Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНЕ'

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / профессиональное образование / Центр опережающей профессиональной подготовки / методология оценки деятельности / индикаторы и показатели деятельности / labor market / vocation education / Advanced (Proactive) Vocational Training Center / performance assessment methodology / indicators and performance measures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Виктор Геннадьевич

Рассмотрены подходы автора к созданию методологически выверенного и точно определенного инструментария по оценке деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки на основе комплексного системного анализа существующих трендов развития образования, приоритетов социальноэкономического развития региона, запросов стейкхолдеров регионального сообщества, внешних партнеров. Представлен и описан перечень основных индикаторов и показателей эффективности функционирования и развития Центра. Представленные подходы к созданию критериальной оценки деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса, ориентированные на приоритеты социальноэкономического развития региона, основанные на тесном взаимодействии Центра с партнерами, могут быть применимы в работе учреждений высшего и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-BASED ASSESSMENT THE EFFECTIVENESS OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING IN THE REGION

The present paper examines the author’s metho dologies for the creation of methodologically verifi ed and precisely defi ned instruments for evaluating the activities of the Centre for Advanced Professional Training. This evalua tion is based on a comprehensive system analy sis of the current trends in the education development, the priorities of socioeconomic development of the region, the requests of stakeholders within the regional community, and external partners. The list of primary indicators and indicators pertai ning to the Centre’s functioning and development effi ciency is presented and described. The outlined methodologies for generating a criterionbased evalua tion of the activity of the Centre for Advanced Professional Training of Kuzbass, with a particular emphasis on the priori ties of socioeconomic development of the region, based on close collaboration between the Centre and its partners, can be applied to the work of institutions of higher and secon dary vocational education.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНЕ»

УДК /UDC 377.5

DOI10.54509/22203036_2024_2_50 EDN TETRDK

Лысенко Виктор Геннадьевич

кандидат педагогических наук, директор ГПОУ «Сибирский политехнический техникум», г. Кемерово

Lysenko Viktor G.

Candidate of Pedagogy Sciences,

Director of Siberian Polytechnic Technical School,

Kemerovo

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РЕГИОНЕ

CRITERIA-BASED ASSESSMENT THE EFFECTIVENESS OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING IN THE REGION

Аннотация. Рассмотрены подходы автора к созданию методологически выверенного и точно определенного инструментария по оценке деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки на основе комплексного системного анализа существующих трендов развития образования, приоритетов социально-экономического развития региона, запросов стейкхолдеров регионального сообщества, внешних партнеров. Представлен и описан перечень основных индикаторов и показателей эффективности функционирования и развития Центра. Представленные подходы к созданию критериальной оценки деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса, ориентированные на приоритеты социально-экономического развития региона, основанные на тесном взаимодействии Центра с партнерами, могут быть применимы в работе учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Abstract. The present paper examines the author's methodologies for the creation of methodologically verified and precisely defined instruments for evaluating the activities of the Centre for Advanced Professional Training. This evaluation is based on a comprehensive system analysis of the current trends in the education development, the priorities of socio-economic development of the region, the requests of stakeholders within the regional community, and external partners. The list of primary indicators and indicators pertaining to the Centre's functioning and development efficiency is presented and described. The outlined methodologies for generating a criterion-based evaluation of the activity of the Centre for Advanced Professional Training of Kuzbass, with a particular emphasis on the priorities of socio-economic development of the region, based on close collaboration between the Centre and its partners, can be

applied to the work of institutions of higher and secondary vocational education.

Ключевые слова: рынок труда, профессиональное образование, Центр опережающей профессиональной подготовки, методология оценки деятельности, индикаторы и показатели деятельности.

Keywords: labor market, vocation education, Advanced (Proactive) Vocational Training Center, performance assessment methodology, indicators and performance measures.

Введение

В связи с появлением Центров опережающей профессиональной подготовки как инновационной структуры в системе профессионального образования появилась необходимость в разработке новых концептуальных и методологических подходов к вопросам их функционирования и развития. Одной из актуальных задач управленческой деятельности руководителя и педагогов является разработка критериев и показателей оценки деятельности Центра в связи с появлением новых функций и полномочий.

Целью исследования является анализ условий и оснований изменений критериальной оценки деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса в контексте устойчивого развития региона.

Несмотря на то, что Распоряжением Минпросвеще-ния России были утверждены «Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки», регламентирующие условия и механизмы организации деятельности центров опережающей профессиональной подготовки (далее ЦОПП), не было разработано методологических

основ их деятельности, критериальных подходов, технических решений, которые могли бы помочь руководителям всех уровней власти, предприятий и организаций всех форм собственности войти в коллабора-цию рынка труда регионов. Задачи высокоэффективных решений по воздействию на рынок труда, где традиционно господствовали спрос и предложение, не могли реализовываться в полной мере. Глубина противоречий рынка труда не позволяла пользоваться простыми критериями, такими как вакансии, размещенные в центрах занятости населения, количество безработных граждан, зарегистрированных в этих же центрах занятости и др. Высокоэффективные решения стали зависеть от цифровой трансформации, связанной с обработкой большого массива данных о количестве предприятий, уровне заработной платы, текущей востребованности в кадрах; с перспективами развития инвестиционных проектов региона, технологическими изменениями в производстве, форс-мажорными обстоятельствами и т.д. Таким образом, количественные характеристики без их качественных уточнений не работали.

