Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуева А.Г.

Статья посвящена проблеме исследования уровней развития информационной компетентности педагогов профессионального обучения, как необходимого условия осуществления ими профессиональной деятельности. Целью статьи является разработка критериально-диагностической базы исследования для обеспечения проведения педагогического эксперимента по развитию информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-DIAGNOSTIC COMPLEX FOR ASSESSING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of studying the levels of development of information competence of teachers of vocational education, as a necessary condition for their professional activity. The purpose of the article is to develop a criterion-diagnostic research base to ensure the implementation of a pedagogical experiment on the development of information competence offuture teachers of vocational education.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК [378.091.12.011.3-051:62] : 005.336.2

UDC [378.091.12.011.3-051:62] : 005.336.2

ЖУЕВА А.Г.

ассистент кафедры технологий производства и профессионального образования, Луганский государственный педагогический университет E-mail: vierinen@ya.ru

ZHUEVA A.G.

Assistant of the Department of Production Technologies and Vocational Education, Lugansk State Pedagogical

University E-mail: vierinen@ya.ru

КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

CRITERIA-DIAGNOSTIC COMPLEX FOR ASSESSING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION

Cтатья посвящена проблеме исследования уровней развития информационной компетентности педагогов профессионального обучения, как необходимого условия осуществления ими профессиональной деятельности. Целью статьи является разработка критериально-диагностической базы исследования для обеспечения проведения педагогического эксперимента по развитию информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, информационная компетентность педагога профессионального обучения, компоненты информационной компетентности педагога профессионального обучения, критериально-диагностическая база исследования.

The article is devoted to the problem of studying the levels of development of information competence of teachers of vocational education, as a necessary condition for their professional activity. The purpose of the article is to develop a criterion-diagnostic research base to ensure the implementation of a pedagogical experiment on the development of information competence offuture teachers of vocational education.

Keywords: professional and pedagogical education, teacher of vocational education, information competence of a teacher ofprofessional training, components of information competence of a teacher of vocational education, criteria and diagnostic base of the study.

В условиях непрерывного развития промышленных технологий, роста и обновления объемов информации, цифровизации экономики и образования ключевым условием обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагога профессионального обучения становится его информационная компетентность. Это обусловлено многовекторностью профессиональной деятельности данного специалиста, а также необходимостью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации на стыке гуманитарных, естественнонаучных, технических, социально-экономических областей знания.Приэтомналичиеупедагоговпрофессионального обучения высокого уровня информационной компетентности должно проявляться не только в умении работать с информацией и современными средствами информационных технологий, но и в способности использовать их адекватно целям учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и/или производственного процесса на предприятиях различных секторов экономики, повышая качество подготовки выпускников и создавая основу производства конкурентоспособной продукции.

Изучению проблемы формирования

информационной компетентности педагога посвящено значительное количество работ как отечественных

исследователей (З.Н. Сейдаметова, С.В. Тришина, М.И. Царева [6; 7; 8]), так и зарубежных (L. Ilomaki. E. Instefjord [9; 10]). Однако феномен информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения с учетом дуалистичной специфики профессиональной деятельности этого специалиста. изучен не в полной мере, что и обусловило потребность в исследовании сущности и структуры информационной компетентности педагога профессионального обучения, разработки критериев и показателей оценивания уровня сформированности данного феномена с целью создания эффективных педагогических условий по его развитию.

