Научная статья на тему 'Критериально-уровневое оценивание как фактор стимулирования учебной траектории школьников'

Критериально-уровневое оценивание как фактор стимулирования учебной траектории школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИИ / УРОВЕНЬ / БОНУСЫ (ОЧКИ / ПУНКТЫ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Елена Константиновна

Статья затрагивает проблему оценивания и регистрации достижений учащихся. Одним из действенных способов контроля на современном этапе является критериально-уровневое оценивание, способствующее стимулированию учебной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериально-уровневое оценивание как фактор стимулирования учебной траектории школьников»

УДК 37.02

Михайлова Елена Константиновна

Учитель английского языка МОУ «Гимназия № 1», KK1806@yandex.ru, Братск

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ

Mikhailova Elena Konstantinovna

English teacher, Grammar School № 1, KK1806@yandex.ru, Bratsk

CRITERIA-LEVEL ASSESSMENT AS A STIMULATING FACTOR OF A PERSONAL EDUCATIONAL ROUTE OF SCHOOL

STUDENTS

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. Один из главных факторов, влияющих на развитие образования сегодня - это поворот к личности обучаемых [8].

Важной целью образовательного процесса является ориентация образовательной деятельности на предоставление учащимся возможностей осуществления индивидуальной траектории развития в системе образования, проявления ими личностной активности на основе эффективных технологий, обеспечивающей высокое качество обучения.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Оценивание в развитии образовательной системы является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. Система оценивания рассматривается как механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем и учеником.

Контроль знаний, умений и навыков является составной частью единого учебно-воспитательного процесса. От объективности оценки знаний учеников зависят такие важные результаты обучения и воспитания, как самооценка, самоутверждение, уважение к себе и окружающим, критическое отношение к своей деятельности, положительный стимул к приобретению знаний и т. д. [3].

Виды контроля учебной деятельности постоянно совершенствуются. Все известные в мире попытки улучшения образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов [1].

Оценивание тесно связано с понятиями «оценка» и «балл». Оценка содержательная - процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для: а) установления уровня и качества продвижения ученика в учении, б) определения и принятия задач для дальнейшего

продвижения. Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, т. к. усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебнопознавательной деятельности, наполняет его верой в свои силы и надеждой на успех [6]. Балл -1) условная единица для оценки степени или интенсивности какого-либо явления; 2) цифровая отметка для оценки успеваемости и поведения учащихся [2].

Мы рассмотрим балл в значении «очко» (единица счета для обозначения количества выигрышей [5]), «пункт» (от англ. point - преимущество [4]), а оценку в значении «отметка» (принятая в учебной системе оценка знаний) [5].

В настоящее время идея организации учебной траектории школьников с целью стимулирования их активности в образовательной области разрабатывается в разных направлениях, с разных точек зрения, поэтому в литературе об учебной траектории говорится, как о карте знаний [9], индивидуальном обучающем пакете, индивидуальном образовательном маршруте [10] и др. Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий, с одной стороны, и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории, с другой, необходимо особое внимание уделить индивидуальной работе учащихся по созданию в учебных курсах «карты знаний», работе с ней и последующему ее анализу. «Карта знаний» может стать средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального движения учащихся в учебном предмете [9].

В нашей практической работе Карта Знаний содержит необходимый минимум диагностируемых знаний, умений и навыков, который обязателен для всех учащихся данной возрастной группы по конкретному предмету. В Карте объекты контроля группируются по типам заданий, каждое из которых имеет свой «вес» в баллах (теория - 5 баллов (очков или пунктов), закрепление - 10 баллов, применение - 15 баллов). В ней также имеется графа о выполнении задания в двух позициях: полученные баллы и оценка, выставляемая в соответствии с критериями, приведенными в нижней части Карты.