Научная новизна исследования связана с оценкой эффективности деятельности по организации опережающей профессиональной подготовки кадров с позиций выработки системы единых критериальных подходов к количественным и качественным показателям, отвечающим приоритетам социально-экономического развития региона. Практическая значимость исследования - в возможности использования представленных подходов в работе профессиональных образовательных организаций (далее ПОО) и вузов.

Методология

Появление новых и обновление имеющихся федеральных образовательных стандартов по программам среднего профессионального образования, разработанных по более чем 100 профессиям, требовали адекватного ответа от профессиональных образовательных организаций в части разработки программ по новым дисциплинам и модулям. Сделать это должны были методические центры по сложившейся традиции, но технологии цифровой трансформации производства значительно продвинулись, а система образования оказалась к ним не готова. Необходимо было получить заказ на определенные программы от работодателей.

Такие программы были адресованы Центрам опережающей профессиональной подготовки, которые появились в России в 2018 году. В 2019 году были утверждены «Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки». В методических рекомендациях был

представлен и перечень основных индикаторов и показателей эффективности создания и функционирования ЦОПП [10, с. 28-29], который на первоначальном этапе включал 7 основных показателей. При этом предполагалось установление дополнительных показателей эффективности функционирования ЦОПП на соответствующий год.

Между тем мы полагаем, что выбор стратегии и тактики системных изменений, а особенно организационных педагогических изменений в условиях модернизации образования, в нашем случае - появления новой инновационной структуры в системе профессионального образования, следует рассматривать прежде всего с философских и методологических позиций. Б. С. Гершунский, например, высказывал мысль о том, что «именно философский уровень позволяет, синтезируя данные разных наук, выйти на междисциплинарное представление о ценностных, системных, процессуальных и результативных аспектах образования» [2, с. 76]. И далее, в продолжение вышесказанного, ученый констатировал, что «научно-мировоззренческие и нормативно-управленческие знания, фиксируемые соответственно в философии и политике развития образования, в свою очередь, дают основания для разработки стратегии, а затем и тактики образовательной деятельности, имеющей непосредственное отношение к педагогической практике» [2, с. 76-77].

Рассматривая в данной публикации один из аспектов деятельности ЦОПП - создание методологически выверенного и точно описанного инструментария по оценке деятельности данной инновационной структуры, мы, не вдаваясь в особенности таких терминологических единиц, как индикатор, показатель, критерий, будем считать их синонимичными и остановимся прежде всего на условиях и основаниях их трансформации, связанной с изменениями в политической, социально-экономической, демографической и других ситуациях, складывающихся «на определенном «отрезке» времени создаваемой реальности» [17, с. 12]. В нашем случае в ситуации открытия в регионах ЦОПП, когда, кроме предложенных на федеральном уровне методических рекомендаций по их созданию, требуется подведение этих рекомендаций под конкретный регион, адаптация требований под программы опережающей профессиональной подготовки (далее ОПП) для конкретных работодателей, определение принципов и подходов к разработке и реализации программ нового типа, программ ускоренного обучения специалистов для конкретного региона с учетом установок Четвертой технологической революции и технологического перевооружения экономики.

В Концепции создания Центра опережающей профессиональной подготовки, защищенной в Новосибирском технопарке в октябре 2018 года на Стратегической сессии «Опережающая подготовка кадров как стратегия развития региона» и утвержденной позднее распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2018 г. [5], были предложены показатели деятельности ЦОПП, которые, на наш взгляд, определили стратегические возможности системы среднего профессионального образования (далее СПО) региона того периода. Показатели учитывали мировые и отечественные тренды в развитии системы профессионального образования и ее конкурентные преимущества перед системой высшего образования, определили направленность всех действий на конкретного заказчика рабочих кадров, максимально уточняя «путь клиента» и его возрастные особенности. При этом эффективность профессиональной подготовки измерялась трудоустройством всех выпускников текущего года, а финансовые внебюджетные поступления отражали способность руководителей хозяйствующих субъектов договориться о рыночной стоимости реализуемых программ.

Концепция опережающей профессиональной подготовки ЦОПП Кузбасса предполагала объединение усилий по развитию человеческого капитала и трудовых ресурсов, в частности - на микроуровне (предприятие или организация), мезоуровне (региональные органы исполнительной власти), макроуровне (единые подходы к опережающей подготовке кадров в Российской Федерации).

