Научная статья на тему 'Криминологическое сопровождение организации планирования предупреждения преступности'

Криминологическое сопровождение организации планирования предупреждения преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1356
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PLANNING / CRIME PREVENTION / CRIMINOLOGICAL PROGNOSIS / AGENCIES OF THE INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Сергей Владимирович

Рассматриваются вопросы, связанные с организацией планирования предупреждения преступности. Раскрывается и обосновывается определяющая роль криминологической науки в планировании превентивной деятельности органов внутренних дел. Анализируется отечественная и зарубежная практика подхода к организации планирования предупреждения преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL SUPPORT THE DEVELOPMENT OF CRIME PREVENTION PLANS

The article considers the questions connected with the organization of crime prevention planning. It expands and proved the decisive role of criminological science in planning preventive activities of agencies of the internal affairs. Analyzes the domestic and foreign practice approach to the organization of crime prevention planning.

Текст научной работы на тему «Криминологическое сопровождение организации планирования предупреждения преступности»

УДК 34 ББК 67

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МОРОЗОВ,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: serjjnorozov90@mail.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с организацией планирования предупреждения преступности. Раскрывается и обосновывается определяющая роль криминологической науки в планировании превентивной деятельности органов внутренних дел. Анализируется отечественная и зарубежная практика подхода к организации планирования предупреждения преступности.

Ключевые слова: планирование, предупреждение преступности, криминологический прогноз, органы внутренних дел.

Abstract. The article considers the questions connected with the organization of crime prevention planning. It expands and proved the decisive role of criminological science in planning preventive activities of agencies of the internal affairs. Analyzes the domestic and foreign practice approach to the organization of crime prevention planning.

Keywords: planning, crime prevention, criminological prognosis, agencies of the internal affairs.

Криминологическая наука и практика предупреждения преступности представляют собой две составляющие одного неделимого целого. Предупреждение преступлений, а равно как и сам процесс планирования этой деятельности, без научной основы представляло бы собой совокупность спонтанных, бессистемных и в большинстве своем безрезультатных мер по противодействию преступности. С таким подходом трудно представить возможность удержания уровня преступности в социально приемлемых рамках, не говоря уже о позитивном влиянии на динамику преступности.

Планирование предупреждения преступлений в органах внутренних дел должно рассматриваться с позиций науки управления, экономики, юриспруденции и других наук. Однако сочетание обширного комплекса различных наук при организации планирования превентивной деятельности полиции должно основываться под эгидой Криминологии. При этом криминологическая наука должна не просто иметь связь с различными отраслями права, а неким образом впитать основные принципы, законы

и основы этих отраслей наук. Это позволит использовать системный, комплексный подход как общенаучную методологию планирования. Его применение позволит обозначить основные цели системы планирования, альтернативы их достижения, а также выявить основной перечень требующих решения проблем совершенствования планирования органами внутренних дел предупреждения преступности на современном этапе.

Среди первостепенных проблем следует, прежде всего, выделить общие аспекты разработки и структуры комплексных планов и программ профилактики преступности, информационно-аналитическое обеспечение и перечень комплекса общих мероприятий, направленных на предупреждение и сокращение преступлений на территории обслуживания территориального органа полиции, а также вопросы контроля проводимых профилактических мероприятий.

Определение целей и задач является начальным этапом, характерным для любого вида деятельности, в том числе и для планирования. Цели планиро-

вания предопределяют выбор тех или иных ресурсов, широту охвата объекта планирования, а также временную глубину планируемых мероприятий. С содержательной стороны характеристика целей планирования предупреждения преступлений зависит от его вида. В криминологической науке выделяют текущее, перспективное, программно-целевое, комплексное и другие виды планирования. Все они отличаются между собой по срокам, объему и характеру используемых методов.

Действенность любого составленного плана профилактики зависит не от его вида, а от криминологической обоснованности планируемых мероприятий. Другими словами, качество планов предупредительной деятельности зависит не от расчетного времени их выполнения или от оперативной необходимости их скорого принятия, а от качественного научного подхода к их составлению.

В широком смысле процедура планирования предупреждения преступлений представляет собой достаточно сложный процесс, включающий в себя последовательные сменяющиеся этапы по осуществлению аналитических и прогностических действий, что предопределяет системную разработку основных мероприятий плана. Можно выделить следующие этапы:

1. Аналитический этап планирования.

