Научная статья на тему 'Критериально-уровневое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения'

Критериально-уровневое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИИ / УРОВЕНЬ / QUALITY / ASSESSMENT AND EVALUATION / CRITERIA / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Елена Константиновна

Статья затрагивает проблему оценивания и регистрации достижений учащихся. Одним из действенных способов контроля на современном этапе является критериально-уровневое оценивание, способствующее повышению качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериально-уровневое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения»

УДК 378.1 ББК 74.202.4

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБУЧЕНИЯ

Статья затрагивает проблему оценивания и регистрации достижений учащихся. Одним из действенных способов контроля на современном этапе является критериально-уровневое оценивание, способствующее повышению качества обучения.

Ключевые слова: качество, оценивание, критерии, уровень

CRITERIA-LEVEL ASSESSMENT AS A WAY OF INCREASING

TEACHING QUALITY

The article deals with evaluation, assessment and recording the students’ achievement. Nowadays one of the most effective ways of control and examination is criteria-level assessment that favour the increase of teaching quality.

Key words: quality, assessment and evaluation, criteria, levels.

XXI век - век отказа от бинарности, дуалистичности, прямолинейности в принятии решений, траекторий и векторов движения в разных областях жизнедеятельности. Настала насущная необходимость в рассмотрении подходов к решению проблем с точки зрения многоаспектности, разноуровневости и критериальности. Практическая деятельность уже достаточно изобилует примерами, позволяющими обоснованно использовать вышеназванные подходы и в системе образования.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, т.е. процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении [6, с. 4].

Истинно рационально-оптимальная и одновременно эффективная система, ведущая к гарантированному овладению знаниями на уровне образовательного стандарта, всегда идеалистически недостижима и будет служить ориентиром построения все новых вариантов «систем образования» [7, с. 43-59].

Выстраивая процесс образования, мы должны учитывать, что и в своем содержательном, и в организационном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов в образовательной деятельности. В этом смысле можно говорить о технологизации данного процесса, поскольку деятельность педагога в своей основе детерминирована изначальной необходимо-

стью достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития учащихся в органическом триединстве этих взаимодополняющих педагогических акций. В педагогических технологиях фиксируются целесообразные шаги, этапы, ступени достижения локальных и общих целей образования в их иерархии и преемственности [1, с. 47-48].

Достижение целей образования напрямую связано с многогранной проблемой управления качеством образования на всех этапах образовательного процесса, а именно с контролем, оценкой, измерением и диагностикой качества образования.

На современном этапе образования проблема оценки его качества является одной из ключевых. Оценка уровня качества - обязательный компонент любой образовательной системы. Однако необходимо не только оценить уровень качества образования, но и определить условия, при которых данный уровень будет обеспечиваться и совершенствоваться. В этом случае в управлении качеством образования присутствует диагностический компонент. Значение педагогической диагностики в управлении образовательным процессом состоит в том, что она определяет состояние объектов (процесса, результатов) педагогической действительности, выявляет причины актуального состояния исследуемых объектов, намечает условия их перспективного развития и выводит их на новый, более качественный уровень [8, с. 19-22.].

Педагогическая технология - это «отнюдь не только технология информационная, компьютерная, основанная на использовании новейших технологических средств. На технологическом, фактически - алгоритмическом, уровне могут и должны решаться самые различные целевые, содержательнопроцессуальные и контрольно-оценочные (результативные) педагогические проблемы...» [2, с. 49].

Технология управления качеством образования проявляется в последовательности и комбинации действий, управленческих усилий по достижению определенного качества. Это исследование качества, последовательное введение определенных требований, создание необходимых условий, введение новых схем оценки знаний и деятельности студента и преподавателя [5, с. 229-231].

Одним из средств определения результатов образовательного процесса с глубокой древности до настоящего времени является оценка.