Карта Знаний по английскому языку, Гимназия № 1, 1 четверть 2008 г. 10 В. 10 В кл. г. Братск

Комментарий № Задание Максимальное количество баллов Полу- ченные баллы Оцен- ка

1 2 3 4 5 6

Теория 1 Таблица действительного залога 5

Теория 2 Таблица страдательного залога 5

Теория 3 Согласование времен 5

Теория 4 Таблица вопросительных предложений 5

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

Закрепление 5 Упр. 2, с. 4, рабочая тетрадь - вставить глаголы в правильной форме 10

Закрепление 6 Упр. 104, с. 38 - перевести и ответить на вопросы 10

Применение 7 Упр. 56, с. 23 - составить диалог 15

Применение 8 Упр. 1Ь, с. 13, рабочая тетрадь - написать эссе о спорте 15

Итого: 70

-__оценка баллы «5» «4» «3» «2»

Критерии оценивания 5 баллов 5 4 3 2-0

10 баллов 10 9-8 7-5 о 1

15 баллов 15- 14 13-11 10-7 0\ 1 о

Данный минимум заданий составляет основу для набора суммируемых в течение года баллов. Каждый ученик имеет возможность набрать по Карте Знаний такое количество баллов, при котором он будет чувствовать себя комфортно в рамках конкретного предмета. Не удовлетворяющая его оценка может быть исправлена в оговоренное заранее время, что автоматически изменит и количество баллов в соответствии с критериями оценивания.

Количество заданий по Карте Знаний является достаточным для выставления четвертной (полугодовой) оценки. Стремление учеников избегать отрицательных оценок по заданиям, включенным в Карту, поощряется тем, что они имеют возможность получать положительные дополнительные оценки (преимущественно «5» и «4»), т. е. за любое задание, в котором ученик демонстрирует достаточную степень самостоятельности на исполнительском или творческом уровне. Дополнительное оценивание не увеличивает количество баллов, которое необходимо для получения бонусов (от 1 до 5 баллов) к годовой контрольной работе, но влияет на выставление четвертных (полугодовых) оценок.

В основе годовой контрольной работы (ГКР) лежит теоретический и практический материал, проработанный в Картах Знаний (по одной в каждой четверти). В нее включается тот объем знаний и те навыки, которым уделялось достаточное количество времени и ученических сил на протяжении всего учебного года. Максимальное количество баллов в ГКР равно 100 б. Заработанные бонусы (дополнительное вознаграждение, премия [7]) увеличивают эту цифру на 5 баллов (максимум), что дает возможность допустить пять ошибок, не влияющих на итоговый результат, так как критерии оценивания исходят из 100 баллов.

Перед тем как перевести набранные в ГКР баллы в оценку, надо прибавить бонусы, которые присуждаются по следующей системе: один ученик, набравший максимальное количество баллов в течение учебного года, по-

лучает 5 дополнительных баллов к своим экзаменационным баллам (т. о., максимальное количество баллов может быть 105); те, кто набрал половину и более от суммы баллов первого ученика, получают бонусы по следующей системе: отставание в пределах 25% - 4 дополнительных балла, от 26 до 50% - 3 балла, от 51 до 75% - 2 балла, от 76 до 100% - 1 балл. Например, ученик набрал за год больше всех баллов - 400. Он получает 5 баллов дополнительно к сумме набранных баллов за ГКР. Его максимальный балл делится на два. Значит, те, кто имеет от 200 до 399 баллов, тоже получают поощрительные баллы по следующей схеме: 200 баллов : 100 % х 25 % = 50 баллов (вычитаемая сумма баллов).

Количество баллов, набранных за год Количество поощрительных баллов (бонусов)

399-350 4

349 - 300 3

299-250 2

249-200 1

Перевод набранных в ГКР баллов осуществляется по критериям, позволяющим определить степень овладения знаниями, умениями и навыками не только в рамках традиционной пятибалльной (а на самом деле - четырехбалльной) шкалы оценивания, но и на уровне страт (страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и т. д.) [7]. Поэтому критериально-уровневое оценивание мы рассматриваем как «мерило оценки, суждения» в процессе установления «степени величины, развития, значимости [5]» диагностируемых знаний, умений и навыков.

