УДК 342.9 ББК 67.401.1
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛЕБ НИКОЛАЕВИЧ ВАСИЛЕНКО,
заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: svara1945@gmail.com; ИВАН ЮРЬЕВИЧ СИЗОВ, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: ivasi158@yandex.ru Научная специальность — 12.00.14 административное право,
административный процесс. Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Бондарь Е.О.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлена авторская точка зрения на оценку эффективности влияния системы норм административно-правового института декларирования на сферу государственного управления.
Ключевые слова: институт, административное право, декларирование, эффективность, декларация, оценка, воздействие, отношения.
Annotation. Article contains the author's point of view on the evaluation of the effectiveness of the system of norms of the administrative and legal institute of declaration on the sphere of public administration.
Keywords: Institute, administrative law, declaration, efficiency, declaration, evaluation, impact, relations.
Повышение эффективности государственного управления является традиционной сферой научных интересов многих представителей административно-правовой науки на протяжении длительного времени. Такой интерес в современных условиях объясняется, в том числе динамикой развития общественных отношений, составляющих предмет отрасли административного права. При этом отмечается расширение границ предмета за счет появления новых «правовых образований» на границах отрасли административного права и других отраслей. Примером подобного новообразования является административно-правовой институт декларирования [1, с. 270].
Декларирование вобрало в себя нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и юридическими лицами уполномоченных органов государственной власти о своих доходах
(расходах), доходах (расходах) третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг, нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям, в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.
Появление и развитие административно-правового декларирования во многих сферах государственного управления обусловило необходимость решения задачи определения эффективности использования возможностей данного института с последующей выработкой рекомендаций по внесению изменений в механизмы принятия управленческих решений, обеспечивающих достижение юридически значимого и ожидаемого субъектами декларирования результата,
а также повышения ответственности декларационных органов за их реализацию.
В этой связи необходимо заметить, что государство в лице федеральных органов исполнительной власти осуществляет масштабные преобразования — административную реформу, реформу государственной службы, бюджетную реформу, реформы по разграничению полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, реформу технического регулирования. Однако проследить эффективность влияния этих изменений достаточно сложно в силу отсутствия универсальных критериев (индикаторов) оценки государственного управления. Эффективность государственного управления должна отражать всё его многоуровневое содержание, всё разнообразие происходящих процессов и явлений. Аналогичная ситуация ожидаемо складывается на уровне действия правовых систем, обслуживающих указанные государственные управленческие трансформации. Нет научно обоснованной и понятной системы мер оценки качества работы правовых институтов, и административно-правовая отрасль не исключение.
Институты административного права, среди которых помимо декларирования, выделяют контроль [2, с. 34], надзор, лицензирование, квотирование, сертификацию, стандартизацию, аттестацию, аккредитацию, метрологию, административную и дисциплинарную ответственность и многие другие [3, с. 15] развиваются по большей степени бессистемно, неуправляемо — в их генезисе не выявлены какие-либо точки роста или падения, хотя принцип эффективности присущ им всем.
Таким образом, следует констатировать наличие серьезной проблемы отсутствия адекватных индикаторов, позволяющих не только оценивать деятельность органов исполнительной власти в рамках административно-правовых институтов, но и проводить сравнительно-правовые исследования оценки хода институциональных преобразований, а также определять параметры наиболее приоритетных для развития государства административно-правовых институтов в различной (краткосрочной, долгосрочной) перспективе.
Учитывая научную актуальность предложенной тематики, позволим себя рассмотреть современные подходы определения эффективности в сфере государственного управления и попытаться выработать соответствующие критерии для административно-правового института декларирования.
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу [4, с. 10].
Понятие «критерий эффективности» государственного управления означает свойство или совокупность свойств, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений в частности. Осо-
бый смысл категории «оценка» — неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта [5, с. 35].
Выделяют различные теоретические методологические подходы к определению сущности эффективности в сфере государственного управления:
• подход, основанный на концепции лидерства;
• подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии;
• подход к эффективности деятельности, связанный с теорией жизненных циклов;
• в рамках концепции профессионализации органов государственной власти;
• экономический подход;
• подход, основанный на концепции управления качеством.
В различных областях знания понимание эффективности обладает специфическими характеристиками. В широком смысле, эффективность рассматривается как возможность достижения результата; значимость получения результата для тех, кому он предназначен; отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение.
В сфере влияния административно-правового декларирования термин «эффективность» можно рассматривать как нечто позитивное и желаемое участниками декларационного процесса.