В своем исследовании информационной компетентности педагога профессионального обучения мы опирались на подходы Т.С. Виноградовой. О.Н. Ионовой, З.Н. Сейдаметовой, и С.В. Тришиной [2; 5; 6; 7] к определению сущности данного феномена, а также исходили из сущности профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, ее задач и функций. Это позволило нам рассматривать информационную компетентность педагога профессионального обучения как интегративное качество личности, которое отражает ценностное отношение к информационным технологиям, теоретическуюипрактическуюготовностьиспособность специалиста к осуществлению поисковой, аналитико-

© Жуева А.Г. © Zhueva A.G.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

синтетической и практической информационной деятельности, адекватному использованию современных информационно-технологических средств с целью решения практических и исследовательских задач, и непрерывного самосовершенствования. Следовательно, для развития информационной компетентности необходимым является не только обеспечение условий усвоения будущими педагогами профессионального обучения знаний, умений и навыков в сфере информационных технологий, но и развитие способности к их применению для решения психолого-педагогических и инженерно-технологических задач.

На основании подходов Т.С. Виноградовой, О.Н. Игнатьевой и О.Н. Ионовой, С.В. Тришиной [2; 5; 7] к определению структуры информационной компетентности, а также с учетом специфики профессионально-педагогической деятельности

нами была определена структура информационной компетентности педагога профессионального обучения, составляющими которой являются мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, дидактико-методический и рефлексивный компоненты.

При этом мотивационно-ценностный компонент отражает отношение студента к информационным технологиям и работе с ними, его стремление и потребность использовать их возможности в профессиональной деятельности и в целях самосовершенствования, демонстрирует наличие потребности в совершенствовании собственной информационной компетентности.

Когнитивный и операционно-деятельностный критерии отражают соответственно наличие у студента совокупности знаний в области информационных технологий, навыков и опыта их применения в профессионально-педагогической деятельности.

Дидактико-методический компонент отличает разработанную нами структуру информационной компетентности от ранее предлагаемых различными авторами и включает в себя совокупность знаний и навыков в области подбора и преобразования различных видов информации в дидактические материалы; методики использования средств информационных технологий в обучении адекватно целям образовательного процесса и в сочетании с традиционными технологиями обучения; знаний о возможных отрицательных последствиях использования информационных технологий в обучении методах предупреждения их возникновения.

Рефлексивно-оценочный компонент отражает способность студента осуществлять самоанализ и самооценку собственной информационной деятельности и на основании полученных результатов совершенствовать собственный уровень информационной компетентности.

При этом мы считаем, что важной характеристикой процесса развития структурных компонентов информационной компетентности является их системная взаимосвязь. Так при выполнении студентами разных видов информационной деятельности и освоении новых методов работы с информацией и средствами информационных технологий в процессе решения учеб-

ных задач развиваются когнитивный и операционно-деятельностный компоненты; анализ результатов выполненной работы, причин успехов и допущенных ошибок оказывают влияние на развитие рефлексивного и мотивационно-ценностного компонентов; активное применение информационных технологий при освоении педагогических дисциплин стимулируют развитие дидактико-методического компонента, а противоречия между требованиями педагогической деятельности к уровню владения средствами информационных технологий и существующим уровнем информационной компетентности студентов, возникающие у них при прохождении педагогических практик, вызывают потребность в получении новых знаний и навыков в данной сфере.

Следовательно, для развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения ими профильных дисциплин считаем необходимой разработку педагогической технологии, которая позволит комплексно и последовательно развивать все ее структурные компоненты в течение всего периода обучения студента в вузе.

Первым шагом обоснования такой технологии является определение критериев и показателей, характеризующих уровни развития исследуемого феномена, а также подбор методик для их диагностирования.

Для наполнения конкретным содержанием каждого из показателей разработанных критериев нами были проанализированы работы Э.Ф. Ахмадиевой, Т.С. Виноградовой, Н.И. Гендиной, О.Н. Ионовой, [1; 2; 3; 5] и других исследователей, посвящённые определению критериев и показателей информационной компетентности у обучающихся разных направлений подготовки, в том числе и педагогических. При этом нами было установлено, что традиционно в педагогических исследованиях выделяются специфические критерии для оценивания мотивационно-ценностной сферы обучающихся, их знаний, умений и навыков в определенной сфере, а также способности к самооценке и самосовершенствованию; а наиболее целесообразным является подбор критериев оценивания развития информационной компетентности с учетом ее ее структурных компонентов, что позволяет более точно отслеживать динамику развития каждого из компонентов информационной компетентности через показатели, выражающиеся в разных аспектах учебно-познавательной деятельности студентов.

