Научная статья на тему 'Криминология и уголовная политика государства: современные проблемы взаимодействия'

Криминология и уголовная политика государства: современные проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубенко Сергей Александрович

Современное российское законодательство характеризуется большим количеством изменений, не основанных на эмпирическом изучении общественных проблем, что никаким образом не повышает его регулятивный потенциал. Законодательные акты на стадии рассмотрения могут и должны обсуждаться с привлечением специалистов криминологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминология и уголовная политика государства: современные проблемы взаимодействия»

последствий, которые могут повлечь за собой указанные явления. Развитие технологий и модернизация общества создают не только научный и информационный потенциал страны, но и обусловливают совершенствование процесса совершения преступных деяний, в том числе и террористических.

Список литературы

1. Договор «О сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом» (4 июня 1999 г., Минск) // СЗ РФ, 2006. № 22. Ст. 2291.

2. Киракосян А.М. Терроризм на транспорте как угроза современному обществу (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. Наук. М., 2007.

3. Корниенко В.Т. Проблемы квалификации ядерного терроризма // Российский следователь, 2013. № 14. С. 24.

4. Костылева Е.Д. Терроризм и безопасность на транспорте // Наука и образование, 2011. № 10. С. 115.

5. Некишев В.Л., Некишев А.В. О некоторых проблемах противодействия технологическому терроризму на транспорте / Транспортное право, 2006. № 4. С. 46.

6. ClarkR.C.H. Technological terrorism. Old Greenwich (Conn.), 1980.

КРИМИНОЛОГИЯ И УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Голубенко С.А.

Голубенко Сергей Александрович - магистрант, кафедра уголовного права и криминологии, Восточно-Сибирский институт (филиал) Российский государственный университет правосудия, г. Иркутск

Аннотация: современное российское законодательство характеризуется большим количеством изменений, не основанных на эмпирическом изучении общественных проблем, что никаким образом не повышает его регулятивный потенциал. Законодательные акты на стадии рассмотрения могут и должны обсуждаться с привлечением специалистов криминологического профиля.

Ключевые слова: криминология, проблемы законодательства, общественные отношения.

В последнее время в России всё острее и очевиднее становится проблема неиспользования при формировании уголовной политики государства научных достижений современной криминологии. В частности, налицо противоречие, между явной потребностью общества в криминологическом анализе современной преступности и ограниченным использованием криминологических достижений в законотворчестве и правоприменительной практике.

Основные направления современной уголовной политики отчасти можно найти Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

В частности, в пункте 48 сказано, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли

государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего, детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере1.

Если исходить из вышеизложенных положений концепции, можно сказать, что современное российское право должно основываться на идее улучшения регулятивного воздействия законодательства различных сфер, в том числе уголовного, на активизации роли государства в борьбе с преступностью и охране общества от посягательств.

Но, вместе с тем, нынешний формат уголовно-правового законотворчества характеризуется непоследовательным, а порой и откровенно противоречивым подходом к решению как извечных, так и новых уголовно-правовых проблем нашего общества. А поскольку уголовный закон выступает неким гарантом соблюдения правопорядка в стране, то нелогичные и ошибочно вносимые в него изменения, явно снижают его эффективность в борьбе с преступностью, а также сводят на нет превентивный потенциал уголовно-правовой нормы.

Как отмечает О.В. Дамаскин, на сегодняшний день сформировалось несколько тревожных тенденций, характеризующих российское уголовное законодательство: минимальное уголовное преследование лиц, обвиняемых в широкомасштабных экономических преступлениях; отсутствие действенного механизма конфискации имущества как основного наказания за коррупционные преступления; нацеленность уголовной политики на пополнение казны, а не справедливое наказание лиц,

совершивших преступление; имитация бурной деятельности по борьбе с

~ 2

преступностью, путем криминализации и декриминализации одних и тех же деяний .

Большое количество нелогичных и противоречивых изменений порождает нестабильность и неэффективность правоприменительной практики. При этом исторический опыт прямо констатирует факт необходимости всестороннего криминологического исследования криминогенных явлений и выработке на этой основе уголовной политики государства.

В связи с этим возрастает роль криминологии в формировании уголовной политики государства. Видится необходимым учет и реализация на практике теоретических положений и идей криминологов в сфере борьбы с преступностью и, в особенности, в сфере предупреждения преступности.

Справедливо будет также заметить, криминологическая ситуация в нашем обществе характеризуется следующим набором факторов:

- высокий уровень латентной преступности, что негативно влияет на криминогенную обстановку и однозначно тормозит потенциал уголовного закона в вопросе предупреждения преступности;

- некоторое снижение уровня преступности, сокращение численности осужденных в учреждениях пенитациарной системы достигаются путем не научного анализа, а путем внесения не всегда понятных изменений (например, декриминализирующих некоторые деяния) в Уголовный кодекс и ряд других НПА;

- низкий порог раскрываемости преступлений, что наряду с высоким уровнем латентности становится не просто фактором, тормозящим процесс борьбы с преступностью, но и выступает в качестве причины преступности.

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// КонсультантПлюс.

2 Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М. Наука, 2016. 428 с.