Принимая во внимание особенности экономического подхода, который предполагает взаимосвязь между повышением уровня эффективности деятельности органов государственной власти и наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками, считаем возможным комплексно оценивать эффективность деятельности декларационных органов с учетом двух аспектов:
1. Целевой аспект — эффективность оценивается исходя из динамики продвижения к нормативно определенным целевым показателям.
Критерии оценивания здесь — это степень продвижения к актуальным целям декларирования (динамика показателей); упорядоченность, безопасность и надежность декларационных правоотношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом; соблюдение принципов декларирования, нормативных, в том числе антикоррупционных, ограничений; эффективность проектов и программ, реализуемых с участием декларационных органов.
2.Функциональный аспект — это оценка эффективности, которая основывается на показателях качества исполнения основных декларационных полномочий и наличии условий для их реализации.
Критерии оценки здесь — это качество системы планирования и управления; качество регламентации декларационных процедур; методическое обеспечение; наличие и качество работы функциональных под-
разделений целевого планирования; наличие информационно-аналитической системы оценки ситуации в сфере декларирования; наличие неформальных профильных институтов рыночной инфраструктуры; наличие системы обучения и повышения квалификации работников декларационных органов государственного управления.
Эффективность реализации норм административно-правового института декларирования проявляется на всех уровнях государственного управления, поэтому оценивать его необходимо как дифференцированно (на уровне федерального центра и субъектов Российской Федерации; на уровне различных министерств и ведомств, задействованных в декларационном процессе), так и в единстве системы декларирования. При этом, безусловно, следует учитывать социальный фактор, включающий в себя уровень производительности труда, темпы и масштабы прироста национального богатства, уровень благосостояния жизни людей.
В качестве направлений оценки эффективности воздействия административно-правового института декларирования на общественные отношения в сфере государственного управления предлагаем рассматривать:
• оценку процесса реализации декларационных норм;
• оценку результатов управленческих решений декларационных органов;
• оценку последствий декларационных процедур;
• оценку экономической эффективности реализации декларационных норм.
В механизм оценки эффективности воздействия административно-правового института декларирования на общественные отношения в сфере государственного управления предлагаем включать следующие инструменты:
• отчеты декларационных органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности;
• оценка средств массовой информации;
• динамика и характер профильных обращений (жалоб, предложений) участников декларационных процедур.
В заключение отметим, что проблемы определения эффективности реализации административно-правовых норм также актуальны, как и вопросы своевременной качественной административно-правовой регламентации общественных отношений. Определение критериев эффективности, профессиональное прогнозирование, планирование, аналитика приобретают первостепенное значение для устранения бюрократических барьеров, снижения государственных затрат на реализацию общественно важных, демократически ориентированных правовых институтов, таких как декларирование, от поступательного развития которых напрямую зависит успех социально значимых преобразований в стране.
Литература
1. Сизов И.Ю., Василенко Г.Н. Декларирование как часть позитивно-юрисдикционной административно-процессуальной школы // Административное и муниципальное право. № 3. Москва, 2016. С. 270-272.
2. Бондарь Е.О. Государственный контроль (надзор) как важная функция управленческой деятельности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе». Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 34-38.
3. Бочаров С.Н., Власенков В.В., Зырянов С.М., Лисицына Е.В., Малахова Н.В., Сизов И.Ю., Стащенко С.П., Хадисов Г.Х., Василенко Г.Н. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. МосУ МВД России. Москва, 2013 Том 1. 116 с.
4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Издательство: Омега-Л, 2004.
5. Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления — жизненно важная проблема сохранения российской государственностью. — М.: Дело, 2007.
Reference
1. Sizov I. Y., Vasilenko G. N. Declaring as part of positive and jurisdictional administrative and procedural school // Administrative and municipal right. No. 3. Moscow, 2016. Page 270-272.
2. Bondar E.O. State control (supervision) as important function of a management activity / Materials of the All-Russian scientific and practical conference «Topical Issues of Ensuring Public Safety and Counteraction of Crime in the Crimean Federal District». Krasnodar: Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. Page 34-38.,
3. Bocharov SN, Vlasenkov VV, Zyryanov SM, Lisitsyna EV, Malakhova NV, Sizov I.Yu., Staschenko SP, Khadisov G.Kh., Vasilenko G . Administrative Law of the Russian Federation. Lecture course. Moscow Interior Ministry. Moscow, 2013 Volume 1. 116 p.
4. Atamanchuk G.V. Theory of Public Administration. Publisher: Omega-L, 2004.
5. Ignatov V. Improving the effectiveness of state power and administration is a vital problem of preserving Russian statehood. — Moscow: The Case, 2007.