Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / ЦЕЛИ ОТМЫВАНИЯ ДОХОДОВ / СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошаков Андрей Сергеевич, Братко Мирослава Владимировна

В статье дается понятие легализации денежных средств, рассмотрен уголовно-правовой аспект ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», раскрываются цели и способы совершения данного преступления, оценены негативные последствия для экономики государства, вызванные данным преступлением, проанализирована деятельность органов внутренних дел по противодействию отмыванию денежных средств, предложены направления совершенствования деятельности МВД России по противодействию легализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лошаков Андрей Сергеевич, Братко Мирослава Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO COUNTERACT LEGALIZATION (LAUNDERING) CASH FLOW

The article gives the concept of money laundering, considers the criminal-legal aspect of art. 174 of the Criminal Code of the Russian Federation «Legalization (laundering) of money or other property acquired by a person as a result of committing a crime», reveals the goals and methods of committing this crime, assesses the negative consequences for the state economy caused by this crime, analyzes the activities of the internal affairs bodies to counter money laundering, and suggests ways to improve the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia to counter legalization.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ»

DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-127-131 © А.С. Лошаков, М.В. Братко, 2021

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Андрей Сергеевич Лошаков,

заместитель начальника кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,

кандидат экономических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected] Мирослава Владимировна Братко, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дается понятие легализации денежных средств, рассмотрен уголовно-правовой аспект ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», раскрываются цели и способы совершения данного преступления, оценены негативные последствия для экономики государства, вызванные данным преступлением, проанализирована деятельность органов внутренних дел по противодействию отмыванию денежных средств, предложены направления совершенствования деятельности МВД России по противодействию легализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, преступная деятельность, финансовые операции, легализация (отмывание) доходов, цели отмывания доходов, способы выявления, органы внутренних дел, направления противодействия.

УДК 340.114 ББК 65.050

TOPICAL ISSUES OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO COUNTERACT LEGALIZATION (LAUNDERING) CASH FLOW

Andrey S. Loshakov,

Deputy Head of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis,

Doctor of Economics Sciences, Associate Рrofessor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected] Miroslava V. Bratko,

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. The article gives the concept of money laundering, considers the criminal-legal aspect of art. 174 of the Criminal Code of the Russian Federation «Legalization (laundering) of money or other property acquired by a person as a result of committing a crime», reveals the goals and methods of committing this crime, assesses the negative consequences for the state economy caused by this crime, analyzes the activities of the internal affairs bodies to counter money laundering, and suggests ways to improve the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia to counter legalization.

Keywords: economic security, criminal activity, financial transactions, legalization (laundering) of income, purposes of money laundering, methods of detection, internal affairs bodies, directions of counteraction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лошаков А.С., Братко М.В. Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств. Криминологический журнал. 2021;(1): 127—131.

Значительная часть полученных в результате противоправной деятельности преступных доходов легализуется с целью сокрытия преступных источников получения активов и их последующего легального использования гражданами и организациями в личных целях или хозяйственных операциях, что впоследствии повышает уровень криминализации экономики. Актуальность работы связана с тем, что снизить размеры легализованных денежных средств возможно путем затруднения процесса легализации путем совершенствования деятельности органов внутренних дел по противодействию легализации.

Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества — деятельность, в ходе которой нелегально полученные доходы участвуют в экономическом обороте, в результате чего приобретают правомерный вид, т.е. последующие экономические выгоды от их использования носят правомерный характер.

Важность рассмотрения вопроса противодействия легализации преступных денежных средств следует из наличия негативных последствий для экономики, таких как:

• рост неустойчивости рынка ценных бумаг и снижение качества активов финансовых организа-

ций, вследствие образования и развития спекулятивного капитала;

• искусственное искажение цен на активы вследствие инвестирования криминальных капиталов;

• колебания курсовых и процентных ставок из-за неожиданных трансграничных перемещений инвестируемого и выводимого капитала;

• упущений (просчетов) в государственной бюджетной политике ввиду неправильной оценки реальных доходов и активов;

• «загрязнения» легальных операций организаций, действующих в законной экономической деятельности [10].

