Научная статья на тему 'Критерии эффективности демократии на примере процедур избирательного права'

Критерии эффективности демократии на примере процедур избирательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / РАВЕНСТВО / ВЫБОРЫ / ЖРЕБИЙ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алмиева Алина Алексеевна

В данной статье автор обращается к проблеме современного понимания демократии. На основе проведенного анализа А.А. Алмиева отмечает, что источником легитимности власти должна выступать в первую очередь свободная демократическая воля, формируемая непрерывно, с учетом мнения каждого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности демократии на примере процедур избирательного права»

УДК 342.8

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕМОКРАТИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЦЕДУР ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Алмиева Алина Алексеевна,

аспирант Красноярского государственного аграрного университета,

член Избирательной комиссии Красноярского края

В данной статье автор обращается к проблеме современного понимания демократии. На основе проведенного анализа А.А. Алмиева отмечает, что источником легитимности власти должна выступать в первую очередь свободная демократическая воля, формируемая непрерывно, с учетом мнения каждого.

Ключевые слова: демократия; справедливость; равенство; выборы; жребий; легитимность; эффективность; избирательные комиссии.

2

В любом обществе, включая политически организованное общество, жизненно необходимым является взаимодействие его членов для решения множества беспрерывно возникающих проблем, распределения тягот, ресурсов и блага.

Определение условий, правил, социально одобряемых практик, поощрений и наказания, противодействующих хаосу, требует выработки представлений о ценностях этого общества, координации общих усилий и механизма воплощения в жизнь принимаемых решений. «Существует только два пути выбора между альтернативными способами координации деятельности ради общей цели или общего блага какой-либо группы. Должно быть либо единодушие, либо власть» [10, с. 292].

Единодушие предполагает открытое и доброжелательное согласование воли индивидов, свободу политической дискуссии и выражения мнений. Власть предполагает принуждение: воле одного лица, группы лиц или большинства членов группы. Очевидно, что единодушие способно обеспечивать высокую легитимность решений, прошедших сквозь сито «испытания дискуссией», тогда как власть - легальность и эффективность. Представляется очевидным также, что единодушие опирается на мнение полноправ-

ных членов общества, к интересам каждого из которых проявляется должное уважение. В противоположность этому осуществление власти сопряжено с ранжированием ценностей, смыслов, самих индивидов в зависимости от их «значимости» для общества.

Понятие демократии, заимствованное у греков, сегодня лишь отчасти соотносится с представлениями о «власти народа». «Мы впитали идею, что единственный способ достичь демократии - использовать избирательные урны, говоришь "демократия" - имеешь в виду "выборы"» [6, с. 45]. Между тем, по мнению, к примеру, Бернара Манена, смысл слова «демократия» со времен установления модели представительного правления значительно изменился. Ныне отождествляемые с демократией выборы опосредуют формы представительного правления, но не народовластия. «Мы не знаем ни того, чем похожи представительное правление и демократия, ни того, что их различает» [1, с. 13-15].

Ключевым для афинской демократии являлся принцип ротации. Греки совершенно осмысленно практиковали два способа решения «координационных проблем» общества: жребий и выборы. Каждый способ решал разные задачи. Жребий исключал коррумпированность при замещении должностей,

обеспечивал высокую вовлеченность граждан в процесс управления делами общины, но главное - обеспечивал ротацию власти. В противоположность жребию выборы продвигали немногих выдающихся людей, выгодно отличавшихся от других своими навыками, образованием или положением, способствовали постепенной институцио-нализации политического и экономического неравенства, допускали возможность замещения одним и тем же лицом выборных должностей многократно (Перикл, как известно, 15 раз избирался стратегом). Жребий был предельно эгалитарен, тогда как выборы - элитарны.

В современную эпоху жребий и выборы эволюционировали до обозначенных выше требований легитимности (принцип представительства) и эффективности (способность принимать разумные решения), явили себя в принципе разделения властей.

К концу XX века, после трех волн демократизации и утверждения демократии как единственно приемлемой современной формы правления, возникла «усталость» от демократии, общество поставило под сомнение легитимность и эффективность выборов. Такие критерии легитимности, как явка избирателей, устойчивость политических предпочтений избирателей, стали снижаться. Легитимность политических партий как основных акторов политической системы также понижается. Кризис эффективности выразился в угасании способности политических партий артикулировать и защищать интересы населения, рекрутировать политических лидеров-управленцев.