Главное назначение оценки в педагогическом диагностировании с целью управления качеством образования заключается в установлении уровня, степени продвижения обучаемого в образовании и определении задач и средств для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Необходимо учитывать, что оценка осуществляется на основе эталонов, выполняющих функции критериев определения результатов некоторых этапов процесса или деятельности в целом. Эталон представляет собой образ конечного результата, цели и выполняет роль ориентира в педагогической деятельности [8, с. 19-22.].

Оценка знаний составляет, по существу, процесс измерения уровня усвоения и является одной из фундаментальных и труднорешаемых проблем дидактики - проблемой педагогических измерений. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения и, наконец, вопроса об инструментах, приборах измерения. Все эти понятия пока что слабо разработаны в дидактике, особенно в отечественной, поскольку традиционно до начала XX века, и в большинстве стран до сих пор, оценка школьных достижений производилась и производится экспертом, то есть учителем. Каждый экзаменатор-учитель решает, насколько уровень знаний ученика соответствует требованиям программы, пользуясь при этом критериями, хотя и рекомендованными методикой по предмету, но сильно скорректированными объективными представлениями экзаменатора о нужном качестве знаний.

Основной недостаток экспертной оценки — субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными учителями за один и тот же ответ. Таким образом, экспертная оценка является неточной, грубой. Да и сама шкала измерений, условно-числовой балл тоже дает очень общее представление об уровне знаний. Балл - отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации также для его совершенствования. Тем не менее, в силу удобства пользования такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение [9, с. 352-353].

Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:

• критериально-ориентированный, позволяющий оценить, насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений. Результат будет показывать, соответствует ли уровень достижений данного ученика требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором — дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).

• ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

• нормативно-ориентированный, нацеленный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируются в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя — нормы. Происходит распределение учащихся по рангам [10].

Органичное соединение трех вышеназванных подходов в оценке образовательных достижений школьников позволяет нам говорить о критериальноуровневом оценивании, который мы рассматриваем как способ повышения качества обучения.

Возможность использования критериально-уровневого оценивания в обучении обусловлена имеющейся практикой в некоторых учебных заведениях, взявших на вооружение критериальный подход и систему кредитов в высших учебных заведениях, адаптированную к условиям средней школы, а также зарубежным опытом использования измерения уровневых достижений.

Критерии оценивания учебных достижений являются предметом постоянного внимания со стороны преподавателей, которые ищут способы обеспечения системы оценивания объективным инструментарием. Так, в Манчестерском университете в Англии существует пять степеней оценивания письменных работ учащихся, которым соответствует 100-баллльная шкала. За доскональное понимание темы, логическую связность и обоснованность изложения, способность аргументировать ясно и понятно работа заслуживает 70 и более баллов (процентов), оценку «отлично» и степень оценки А. Далее градация осуществляется по следующей схеме: 60-69 баллов (процентов) -«хорошо», степень оценки В; 50-59 - «удовлетворительно», С; 40-49 - «неудовлетворительно, с правом пересдачи», D; 39 и ниже - «очень плохо, без права пересдачи», Е.

Диапазон каждой степени оценивания составляет 10 единиц, что позволяет обучающемуся рассматривать свои достижения более дифференцированно: «хорошо» может быть ближе к «отлично» или ближе к «удовлетворительно». Это позволяет учащемуся более адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и перспективу своего продвижения [3, с. 144-145].

Под системой кредитов (в российской литературе принято называть кредиты зачетными единицами) понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса.

Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности.

Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволяет предоставить обучающимся возможность строить собственную учебную траекторию, вносить принципиальные изменения для педагогов в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, реализовывать условия для усовершенствования образовательных технологий.

Также в Англии используется тестирование учеников с ожидаемым уровнем в его возрастной группе, где согласно Национальному учебному плану

(1988 год) все государственные школы следуют одному общему курсу обучения с единой моделью, что позволяет определять тот уровень, который учащиеся изучают в каждой из четырех Ключевых Стадий (КС), и устанавливать стандарты, достижение которых планируется в конце этих КС [11].

