Научная статья на тему 'Криминология в научно-образовательном пространстве'

Криминология в научно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / CRIMINOLOGY / CRIMINALIZATION / CRIMINAL LAW / CRIMINALITY / CRIMINALITY OPPOSITION / EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербакова Людмила Михайловна

В статье идет речь о высокой значимости криминологии при анализе практически всех современных явлений и процессов. В этой связи исключение криминологии из базовой профессиональной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования наносит серьезный ущерб юридическому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the great significance of criminology in the analysis of practically all contemporary phenomena and processes. In this connection the exclusion criminology from the basic professional part of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education damages legal education.

Текст научной работы на тему «Криминология в научно-образовательном пространстве»

Л. М. Щербакова

Криминология в научно-образовательном пространстве

КРИМИНОЛОГИЯ В НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Л. М. Щербакова

CRIMINOLOGY IN SCIENTIFIC-EDUCATIONAL SPACE

Sherbakova L. M.

The article is devoted to the great significance of criminology in the analysis of practically all contemporary phenomena and processes. In this connection the exclusion criminology from the basic professional part of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education damages legal education.

Key words: criminology; criminalization; criminal law; criminality; criminality opposition; educational standard; competences.

В статье идет речь о высокой значимости криминологии при анализе практически всех современных явлений и процессов. В этой связи исключение криминологии из базовой профессиональной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования наносит серьезный ущерб юридическому образованию.

Ключевые слова: криминология, криминализация, уголовное право, преступность, противодействие преступности, образовательный стандарт, компетенции.

УДК 323

Последнее десятилетие ушедшего века мир наблюдал за небывалым по масштабам социальным экспериментом, повлиявшим не только на судьбы отдельных людей, но и на судьбы многих народов. Речь идет о крушении мирового социалистического лагеря, распаде СССР, возникновении на его территории независимых государств, кардинально изменивших геополитическую ситуацию в мире. Предполагалось, что главным результатом трансформаций в бывших республиках СССР станет создание рыночной экономики и демократического гражданского общества. Сегодня приходится констатировать, что ни первое, ни второе пока не достигнуто. Зато более значимыми явились криминологические последствия распада Советского Союза.

Ученые-криминологи (1) практически единодушны во мнении о том, что рост числа зарегистрированных преступлений в России начался с середины шестидесятых годов, причем его темпы стали резко нарастать в конце восьмидесятых годов (годы перестройки) и коэффициент преступности почти удвоился в период «обвального» перехода к рынку (1991-1995 гг. по сравнению с 1986-1990 гг.). В последующем каждое новое пятилетие давало прирост среднего коэффициента преступности (рис. 1).

К началу ХХ1 столетия число зарегистрированных преступлений составило более 3 млн (в 2006 г. - 3,8 млн). Однако это лишь надводная часть айсберга. По самым осторожным экспертным оценкам, с учетом

3500 -| 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

*

«У

4е*

ч*'

ч*'

Рис. 1. Динамика коэффициента числа зарегистрированных преступлений на 100 тыс. всего населения в России по пятилетиям в 1961-2005 г. и годовых в 2006, 2007, 2008 и 2009 гг.

латентности (а скорее даже гиперлатентности) реальный массив преступности составляет более 10 млн криминальных деяний в год. Некоторые эксперты считают, что число преступлений гораздо больше.

Рост преступности, наблюдающейся во всех странах мира, на фоне стагнации анти-криминальных мер ставит перед криминологией новые задачи теоретического и практического свойства. Переосмысления требует не столько предмет и система криминологии, сколько взаимодействие с иными гуманитарными науками, а также возможности криминологии в воздействии на деятельность правоохранительных органов, на правоприменительную практику в целом.

Следует констатировать резкое повышение востребованности криминологии при анализе практически всех современных явлений и процессов. И это закономерно, поскольку общественные отношения во всем мире подвергаются активной криминализации.

