Научная статья на тему 'Критериальный компонент модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами экспертной системы'

Критериальный компонент модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами экспертной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ОТНОШЕНЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резинькова Софья Александровна

В статье рассматривается сущность и потенциальные возможности одной из форм компьютерной технологии экспертной системы в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Предлагается система критериев и уровней, позволяющая изучать степень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников средствами экспертной системы и их содержательное наполнение. Особый акцент делается на отношенческий критерий как центральной категории воспитания вообще и профессионального самоопределения школьников в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Резинькова Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериальный компонент модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами экспертной системы»

ББК 74.200.526 УДК 37.047 Р 34

С.А. Резинькова

Старший преподаватель кафедры теоретической физики физического факультета Адыгейского государственного университета; E-mail: sophie.2009@yandex.ru

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматривается сущность и потенциальные возможности одной из форм компьютерной технологии - экспертной системы - в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Предлагается система критериев и уровней, позволяющая изучать степень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников средствами экспертной системы и их содержательное наполнение. Особый акцент делается на отношенческий критерий как центральной категории воспитания вообще и профессионального самоопределения школьников в частности.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, экспертная система, критерии и уровни профессионального самоопределения, отношенческий критерий.

S.A. Rezinkova

Senior Lecturer of Theoretical Physics Department of Physical Faculty, Adyghe State University; E-mail: sophie.2009@yandex.ru

THE CRITERION COMPONENT OF MODEL OF FORMATION OF SENIOR PUPILS’ READINESS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION BY MEANS OF

EXPERT SYSTEM

Abstract. The paper discusses the essence and potential feasibilities of one of the forms of computer technology - expert system - in formation of senior pupils’ readiness to professional selfdetermination. The author offers a system of criteria and levels, allowing a study of the formation degree of senior pupils’ professional self-determination by means of expert system and their substantial filling. The special accent is made on the attitude criterion as the central category of education in general and pupils’ professional self-determination in particular.

Keywords: self-determination, professional self-determination, expert system, criteria and levels of professional self-determination, attitude criterion.

Согласно мнению большинства теоретиков и практиков воспитания, одним из важнейших элементов содержания воспитания является культура самоопределения, характеризующего человека как субъекта собственной жизни [1].

Н.С. Пряжников, условно выделяя три основных типа самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное, считает, что эти типы взаимопроникающи, однако между ними, с его точки зрения, существуют следующие основные отличия:

- для профессионального самоопределения характерна большая степень формализации (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда); требуются благоприятные условия осуществления выбора (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование);

- для жизненного самоопределения характерно сильное влияние образа и стиля жизни,

свойственных той социокультурной среде, в которой обитает данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы;

- для личностного самоопределения характерна невозможность формализации полноценного развития личности; более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. «В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни).

По правомерному мнению учёного, главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), постепенно формируя готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать [2].

По мнению Е.А. Климова, именно профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всей системы возможных «самоопределений» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина [3].

Заметим, что для учащихся наиболее важен процесс профессионального самоопределения, предполагающий переход от одного уровня к другому, в результате которого они принимают решение выбора будущей профессии осознанно. Принцип свободы выбора, развития и саморазвития предполагает, что учащийся должен самостоятельно проектировать и строить свой жизненный путь. Поэтому необходимо главным образом формировать у подрастающего человека способности самопознания и самовоспитания, а также умения самостоятельно определять и осуществлять свой жизненный профессиональный путь. От того, насколько правильно он определён, в большей мере зависит удовлетворённость трудовой деятельностью и, следовательно, качество жизни.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что по вопросу профессионального самоопределения старшеклассников проведено большое число теоретических исследований, предложены разнообразные методики активизации профессионального самоопределения, однако остаётся малоизученным и недостаточно исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с возможностями использования информационных технологий в процессе профессионального самоопределения, к примеру, возможности экспертной системы. Разработка научно обоснованной методики формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами экспертной системы является актуальной. Использование экспертной системы для сбора, обработки, хранения, выдачи рекомендаций для принятия решения, информирования, формирования профессионально значимых личностных качеств в процессе профессионального самоопределения старшеклассников позволяет оптимизировать организацию процесса выбора профессии, проводить анкетирование, тестирование, психологическую диагностику, а также получать результаты и их интерпретацию, реализуя личностно-ориентированный подход воспитания личности. Для достижения оптимальных результатов возникает необходимость проектирования и реализации экспертной системы формирования готовности к профессиональному самоопределению, позволяющей изучать степень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников.

