Научная статья на тему 'Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики'

Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
603
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PHYSICAL TRAINING / SPORT / STATE / STATE POLICY / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якубов Юсуп Диганшеевич

В статье затрагивается вопрос определения эффективности региональной политики в области физической культуры и спорта. В качестве основного показателя эффективности автор называет умение региональных властей своевременно реагировать на отрицательные явления внутри физкультурно-спортивного сектора с последующим исправлением недостатков. По итогам проведенного исследования автор определяет элементы, влияющие на способность региона к эффективной реализации физкультурно-спортивной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Якубов Юсуп Диганшеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of assessment of the efficiency of a regional policy in the field of physical culture and sports is considered in the article. As the basic parameter of efficiency the author considers ability of regional authorities in a timely manner to respond to the negative phenomena in physical education and sports sector, followed by a favorable outcome. According to the results of this study the author defines the elements that affect the ability of the region to the effective realization of sports policy.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики»

УДК 321.02 ЯКУБОВ Юсуп Диганшеевич -

к.полит.н., доцент, ректор Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

420138, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, деревня Универсиады, д. 33 [email protected]

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ПОЛИТИКИ

EFFICIENCY CRITERIA OF THE REGIONAL SPORT POLICY

В статье затрагивается вопрос определения эффективности региональной политики в области физической культуры и спорта. В качестве основного показателя эффективности автор называет умение региональных властей своевременно реагировать на отрицательные явления внутри физкультурно-спортивного сектора с последующим исправлением недостатков. По итогам проведенного исследования автор определяет элементы, влияющие на способность региона к эффективной реализации физкультурноспортивной политики.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, государство, государственная политика, региональная политика

The issue of assessment of the efficiency of a regional policy in the field of physical culture and sports is considered in the article. /4s the basic parameter of efficiency the author considers ability of regional authorities in a timely manner to respond to the negative phenomena in physical education and sports sector, followed by a favorable outcome. According to the results of this study the author defines the elements that affect the ability of the region to the effective realization of sports policy.

Keywords: physical training, sport, state, state policy, regional policy

Эффективность проводимой физкультурно-спортивной политики, как правило, поставлена в зависимость от результатов, запланированных на определенный период, и фактически достигнутых в данной отрасли. Оптимальное состояние физической культуры и спорта является показателем дееспособности региональной власти, ее прямой заинтересованности в реализации наиболее значимых решений, принимаемых как самостоятельно, так и в тесном сотрудничестве с федеральным центром, а также другими регионами.

Разрабатывая программу физкультурно-спортивной политики, регионы должны учитывать не только ресурсный потенциал и фактическое состояние отрасли, но и адекватность предъявляемых к ней требований, поскольку в реализации политиче-

ских установок принимают участие не только властные органы и должностные лица, но и непосредственные субъекты физкультурно-спортивного сектора, положение которых на разных территориях не совпадает [Вашляев и др. 2010: 6; Сысоев и др. 2011: 31]. Исходя из этого, следует признать заведомо неэффективными мероприятия, заложенные в стратегии развития регионального физкультурно-спортивного сектора без учета данной особенности, когда участники спортивной системы не способны достигнуть определенных показателей по причине недостаточности средств и полномочий для решения поставленных задач [Андреева, Зайцева 2011: 31; Старостенко, Старостенко 2012: 179].

Подобное несоответствие возможностей программируемым результатам наблюдается в рамках реализации

основополагающих задач региональной физкультурно-спортивной политики. Поэтому в любой региональной стратегии физкультурно-спортивной политики должны быть заложены как сильные, так и слабые стороны, что в теории менеджмента вкладывается в понятие ^^ОГ-анализа [Ибрагимова 2010: 24; Воронов, Глухих 2008: 65].

В частности, подобный подход нашел отражение в стратегии Республики Татарстан по развитию физкультурноспортивной сферы, в частности в разделе III долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011—2015 годы»1. Устанавливая систему индикаторов оценки результатов проводимой политики, власти Татарстана заложили в нее положительные и отрицательные характеристики текущего состояния отрасли, что приближает большинство показателей к истинным достижениям региона в физкультурноспортивном секторе [Зазнаев, Гарипов 2012: 157].