В историческом плане криминология -молодая наука. В конце девятнадцатого века как самостоятельная отрасль научных знаний криминология только зарождалась и лишь в следующем столетии получила всестороннее развитие. Можно утверждать, что в первой половине 20 века криминология

проходила преимущественно путь «само-изучения», не отражаясь существенно на практике воздействия на преступность. Теории причин преступности, концепции личности преступника, методики сдерживания «опасного состояния» в большей степени носили познавательный характер и не способствовали пониманию преступности как комплексного системного социального явления.

Во второй половине 20 века ситуация изменилась, произошло второе рождение советской криминологии. В этот период в острых дискуссиях о месте и роли криминологии в системе социальных наук, проходивших в различных научных школах, криминология формировалась, с одной стороны, как неотъемлемая часть социологии - социология преступности (США, Западная Европа), с другой стороны, - как самостоятельное направление юридической науки или как отрасль юридической социологии -социология уголовного права (СССР, страны Восточной Европы).

Нельзя не вспомнить в среде утверждающихся в эти годы криминологов криминологическое ядро ученых-криминологов в нашей стране, которое иногда называли «Три К» (Карпец И. И. - директор ВНИИ по

Л. М. Щербакова Криминология в научно-образовательном

изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, Кудрявцев В. Н. -его заместитель и Кузнецова Н. Ф. - заведующая кафедрой уголовного права и криминологии МГУ им. М. В. Ломоносова). «Три К» после более чем тридцатилетнего сталинского периода замалчивания и даже преследования криминологии оставили глубокий след в возрождаемой отечественной криминологической науке.

Когда возрождалась криминология в 60е гг. истекшего столетия, было много споров о самостоятельности и общности таких наук, как криминология и уголовное право. Мудрый А. А. Герцензон предупреждал, что если разъединить эти научные направления, то уголовное право так и останется догматической схоластической наукой, слабо связанной с реальной криминальной действительностью, а криминология по этой причине может оторваться от уголовно-правовых основ противодействия преступности.

Криминология изучает общественно опасные реалии, а уголовное право, опираясь на результаты криминологических исследований и прогнозов, разрабатывает адекватные криминологическим данным уголовно-правовые нормы об ответственности за то или иное общественно опасное поведение. Криминология исследует адекватность и эффективность действующих уголовноправовых норм, предлагая те или иные изменения и дополнения уголовного закона в целях повышения его результативности. К сожалению, реально такой объективно необходимой связи между этими науками не сложилось. Разработка уголовно-правовых норм использует метод «умной головы», не опирается на профессиональный криминологический анализ и возможный прогноз реалий. Именно поэтому уголовный кодекс практически непрерывно изменяется и дополняется на основе сиюминутных интересов и мнений догматически мыслящих чиновников. А ведь пороки такого подхода были раскрыты Чезаре Беккариа еще в 1764 г. и А. Н. Радищевым в 1802 г. (2).

Полярность криминологических концепций и неэффективность осуществляемых мер по контролю над преступностью суще-

пространстве

ственно сказались на авторитете криминологической науки, вплоть до социального разочарования и финансового бойкота со стороны правительства. Представляется, что не только ученые, но и правительства, требующие от них эффективных рекомендаций, но не желающие следовать им, ответственны за состояние преступности. Очевидно, что не прекращающиеся на протяжении многих десятилетий дискуссии по наиболее острым криминологическим проблемам обусловлены объективными тенденциями в динамике и структуре преступности, присущими всем странам мира (3).