В России в исследования и разработку экспертных систем - компьютерных программ, оперирующих со знаниями в определённой предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем, большой вклад внесли работы Д.А. Поспелова (основателя Российской ассоциации искусственного интеллекта и его первого президента),

Э.В. Попова, В.Ф. Хорошевского, В.Л. Стефанюка, Г.С. Осипова, В.К. Финна, В.Л. Вагина, В.И. Городецкого и многих других.

Экспертная система имеет возможность взять на себя функции человека-специалиста (эксперта в данной предметной области) или ассистента для человека, принимающего решение, то есть ответы на вопросы в области принятия решения могут быть получены непосредственно от программы или через человека, который работает с данной программой. Также можно рассмотреть работу человека с такой программой, в результате чего появляется возможность добиться с её помощью более высоких и качественных результатов в процессе принятия решения. В частности, на современном этапе в обществе находит все большее распространение идея конфиденциальности информации, поэтому использование компьютерных технологий для тестирования с учетом индивидуальных особенностей становится актуальным направлением развития педагогической науки. Итак, одним из главных условий высокой эффективности использования экспертной системы вообще и в профессиональном самоопределении в частности является правильное распределение функций между человеком и компьютером.

Современные экспертные системы - это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и распространяющие этот эмпирический опыт для консультирования менее квалифицированных пользователей. Разработка экспертных систем как активно развивающаяся ветвь информатики направлена на использование электронновычислительной техники для обработки информации в тех областях науки и техники, где традиционные математические методы моделирования малопригодны. В этих областях важна смысловая и логическая обработка информации, важен опыт экспертов [4].

Поскольку в рамках одной статьи невозможно раскрыть суть всех компонентов разработанной нами модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, остановимся на одном из них - критериальном. Но прежде отметим, что понятие «критерий» (от греч. кгкепоп - средство для суждения) определяется в справочных источниках как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки [5].

В нашем исследовании критериальный компонент модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению включает следующие критерии:

- когнитивный;

- мотивационный;

- операциональный;

- отношенческий.

Когнитивный (знаниевый) критерий включает показатели: усвоение школьниками информации о профессиях, о разных типах и классах профессий (по Е.А. Климову), их особенностях, требованиях, предъявляемых к представителю той или иной профессии (средства диагностики: устные и письменные формы проверки знаний, тестирование, конкурс знатоков профессий, тематическая олимпиада и др.).

Мотивационный критерий включает показатели: степень сформированности интересов, желаний, стремлений к познанию особенностей профессий, оценка силы стремления к достижению цели, к успеху, мотивы выбора профессии (диагностируется по методикам Т. Элерс и А.А. Реана).

Операциональный критерий включает показатели: умение анализировать мотивы своей профориентации, соответствие своих индивидуально-психологических особенностей предпочитаемой профессии, умение иллюстрировать своё суждение примерами, тезисами, вступать в дискуссию по защите профессий (средства диагностики: устные и письменные формы проверки умений, тестирование, воспитательное дело «защита профессий» и др.).

Отношенческий критерий включает показатели: проявление ответственности к информации о профессиях, к выбору профессии, проявление уважения к людям разных

профессий, бережливое отношение к продуктам человеческого труда, суждения, оценки и характер реплик (диагностируется по методикам Н.Е. Щурковой).

Остановимся подробнее на отношенческом критерии. Выделяя этот критерий, мы исходили в своём исследовании из методологического положения теории воспитания о том, что отношение, причём ценностное отношение к миру в целом (природе, человеку, обществу, Родине, деятельности, познанию, к труду, в том числе и профессиональному труду), является интегральной центральной категорией воспитания [6]. В нашем исследовании речь идёт о формировании отношения к выбору профессии. Следует здесь подчеркнуть, что анализ диссертационных исследований показывает, что отношенческий критерий редко берётся во внимание при решении тех или иных проблем воспитания.

Отметим, что А.С. Макаренко первым из педагогов провозгласил формирование отношения в качестве основного объекта внимания педагога. Эта проблема получила своё развитие в педагогических исследованиях Н.Е. Щурковой, правомерно утверждающей, что именно отношение как центральная категория воспитания придаёт воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость, что отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. По мнению автора, ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «:познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»..., когда само отношение выступает в качестве ценности. Проявить отношение - это значит проиллюстрировать, декларировать, утвердить, продемонстрировать, публично защитить, отстоять, провозгласить, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнообразно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, мотивировка, предметное обставление, поза, пластика, интонация, мелодика голоса или мелодика движений, темпоритм и прочее [6].