Несмотря на удобство использования SWOT-анализа, данный метод оценки эффективности физкультурноспортивной политики не получил широкого распространения в субъектах РФ. В большинстве случаев он не востребован в силу своей исключительно экономической направленности. Поэтому если регионы используют его, то только в рамках осуществления социальноэкономической и финансовой политики, в которых, как правило, заложены основные показатели субъекта федерации в физкультурно-спортивной области [Ратушная 2013: 85; Краснов 2012: 74]. К тому же оценка эффективности, по мнению ряда исследователей, не может сводиться только к SWOT-анализу, поскольку результативность проводимой регионами физкультурноспортивной политики имеет гораздо больший масштаб [Иглин 2012: 117; Засимова, Колосницына 2011: 20].

Между тем, дифференцированный подход к эффективности региональной политики в области физической культуры и спорта, по моему мнению, носит искаженный характер. На сегодняшний день приходится констатировать, что

1 Утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1134.

государство выполняет функции координатора и управляющего достаточно многими вопросами физкультурноспортивной сферы, особенно на региональном уровне. Установить четкую границу между зоной вмешательства региональной власти и автономией самого физкультурно-спортивного сектора не представляется возможным. Даже непосредственные субъекты физкультурноспортивной сферы (например, федерации спорта, иные спортивные организации) выполняют в основном те управленческие функции и задачи, которые выгодны, прежде всего, для государства. Их зависимость от региона очевидна как в плане финансирования, так и в части государственного контроля за деятельностью данных организаций [Гарипов, Зазнаев 2013: 51].

Любые достижения в физической культуре и спорте региона необходимо рассматривать как результат совместной работы региональной власти, федерального центра и непосредственных участников физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому разделение данной области на зоны, контролируемые регионом, и зоны, имеющие полную управленческую автономию, несостоятельно. Особенно очевидным данный факт становится при ориентации ряда мероприятий на делегирование полномочий в решении отдельных вопросов физкультурно-спортивным организациям (развитие инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров, физическое воспитание населения), образовательным учреждениям (развитие детско-юношеского спорта, подготовка квалифицированных кадров отрасли), частным организациям (развитие профессионального спорта, учет граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, коммерческие вопросы), спортсменам (в достижении наилучших спортивных результатов) и другим лицам. Если определять эффективность региональной политики путем оценки всей сферы физической культуры и спорта на отдельно взятой территории, то возникает неразрешимый вопрос: каким образом региональная власть способна эффективно повлиять на отдельные факторы развития отрасли.

Исходя из этого, следует отметить

гибкость понятия «эффективность физкультурно-спортивной политики», которое на федеральном и региональном уровне имеет разное содержание. Говоря о государственной политике в области физической культуры и спорта как целостном направлении деятельности РФ, приходится оперировать универсальными категориями. К таковым, в частности, относятся целевые ориентиры и показатели, а также определенные уровни достижений, которые заложены в федеральной стратегии развития отрасли.

На мой взгляд, эффективность физкультурно-спортивной политики региона следует определять по работе субъектов, уполномоченных ее осуществлять. Поскольку политика представляет собой, прежде всего, целенаправленную деятельность государственных органов и должностных лиц, ее эффективность зависит от результатов, которые достигнуты данными участниками. Однако простого сопоставления целей и итоговых показателей деятельности субъектов физкультурно-спортивной политики недостаточно в силу наличия ряда факторов, влияющих на состояние физкультурно-спортивного сектора. Это означает, что при оценке эффективности значение имеет не только непосредственная реализация стратегии развития физкультурно-спортивной области, но также решение проблем, напрямую не заложенных в ней. Умение региональной власти своевременно реагировать на то или иное отрицательное явление внутри физкультурно-спортивного сектора с последующим исправлением недостатков следует рассматривать как основной показатель эффективности проводимой политики в сфере физической культуры и спорта.