Практическая значимость криминологии заключается в разработке стратегии противодействия преступности (в глобальном, федеральном и региональном масштабах), разработке рекомендаций, направленных на профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. Криминологические исследования обладают большим законотворческим потенциалом, сигнализируя о тех правовых пробелах, которые должны быть заполнены в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, и конструктивных недостатках законодательства, требующих коррекции. Большой практической значимостью характеризуются усилия криминологов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

Как справедливо отмечают сегодня криминологи (4), криминализация социальных процессов указывает на необходимость формирования навыков их анализа и разработки мер противодействия в процессе вузовской подготовки специалистов самого различного профиля. Криминологию целесообразно включить в учебные планы образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО) как минимум по специальностям «Экономика», «Психология», «Безопасность жизнедея-

тельности», «Менеджмент», «Г осударствен-ное и муниципальное управление». Вполне резонно возникают вопросы: может ли государственный служащий успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, не имея представления о коррупции, ее причинах и мерах предупреждения, не владея

навыками проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов? В состоянии ли сотрудник правоохранительных органов эффективно участвовать в борьбе с организованной преступностью, не имея даже элементарных представлений об этом явлении? Возможно ли организовать борьбу с преступностью без специалистов-кримино-логов, владеющих знаниями и технологиями изучения и анализа преступных проявлений? Ответ очевиден. Если знание криминологии в современном мире необходимо экономисту и социологу, то обязательное изучение криминологии в процессе обучения в образовательных учреждениях ВПО по специальности «Юриспруденция» представляется неоспоримым фактом, императивом, который продиктован состоянием международной и внутригосударственной обстановки. Неподчинение этому императиву угрожает близкими и отдаленными разрушительными последствиями. В условиях происходящей информационной революции это приведет к систематическому принятию некомпетентных управленческих решений и увеличению социальной напряженности в обществе.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). В его базовую профессиональную часть не включена дисциплина «Криминология» - наука об изучении и анализе преступности, ее причин, мерах предупреждения преступлений. Между тем в этом же документе сформулированы компетенции, которыми должен обладать выпускник и достижение которых возможно только при обязательном и полноценном изучении криминологии:

- нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- способность анализировать социально значимые явления и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современ-

ного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

Более того, в последние годы принят ряд важных нормативных правовых актов, реализация которых в сфере юридической деятельности невозможна без получения фундаментальных знаний по криминологии и освоения криминологических навыков. В их числе федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы». Пункт 7 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (объявлена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537) прямо указывает, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в том числе и в сфере науки и образования. Данный посыл обусловливает два следствия. Во-первых, научные знания о национальной безопасности, и ее обеспечении должны преподаваться в образовательных учреждениях Российской Федерации. Во-вторых, сам образовательный процесс, предполагающий изучение аспектов национальной безопасности, превращается в средство ее обеспечения.

т

ШЛ. М. Щербакова

Криминология в научно-образовательном пространстве

В интересах обеспечения национальной безопасности в российских вузах необходимо вести подготовку специалистов для правотворческой деятельности всех уровней: и законодательной, и подзаконного правотворчества, и правотворчества муниципальной власти. Особую актуальность данный

вопрос имеет на региональном уровне, он неоднократно поднимался на теоретических форумах и в ежегодных отчетах Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Воплощение в жизнь данной потребности - вопрос времени (5).

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгова А. И. Криминальная ситуация в России: оценка изменений // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / под ред. проф. А. И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2009. - С. 8.

2. Лунеев В. В. Памяти профессора Нинель Федоровны Кузнецовой //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2011. -№ 1. - С. 111.

3. Преступность и криминологические основы уголовной юстиции: монография / В. Н. Дре-мин, А. А. Березовский, Н. А. Орловская и др.; под ред. В. Н. Дремина. - М.: Феникс, 2007. -С. 5-6.

4. Клейменов М. П., Клейменов И. М. Криминология в современном мире // Криминологический журнал Байкальского государственного

университета экономики и права. - 2011. -№ 1. - С. 10-11.

5. Гавриков В. П. Преподавание в вузах страны теории национальной безопасности - настоятельная потребность времени // Тенденции развития государства, права и политики в России и мире: материалы Третьей международной научно-практической конференции / КФ РПА Минюста России; ред-кол.: А. В. Ченцов, А. П. Котельников, Л. И. Потапова; отв. ред. В. М. Быченков. - Калуга: Полиграф-Информ, 2010. - С. 119-120.

Об авторе

Щербакова Людмила Михайловна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека.

Рауе1.уо1о8ик@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.