Проблема формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности является, с нашей точки зрения, прерогативой высших учебных заведений, готовящих специалистов. Однако мы полагаем, что отношение к разным профессиям и профессиональному труду можно и должно начинать формировать в системе школьного воспитания. Этим объясняется выделение нами отношенческого критерия наряду с другими. Более того, именно отношенческий критерий как итоговый завершает в нашем исследовании систему иерархически расположенных критериев, ибо можно сформировать у школьников и знания, и умения, и мотивы, но не сформировать ценностного отношения к миру, в том числе к выбору профессии.

Предполагается, что каждый учащийся будет иметь индивидуальный начальный уровень профессионального самоопределения, а в результате проведения формирующего эксперимента происходят качественные и количественные изменения, и степень сформированности профессионального самоопределения является результирующей характеристикой учащегося. Качественные характеристики показателей вышеперечисленных критериев, характеризующих уровень профессионального самоопределения, мы переводим в количественные оценки по специально разработанной ранговой шкале оценок:

- ранг «0», если рассматриваемому показателю характерен низкий уровень;

- ранг «1», если характерен средний уровень;

- ранг «2», если характерен высокий уровень.

Каждый учащийся в начале и конце экспериментальной работы имеет определённые ранги по каждому показателю соответствующего критерия, а суммарный ранг по всем показателям характеризует уровень профессионального самоопределения. Найдём интервальные значения уровня профессионального самоопределения, используя методику Е.В Сидоренко [7], согласно которой в область высокого уровня включаются значения, превышающие среднюю величину не менее чем на У стандартного отклонения, а в область

низкого уровня включаются значения, которые не менее чем на У стандартного отклонения ниже средней величины. При этом в области среднего уровня оказываются значения,

принадлежащие отрезку

и 1

М ± — а 4

где М - средняя величина, ° - стандартное

отклонение. Суммарный ранг по показателям выделенных критериев принадлежит отрезку [О; а], где а - максимальный суммарный ранг. В нашем случае для изучения профессионального самоопределения рассматриваются показатели по каждому из четырёх критериев.

Найденные значения средней величины и стандартного отклонения используем для нахождения интервалов низкого, среднего и высокого уровней профессионального самоопределения согласно вышеописанной методике:

1 Л

низкий уровень принадлежит интервалу

О; М---------а

4

средний уровень принадлежит отрезку

М--а; М + — а

4 4

высокий уровень принадлежит интервалу

1

М + — а; а 4

Анализ суммарных рангов позволяет нам выявить следующие уровни профессионального самоопределения:

1. Высокий уровень профессионального самоопределения школьников характеризуется глубокими знаниями об избираемой профессии; сформированностью интересов, склонностей, способностей, психических процессов (память, внимание, мышление, воля); соответствие личностных качеств и черт характера избираемой профессии и твёрдой убеждённостью в правильном выборе; целенаправленностью мотивов выбора профессии; наличием адекватной самооценки; ответственным отношением к знаниям о профессиях, к выбору профессии.

2. Средний уровень профессионального самоопределения характеризуется поверхностным знанием избираемой профессии; отсутствием устойчиво сформированных интересов и способностей к нему, воли и желания овладеть им на должном уровне; неумением соотнести личные качества и черты характера адекватно требованиям избираемой профессии; отсутствием твёрдой убеждённости в правильности своего выбора, выраженных мотивов выбора профессии, достаточно аргументированной самооценки; поверхностным отношением к знаниям о профессиях, к выбору профессии.

3. Низкий уровень профессионального самоопределения характеризуется разрозненными знаниями об определённой профессии; несформированностью интересов, склонностей, способностей и мотивов выбора профессии, а также воли и желания достичь высоких результатов в овладении профессией; неумением соотнести личные качества и черты характера с избираемой профессией, оценить себя адекватно в плане будущей профессии; несформированностью ответственного отношения к знаниям о профессиях и к выбору профессии.

Знание показателей и начального уровня профессионального самоопределения даёт возможность школьнику выявлять свои индивидуальные особенности, корректировать деятельность в процессе выбора профессии, получать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии и помощь в определении программы самоподготовки к избираемой профессии.

Примечания:

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. М.: ВЛАДОС, 2006. 256 с.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие.

М.: Академия, 2008. 320 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 304 с.

4. Частиков А.П., Гаврилова Т.А., Белов Д.Л. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 608 с.

5. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. 368 с.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.