Согласно методологии стратегирования, разработанной доктором экономических наук, профессором В. Л. Квинтом, стратегические цели всех уровней власти, владельцев предприятий или самих работников или слушателей, благодаря опережающей профессиональной подготовке кадров, приводят к повышению качества жизни за счет увеличения производительности труда и общественного благосостояния за счет социального уровня работников и культуры производства [3; 4].

По мнению Т. А. Алабиной, современная российская школа концепции стратегирования академика, доктора экономических наук, профессора В. Л. Квинта выделяется особой новизной и концептуальными подходами. Речь идет не столько о разработанных формальных стратегиях, стратегических документах разного уровня, а их практико-ориентированной направленности. «Например, на региональном уровне ключевой разработкой научной школы стратегирования для Кемеровской области - Кузбасса стала «Стратегия

социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 г.» [1, с. 145]. Разработка Стратегии Кузбасса командой академика В. Л. Квинта позволила внести изменения в Закон Кемеровской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» [12], а затем оперативно доработать ее силами коллектива КемГУ при участии жителей региона, заинтересованных представителей бизнеса, научного сообщества, образовательных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, Губернатора Кемеровской области С. Е. Цивилева.

Программные и нормативно-правовые документы, отражающие приоритеты социально-экономического развития региона, такие как «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 г.» (Стратегия «Кузбасс - 2035») [1], Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 26 февраля 2019 г. № 111 «О перечне приоритетных для Кемеровской области компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских по компетенциям» [14], «Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы СПО, в целях устранения дефицита рабочих кадров Кемеровской области» [15] и др. явились основой при разработке Концепции и программы деятельности ЦОПП Кемеровской области.

Результаты

Разработка стратегических документов развития региона требовала дальнейшего сопровождения их реализации и коррекции деятельности всех структур управления. Так, например, Владимир Львович Квинт не только разрабатывал Стратегию социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года, но и сопровождал деятельность регионального сообщества по ее реализации. Так, в течение 2022-2023 гг. академик принимал участие в работе трех стратегических сессий, организованных клубом «Стратегии образования Кузбасса», созданном на базе ЦОПП Кузбасса («Опережающая подготовка кадров в непроизводственном секторе экономики», «Стратегия структурных изменений системы СПО региона», «Школа юных стратегов»). В. Л. Квинт высоко оценил проекты, представленные на стратегических сессиях, направленных на развитие soft skills в непроизводственном сек-

торе, выразившиеся в создании и профессиональной опережающей подготовке студенческой добровольческой народной дружины «Право и закон» совместно с Кузбасским линейным управлением внутренних дел на транспорте и Студенческого корпуса спасателей, внедрении учебно-производственных комплексов для создания производственной базы и мест первого трудоустройства в структуре ПОО; создании лабораторий типа «фаблаб» для реализации уроков технологии и получения «первой профессии»; создании учебно-производственных кластеров типа «Школа -ПОО - вуз - предприятие». В системе СПО было создано 10 учебно-производственных консорциумов для развития системы дополнительного профессионального образования в муниципалитетах, отдаленных от центров агломераций (Кемерово, Новокузнецк), под Стратегию развития Кузбасса до 2035 года. Такая аналитическая работа совместно со специалистами в области стратегирования позволяет более адекватно оценивать деятельность образовательных организаций, деятельность таких инновационных структур, как ЦОПП, с учетом ориентации на тренды развития системы образования, рынка труда, социально-экономического развития страны, региона.

Анализ существующих трендов показал, что большинство предприятий и учреждений в России и за рубежом опирается в своей деятельности на опытных сотрудников, которые хорошо знают производственные и технологические процессы, но не владеют цифровыми технологиями и сервисами, что не позволяет им быть максимально эффективными. В 2016 году появился термин «серебряное поколение», а кризис этого же времени привел к сокращению и увольнению работников предпенсионного возраста, которые могли досрочно получить пенсию по старости, но захотели остаться на рынке труда в качестве работников. Влияние данного тренда имело и социальный, и экономический аспект для формирования рынка труда. Отсюда появились показатели деятельности ЦОПП, измеряемые «количеством граждан старше 50лет, получившим услуги ЦОПП», «количеством программ, разработанных для граждан старше 50 лет и граждан предпенсионного возраста» и «количеством граждан, обученных по этим программам» (здесь и далее индикаторы и показатели реализации мероприятий по созданию и функционированию в субъектах Российской Федерации ЦОПП выделены курсивом).

Для реализации целей и задач деятельности ЦОПП необходимо было выдержать единую методологию в определении направлений развития кадрового потенциала региона, поэтому следующей группой, на кото-

рую был направлен вектор внимания, стали школьники. Данная категория граждан еще не вступила в формальные отношения с работодателем, но уже начала оказывать свое влияние на рынок образовательных услуг. Именно предпочтения школьников-абитуриентов оказывают последние 5-7 лет максимальное влияние на утверждение цифр приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования, невыполнение которых ведет к кадровым решениям в отношении руководителей этих учреждений, снижению либо повышению уровня заработной платы у преподавателей определенных специальностей.