В территориальных подразделениях органов внутренних дел изучение криминологической обстановки в основном ограничивается лишь статистическим анализом основных показателей преступности. Данные показатели находят свое отражение в следующих учетных документах: статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета1, а также Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) и прилагаемые к ней журналы учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; журналы учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенных для проведения дополнительной проверки; журналы учета материалов об административных правонару-

шениях; номенклатурные дела; книжки с талонами-корешками2.

Стоит признать, что анализ, основанный на изучении вышеуказанных статистических данных, в итоге будет поверхностным и не позволит создать оптимальный план профилактических мероприятий. Для создания оптимального плана предупредительных мероприятий, реально отвечающего сложившейся криминогенной ситуации, на наш взгляд, должна проводиться более глубокая аналитическая работа, а именно:

• анализ данных о совершенных преступлениях и иных правонарушениях, которые группируются по видам, месту, способу и времени совершения, похищенным предметам и объектам противоправного посягательства, а также по лицам, их совершившим (место работы, образование, возраст, судимость и т.п.);

• анализ данных о проживаемом на обслуживаемой территории населении: о гендерной структуре населения; о структуре населения по месту жительства и о жилищных условиях; о социально-профессиональной структуре населения; о структуре населения по образованию; о миграционных потоках; информация о доходах населения; о туристическом развитии обслуживаемой территории.

• систематическое обследование расположенных на обслуживаемой территории объектов, мест массового отдыха, где наиболее часто совершаются преступления и иные правонарушения;

• изучение соответствующих материалов печати, сообщений должностных лиц, представителей общественности, писем и заявлений граждан и т.п.;

• анализ материалов, отражающих результаты работы общественных организаций, участвующих в охране общественного порядка;

• осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Выявленные же при анализе вышеуказанных материалов и проведении всех необходимых мероприятий закономерности будут лежать в основе прогнозирования преступности.

2. Прогностический этап планирования. Криминологическое прогнозирование является процессом познания будущего состояния пре-

226

Вестник экономической безопасности

№ 3/2016

ступности и факторов, влияющих на ее изменения. Основная цель прогнозирования состоит не в пассивном предсказании развития преступности, а в значительном повышении научного уровня планирования предупредительной деятельности3.

Некоторые практические работники, имея скептическое отношение к криминологическому прогнозированию, считают допустимым лишь одно планирование мер борьбы с преступностью. Однако данный подход будет в корне не верным, так как прогнозирование не может являться альтернативой планирования, оно представляет собой вспомогательное научное средство планирования, повышающее его качество.

Не стоит забывать, что прогнозы не дают точных количественных показателей изменения преступности, целью прогнозов является выявление тенденций развития преступности и возможных ее закономерностей. На основе выявленных тенденций и закономерностей в дальнейшем уже можно будет предполагать (с большей или меньшей вероятностью), что в будущем преступность претерпит те или иные изменения, но не утверждать это в качестве абсолютно бесспорного факта4. Данный вероятностный характер не стоит рассматривать как недостаток, поскольку в планировании мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и административных правонарушений, априори закладывается цель недопущения негативных выводов прогноза.

3. Разработка плановых мероприятий.

Получив с помощью прогнозирования определенные представления о будущих изменениях преступности, о том, какие обстоятельства будут оказывать на нее положительное или отрицательное влияние, можно составить научно обоснованные планы борьбы с этим социальным явлением. В планах с учетом криминологических прогнозов дается оценка оперативной обстановки и определяются мероприятия по наиболее оптимальной расстановке сил и средств, по подготовке и проведению различного рода мероприятий, их организационно-техническому и иному обеспечению. Составной частью таких планов являются меры по внедрению в практику достижений науки и техники, обобщению и распространению передового опыта борьбы с преступностью. Важно отметить, что при использова-

нии в планировании мер борьбы с преступностью криминологических прогнозов соответствующие планы должны не только ориентироваться на наиболее неблагоприятный вариант прогноза, но и предусматривать «запасные пути действий» на тот случай, если в действительности, вопреки прогнозу, возникнут непредвиденные обстоятельства. Другими словами, на этапе планирования целесообразней готовиться к худшему варианту будущего с тем, чтобы в действительности при всех условиях добиться лучшего конечного результата.