Думается, можно выделить ряд элементов, влияющих на эффективность осуществления физкультурноспортивной политики в регионе:

1) объективное представление о состоянии физкультурно-спортивной сферы на подведомственной территории с

сопоставлением позитивных и негативных тенденций внутри отрасли;

2) привлечение к достижению целей и задач политики субъектов с реальными механизмами воздействия на проблемные зоны физкультурно-спортивной системы, в т.ч. непосредственных участников физкультурно-спортивного сектора;

3) согласование точек соприкосновения физкультурно-спортивной политики с другими направлениями региональной политики с целью избежания конфликтов проводимых мероприятий, влияющих на общее состояние проблемного вопроса;

4) создание двухступенчатой системы контроля оценки качества проводимой работы в области наиболее острых проблем физкультурно-спортивной отрасли с учетом границ вмешательства региональной власти в данную сферу;

5) экономический потенциал региона, позволяющий в заданные сроки реализовать комплекс мероприятий, запланированных в физкультурно-спортивной области;

6) приведение отдельных направлений физкультурно-спортивной политики к общему знаменателю в виде уровня положительных результатов в решении конкретно сформулированных проблем отрасли с учетом социальноэкономической обстановки в регионе;

7) согласованность мер региональной физкультурно-спортивной политики с рекомендациями и требованиями федеральной политики в области физической культуры и спорта.

При оценке положительных результатов политики региона в физкультурноспортивной сфере целесообразно использовать указанный алгоритм соответствия фактических показателей данным элементам эффективности. Таким образом, можно классифицировать степень эффективности физкультурноспортивной политики по 7-балльной шкале в зависимости от достижения того или иного положительного результата в процессе реализации мероприятий.

Литература

Андреева О.Р., Зайцева И.А. 2011. Оценка состояния и развития сферы физической культуры и спорта. — Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики, № 2. С. 28-36.

Вашляев Б.Ф., Сазонов И.Ю., Доронин А.И., Гришин А.В. 2010. Современное

состояние физической культуры и спорта: проблемы и решения. — Теория и практика физической культуры, № 3. С. 5-7.

Воронов А.А., Глухих Л.В. 2008. Конкурентоспособность Краснодарского края и фактор «Сочи-2014» в динамике социально-экономического развития региона. — Региональная экономика: теория и практика, № 11. С. 64-69.

Гарипов Р.Ф., Зазнаев О.И. 2013. Политическая ответственность главы региона в современной России. — Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 13, № 2. С. 50-53.

Зазнаев О.И., Гарипов РФ. 2012. Конституционно-правовые проблемы идентификации отдельных органов и должностных лиц с ветвями государственной власти Республики Татарстан. — Вестник экономики, права и социологии, № 4. С. 156-159.

Засимова Л.С., Колосницына М.Г. 2011. Формирование здорового образа жизни у российской молодежи: возможности и ограничения государственной политики (по материалам выборочных исследований). — Вопросы государственного и муниципального управления, № 4. С. 116-129.

Ибрагимова З.Ф. 2010. Возможности составления стратегий развития Республики Башкортостан на основе SWOT-анализа. — Экономика и управление: научнопрактический журнал, № 6. С. 22-26.

Иглин А.В. 2012. Регулирование спорта в европейских объединениях государств. — Симбирский научный вестник, № 1. С. 116-119.

Краснов А.Н. 2012. Система показателей эффективности региональной социальноэкономической политики на примере национальных проектов : дисс. ... к.э.н. Владимир, 174. с.

Ратушная Я.Ю. 2013. Проблемы финансирования физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях в 1991—2007 гг. — Вестник Томского государственного университета, № 369. С. 84-87.

Старостенко А.М., Старостенко К.В. 2012. Управление физической культурой и спортом в Орловской области: состояние и пути совершенствования. — Среднерусский вестник общественных наук. Т. 1, № 4. С. 177-184.

Сысоев В.И., Грачев Н.П., Маслова И.Н. 2011. Состояние и перспективы развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта. — Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 6. С. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.