В показателях ЦОПП появились необычные, на первый взгляд, критерии, характеризующие развитие и системы СПО региона, и рынка труда: «количество программ, разработанных для дополнительного профессионального обучения школьников», «количество школьников, обученных по этим программам и получивших свидетельство о профессии» («Моя первая профессия» [6]). Получение профессии школьниками должно было стать вершиной профориентационной работы в общеобразовательных организациях, характеризующей уровень «профессиональной навигации», то есть понимания возможного профессионального маршрута, логического продолжения профессиональных проб школьников, качества ведения образовательной области «Технология», а также уровня воспитательной работы, направленной на развитие региона, и личного вклада в его развитие.

Возникла идеальная ситуация, когда личная профессиональная стратегия развития отдельного школьника олицетворяла Стратегию развития отраслей экономики региона, складывалась в систему оценки качества многих процессов. Это было начало созидательного процесса, в некоторой степени повторяющего историю развития учебно-производственных комплексов Союза Советских Социалистических Республик (УПК СССР), где школьники также осваивали профессию. Однако в 2019-2023 гг. профессию школьники осваивали на лучших образцах техники и оборудования в профессиональных образовательных организациях с участием представителей реального сектора экономики. В данном случае, как отмечает И. В. Новикова, при соответствии личностной стратегии региональным и корпоративным интересам внешние условия будут способствовать ее реализации [11].

В связи с тем, что развитие отраслей экономики региона и страны в целом происходит неравномерно, на наш взгляд, одним из индикаторов данного процесса может стать такой показатель, как «количество отраслевых программ, разработанных за отчетный период».

Исходя из логики принципа человекоцентричности (от англ. Иитап-сеп^юйу), это означает, что в центре процесса находится человек со своими ценностями, потребностями, приоритетами и мотивацией [16], имеющий возможность обучаться по этим программам и входящий в «число обученных под заказ работодателей». Эти два критерия демонстрируют и инвестиционную активность в данной отрасли, и ее востребованность у населения (как спрос коррелирован с предложением). Дополняем эти два показателя индикаторами активности реального сектора экономики: «количеством программ под заказ работодателя» и «количеством обученных под заказ работодателей».

Важно было донести до руководителей предприятий и организаций ту мысль, что ЦОПП как инновационное учреждение ориентировано на 100 % на внешнюю среду, и поэтому оценка эффективности деятельности ЦОПП будет зависеть от заказа на программы от производственников или заинтересованных учреждений и спроса на них у свободных агентов рынка труда либо работников, уже сегодня выполняющих трудовые функции, но готовых увеличить производительность своего труда, повысить уровень его оплаты. Это был второй положительный пример соответствия личной стратегии профессионального развития человека стратегии корпоративного и даже отраслевого развития (мезо-уровень).

Практика пяти лет показала, что если во главу угла деятельности ЦОПП ставится человек с его интересами, ценностями, компетенциями, то есть все основания полагать, что за этим последует развитие производительности труда не только самого человека, слушателя программ опережающей профессиональной подготовки, но и производительности труда предприятия в целом. Вместе с тем необходимо признать, что часто встречается сопротивление всему новому, это заложено в психике человека. Зачастую человек просто не может увидеть и распознать «свои интересы», признаться самому себе в том, что давно «вырос» из старой технологии, должности, рабочих функций, хочет нового, хочет развития, новых условий производственной деятельности.

Именно здесь включался идеологический показатель опережения - программа «компетенций будущего». Это не программа «нового как хорошо забытого старого», а программа цифровой трансформации технологических процессов, на которых основывается развитие всего производства в XXI веке («Четвертая технологическая революция»). В данном случае нам удавалось привлечь экспертов по созданию программ, которые могли объединить в себе мировые, отрасле-

вые, региональные тренды, а также личностные стратегии развития профессиональной траектории слушателей. Начиная с самых простых цифровых программ по развитию компетенций слушателей, мы дошли до командного проектирования цифрового двойника энергосистем предприятия. «Компетенции будущего» стали драйвером основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в 75 % ПОО региона в части так называемых сквозных компетенций, позволяющих влиять на производительность труда работников, а пока еще студентов, обеспечивающих эффективное сочетание профессиональных компетенций с 1Т-компетенциями.

Показатель «разработанные программы профессиональных модулей для среднего профессионального образования» интегрирует усилия разработчиков по модернизации обучения в части цифровой трансформации содержания программ. Активное технологическое развитие основных отраслей экономики региона приводит к повышению требований и к рабочей силе, обслуживающей 1Т-емкое производство, работающее в автоматизированном режиме и минимизирующее эксплуатационные операционные расходы. Во всех программах с 2020 года данные модули, имеющие различные названия, готовят студентов к перестройке производственных процессов на предприятиях и управлению ими на 1Т-основе. За 5 лет существования данного показателя 2 080 человек получили документы о прохождении данных модулей за время обучения.