На основе этого, исходя из выделенных нами в структуре информационной компетентности компонентов мы определяем следующие критерии оценивания ее развития: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный,

дидактико-методический и рефлексивный. На каждом из уровней развития информационной компетентности каждый из указанных критериев будет отличаться индивидуальной совокупностью показателей, что обобщено нами в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии и показатели развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения и методики их оценивания (составлено автором)

Критерий Показатели Методики оценивания показателей

Мотивационно-ценностный Потребность в использовании информационных технологий в целях профессионального и личностного саморазвития Адаптированная анкета выявления потребности студентов в применении ИКТ в образовательном процессе (Н.Б. Сэкулич)

Мотивация использования информационных технологий в учебной и профессионально-педагогической деятельности Адаптированная методика «Изучение мотивов информационной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А Якунин).

Мотивы и потребность в совершенствовании информационной компетентности Адаптированная методика диагностики потребности в самосовершенствовании (Г. Д. Бабушкин)

Когнитивный Информационно-поисковые знания Тестирование, анализ продуктов учебной деятельности (контрольные работы, портфолио)

Технологические знания Тестирование, устный и письменный опрос.

Дидактико-методические знания Анализ продуктов учебной деятельности по психолого-педагогическим и профильным дисциплинам, листы самооценки по результатам прохождения практики.

Операционно-деятельно стный Умения и навыки целесообразного применения информационных технологий для организации учебно-воспитательной деятельности в учреждении СПО Анализ продуктов учебной деятельности по психолого-педагогическим дисциплинам (отчеты о прохождении педагогических практик, портфолио, видеоматериалы уроков и воспитательных мероприятий, проводимых студентами в ходе педагогических практик, отзывы и характеристики руководителей от базы практики)

Умения и навыки целесообразного использования информационных технологий для решения инженерно-технических задач в отрасли промышленности Тестирование, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности по и технологическим практикам профильным дисциплинам (мультимедийные презентации, видеоролики, сопровождающие отчеты технологических практик, курсовые работы, рефераты)

Умение и навыки осуществления учебно-профессиональной коммуникации посредством использования средств информационных технологий Наблюдения, анализ продуктов информационно-коммуникативной деятельности (портфолио, групповые беседы в социальных сетях, участие в видеоконференциях)

Дидактико-методический Наличие дидактико-методических знаний Анализ продуктов учебной деятельности по психолого-педагогическим и профильным дисциплинам, листы самооценки по результатам прохождения педагогических практик

Умения и навыки целесообразного применения информационных технологий для организации учебно-воспитательной деятельности в учреждении СПО Анализ продуктов учебной деятельности по психолого-педагогическим дисциплинам (отчеты о прохождении педагогических практик, портфолио, видеоматериалы уроков и воспитательных мероприятий, проводимых студентами в ходе педагогических практик, отзывы и характеристики руководителей от базы практики)

Рефлексивный Способность к оцениванию собственной информационной деятельности и ее результатов Адаптированная методика оценки рефлексивных способностей (О.Б. Даутов, С.В. Христофоров, А.В. Карпов, В.В. Пономарева)

Способность к развитию информационной компетентности на основе результатов самоанализа Анкетирование, опрос, портфолио Адаптированная методика «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В.И. Андреев)

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

В нашем исследовании при выделении уровней развития информационной компетентности мы учитываем, что абитуриенты, поступающие на первый курс обучения в вуз, уже имеют определенный уровень информационной компетентности, сформированный в процессе освоения школьного курса информатики и активной учебно-познавательной, коммуникативной и повседневной информационной деятельности.