При традиционной системе оценивания выставленная отрицательная оценка (преимущественно «2») за ГКР не дает никакой дополнительной информации о степени незнания и невладения учебным материалом, о глубине проблемы в индивидуальной учебной траектории конкретного ученика, получившего неудовлетворительную оценку на итоговой контрольной работе. Определив уровень (класс) действительного состояния дел в учебном труде ребенка по данному предмету, учитель может обоснованно построить систему корректировочной работы для такого ученика в начале следующего учебного года. Выставленная отрицательная оценка за ГКР не является годовой оценкой (хотя может совпадать с ней), она влияет на выставление оценки за год в двух аспектах: если количество набранных баллов превышает 50 б., то при спорной оценке выставляется большая; если баллов за ГКР недостаточно, годовая альтернативная оценка снижается.

Если ученик, например, 10 класса, выполнив ГКР по какому-либо предмету, набирает такое количество баллов, которое недостаточно для выведения ему положительной оценки, то он получает оценку «2», а по таблице перевода баллов в оценки ему определяется примерный уровень владения учебным предметом на конец года: «Уровень 9 класса», «Уровень 8 класса», «Уровень 7 класса», «Уровень 6 класса», «Уровень 5 класса».

Критериально-уровневое оценивание (образец)

Оценка / Уровень Баллы в ГКР + Бонусы Внутриоценочный интервал

«5» 100 (105)-90 11

«4» 89-75 15

«3» 74-50 25

- 1 класс 49-40 10

- 2 класса 39-30 10

- 3 класса 29-20 10

- 4 класса 19-10 10

- 5 классов 9-0 10

В 2008-2009 учебном году среди 65 учащихся 6-х, 10-х классов Гимназии № 1 г. Братска проводилась работа по обучению английскому языку с использованием Карты Знаний и критериально-уровневого оценивания с учетом бонусов. Одиннадцать учащихся (7 шестиклассников и 4 десятиклассника) улучшили свою оценку (свой уровень) за счет полученных поощрительных баллов (бонусов):

Оценка (уровень) по ГКР Оценка (уровень) с учетом бонусов Количество учащихся

4 5 1

3 4 6

2 3 3

2 (4 класс) 2 (5 класс) 1

Схематично всю процедуру оценивания можно представить в следующем виде:

В течение учебного года выстраивается четкая траектория учебной деятельности, сводящая к минимуму случайный фактор в оценивании не только результата учебного труда, но и самого процесса учебной деятельности. Критериально-уровневое оценивание с учетом бонусов позволяет максимально снизить субъективное влияние учителя на процесс и результат оценивания, а также стимулировать учебную деятельность школьников, прогрессивное движение которой сопровождается набором заработанных и поощрительных баллов.

Критериально-у ровневое оценивание в 10 классе по английскому языку

ГКР -100 баллов Оценка / Уровень Набранные баллы в ГКР Бонусы Оценка / Уровень

100-90 «5»

89-75 «4»

74-50 «3»

49-40 «2» 9 класс

39-30 8 класс

29-20 7 класс

19-10 6 класс

9-0 5 класс

Библиографический список

1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий [Текст]/В. С. Аванесов. - М.: АДЕПТ, 1998.-217 с.

2. Большая Советская Энциклопедия. Третье издание. [Текст] - М.: Издательство «Советская Энциклопедия». - 1975. - Том 2. - С. 579.

3. Жанабаев, Э. Ж. Научные основы многоуровневого контроля учебной деятельности [Текст]/ Э. Ж. Жанабаев, Б. А. Мукушев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 1. - С. 54-56.

4. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь: 53000 слов [Текст]/ В. К. Мюллер. -22 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. - 848 с.

5. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. Выражений [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН, Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. - М.: Азъ 1Лх1., 1992.-960 с. - ISBN 5-85623-001-8.

6. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е. С. Рапа-цевич - Мн.: «Соврем. Слово», 2005. - 720 с.

7. Словарь иностранных слов. [Текст] - 13-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986.-608 с.

8. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования [Текст]// Стандарты и мониторинг. - 2008. - № 3. - С. 3-4

9. http://upr.lseptember.rU/2004/29/l.htm

10. http://physclub.ru/media/files/2008/02/concentr.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.