В связи с реализацией ЦОПП в 2021-2022 гг. крупных федеральных проектов, таких как Межрегиональный центр строительных компетенций в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах [7], стала очевидной необходимость пересмотра показателей деятельности ЦОПП и его производственных, общественных связей, коммуникаций, контроля за выполнением социальных обязательств. Ведь именно субъекты Российской Федерации как участники деловых и экономических связей, организаторы отношений на рынке труда наиболее заинтересованы в развитии отраслей экономики региона. Те органы исполнительной власти, которые накопили достаточный управленческий и кадровый ресурс, демонстрируют достаточно высокий уровень развития отраслей экономики и прирост валового регионального продукта, в том числе за счет максимальной добавленной стоимости производства. В показателях ЦОПП это отразилось в новых технологиях продвижения в социальных сетях и информационном пространстве не только региона, но и страны в целом: «количество публикаций о деятельности регионального ЦОПП в сети «ВКонтакте», «информационное сопровож-

дение деятельности ЦОПП в региональных СМИ», «информационное сопровождение деятельности ЦОПП на федеральном уровне». Встала задача тиражирования и масштабирования лучших практик, реализованных в субъекте Российской Федерации на всю страну, как реальный способ влияния на социально-экономическое развитие рынка труда и качество жизни жителей независимо от региона проживания и уровня развития системы СПО в муниципальных образованиях [7-9].

Опережающая профессиональная подготовка, с одной стороны, стала ответом на перестройку технологических процессов и их масштабированием, а с другой стороны, сама приводила к смене принципов управления производственными процессами на предприятиях. Руководители предприятий и образовательных организаций, получая опыт реализации программ опережающей профессиональной подготовки за счет тиражирования лучших практик, получали направление трансформации и реализовывали ее с учетом местных особенностей. Эти новые инициативы масштабируются далее и образовывают инновационное поле системы подготовки кадров.

Именно так получилось с региональным проектом «Трудовая мобилизация» [8], когда в показатели ЦОПП была добавлена деятельность, характеризующая «количество студентов старших и выпускных курсов профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных на предприятия Кузбасса (реального сектора экономики), испытывающих трудности в связи с мобилизацией граждан для участия в специальной военной операции». Четкая работа по определению спроса и предложения на рынке труда в период марта 2022 - июня 2023 года совместно с Министерством труда и занятости, Министерством промышленности и торговли Кузбасса позволила не допустить снижения валового регионального продукта и темпов реализации инвестиционных проектов.

С 01.09.2023 года в показателях всех ЦОПП страны, в связи с положительным опытом Кузбасского Центра, появляются сразу три новых показателя, которые продолжают логику предыдущего периода, но имеют четкую направленность по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК): «количество предприятий, с которыми налажено взаимодействие», «численность граждан, обученных по заказу ОПК», «количество программ (или профессиональных модулей), разработанных под заказ предприятий ОПК». Данные показатели актуализировали подходы к подготовке, подбору, трудоустройству кадров наиболее важной для страны отрасли, а ЦОПП Кемеровской области - Кузбасса был назначен координатором дан-

ного направления в Сибирском федеральном округе с 01.08.2023 года [13] и с этого периода осуществляет мониторинг потребности в кадрах и ее реализацию на почти 300 предприятиях.

Задача настоящего периода не просто закрыть текущую потребность предприятий ОПК в кадрах и сохранить темпы выпуска продукции для российской армии, но и создать основу для долгосрочного развития оборонно-промышленного комплекса страны с увеличением количества продукции, расширением производственных мощностей и синхронизацией задач предприятий ОПК с общегосударственными и региональными целями и задачами.

Нахождение ЦОПП в поле взаимодействия предприятий реального сектора экономики и профессиональных образовательных организаций внесено в показатели данных, отражающих опережающий императив всего обучения по программам профессиональной подготовки.

Количество федеральных проектов, которые на уровне региона курируют и организуют участие в нем организаций образования,органов исполнительной власти и предприятий, входит в отдельные показатели Центра. Так, три показателя (19, 26 и 27 из показателей деятельности ЦОПП) отражают наделение полномочиями Регионального координационного Центра, обеспечивающего «участие в организации чемпионатов «Профессионалы», пришедшим на смену движению «Молодые профессионалы Worldskills», «участие в организации чемпионатов профессионального мастерства в форме профессиональных конкурсов по специальности», а также «участие в организации чемпионатов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Ни один из этих конкурсов не может состояться без усилий работодателей. Если быть объективным, то сам конкурс состояться может и должен, но потеряется сама идеология конкурса -развитие производительных сил и личного профессионализма работника независимо от пола, возраста и физических ограничений на благо страны и ее экономического роста.