Кроме того, мы учитываем в своем исследовании темпы развития информационных и промышленных технологий, педагогической науки и, обусловленную этим, необходимость постоянного совершенствования информационных знаний и умений. При данных условиях считаем, что достижение высокого уровня развития информационной компетентности в процессе обучениястудентовввузе не представляетсявозможным, но данный уровень может быть достаточным для эффективного осуществления профессиональной деятельности молодым специалистом.

Соответственно, в нашем исследовании мы выделяем три уровня развития информационной компетентности: базовый, средний и достаточный. На основе предложенных критериев и показателей информационной компетентности педагога

профессионального обучения кратко охарактеризуем каждый из уровней:

базовый - характеризуется наличием у студента ситуативной потребности и внешней мотивации к использованию информационных технологий в качестве средства получения информации для решения учебных и жизненных задач, отсутствием четко выраженной потребности в совершенствовании собственной информационной компетентности; наличием базовых знаний о наиболее популярных источниках информации, методах ее получения и обработки, при этом умение оценивать достоверность полученной информации зависит от общей образованности; наличием общих знаний о программном и аппаратном обеспечении, его ограничениях и возможностях в пределах использования для решения учебных задач; общего представления о способах применения средств информационных технологий в образовательной деятельности, навыков подбора и использования средств информационных технологий для разработки типовой учебно-методической документации, средств наглядности, решения учебно-производственных задач; наличием способности к оцениванию и корректированию собственной информационной деятельности с точки зрения решаемых задач при указании на наличие в ней ошибок;

средний - характеризуется наличием потребности и внутренней мотивации к использованию информационных технологий в качестве средства получения знаний для решения учебных задач при недостаточной готовности к их использованию в образовательном процессе и совершенствованию собственной информационной компетентности; наличием знаний об учебных и профессионально-

ориентированных источниках информации, методах ее получения, обработки и предоставления; наличием способности давать оценку достоверности полученной информации и применять полученную информацию для решения учебно-профессиональных задач; наличием достаточных знаний об аппаратном и программном обеспечении, их ограничениях и возможностях; знанием методов применения и способов организации учебного взаимодействия посредством применения информационных технологий; наличием общего представления о возможных негативных последствиях использования информационных технологий в обучении, умением их использования для достижения образовательных целей при чрезмерном или нецелесообразном использовании в учебно-воспитательном процессе учреждений СПО; наличием умений в области подбора и применения средств информационных технологий для решения инженерно-технических задач в рамках учебно-производственной деятельности; умением осуществлять коммуникацию посредством использования информационных технологий в рамках межличностного общения и с целью решения учебных задач, умением применять для данных целей средства аудио- и видео коммуникаций; наличием умений оценивания и корректировки результатов своей информационной деятельности при указании на оптимальные способы исправления ошибок при недостаточной готовности к систематичному и самостоятельному совершенствованию собственной информационной компетентности;

достаточный - характеризуется наличием осознанной, внутренней мотивации к

использованию информационных технологий в качестве средства постоянного самообразования и самосовершенствования, совершенствования собственной информационной компетентности; готовностью к использованию информационных технологий в учебной и профессионально-педагогической деятельности; углубленными знаниями о современных учебных и профессионально-ориентированных информационных источниках, современных информационно-поисковых технологиях; методах сбора, обработки и форматах предоставления информации; наличием способности на основе анализа информации из различных источников производить объективно-новую информацию как в инженерной так и педагогической сфере деятельности; знанием методов подбора программного и аппаратного обеспечения дидактического и инженерного назначения для решения нестандартных педагогических и инженерно-технологических задач, способности применять их адекватно учебно-воспитательным целям учреждения СПОипроизводственным задачам предприятия; знанием способов организации учебного взаимодействия посредством использования средств информационных технологий; наличием навыков анализа средств информационных технологий с точки зрения образовательных целей, психолого-педагогических,

