Научная статья на тему 'Критериально-уровневое оценивание умений младших школьников решать проблемы поискового характера в проектной деятельности'

Критериально-уровневое оценивание умений младших школьников решать проблемы поискового характера в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / УМЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Анна Валерьевна

В статье даётся характеристика критериально-уровневого оценивания сформированности у младших школьников умений решать проблемы поискового характера. Рассматривается потенциал проектной деятельности в формировании пяти групп таких умений, показана динамика их развития в экспериментальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериально-уровневое оценивание умений младших школьников решать проблемы поискового характера в проектной деятельности»

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Романова А.В.

Романова Анна Валерьевна - аспирант, Московский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье даётся характеристика критериально-уровневого оценивания сформированности у младших школьников умений решать проблемы поискового характера. Рассматривается потенциал проектной деятельности в формировании пяти групп таких умений, показана динамика их развития в экспериментальных классах. Ключевые слова: критериально-уровневое оценивание, проблема, умения, проектная деятельность.

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте нацелена на решение целого комплекса задач, преимущественно связанных с достижением личностных и метапредметных результатов образовательного процесса. С целью повышения её эффективности в ходе нашего исследования уточнён и обоснован состав умений, которые формируются в учебной и внеучебной проектной деятельности младших школьников в контексте их взаимосвязей с личностными и метапредметыми действиями, которыми обучающиеся должны овладеть в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В соответствии с ФГОС начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования является овладение способами решения проблем творческого и поискового характера (ФГОС начального общего образования, 2009: Электронный ресурс).

Значительный потенциал достижения этого результата заключён в проектной деятельности, ориентированной на самостоятельную творческую работу ученика начальных классов и поискового характера. Опираясь на результаты научных исследований и собственный педагогический опыт, можно утверждать, что именно проектная деятельность в учебном процессе и внеурочной работе способствует становлению и развитию позиции младшего школьника как активного субъекта решения проблем творческого и поискового характера (Алябушева (2011); Маслов (2008); Романова. (2017) Сабирова (2012), Сандалова (2016) и др.). Особенность современной ситуации заключает в том, что на всех уровнях общего образования (дошкольном, начальном и др.) формирование такой позиции осуществляется в условиях вариативной образовательной среды, что обуславливает необходимость обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (Романова (2017), Юсупов (2017).

Анализ диссертационных работ и результаты нашего исследования дали основание для вывода о том, что успех в решении младшими школьниками проблем поискового характера в решающей степени зависит от сформированность пяти групп умений. В их числе:

1. Умения проводить исследование: определить и сформулировать тему исследования; увидеть проблему и сформулировать цель исследования; поставить задачи в своем исследовании; выбрать и применить доступные методы исследования; осуществить поиск, различного рода информации и успешно её обработать.

2. Умения работать с источниками информации: находить разнообразные источники информации, и применять их в своей исследовательской работе; работать с текстом, выделять главное и его части; работать с определениями, понятиями и терминами по проблеме исследования; устанавливать логику изложения своей исследовательской работы; кратко и точно излагать, искать цитаты, указывать ссылки на источники

информации; составлять доказательство, использовать аргументы, факты; структурировать доклад своего выступления; формулировать вывод исследовательской работы.

3. Умения организовывать свою исследовательскую работу: организовать свое рабочее место согласно исследовательской работе, планировать свою исследовательскую работу; осуществить свое исследование на базе школьной и детской библиотеки, компьютерного зала, музея, других учреждениях дополнительного образования; применять логические операции в исследовательской деятельности; контролировать выполнение исследовательских действий.

4. Умения анализа и оценки исследовательской деятельности: оценить этапы и результаты свой исследовательской работы, определить ее достоинства и недостатки; оценить выполненную работу, представленную другими исследователями; формулировать оценочные суждения, согласно исследовательской проблеме, обосновывать и аргументировать свою оценку; формулировать рекомендации, отзывы по изучаемой проблеме исследования.

5. Презентационные: использовать различные формы представления результатов (Каким образом я представлю результаты?); задавать вопросы и отвечать на них; учитывать требования к докладу, к речи докладчика.

Процесс формирования перечисленных умений в ходе нашей экспериментальной работы преимущественно осуществлялся в ходе проектной деятельности, организуемой в учебное и внеучебное время (как минимум 2 часа в неделю) в муниципальном автономном образовательном учреждении среднего общего образования № 19 городского округа Мытищи Московской области.

