Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АСОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ВИКТИМОЛОГИЯ / ГУМАНИЗМ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СИТУАТИВНЫЙ ФАКТОР / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касторский Геннадий Львович

В статье рассматриваются возможности использования достижений психологии в вопросах изучения личности потенциального преступника с целью оптимизации криминологической профилактики на индивидуальном уровне причинного комплекса преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CONCEPTS OF ILLEGAL BEHAVIOR

The article discusses the possibilities of using the achievements of psychology in the study of the personality of a potential criminal in order to optimize criminological prevention at the individual level of the causal complex of crime

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 378

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Касторский Геннадий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, д-р юрид. наук, профессор, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

В статье рассматриваются возможности использования достижений психологии в вопросах изучения личности потенциального преступника с целью оптимизации криминологической профилактики на индивидуальном уровне причинного комплекса преступности

Ключевые слова: агрессивность; асоциальная среда; виктимология; гуманизм; конфликтность; общественное сознание; ситуативный фактор; толерантность

CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CONCEPTS OF ILLEGAL BEHAVIOR

Kastorsky Gennady L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Commodity of Criminal Law Disciplines, Doctor of Law, Professor, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

The article discusses the possibilities of using the achievements of psychology in the study of the personality of a potential criminal in order to optimize criminological prevention at the individual level of the causal complex of crime

Keywords: aggressiveness; antisocial environment; victimology; humanism; conflict; social consciousness; situational factor; tolerance

Для цитирования: Касторский Г.Л. Криминологический анализ психологических концепций противоправного поведения // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 86-91.

Из большого количества существующих психологических концепций и научных школ криминологию интересуют прежде всего те, которые помогают понять особенности формирования личности правонарушителя. Сложно отрицать, что психологические теории позволяют составить представление о развитии самой науки в различные исторические периоды и в отдельных политических условиях. Однако до сих пор ведущие учёные-психологи признают, что несмотря на тесное соприкосновение с действительностью самые выдающиеся научные достижения не в состоянии разрешить актуальные вопросы, касающиеся выбора жизненного пути [1, с. 11]. Юристы признают, что психология как наука постоянно изменяется. Она влияет на процессы законотворчества и правоприменительную практику, вопросы уголовной ответственности с точки зрения субъективных причин преступного поведения [2, с. 4].

Одни психологи обращают внимание на то, что даже неуравновешенный человек может управлять своими эмоциями, скрывая свои истинные намерения: имея склонность к проявлениям враждебности и агрессии, в том числе к совершению убийств и организации глобальных конфликтов и кризисов, умеет скрывать совершённые преступления, избегая наказания [3, с. 265]. Другие психологи, называя эмоции «страстями души» (гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии), говорят, что они могут сознательно или бессознательно привести человека к искажению истины в угоду чувству [4, с. 323]. Третьи психологи находят положительные факторы в вопросах

возникновения конфликтности [5, с. 32-33].

Формирование криминального мировоззрения значительной части населения происходит с участием факторов неудовлетворённости своим социальным положением и осознанием несправедливости мироустройства. Противоречие между устремлениями и возможностями их удовлетворения учёные называют социальным неравенством, а противоречие между объективной необходимостью нравственных норм в оценке поведения и невостребованностью их в обществе - причиной формирования негативной социальной среды [6, с. 11]. Подобные криминогенные факторы общесоциального уровня опасны своим отрицательным воздействием на огромные массы населения, побуждаемые к правонарушающему образу жизни (уклонение от уплаты налогов, присвоение чужого, использование насилия в качестве способа разрешения некоторых личных проблем и т.д.).

Рассматривая эмоции как основную мотиваци-онную систему организма, придающую смысл и значение человеческому существованию, психологическая теория дифференциальных эмоций относит к ним функции детерминант поведения в обширном диапазоне его проявлений: от актов самопожертвования и героизма до насилия и убийства, то есть определяет их в качестве фундаментальных личностных процессов [3, с. 55]. Для криминологии данное обстоятельство является важным условием правильной характеристики индивидуального уровня в причинном комплексе преступности в целом, и особенно - в механизме конкретного преступного акта.