технических и дизайн-эргономических требований к ним, навыков организации удаленного группового взаимодействия посредством их использования для осуществления учебно-профессиональной коммуникации и участия в научно-педагогических мероприятиях; навыков рефлексии собственной информационной деятельности, способности самостоятельно анализировать и корректировать стратегии поведения в информационной среде и получаемые информационные продукты на основе результатов самоанализа; способности и осознанного стремления к постоянному совершенствованию информационной компетентности посредством активного использования информационных технологий

в данных целях.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам определить критерии и показатели развития информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения, выделить уровни ее развития, а также подобрать методики для проведения соответствующей диагностики у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». В дальнейшем это позволит более обосновано подойти к разработке технологии развития информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения и отследить динамику изменений исследуемого феномена в результате реализации педагогической технологии.

Библиографический список

1. Ахмадиева Э.Ф. Диагностика уровней сформированности информационной компетентности учащихся при работе с учебно-научным текстом // Путь науки. 2015. №8 (18). С. 52-54.

2. Виноградова Т.С. Информационная компетентность. Проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. № 2. С. 92-98.

3. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. 2005. № 3. С. 18-24.

4. Игнатьева О. Н. Критерии и показатели уровня развития информационной компетентности преподавателей вуза // Вестник СВФУ 2014. №3. С. 131-135.

5. Ионова О.Н. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования // Конгресс конференций. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6146.html.5 (дата обращения: 15.03.2021).

6. Сейдаметова З.Н. Структура информационной компетентности инженеров-педагогов швейного профиля // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2015. № 34. С. 144-148.

7. Тришина С.В Сущность и структура информационной компетентности будущего специалиста // Заочные электронные конференции [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2012/12/1887.pdf (дата обращения: 15.03.2021)

8. Царева М.И. Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 91-94.

9. Ilomäki L., Paavola S., Lakkala М., Kantosalo А. Digital competence - ап emergent boundary concept for policy and educational research // Education and Information Technologies. 2016. №21 (3), Р. 655-679.

10. Instefjord E. Appropriation of digital competence in teacher education // Nordic Journal of Digital Literacy. 2014. №4 (9), Р 313-329.

Refrences

1. Akhmadieva E.F. Diagnostics of the levels of formation of information competence of students when working with an educational and scientific text. 2015. No. 8 (18). Pp. 52-54.

2. Vinogradova T.S. Information competence. Problems of interpretation // Man and Education. 2012. No. 2. Pp. 92-98.

3. Gendina N.I. Information literacy or information culture: alternative or unity (results of Russian research) // Shkolnaya biblioteka. 2005. No. 3. Pp. 18-24.

4. Ignatieva O.N. Criteria and indicators of the level of development of information competence of university teachers // NEFU Bulletin. 2014. No. 3. Pp. 131-135.

5. Ionova O.N. Theoretical aspects of the formation of adult information competence in the process of additional education. Information technologies in education [Electronic resource]. URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6146.html.5 (accessed: 15.03.2021).

6. Seidametova Z.N. Structure of information competence of engineers-teachers of sewing profile // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2015. No. 34. Pp. 144-148.

7. TrishinaS.V. The essence and structure of information competence of the future specialist // Correspondence electronic conferences [Electronic resource]. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2012/12/1887.pdf (accessed: 15.03.2021)

8. Tsarava, M.I. Information culture and information competence from the standpoint of philosophy and sociology // Aspects and trends of pedagogical science: materials of the II International Scientific Conference. St. Petersburg: Svoje izdatelstvo, 2017. Pp. 91-94.

9. Ilomäki L., Paavola S., Lakkala М., Kantosalo А. Digital competence - аn emergent boundary concept for policy and educational research // Education and Information Technologies. 2016. No 21 (3), Pр. 655-679.

10. Instefjord E. Appropriation of digital competence in teacher education // Nordic Journal of Digital Literacy. 2014. No 4 (9), Pр. 313-329

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.