УДК 657.63 (470) (075.8)
Юридические науки
Нугуманов Азат Римович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимский юридический институт МВД России
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ СПАДА
ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В работе рассматриваются основные показатели уровня легализации (отмывания) денежных средств в 2015 - 2020 годах, в условиях начавшейся пандемии, вызваной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Выявлены тенденции развития экономики, оказывающие влияние на уровень легализаций (отмываний) денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем.
Ключевые слова: Отмывание денежных средств или иного имущества, преступные доходы, коронавирус sars-cov-2, экономическая безопасность.
Abstract: The paper considers the main indicators of the level of money laundering in 2015-2020, in the context of the outbreak of a pandemic caused by the spread of a new coronavirus infection COVID-19. The trends of economic development affecting the level of legalization (laundering) of funds or other property obtained by criminal means are revealed.
Keywords: Money laundering or other property, criminal proceeds, sars-cov-2 coronavirus, economic security.
2019 год характеризуется началом негативных экономических процессов вследствие распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Обеспечение безопасности здоровья населения потребовало от государства
принятия непопулярных ограничительных мер, которые коснулись экономических процессов, в том числе движения товарно-материальных ценностей, оказания услуг, а также поиска и выделения ресурсов на борьбу с пандемией. Уровень экономической преступности находиться на прямой связи с состоянием экономики, процессов, происходящих в ней. Для нас открывается возможность анализа показателей легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, в условиях спада экономики.
Опасность отмывания денег связана с вовлечением в сферу легального оборота денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, нарушением установленного порядка осуществления экономической деятельности и способствованием распространению наиболее опасных форм нелегального «предпринимательства», находящихся под контролем организованной преступности. По данным Росфинмониторинга наиболее подверженными риску проявления легализации являются кредитно-финансовая сфера, сфера бюджетных отношений, сфера незаконного потребления наркотиков и область коррупционных правонарушений [1]. Первые две сферы общественных отношений напрямую связаны с обеспечением экономической безопасности. Объемы ущерба колоссальные, так если, например, взять только один показатель превентивных мер легализации: в 2017 году банками принято 620 тыс. решений об отказе в проведении операций, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд. руб.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества характеризуется следующими показателями. Динамика зарегистрированных легализаций (отмываний) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, либо приобретенных другими лицами преступным путем в Российской Федерации за период с 2015 по 2020 гг. на фоне показателей зарегистрированных всех преступлений как правило показывает обратный результат (табл. 1) [2].
Таблица 1. Количество зарегистрированных преступлений и легализаций (отмываний)
денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, либо приобретенных другими лицами преступным путем за период
с 2015 по 2020 гг.
№ п/п Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Всего зарегистрировано преступлений 2388476 2160063 2058476 1991532 2024337 2044221
2 Всего зарегистрировано легализаций 863 818 711 993 946 950
2.1 Абсолютный базисный прирост к 2015 г. -45 -152 130 83 87
2.2 к 2015 г. (в %) -5,2 -17,6 15,1 9,6 10,1
2.3 цепной прирост -45 -107 282 -47 4
2.4 цепной прирост (в %) -5,2 -13,1 39,7 -4,7 0,4
2.5 Выявлено сотрудниками ОВД 411 607 666 897 858 837
2.6 совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб 399 387 365 423 423 430
С 2015 г. по 2020 г. зафиксирован рост показателя зарегистрированных обмываний денежных средств на 10,1 % относительно базового периода, но тем не менее в данный период отмечаются скачки показателей. Значительный рост отмывания денег произошел в 2018 году, предшествующему году начала пандемии (+ 282 относительно 2017 года). В первый год пандемии количество зарегистрированных легализаций снизилось на 4,7% относительно 2018 года, во второй год осталось на прежнем уровне 2019 года. Следует отметить, что данные изменения, в первый год период пандемии, не следуют тенденциям уровня общей преступности, показывают противоположный результат. Прослеживается более четкая связь показателя отмывания денежных средств с состоянием экономики, деловой активностью субъектов хозяйственной деятельности. По
мнению экспертов, экономика России по итогам 2019 года столкнулась с беспрецедентной остановкой деловой активности ради борьбы с пандемией, обвалом цен на нефть и падением спроса на экспорт. Пандемический кризис привел к значительному падению российского ВВП, рекордному сокращению реальных располагаемых доходов населения, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, наконец, по оценке самих российский властей, «гигантскому» дефициту бюджета [3]. Данные тенденции оказывают влияние и на преступную активность в сфере отмывания денежных средств.
Следует отметить, что на ряду с экономическими процессами, существенное влияние на уровень раскрываемости отмывания денежных средств также оказывает усиление деятельности правоохранительных органов, контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [4].
Значительный объем выявленных преступлений по ст. 174 и 1741 УК РФ принадлежит органам внутренних дел. В 2015 г. органы внутренних дел выявляли 47,6 % всех зарегистрированных легализаций, в 2020 г. данный показатель составил 88,1 %. Таким образом, органы внутренних дел становятся главным субъектом противодействия криминальным процессам легализации денежных средств или иного имущества. В органах внутренних дел формируется положительная практика реализации информации о признаках легализаций (отмываний) денежных средств или иного имущества.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Показатели легализаций денежных средств или иного имущества не следуют тенденциям общей регистрируемой преступности. 2. На уровень отмываний денежных средств оказывает влияние состояние экономических процессов, происходящих в стране. 3. Органы внутренних дел России стали главным субъектом противодействия криминальным процессам легализации денежных средств или иного имущества.
Библиографический список:
1. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу: URL. http://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2018/%D0 %BE%D 1 %86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D 1 %80%D0%B8%D 1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D0%B4_5.pdf (дата обращения 30.09.2021).
2. Официальный сайт МВД России // https://xn--b1aew.xn--p 1 ai/dejatelnost/statistics (дата обращения 30.09.2021).
3. https://www.rbc.ru/newspaper/2020/11/17/5fabc9289a79476ec20f16cc (дата обращения 30.09.2021).
4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 18.09.2021) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».