По мнению Н. Урбинати, искажение исходной идеи демократии возникает вследствие стремления развивать ее эпистемиче-скую, популистскую или плебисцитарные формы. Каждая из приведенных форм искажения демократии имеет в своем основании взгляд на народ как толпу, лишенную способности принимать рациональные решения и достигать согласия. Отсюда «интерпретация публичности как процесса просвещения», правление экспертов по финансам [9, с. 17]

(эпистемическая демократия), поляризация общества на «правильное» большинство и «неправильное» меньшинство, борьба с представительной демократией за смысловое содержание понятия представительства как представительство «народа под сенью единого лидера, единой идеологии» [9, с. 258] (популистская демократия), выборная форма создания лидеров, правящей креативности которых подчиняются граждане (плебисцитарная демократия).

При такой парадигме народ мыслится не более как «местопребывание власти» [10, с. 310]. Не случайно в научной сфере наблюдается все возрастающий интерес к алеаторной демократии, «движение к бирепрезентативной модели - парламента, который строится как посредством голосования, так и посредством жеребьевки» [6, с. 157]. Ключевая предпосылка тому - революция в сфере массовой коммуникации. Подобная демократическая инновация, призванная стать лекарством от проблем демократии, известна еще со времен Аристотеля, но сегодня реально возможна благодаря цифрови-зации политического процесса. Иными словами, технических препятствий к совмещению жребия и выборов нет.

Вместе с тем эффективность демократии, как полагает Джон Ролз, не является самодостаточным критерием. Ключевым критерием является ее справедливость, которая связана с тем, как распределяются выгоды и тяготы социальной кооперации. Отсюда: порядок распределения прав и обязанностей в базисной структуре общества эффективен, «когда невозможно изменить ее так, чтоб сделать лучше одним людям (по крайней мере одному человеку) без того, чтобы в то же время не сделать хуже другим людям (по крайней мере одному человеку)» [7, с. 71], а электоральные процедуры - когда достигают социально значимых целей.

Базовым условием справедливости является политическое равенство граждан. Между тем политическое равенство находится в зависимости от экономического равенства. Потому регулирующая роль государства в ограничении власти капитала мыслится

3

№1 / 202 0

главным источником демократии или причиной ее отсутствия, целью которого является «защитить условия, благодаря которым работают демократические процедуры» [9, с. 145].

Рассматривая вышеприведенные положения применительно к сложившемуся в современном российском обществе избирательному процессу, можно предложить распространить подход совмещения жребия и выборов, в порядке эксперимента, на процедуру формирования избирательных комиссий. Вместо действующего подхода в распределении власти (формировать избирательный орган разными ветвями (уровнями) власти) мы получим сочетание представительства и профессионализма - более надежную систему, уберегающую нас от деструктивных проявлений власти или невежества.

Стоит отметить, что в специальной литературе называются самые различные критерии эффективности правовой деятельности: права и свободы человека и гражданина, правовая активность личности, состояние законности в государственном управлении, развитие гражданского общества [8, с. 27-29]. Применительно к выборам можно выделить следующие количественные и качественные критерии эффективности, привести исчерпывающий перечень которых едва ли возможно:

- уровень электорально-правовой активности граждан, понимаемый предельно широко: число баллотирующихся кандидатов, жертвователей в фонды кандидатов, участников голосования, агитаторов-волонтеров, наблюдателей и т. п.;

- значение предельных величин избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, обеспечивающее политическое равенство прав кандидатов в условиях экономического неравенства;

- размер государственной поддержки политических партий, служащий противовесом интересам частных лоббирующих групп;

- качество принимаемых законов со сторо-4 ны парламента - ясность и простота изложения

электорально-правовых норм;

- гарантированность правовой защиты избирательных прав граждан и демократических процедур;

- гарантирование принципа верховенства закона;

- приверженность принципу мажоритарного правления и учета интересов меньшинства;

- сохранение многопартийности, учет мнения внепарламентских партий;

- равное избирательное право, предполагающее политическое равенство всех субъектов избирательного права;

- открытость и гласность избирательных процедур, принятия важных для политического процесса решений и многие другие.