При составлении планов (программ) не рекомендуется указывать ожидаемые результаты изменения динамики преступности. Это обуславливается тем, что, имея такие ожидаемые результаты руководители служб и подразделений буду требовать от своих подчиненных направленности на данный результат, другими словами будет производиться простая «подгонка» действительности под желаемый результат, что не позволит в конечном итоге реально оценить эффективность проводимых мероприятий и принять необходимые меры, направленные на их улучшение.

Таким образом, как видно из вышеизложенного планирование предупреждения преступлений представляет собой достаточно сложный процесс, требующий от составителя планов и программ профилактики обширных криминологических знаний и навыков. Некоторые ученые-криминологи для достижения высоких результатов в организации планирования превентивной деятельности полиции предлагают заимствовать опыт зарубежных стран. Так, в полиции Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады введены штатные криминологи, участвующие в раскрытии и предупреждении преступлений, анализирующие и прогнозирующие криминальные проявления5. Помимо этого, существуют авторские позиции, предлагающие не просто ввести данную штатную единицу в органах внутренних дел, а введении нескольких единиц по определенным направлениям, как, например, в сфере криминологии семейных отношений — семейный криминолог6.

Стоит признать, что идея введения в структуру полиции должности штатного криминолога, основной целью которого будет выявление причин и условий преступности, основанного на ее глубоком

изучении, на обслуживаемой ОВД территории и организация составления планов профилактической деятельности, выглядит достаточно привлекательной. Так, 73% опрошенных сотрудников территориальных органов внутренних дел различных служб и подразделений, занимающих должности различного руководящего уровня, считают необходимым наличие в ОВД штатного специалиста-криминолога, около 50% из них хотели бы занимать данную должность. Однако, в ходе устных бесед с данными сотрудниками, было установлено, что абсолютное большинство из них имеет слабое представление о специфике данной работы, низкие криминологические знания, а также считает данную работу легкой и в связи с этим — привлекательной. Данное обстоятельство может значительно осложнить процесс подбора кандидатуры на должность штатного криминолога.

Помимо отмеченного выше, сложившаяся на данный момент экономическая ситуация в стране вынуждает производить реформы, направленные на оптимизацию численности сотрудников органов внутренних дел, в целях экономии бюджетных средств государства, что дополнительно осложняет предварение в жизнь идею введения в штатную численность органов внутренних дел должности специалиста-криминолога.

В качестве решения данной проблемы может стать поиск альтернативы штатному криминологу, а именно в данном ключе могут выступать приглашенные в качестве экспертов, консультантов или разработчиков планов профилактики специалисты

НИИ и ВУЗов, изучающих проблемы экономики, культуры и юриспруденции. Кроме того, в связи со сложностью разработки и планирования всех надлежащих мер по предупреждению преступности целесообразно к составлению перечня мероприятий по данному направлению привлекать не только представителей НИИ или ВУЗов, но также районных и городских администраций, общественных организаций и движений, средств массовой информации и других заинтересованных в обеспечении правопорядка учреждений.

1 См.: Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) «О едином учете преступлений» / Сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_167319/?frame=4 (дата обращения 27.03.2016 г.)

2 См.: Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» / Сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_170872/?frame=2 (дата обращения 27.03.2016 г.)

3 См.: Иванцов С.В. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России, 2015, № 7. С. 149.

4 См.: Иванцов С.В. Криминологическое прогнозирование в планировании предупреждения преступности // Общество и право, 2015, № 3 (53). С. 126.

5 См.: Лесников Г.Ю. Зарубежный опыт использования штатных криминологов в деятельности полиции: научно-практическое пособие. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2011. 59 с.

6 См.: Харламов В.С. Современные криминологические технологии органов внутренних дел в семейной сфере // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013, № 2 (58). С. 124.

A.A. Сапфирова В.В. Волкова

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

РОССИИ

Сапфирова А.А., Волкова В.В. Трудовые споры в России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 87 с.

Раскрывается содержание дефиниций института трудовых споров в России. Материал излагается с учетом классификации трудовых споров, закрепленной в Трудовом кодексе РФ.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат).

228_ - Вестник экономической безопасности - № 3 / 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.