Таблица 1

Ключевые стадии соответствуют возрасту _______учеников (от 5 до 16 лет) [12]___________________

Возрастная группа Началь- ная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Возраст учеников в конце года 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Ключевая Стадия Стадия органи- зации КС 1 КС 2 КС 3 КС 4

В конце Ключевых Стадий 1, 2 и 3 проводятся национальные тесты, чтобы оценить, выполняются ли стандарты для каждого предмета, и проверить индивидуальные достижения и слабые стороны каждого учащегося. В конце КС 4 проводятся национальные экзамены [11].

Национальный учебный план устанавливает стандарты по каждому предмету для учеников в возрасте от 5 до 14 лет. Для большинства предметов эти стандарты ранжируются от Уровня 1 до Уровня 8. Ученики продвигаются по уровням по мере взросления и приобретения знаний. Ожидается, что большинство семилетних детей достигнут Уровня 2, одиннадцатилетних - Уровня 4, четырнадцатилетних - Уровня 5 или 6.

Таблица 2 позволяет сравнить результаты тестирования ученика с ожидаемым уровнем его возрастной группы [12].

Таблица 2

Результаты тестирования ученика с ожидаемым уровнем его

возрастной группы

Исключительный

Выше ожиданий На уровне ожиданий Ниже ожиданий

Рассмотренные примеры критериального оценивания, зачетных единиц и уровневой дифференциацией в соответствии с возрастом позволили нам подойти к проблеме критериально-уровневого оценивания с идеей взять на

7 лет 11 лет 14 лет

Уровень 8

Уровень 7

Уровень 6

Уровень 5

Уровень 4

Уровень 3

Уровень 2а, 2Ь, 2с

Уровень 1

вооружение наиболее действенные элементы данных средств оценивания с целью повышения качества обучения.

Если по Национальному учебному плану в Англии возможно четырнадцатилетнему ученику достичь 5 или 6 уровня, в рамках которых к тому же дается оценочная характеристика (уровень исключительный, выше ожиданий, в рамках ожиданий, ниже ожиданий), то наша система закрепления учеников за определенным классом в силу того, что учащийся достиг определенного возраста, не является гибкой и не отражает реального положения дел в учебном процессе.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, определяющие в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников [4].

Устанавливая требования к уровню подготовки выпускников, стандарты не рассматривают уровни овладения учебным материалом как некую планку, определяющую предельный верхний и нижний порог знаний для учащихся одной возрастной группы. В стандартах лишь прописывается обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Но в классных коллективах, собранных из детей одного возраста, есть учащиеся с разным багажом знаний, что подчас разительно отличает их в умениях и навыках. Чтобы можно было с большей точностью диагностировать положение каждого ученика на векторе движения в учебном процессе, мы находим возможным при проведении ежегодной годовой контрольной работы (ГКР), исходящей из 100 баллов, проводить критериально-уровневое оценивание. Оно дает наглядное представление о результатах учебного труда по учебной дисциплине, показывая меру и достоинство той или иной оценки. Внутриоценочный интервал в баллах, приписываемых оценкам за ГКР, показывает качество оценки, приближая ее к лучшей или удаляя ее к худшей. Пятьдесят один балл и семьдесят три балла, набранных в годовой контрольной работе, могут быть оценены только на «3». Но можно с уверенностью сказать, что эти баллы вызовут бурю эмоций (в первом случае - радости, во втором - досады), повлекут за собой принятие новых решений в отношении своей дальнейшей учебной траектории, заставят почувствовать «вес» каждой полученной оценки.

В традиционной системе оценивания отрицательная отметка (обычно «2») выставляется без вариаций, в отличие от положительных оценок, которые учителя-практики могут «растянуть» или «сузить» за счет знаков «+» и «-». Отрицательная оценка, как приговор, безапелляционна и окончательна.