Данные негативные последствия для экономики государства — результат отмывания доходов правонарушителями, которые извлекают для себя экономическую выгоду посредством достижения нижеуказанных целей:

• утаивание источников получения преступно нажитых доходов;

• избегание (снижение) налогового бремени;

• ложное придание правомерности полученным преступным доходам;

• сокрытие лиц, участвующих в отмывании денежных средств и иного имущества;

• обеспечение оперативного доступа к неправомерно полученным денежным средствам;

• формирование благоприятной коррупционной обстановки, способствующей безопасной инвестиционной деятельности с привлечением незаконно приобретенных доходов, а также последующее комфортное потребление легализованных финансовых активов [7].

С вышеперечисленными негативными последствиями легализации активно борются органы государственной власти.

Зарубежный опыт борьбы с данным процессом свидетельствует о наличии двух основных обстоятельств, способствующих появлению и распространению в обществе незаконно легализованных доходов [10, с. 35]. Первое состоит в том, что при интенсивном развитии частного сектора экономики возникают «скрытые возможности» для осуществления операций по отмыванию денег, которые реализуются только при отсутствии эффективного контроля со стороны государства. Второе обстоятельство — одновременно является и причиной, и следствием вышеназванного: развитие преступного мира способствует росту объемов легализации, а легализация, в свою очередь, создает финансовую базу для дальнейшего развития преступности и соответственно последующего увеличения объемов легализуемых денежных средств.

Противодействие вводу в экономический оборот незаконно приобретенных и используемых денежных средств приоритетное направление деятельности правоохранительных органов в лице подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции как в нашей стране, так и во всем мире [8], реализуемое путем разработки мер профилактики, выявления и раскрытия правоохранительными органами преступлений в сфере экономики [3; 4; 6].

Нормативно-правовой основой в сфере борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, служат: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [2] и постановление Пленума Верховного суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32. Законодательно закреплена за хозяйствующими субъектами обязанность по фиксированию и информированию правоохранительных и надзорных органов о сомнительных операциях, подлежащих обязательному государственному контролю, с целью сокращения объемов легализируемых финансовых потоков. Предоставление такой информации хозяйствующим субъектом не является нарушением служебной, коммерческой, банковской или налоговой тайны.

Оценить точный размер ущерба экономике страны посредством осуществления легализации доходов, нажитых преступным путем, не представляется возможным, но согласно данным Росфинмониторинга, за 2020 г. в России легализовано порядка 100 млрд руб. (при этом на долю выявленных фактов данного преступления органами внутренних дел приходится около 10% — 10 млрд руб.).

Одним из признаков показывающим уровень преступности в экономике государства выступает наличие фактов обналичивания денежных средств, так как легализации (отмыванию) доходов предшествует незаконное предпринимательство, которое квалифицируется по ст. 171 УК РФ [1].

В данном случае ст. 171 УК РФ является предикатным составом преступления по отношению к ст. 174 УК РФ. Объемы и динамика обналичивания денежных средств представлены на рис. 1.

Из данных, представленных на рис. 1, в рассматриваемый период (с 2014 по 2019 гг.) прослеживается тенденция к сокращению объемов обналиченных денежных средств почти в семь раз.

Еще одним признаком, свидетельствующим о размерах неправомерной предпринимательской деятельности, выступает объем выведенных финансовых потоков за рубеж, осуществляемый с целью окончательного вывода и последующего использования в личных целях, полученных незаконным способом доходов, либо с целью осуществления финан-

-^рг-

800

600

400

200

О

2014 2015 2016 2017 2018 201Э

Рис. 1. Динамика объемов обналичивания денежных средств в Российской Федерации в 2014-2019 гг., млрд руб. (согласно данным ЦБ РФ [9])

совых операций. Финансовые операции и являются примером «отмывания» доходов. Необходимо отметить, что вывод активов за пределы Российской Федерации не всегда свидетельствует о нелегальной деятельности экономического субъекта (это могут быть инвестиционные и другие экономические операции за рубежом в рамках стратегии развития организации, направленной по выходу на зарубежные рынки) (рис. 2).

Исходя из представленных и анализируемых данных, можно утверждать, что ежегодно в нашей стране происходит сокращение объемов обналичивания и вывода денежных средств за рубеж, что яв-

Рис. 2. Динамика объемов вывода денежных средств за рубеж в Российской Федерации в 2014-2019 гг., млрд руб. (согласно данным ЦБ РФ [9])

ляется, безусловно, положительной тенденцией, связанной с улучшением качества работы правоохранительных и надзорных органов.