В течение 4-х последних лет мы проводили оценивание динамики развития всех пяти групп умений в классе, в котором работаем (табл.1 - табл. 4) Для оценки уровня их развития применяем статистический метод обработки данных и-критерий Манна-Уитни. Он используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно, что позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Это позволяет определить, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

Таблица 1. Сформированность умений решать проблемы поискового характера у обучающихся

1 класса (2013-2014 уч.г.)

Группы умения Сумма рангов КГ Сумма рангов КГ и-критерий Манна-Уитни Р, уровень значимости

Умение проводить исследование 389,0 352,0 354,0 0,476

Умение работать с источниками информации 345,5 315,5 359,5 0,626

Умения организовывать свою исследовательскую работу 369,5 371,5 355,5 0,531

Умения представлять результаты исследования 337,0 304,0 368,0 0,813

Умения анализа и оценки исследовательской деятельности 365,5 275,5 352,5 0,381

Таблица 2. Сформированность умений решать проблемы поискового характера у обучающихся

2 класса (2014-2015 уч.г.)

Группы умения Сумма рангов КГ Сумма рангов КГ и-критерий Манна-Уитни Р, уровень значимости

Умение проводить исследование 334,0 387,0 330,0 0,048

Умение работать с источниками информации 351,5 339,5 348,5 0,416

Умения организовывать свою исследовательскую работу 319,0 382,0 326,0 0,047

Умения представлять результаты исследования 343,0 368,0 362,0 0,679

Умения анализа и оценки исследовательской деятельности 350,0 371,0 345,0 0,411

Таблица 3. Сформированность умений решать проблемы поискового характера у обучающихся

3 класса (2015-2016уч.г.)

Группы умения Сумма рангов КГ Сумма рангов КГ и-критерий Манна-Уитни Р, уровень значимости

Умение проводить исследование 347,5 398,5 312,5 0,037

Умение работать с источниками информации 338,0 386,0 328,0 0,047

Умения организовывать свою исследовательскую работу 324,0 392,0 319,0 0,041

Умения представлять результаты исследования 355,5 363,5 342,5 0,328

Умения анализа и оценки исследовательской деятельности 314,0 379,0 329,0 0,048

Таблица 4. Сформированность умений решать проблемы поискового характера у обучающихся

4 класса (2016-2017уч.г.)

Группы умения Сумма рангов КГ Сумма рангов КГ и-критерий Манна-Уитни Р, уровень значимости

Умение проводить исследование 365,5 412,5 312,5 0,024

Умение работать с источниками информации 347,5 409,5 324,5 0,042

Умения организовывать свою исследовательскую работу 318,5 398,5 307,5 0,022

Умения представлять результаты исследования 325,0 383,0 329,0 0,047

Умения анализа и оценки исследовательской деятельности 322,0 391,0 317,0 0,038

Полученные в ходе исследования результаты показывают, что наиболее существенные изменения в развитии умений младших школьников решать проблемы поискового характера происходят на третьем-четвертом годах обучения. Организация проектной деятельности младших школьников представляет собой универсальный способ постановки и решения проблем поискового характера. Она создаёт для этого реальные возможности, поскольку содержит совокупность средств, осваивая которые младшие школьники развивают умения проводить исследование, работать с источниками информации, организовывать свою исследовательскую работу, представлять её результаты, осуществлять анализ и оценку исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008.

2. Романова А.В. Вариативность как принцип проектирования образовательной системы // Интеграционные процессы как фактор модернизации образования в России / Материалы международной научно-практической конференция «Проблемы взаимодействия личности общества и государства в XXI веке». М.: ООО «Вариант». НОУ ВО «СФГА», 2017. С. 100-107.

3. Романова А.В. Экспериментальная работа по формированию проектных умений у младших школьников // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности / Материалы VII Международной конференции. М.: Спутник, 2017. С. 239-243.

4. Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся винформационно-образовательной среде начальной школы: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2012.

5. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в урочной и внеурочной деятельност: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2016. 13.00.01.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009). Утв. 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. / КонсультантПлюс. Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW _140174/ (дата обращения 14.11.2017).

7. Юсупов В.З. Теоретические проблемы формирования вариативной образовательной среды дошкольной образовательной организации // Интеграционные процессы как фактор модернизации образования в России / Материалы международной научно -практической конференция «Проблемы взаимодействия личности общества и государства в XXI веке». М.: ООО «Вариант». НОУ ВО «СФГА», 2017. С. 153-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.