Но как измерить степень незнания, несформированности умений и навыков ученика, получившего неудовлетворительную оценку на годовой контрольной работе? Как определить отставание от стандарта, задающего и так

лишь обязательный минимум содержания основных образовательных программ?

Приведенная ниже Таблица 3 позволяет распределить 100 баллов в ГКР не в стандартных четырех категориях («5», «4», «3», «2»), а намного шире, углубившись в «поле отставания» неудовлетворительной оценки.

Таблица 3

Критериально-уровневое оценивание учащихся с 1 по 5 класс

Критериально-уровневое оценивание

Оценка / Уровень Баллы в ГКР Внутриоценочный интервал

«5» 100- 90 11

«4» 89 - 75 15

«3» 74 - 50 25

«2» - 1 класс 49 - 40 10

-2 класса 39 - 30 10

- 3 класса 29 - 20 10

- 4 класса 19 - 10 10

- 5 классов 9 - 0 10

Если в процессе проверки годовой контрольной работы выявляются ученики, получившие отрицательные отметки по определенному предмету, то учителю, пользующемуся критериально-уровневым оцениванием по предложенной таблице, будет более понятна глубина учебных проблем конкретного учащегося. Составление корректировочных мероприятий будет основываться на той программе, уровнем которой ученик овладел. Например, в случае, если учащийся набрал на ГКР в 10-ом классе по английскому языку 26 баллов, то он не только получает оценку «2», но ему также устанавливается Уровень знаний 7-го класса (Таблица 4). Это повлечет за собой освоение упущенного программного материала за 7, 8, 9, 10 классы по составленной лично для него программе ликвидации пробелов в знаниях по этому предмету.

Таблица 4

Критериально-уровневое оценивания учащихся 10 класса по английскому

языку

Критериально-уровневое оценивание в 10 классе по английскому языку

ГКР - 100 баллов Оценка / Уровень Баллы Оценка Уровень

100 - 90 «5»

89 - 75 «4»

74 - 50 «3»

49 - 40 «2» 9 класс

39 - 30 8 класс

29 - 20 7 класс 26 «2» 7 класс

19 - 10 6 класс

9 - 0 5 класс

На современном этапе образования проблема оценки его качества является одной из основных. Оценка уровня качества - обязательный компонент любой образовательной системы. Однако необходимо не только оценить уровень качества образования, но и определить условия, при которых данный уровень будет обеспечиваться и совершенствоваться. Контроль, оценка, измерение и диагностика учебных достижений напрямую связаны с многоаспектной проблемой управления качеством обучения и образования в целом.

Библиографический список

1. Гершунский, Б. С. Философия образования [Текст] / Б. С. Гершунский.

— М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования [Текст] / Б. С. Гершунский.

— М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 432 с.

3. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Иванов. - М. : Академия, 2008. - 336 с.

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст] : учеб. пособие / Э. М. Коротков. — М. : Академический Проект : Мир, 2006. — 320 с.

6. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] / В. С. Кукушин. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 474, [1] с.

7. Лобашев, В. Д. Ресурсы и элементы обеспечения процесса обучения. [Текст] / В. Д. Лобашев // Инновации в образовании. — 2008. — № 4. - С. 4359.

8. Медведенко, Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования [Текст] / Н. В. Медве-денко, С. Ю. Рубцова //Стандарты и мониторинг. — 2008. — № 2. — С. 19 — 22.

9. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

10. Филюк, Е. В. Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении (новые технологии управления качеством образования) [Электронный ресурс] / Е. В. Филюк // sinncom.ru/content/publ/info/silik/index.htm (10 марта 2011 г.)

11. National Curriculum teacher assessments and key stage tests [Электронный ресурс] / DirectGov website. H M Government. 2008. - http://www.rw-club.narod.ru/kid/coll.html (10 марта 2011 г.).

12. National Curriculum assessment. Categories: Standardised tests in the United kingdom. - http://en.wikipedia.org/wiki/National Curriculum assessment (10 марта 2011 г.).

Мусинов Петр Айкенович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.