Этот принцип был заявлен в идее социалистического развития - «от каждого по способностям - каждому по труду». Мощнейшая идиома может реализоваться только в партнерстве с предприятиями,организациями или частными предпринимателями, обеспечивающими согласование конкурсных заданий и их оценку на соответствие производственным процессам, объективную оценку правильности и полноты их выполнения, стажировки лучшим конкурсантам и преподавателям ПОО, а главное - трудоустройство победителей

и призеров профессиональных конкурсов как наиболее подготовленных к выполнению трудовых функций.

Высшим проявлением сотрудничества с предприятиями мы считаем наши соглашения с региональными и отраслевыми объединениями работодателей. Торгово-промышленные палаты, созданные в каждом регионе, в свою очередь, объединяют союзы промышленных предприятий по отраслям и обеспечивают максимальное сотрудничество ЦОПП с ними. Популяризация рабочих профессий как следование идеологии квалифицированного и хорошо оплачиваемого труда профессионала своего дела «зашита» в таких показателях, как «количество историй успеха, опубликованных в социальных сетях совместно с работодателями», «количество выпускников, трудоустроенных с помощью ЦОПП», благодаря созданному базовому центру содействия трудоустройства выпускников. Данные показатели создали определенную идеологическую вертикаль, влияющую на имидж ПОО региона и обеспечивающую максимальное взаимодействие исполнителей заказа на обучение совместно с заказчиком востребованных кадров и потребителей для масштабирования успешных проектов решения кадровых проблем в муниципальном образовании.

Создание научно-образовательного центра (НОЦ) Кузбасс в 2022 году внесло в деятельность ЦОПП еще несколько показателей, отражающих региональную повестку и нашедших отражение в Положении о НОЦ Кузбасс в виде лозунга: «ЦОПП - это кадры для проектов НОЦ». Без всякого сомнения, «количество соглашений, отражающих межрегиональную и международную коллаборацию» всех ЦОПП страны, «сотрудничество с образовательными организациями высшего образования», «количество иностранных граждан, охваченных деятельностью ЦОПП», «количество сотрудников научных организаций, представителей высокотехнологичного бизнеса, привлеченных к деятельности ЦОПП», впечатляет. Да и количество самих показателей и индикаторов, иллюстрирующих деятельность ЦОПП, на конец 2023 года составляло 40 показателей по 80 индикаторам, включающим расшифровку показателей по возрастам, наименованиям программ, перечню организаций-партнеров по видам деятельности и т.д. Если сопоставить данные с перечнем основных индикаторов и показателей эффективности создания и функционирования ЦОПП, предложенными в методических рекомендациях 2019 года (7 показателей и 13 индикаторов с расшифровкой), то можно увидеть их рост примерно в 6 раз. Оно и понятно, «на данном «отрезке» времени создаваемой реальности» [15] деятельность ЦОПП значительно трансформировалась, и в соответствии с новыми прио-

ритетами, целями, задачами менялась критериальная оценка деятельности ЦОПП.

Заключение

Проведенное исследование позволило определить подходы к критериальному оцениванию деятельности по опережающей профессиональной подготовке кадров в регионе. Анализ условий и оснований изменений критериальной оценки деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса был представлен по основным индикаторам/показателям, так как полный анализ в рамках одной статьи (40 показателей по 80 индикаторам) не представляется возможным и нуждается в отдельном рассмотрении. К тому же такая задача автором статьи и не ставилась.

Важно было продемонстрировать:

1) предложенные показатели могут быть использованы для анализа процессов, происходящих в системе СПО региона, характеризовать уровень взаимодействия системы подготовки кадров с основными заказчиками, уровень готовности отраслей экономики к преобразованиям, а также определения динамики развития отраслей экономики региона. Комплекс показателей может быть взят и для принятия управленческих решений по созданию экосистем, направлению инвестиций и готовности их использовать. Полнота полученных данных, качество разработанных программ, обоснованность выводов будут влиять на успешность планирования деятельности ЦОПП на следующем этапе развития в 2025-2030 годах;

2) для самой системы СПО мы видим основной эффект в повышении культуры обучения и реинжиниринге всех процессов, который позволит собирать лучшие практики обучения и быть открытыми для инноваций. Флагманы сотрудничества с ЦОПП получают имиджевые преимущества от лучшего качества конечного продукта, выражаясь языком производства (или компетенций слушателей), выстраивают оптимальные модели взаимодействия с промышленными партнерами;

3) технологии создания информационного аналитического пространства в ЦОПП Кузбасса можно описать как набор интегрированных показателей активности предприятий и организаций, поддерживающих и формирующих основные предложения на рынке труда региона, управляющих взаимоотношениями между заказчиком и потребителями (агентами рынка труда) и исполнителями (учреждениями государственного и негосударственного сектора профессионального образования), позволяющих обмениваться данными, планировать и прогнозировать бюджетирование, автоматизировать учетные и операционные продукты;

4) система показателей, предложенная нами, является не секторной, а радиальной, то есть закрывающей все информационное пространство дополнительного профессионального образования и предприятий реального сектора экономики, реализуемой по принципу «единого окна». Предполагается, что с развитием федеральной и региональной повестки показатели деятельности ЦОПП будут дальше трансформироваться и эволюционировать.