В стороне не должен оставаться механизм формирования электорально-правовой культуры в обществе, свободное и открытое политическое согласие граждан с идеями демократии и народовластия [5, с. 55]. Особого внимания заслуживает вопрос качественного и системного законодательства в сфере избирательного права и процесса, разработка и введение прозрачной модели конституционно-правовой ответственности должностных лиц, допускающих нарушение прав и законных интересов участников избирательной кампании [3, с. 14-15]. Достичь этого можно путем, например, кодификации избирательного законодательства и принятия избирательного кодекса России [12, с. 31-33].

Интересным представляется также развертывание в рамках избирательного процесса возможностей цифровой среды, в частности электронного голосования, сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, представления документов на выдвижение и регистрацию посредством цифровых сервисов.

Указанные меры повысят эффективность института выборов. Однако это лишь одна из граней политического процесса. Доверие общества к выборам как предпосылка их легитимности «зависит не от технического оснащения последних, не от количества видеокамер и наблюдателей и даже не от уровня

организации избирательной кампании, а от качества сложившихся взаимоотношений, взаимопонимания, общности интересов и целей, уровня причастности членов общества к государственным делам» [2, с. 37-38]. В обществе, «уставшем от демократии», легитимность не может представлять собой трюизм, связанный лишь с легальностью процедуры выборов. «Это состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность и другие стороны соответствия конкретных избирательных действий установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом» [4, с. 125]. Подобные ожидания связаны, прежде всего, с представлениями о справедливом распределении тягот, ресурсов и блага, иначе говоря, с достижением баланса «между различными ресурсами общественной интеграции» - силой солидарности и ресурсами денег и административной власти [11, с. 32].

Таким образом, источником легитимности является не столько демократическая воля индивидов, выраженная формально на выборах, сколько процесс ее формирования как таковой - процесс, осуществляемый непрерывно, направленный прежде всего на формирование мнений, как единственно возможный способ цивилизованного разрешения обозначенных выше координационных проблем общества.

1. Бернар, М. Принципы представительного правления / пер. с англ. Е.Н. Рощина ; науч. ред. О.В. Хархордин. - Спб. : Издательство Европейского ун-та в Санкт-Петербурге. -2008. - 323 с.

2. Гасанов, И.Б. О доверии вообще и к выборам в частности / И.Б. Гасанов // Гражданин. Выборы. Власть. - 2017.

- № 4. - С. 5-38.

3. Игнатенко, В.В. Вина как условие конституционно-правовой ответственности участников выборов / В.В. Игна-тенко, Д.С. Рымарев // Академический юридический журнал. - 2015. - № 4 (62). - С. 14-24.

4. Макарцев, А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения / А.А. Макарцев // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5 (92). - С. 124-130.

5. Навальный, С.В. Электоральная культура как один из сегментов правовой жизни российского общества: общие подходы / С.В. Навальный // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 3. - С. 54-59.

6. Рейбрук, Д.В. Против выборов / Д.В. Рейбрук. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 200 с.

7. Ролз, Д. Теория справедливости / Д. Ролз ; науч. ред. и предисл. В.В. Целищева. - 3-е изд. - М. : УРСС: ЛЕНАНД, 2017. - 536 с.

8. Тепляшин, И.В. Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов / И.В. Тепляшин, Г.Г. Фа-стович // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России.

- 2011. - № 3 (51). - С. 26-30.

9. Урбинати, Н. Искаженная демократия. Мнение, истина и народ / Н. Урбинати ; пер. с англ. Д. Кралечкин ; науч. ред. перевода В. Софронов. - М. : Изд-во Института Гайдара, 2016. - 448 с.

10. Финнис, Дж. Естественное право и естественные права / Дж. Финнис ; пер. с анг. В.П. Гайдамака, А.В. Пани-хиной. - М. ; Челябинск : ИРИСЭН, Социум, 2019. - 554 с.

11. Хабермас, Ю. Структурное изменение публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества / Ю. Хабермас ; с предисл. к переизданию 1990 г. ; пер. с нем. В.В. Иванова. - М. : Издательство «Весь Мир», 2016. - 334 с.

12. Юсубов, Э.С. О необходимости принятия избирательного кодекса России / Э.С. Юсубов, П.Н. Сизов // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 4. - С. 30-34.

5

№1 / 202 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.