- высокий уровень коррумпированности общества, при лишь на первый взгляд масштабной борьбе государства с этим явлением. На деле же, как пишет Т.В. Кижикина, в нашей стране даже нет объективной официальной статистики о распространенных и опасных видах экономической и предпринимательской преступности1. При этом, когда становятся очевидными широкомасштабные мошенничества и коррупция определенных лиц, им дается возможность скрыться за границей и прикрывать свою деятельность «оппозиционностью» российскому правительству, нежеланием быть «жертвой режима» и т.п.

- отсутствие статистики о крупных мошенничествах, в частности, в банковской сфере, в сфере жилищного долевого строительства, в сфере ЖКХ, производства медикаментов и продуктов питания, при явной попытке государства акцентировать внимание на достижениях в сфере борьбы с насильственной преступностью.

- слабый контроль над уровнем и источниками доходов государственных служащих высшего звена, которым, несмотря на обязанность декларировать доходы и имущество, все-таки с незавидной периодичностью удается оказываться в центре скандалов с имуществом за границей;

- дефицит инвестиций во внутригосударственные проекты на фоне оттока капитала за границу и роста числа долларовых магнатов с российским паспортом, что становится явной угрозой социальной стабильности общества, ввиду критического разрастания неравенства в доходах между богатыми и бедными;

Это лишь ряд проблем, поразивших современное российское общество. Этот обзор криминогенных факторов представлен иллюстрации разницы между реально существующими проблемами, в том числе криминогенного характера, и теми, которые решает законодатель, путем внесения изменений в действующее законодательство.

Здесь стоит с сожалением сказать, что дискуссии по этим проблемам, имеющим ключевое значение для формирования социального баланса в нашем обществе, встречают открытое противодействие со стороны заинтересованного слоя лиц. Причем криминологам и их идеям в этих дискуссиях оказывается очень незначительное внимание. Впрочем, по вполне понятным причинам. При этом известные должностные лица, зачастую продвигающие нужные им изменения в уголовный закон, процветают и даже занимают важные государственные должности.

Автору видится очевидным, что даже проведенный поверхностный обзор криминогенных факторов, существующих в нашем обществе, позволяет сделать вывод о том, что Россия еще далека от провозглашаемых идеалов: истинно демократического общества, эффективных рыночных механизмов, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, свободного от коррупции гражданского общества. И как справедливо отмечают специалисты, таких идеалов будет трудно достигнуть в условиях организованного и поддерживаемого сверху криминалитета, коррупции и очевидной уголовно-правовой безответственности законодателя.

К сожалению, даже сейчас, когда уровень преступности различного характера чрезмерно высок (несмотря на снижение показателей официальных статистических данных) и обществом управляют криминогенные факторы, что создает угрозу для правопорядка и конституционного строя, заметно стремление значительной части представителей законодателя к лоббированию собственных интересов и интересов наиболее влиятельных финансовых групп через законотворческий процесс.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в основном функциональная роль криминологии в вопросе предупреждения преступности сводится к разработке и обоснованию теоретических положений о явлении преступности, ее причинах и способах борьбы с ней, а также выработке рекомендаций по внедрению их в деятельность правоприменительных органов и законотворческий процесс.

1 Кижикина В.В. Благосостояние населения и экономический рост: теоретический аспект // Вестн. Томск. гос. ун-та, 2012. № 1 (17).

Решение описанных законодательных проблем видится автору в более тщательном рассмотрении вносимых в Государственную думу законопроектов. При этом предлагается создавать профильные комитеты, с привлечением специалистов из научной сферы (криминологов, социологов, юристов, психологов) для тщательного криминологического анализа предлагаемых изменений и дачи заключения на предмет обнаружения в законе криминогенных факторов. Стоит сказать о том, что никаких законодательных препятствий для этого не существует. Напротив, Регламент Государственной думы предусматривает создание профильных рабочих групп с привлечением при необходимости представителей науки и общественности. По какой причине эти положения не реализуются или реализуются откровенно слабо остаётся загадкой.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

2. Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М. Наука, 2016. 428 с.

3. Кижикина В.В. Благосостояние населения и экономический рост: теоретический аспект // Вестн. Томск. гос. ун-та, 2012. № 1 (17).

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ Голубенко С.А.

Голубенко Сергей Александрович - магистрант, кафедра уголовного права и криминологии, Восточно-Сибирский институт (филиал) Российский государственный университет правосудия, г. Иркутск

Аннотация: последние изменения уголовного законодательства и давно действующие нормы не только не справляются со своей регулятивной функцией, но и детерминируют преступность как явление.

Ключевые слова: криминология, проблемы уголовного законодательства, общественные отношения.

В рамках данной стати автор попробует дать криминологическую характеристику наиболее важных законодательных норм, действующих в различных сферах общественной жизнедеятельности с позиции их криминологической обоснованности и влияния на процесс детерминации преступности.

Начать стоит с того, что в новой редакции уголовного закона существенно расширен перечень преступлений, за совершение которых ответственность наступает с 14 лет. В пояснительной записке к законопроекту указывается на якобы имеющийся законодательный пробел и то, что эти преступления несут особую опасность для общества, что очевидно даже для лица достигшего возраста 14 лет.

При этом большинством учёных отмечается, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет еще не способны в полной мере осознать и разделить те ценности, взгляды и установки, которые преследуют взрослые террористы. Они могут и должны отвечать в этом случае лишь за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.