Литература

1. Алабина Т. А. Эволюция экономических исследований стратегий: роль концепции стратегирования В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 139-149.

2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. : Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.

3. Квинт В. Л. Концепция стратегирования : монография. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с.

4. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299.

5. Концепция создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки : утв. распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2018 г. № 485-р.

6. Лысенко В. Г. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях центра опережающей профессиональной подготовки // Профильная школа. 2022. Т. 10. № 2. С. 16-23.

7. Лысенко В. Г. Синхронизация направлений опережающей подготовки кадров с запросами рынка труда региона // Педагогика. 2023. Т. 87. № 6. С. 93-100.

8. Лысенко В. Г. Трудовая мобилизация студентов как механизм устранения кадрового дефицита предприятий региона // Педагогика. 2023. Т. 87. № 4. С. 88-94.

9. Лысенко В. Г Концептуальные основания опережающей профессиональной подготовки для социально-экономического развития региона // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. № 1 (35). С. 97-103.

10. Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки : распоряжение Минпросвещения России от 28.02.2019 № Р-16 (ред. от 30.04.2019) «Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdenii/. (дата обращения 15.02.2024).

11. Новикова И. В. Формирование личностной стратегии цифрового человека // Экономическое возрождение России. 2020. № 4 (66). С. 34-42.

12. О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» : закон Кемеровской области - Кузбасса № 163-ОЗ от 23 декабря 2020 г. // Стратегия развития Кемеровской области [Электронный ресурс]. URL: https://кузбасс-2035.рф/ (дата обращения 15.02.2024).

13. О координаторах федеральных округов по обеспечению синхронизации кадровой потребности предприятий ОПК и ресурсов системы среднего профессионального образования :

распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) № Р-168 от 01 августа 2023 г.

14. О перечне приоритетных для Кемеровской области - Кузбасса компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских по компетенциям : распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области [Электронный ресурс]. URL: https:// www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_10114703 (дата обращения 15.02.2024).

15. Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в Кемеровской области : утв. приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 24.01.2019 г. № 197 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru/ Documents/2019/programma_modernizatsii.pdf (дата обращения 15.02.2024).

16. Теслинов А. Г Концептуальный способ разработки концепций. На примере концепции непрерывного образования взрослых. М. : ДиБиЭй-Концепт, 2011. 144 с.

References

1. Alabina T. A. Jevoljucija jekonomicheskih issledovanij strategij: rol' koncepcii strategirovanija V. L. Kvinta [The evolution of economic research strategies: the role of the concept of strategiz-ing by V. L. Quint]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2021, no. 8, pp. 139-149. (In Russian).

2. Gershunskij B. S. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka. (V poiskah praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij) [Philosophy of Education for the XXI century. (In search of practice-oriented educational concepts)]. Moscow, 1998. 608 p. (In Russian).

3. Kvint V. L. Koncepcija strategirovanija [Concept of strategizing: monograph]. Kemerovo, 2020. 170 p. (In Russian).

4. Kvint V. L. Teoreticheskie osnovy i metodologija strategirovanija Kuzbassa kak vazhnejshego industrial'nogo regiona Rossii [Theoretical foundations and methodology for strategizing Kuzbass as the most significant industrial region of Russia]. Economics in Industry, 2020, vol. 13, no. 3, pp. 290-299. (In Russian).

5. Koncepcija sozdanija v Kemerovskoj oblasti centra operezhajush-hej professional'noj podgotovki: utv. rasporjazheniem Kol-legii Administracii Kemerovskoj oblasti ot 26 oktjabrja 2018 g. No. 485-r [The concept of establishing a Centre for Advanced Vocational Training in the Kemerovo region. Approved by the order of the Kemerovo region Administration Board, October 26, 2018. No. 485 p]. (In Russian).

6. Lysenko V. G. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professio-nal'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah centra operezhajushhej professional'noj podgotovki [Pedagogical support of students' professional self-determination in the conditions of the Centre of Advanced Vocational Training]. Profilnaya shkola, 2022, vol. 10, no.2, pp. 16-23. (In Russian).

7. Lysenko V. G. Sinhronizacija napravlenij operezhajushhej podgotovki kadrov s zaprosami rynka truda regiona [The synchronization of the advanced training programs with the labor market requirements of the region]. Pedagogika, 2023, vol. 87, no. 6, pp. 93-100. (In Russian).

8. Lysenko V. G. Trudovaja mobilizacija studentov kak mehanizm ustranenija kadrovogo deficita predprijatij regiona [Labor mobilization of students as a means for eliminating staff shortage on enterprises in the region]. Pedagogika, 2023, vol. 87, no. 4, pp. 88-94. (In Russian).