На рис. 3 представлена динамика документально подтвержденных фактов легализации доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации за 2003-2018 гг.

На основании представленных данных можно сделать вывод о наличии положительной тенденции в области снижения фактов отмывания доходов. Но стоит отметить, что информация на рис. 3 свидетельствует о снижении лишь количества преступлений, но не объема легализованных активов за рассматри-

Рис. 3. Динамика количества задокументированных преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, ст. 174.1 УК РФ, в Российской Федерации в 2003-2018 гг., ед. (согласно данным ЦБ РФ [9])

ваемый период. По причине высокого уровня латент-ности преступлений, нельзя точно установить уровень преступности в государстве в части объема легализованных денежных средств.

Оперативные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России на региональном уровне выявляют факты легализации доходов посредством следующих способов:

• определение предикатного состава преступления;

• наблюдение в отношении лиц, совершивших предикатные преступления, в сочетании с проведением оперативно-разыскных мероприятий (например, с прослушиванием телефонных переговоров);

• осуществление оперативно-аналитических мероприятий;

• исследование и анализ данных, являющихся банковской тайной (в ходе предварительного расследования);

• информационно-справочное взаимодействие с Росфинмониторингом;

• наведение справок в налоговых инспекциях ФНС России;

• наведение справок об организациях, регистрирующих права собственности на акции, паи и ценные бумаги.

Рассмотрим пример выявленного факта легализации. Согласно данным ГУЭБиПК МВД России, в 2020 г. был вынесен приговор в отношении семи «теневых» финансистов, которые с помощью подконтрольных фирм по скупке металла, продаже монет и фиктивным договорам провели нелегальные банковские операции объемом в 26 млрд руб. Сотрудниками правоохранительных органов проведено 20 обысков жилых и офисных помещений. Изъяты печати и учредительные документы организаций, задействованных в схеме, большое количество чековых книжек, расчетных карт, электронные носители с системой удаленного управления счетами юридических лиц «банк-клиент», компьютерная техника, а также наличные денежные средства и ценные бумаги на сумму более 60 млн руб. Кроме того, Росфинмониторин-гом организовано взаимодействие с подразделением финансовой разведки Княжества Лихтенштейн, которые заблокировали счета компаний-нерезидентов, участвующих в схеме [5].

Анализ практических примеров и судебной практики показал, что в своей деятельности по пресечению фактов отмывания имущества и денежных средств, нажитых преступным путем, сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с рядом трудностей:

• высокий уровень латентности преступлений, трудность в установлении источника происхождения преступных доходов;

• недостаточно эффективное взаимодействие между контролирующими органами, занимающимися вопросами противодействия легализации доходов (ФНС России, МВД России, Росфинмониторинг);

• недостаточный профессионализм оперативных сотрудников правоохранительных органов и следователей, выражающийся в тактически неэффективном использовании ими специальных знаний;

• установление у виновного лица умысла на придание правомерного вида нелегально полученных доходов, в противном случае аналогичная деятельность по сбыту незаконных активов не будет квалифицироваться по ст.174 УК РФ;

• сложности установления точного размера легализованных доходов ввиду смешения преступных и законно полученных активов, так как для квалификации необходимо определить конкретную сумму отмытых денежных средств;

• при собирании доказательной базы сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с активным противодействием со стороны руководства организаций, участвующих в процессе легализации.

Все вышеперечисленные трудности преодолимы за счет совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств:

• выявление предикатного состава преступления, исходя из правоприменительной практики — является одним из наиболее эффективных и доступных способов выявления фактов легализации активов экономическими субъектами;

• повышение уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов посредством прохождения дополнительных образовательных программ, согласно специфики практической деятельности сотрудника (в данном случае — по легализации доходов);

• улучшение информационного взаимодействия органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти путем создания рабочих групп, обмена опытом с оптимизацией сроков обмена информацией, унификации документов с переходом на электронный документооборот;

• оптимизация частоты проверок организации, с увеличением возможного охвата надзорными органами по соблюдению ими требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных

доходов и финансированию терроризма посредством риск-ориентированного подхода;

• аккумулирование в надзорных органах информации об учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах, а также об аффилированных лицах, организациях с усилением контроля за структурой собственности указанных субъектов в части выявления выгодоприобретателей и действительных собственников.

