjan, V. A. Shorohova // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2020. T.9, №1. S. 103-113.

3. Ivanova G. P. Pedagogicheskoe obespechenie sociokul'turnoj adaptacii: opyt real-izacii = Pedagogical support of socio-cultural adaptation: experience of implementation / G. P. Ivanova, O. K. Logvinova, N. N. Shirkova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T.27, № 3. S. 60-69.

4. Kakalina E. V. Kriterii ocenki vospitatel'nogo prostranstva v sisteme otkrytogo obrazovanija Criteria for assessing educational space in open education // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2010. № 2 (82). S. 107-111.

5. Karpenko V. N. Formirovanie opyta mezhkul'turnogo vzaimodejstvija u budush-hih specialistov sociokul'turnoj sfery = Formation of experience of intercultural interaction with future sociocultural specialists : monografija / V. N. Kar-penko, I. B. Ignatova. Belgorod : Izd-vo, 2012. 168 s.

6. Lavrent'eva Z. I. Intellektualizacija professional'nogo social'no-pedagogicheskogo obrazovanija = Intellectualization of professional socio-pedagogical education // Social'naja pedagogika. 2018. №4. S. 97-104.

7. Logashenko Ju. A. Sociokul'turnye faktory mezhkul'turnoj sensitivnosti studentov vuzov = Sociocultural factors of university students' intercultural sensitivity // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. Kanta. 2015. № 5. S. 92-103.

8. Muharkina S. A. Teoreticheskie osnovy processa formirovanija mezhkul'turnoj kommunikativno-professional'noj kompetencii studenta tehnicheskogo vuza = Theoretical foundations of the process of formation of intercultural communication and professional competence of a technical university student // Vestnik Cheljabinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 7. S. 118-126.

9. Sel'kova A. V. Opyt izuchenija lichnostnyh i obrazovatel'nyh orientirov kitajskih studentov v kontekste organizacii mezhkul'turnogo vzaimodejstvija v vospitatel'nom prostranstve rossijskogo vuza = Experience of studying the personal and educational guidelines of Chinese students in the context of organizing intercultural interaction in the educational space of Russian university // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. № 4. S. 106-116.

10. Sel'kova A. V. Professional'no orientirovannoe vzaimodejstvie rossijskih i inostran-nyh studentov v obrazovatel'nom prostranstve nefilologicheskogo vuza = Professional-oriented interaction of Russian and foreign students in the educational space of a non-philological university // Aktual'nye voprosy obrazovanija. 2021. № 3. S. 254-258.

11. Soldatova G. U. Aprobacija russkojazychnoj versii rasshirennoj shkaly kul'turnogo intellekta = Testing of the Russian-language version of the extended scale of cultural intelligence / G. U. Soldatova, S. V. Chigar'kova, E. I. Rasskazova // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2018. T. 15, №3. S. 510-516.

12. Surgutskova G. A. Podgotovka budushhih bakalavrov nelingvisticheskih napravlenij k mezhkul'turnomu vzaimodejstviju = Training of future bachelors of non-

Критерии формирования профессионального межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов

109

linguistic directions for intercultural interaction // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2021. № 1(53). S. 32-39.

13. Tkachenko N. V. Integrativnaja model' mezhkul'turnogo vzaimodejstvija: opyt kachestvennogo analiza = Integrative model of intercultural interaction: experience of qualitative analysis / N. V. Tkachenko, O. E. Huhlaev // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2021. T. 18. №3. S. 459-474. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-459-474.

14. Huhlaev O. E. Integrativnaja social'no-psihologicheskaja model' ocenki i prognozirovanija jeffektivnosti mezhkul'turnogo vzaimodejstvija = Integrative socio-psychological model for assessing and predicting the effectiveness of intercultural interaction // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2020. T. 11, № 4. S. 26-41. https://doi.org/10.17759/sps.2020110403.

15. Chigar'kova S. V. Kul'turnyj intellekt kak social'no-psihologicheskij fenomen: obzor koncepcii = Cultural intelligence as a socio-psychological phenome-non: a review of the concept / S. V. Chigar'kova, G. U. Soldatova // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2018. № 4 (32). S. 27-38. ' '

16. Jakovenko M. L. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v professional'noj srede mor-jakov = Intercultural interaction among seafarers / M. L. Jakovenko, O. M. Ozar-kiv // Vestnik AGU. Ser. 1, Regionovedenie. 2020 № 4 (269). S. 198-207.

17. Chibisova M., Khukhlaev O. Measuring teachers' intercultural competence: Towards a theory-based instrument // Book of Abstracts of the 19th International Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. Bremen, 2008. P. 237-238.

18. Martin G. C. The effects of cultural diversity in the workplace // Journal of diversity. Management (online). 2014. Vol. 9 (2). P. 89.

19. Li H. Q. Investigation and analysis on satisfaction of study and life of for-eign students in local universities with Huzhou university as a sample // Journal of Huzhou university. 2018. Vol. 40, № 6. P. 1-5.

20. Ren Z. J., Zhou Y. Ch., Qu W., Ji L. Qualitative research investigating the challenges of study and life of international students in China // Advances in educa-tion. 2019. № 9 (3). P. 260-267.

Статья поступила в редакцию 19.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.

The article was submitted on 19.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication on 10.02.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

110

А. В. Селькова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.