9. Lysenko V. G. Konceptual'nye osnovanija operezhajushhej professional'noj podgotovki dlja social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona [The conceptual foundations of advanced professional training for the socio-economic development of the region]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review, 2021, no. 1 (35), pp. 97-103. (In Russian).

10. Metodicheskie rekomendacii o sozdanii i funkcionirovanii cen-trov operezhajushhej professional'noj podgotovki. Rasporja-zhenie Minprosveshhenija Rossii ot 28.02.2019 No. R-16 (red. ot 30.04.2019) "Ob utverzhdenii metodicheskih reko-mendacij o sozdanii i funkcionirovanii centrov operezhajush-hej professional'noj podgotovki" [Guidelines for Advanced Vocational Training Center creation and operation. The order of Ministry of Education of the Russian Federation from 28.02.2019 No. P-16 (edited from 30.04.2019) "On approval of guidelines for Advanced Vocational Training Center creation and operation"]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdenii/ (accessed 15.02.2024). (In Russian).

11. Novikova I. V. Formirovanie lichnostnoj strategii cifrovogo cheloveka [The development of a personal strategy for a digital individual]. Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2020, no. 4 (66), pp. 34-42. (In Russian).

12. O vnesenii izmenenij v Zakon Kemerovskoj oblasti «Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Kemerovskoj oblasti do 2035 goda»: zakon Kemerovskoj oblasti - Kuzbassa No. 163-OZ ot 23 dekabrja 2020 g. [To Amendments to the Law of the Kemerovo Region "On Approval of the Strategy of Socio-Economic Development of the Kemerovo Region until 2035": the Law of the Kemerovo Region - Kuzbass no. 163-OZ dated 23 December, 2020]. Strate-gija razvitija Kemerovskoj oblasti. URL: https://Ky36acc-2035.p$/ (accessed 15.02.2024). (In Russian).

13. O koordinatorah federal'nyh okrugov po obespecheniju sinhro-nizacii kadrovoj potrebnosti predprijatij OPK i resursov sistemy srednego professional'nogo obrazovanija. Rasporjazhenie Minis-terstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii (Minprosveshhenija Rossii) No. R-168 ot 01 avgusta 2023 g. [On the coordination

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of staffing requirements of defense industry enterprises and resources of the secondary vocational education system among coordinators of federal districts. The Order of the Ministry of Education of the Russian Federation (Ministry of Education of Russia) No R-168 of 01 August 2023]. (In Russian).

14. O perechne prioritetnyh dlja Kemerovskoj oblasti - Kuzbassa kom-petencij dlja osnashhenija obrazovatel'nyh organizacij, realizujush-hih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovanija, sovremennoj material'no-tehnicheskoj bazoj, perechne obrazovatel'nyh organizacij, realizujushhih obrazovatel'nye pro-grammy srednego professional'nogo obrazovanija, dlja sozdanija masterskih po kompetencijam. Rasporjazhenie Kollegii Adminis-tracii Kemerovskoj oblasti [About the list of priority competences for Kemerovo Region - Kuzbass to provide educational institutions of secondary vocational education with modern material and technical base, the list of educational institutions implementing educational programs for secondary vocational education and about the creation of competences workshops. The Order of the Administration Board of Kemerovo Region]. URL: https://www.glavbukh. ru/npd/edoc/81_10114703 (accessed 15.02.2024). (In Russian).

15. Programma modernizacii organizacij, realizujushhih obrazova-tel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovanija, v celjah ustranenija deficita rabochih kadrov v Kemerovskoj oblasti: utv. prikazom Departamenta obrazovanija i nauki Keme-rovskoj oblasti ot 24.01.2019 g. No. 197 [The program on modernization of institutions responsible for implementing educational programs of secondary vocational education aimed at shortage control of blue-collar workers in Kemerovo Region. Approved by the order of the Department for Education and Science of Kemerovo Region from 24.01.2019 No. 197]. URL: http://www. krirpo.ru/Documents/2019/programma_modernizatsii.pdf (accessed 15.02.2024). (In Russian).

16. Teslinov A. G. Konceptual'nyj sposob razrabotki koncepcij. Na primere koncepcii nepreryvnogo obrazovanija vzroslyh [Conceptual method for development of concepts. On the example of the concept of continuous adult education]. Moscow, 2011. 144 p. (In Russian).

УДК /UDC 37.014.3/53

DOI 10.54509/22203036_2024_2_58

EDN EXCGUB

Хаджаров Магомед Хандулаевич

доктор философских наук, профессор кафедры общественных наук и молодежной политики, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург

Khadzharov Magomed Kh.

Doctor of Philosophy Sciences, Professor of the Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University, Ministry of Health of Russia, Orenburg

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ EDUCATIONAL PROBLEMS AFFECTING THE QUALITY OF LEARNING

Аннотация. Работа посвящена исследованию проблем, характерных для современного образования. Выявление этих проблем и своевременная на них реак-

ция способствует улучшению качества учебной деятельности. Современная реформа образования зачастую оборачивается бюрократическим засильем, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.