Подводя итог, можно сказать, что отмывание денежных средств обладает высоким уровнем латентно-сти, влияет на экономическую безопасность государства, так как «загрязняет и раскачивает» экономику не только совершением предикатного преступления, но и вводом в оборот нелегальных денежных средств и иных доходов. Стоит отметить, что органы внутренних дел активно ведут борьбу с отмыванием нелегальных доходов, но, согласно данным Росфинмониторинга, процент выявления и раскрытия данного вида преступления пока далек от идеала, так как суммы возмещения в бюджет гораздо меньше прогнозируемых сумм легализуемого имущества.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 5 апреля 2021 г., с изм. от 8 апреля 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс».

3. БраткоМ.В., ЛошаковА.С. Повышение эффективности участия сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2020. № 1 (21). С. 92-96.

4. Гаджиев Н.Г., Киселева О.В., Коноваленко С.А. и др. Развитие классификации судебных экономических экспертиз // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 109-114.

5. Задержаны участники международного сообщества, подозреваемые в проведении незаконных финансовых операций на сумму 26 млрд руб. Управление МВД России по Брянской области // URL://-https://32.мвд.рф/news/item/2107462

6. Макарова Л.М., Гатиятулин Ш.Н. Разработка мер профилактики, выявления и раскрытия преступлений в сфере экономики // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 2 (17). С. 208-210.

7. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем за 2019-2020 гг. Основные выводы // URL://http://org-rsa.m/upload/Ozenka_riskov.pdf

В. Сельдикова А.В., Долбилов А.В. Основные направления деятельности уголовно-правовой политики в области борьбы с экономической преступностью // Закон и власть. 201В. № 2. С. 29-31.

9. Статистика. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // URL://https://www.-cbr.ru/statistics/?PrtId=svs

10. Финансовая безопасность. Проблемы противодействия легализации доходов, нажитых преступным путем: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2020.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (red. ot 5 aprelya 2021 g., s izm. ot В aprelya 2021 g.) // SPS «KonsultantPlyus».

2. Federalnyy zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov. poluchennykh prestupnym putem. i finansirovaniyu ter-rorizma» // SPS «KonsultantPlyus».

3. Bratko M.V., Loshakov A.S. Povysheniye effek-tivnosti uchastiya sotrudnikov organov vnutrennikh del pri provedenii vyyezdnoy nalogovoy proverki // Forum. Seriya: Gumanitarnyye i ekonomicheskiye nauki. 2020. № 1 (21). S. 92-96.

4. GadzhiyevN.G., Kiseleva O. V., Konovalenko S.A. i dr. Razvitiye klassifikatsii sudebnykh ekonomicheskikh ekspertiz // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2020. № 2. S. 109-114.

5. Zaderzhany uchastniki mezhdunarodnogo soob-shchestva. podozrevayemyye v provedenii nezakonnykh finansovykh operatsiy na summu 26 mlrd rub. Upravleniye MVD Rossii po Bryanskoy oblasti // URL://https://-32.mvd.rf/news/item/2107462

6. Makarova L.M., Gatiyatulin Sh.N. Razrabotka mer profilaktiki. vyyavleniya i raskrytiya prestupleniy v sfere ekonomiki // Forum. Seriya: Gumanitarnyye i ekonomicheskiye nauki. 2019. № 2 (17). S. 20В-210.

7. Natsionalnaya otsenka riskov legalizatsii (otmy-vaniya) dokhodov. poluchennykh prestupnym putem za 2019-2020 gg. Osnovnyye vyvody // URL://http://org-rsa.ru/upload/Ozenka_riskov.pdf

В. Seldikova A.V., Dolbilov A.V. Osnovnyye nap-ravleniya deyatelnosti ugolovno-pravovoy politiki v ob-lasti borby s ekonomicheskoy prestupnostyu // Zakon i vlast. 201В. № 2. S. 29-31.

9. Statistika. Ofitsialnyy sayt Tsentralnogo Banka Rossiyskoy Federatsii // URL://https://www.cbr.ru/sta-tistics/?PrtId=svs

10. Finansovaya bezopasnost. Problemy protivo-deystviya legalizatsii dokhodov. nazhitykh prestupnym putem: Ucheb. posobiye. M.: Flinta. 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.