Учёные обращают внимание на то, что семье, школе, государству нужны послушные члены общества [7, с. 27] в том смысле, что личность (или некое сообщество) не должно противостоять среде обитания, малой или большой. Заинтересованные в этом субъекты, добиваясь послушания, со временем начинают злоупотреблять властью, чем вызывают протестные акции и разрушают гармонию спокойствия. После конфликта вступают в действие механизмы принуждения к послушанию с обоснованием их применения, в том числе усилиями психологов.

Протестные акции стимулируются идейными вдохновителями, воспитанными на произведениях, подвергающих сомнению существующее мироустройство, в том числе путём воздействия на струны самолюбия и юношеского максимализма. Начиная задумываться над провокационными высказываниями о своём месте в обществе, молодой человек взращивает в себе болезненное осознание несправедливости окружающей действительности.

Трудно найти, а тем более обеспечить золотую середину мировоззренческих установок, при которых гражданин не вовлекается в протестные акции и не является потенциальной жертвой преступников, с точки зрения виктимологии. Мошенники, продавцы и политики манипулируют сознанием масс, используя доверчивость людей, вопреки им и в собственных корыстных целях. Вследствие этого чаще всего жертвами обманщиков становятся женщины и пенсионеры. Корыстные люди и сами могут стать жертвами мошенников, доверяясь, например, финансовым пирамидам. Таким образом, одни и те же черты характера при различных жизненных обстоятельствах могут играть положительную или отрицательную роль, с точки зрения криминологии.

Труднее всего прогнозировать, а значит и предотвращать насильственные действия, в том числе убийства, при наличии ситуативного фактора, ставшего «детонатором» вспышки гнева - внезапно возникшего сильного душевного волнения. Такое волнение может быть вызвано не обязательно неправомерными действиями потерпевшего, иногда просто стечением нескольких раздражающих факторов. Реакция на них у разных людей неодинакова.

Внутренний мир человека в полной мере непостижим ни учёными, ни экстрасенсами, ни практическими работниками, считающими себя «инженерами человеческих душ». Уповая на иллюзорные ценности, человек может оказаться в плену заблуждений и способен совершить массу ошибок, наносящих вред и ему самому, и окружающим.

В вопросах выбора жизненного пути ошибаются и мудрецы, в числе которых оказываются учёные. Например, если взять внешне наиболее выраженную часть внутреннего состояния человека - эмоции, необходимые для выживания и благополучия человека, то и здесь, относительно их роли в жизни людей, не будет единого мнения ни у философов, ни у педагогов, ни у психологов [3, с. 16, 22].

Существенную роль играют внутренние состав-

ляющие механизма насильственного поведения, а именно те, которые характеризуют психологические особенности личности. Одного, как говорится, «не прошибёшь» - «толстокожего», а другой -«заводится с пол-оборота». Как раз последний тип и требует защиты от внешних раздражителей, которые могут спровоцировать насильственный акт.

Уголовно-правовую науку и практику интересуют стимуляторы преступного поведения, влиявшие на сознание правонарушителя как продолжительное время, так и непосредственно побудившие его к противозаконному акту. Казалось бы, проявления жестокости в большинстве случаев не случайны, а особой жестокости - тем более, поскольку характеризуют неуравновешенность личности, вспыльчивость и возбудимость, позволяющие прогнозировать агрессию и насильственное поведение. Следовательно, в ряде случаев агрессивное поведение можно прогнозировать.

Наиболее сложен механизм действия раздражителей-накопителей, постепенно вызывающих агрессию. Так, учёные отмечают, что в убийствах на почве ревности данный мотив характеризуется колебаниями, вызываемыми сомнениями, надеждами и сожалениями. Здесь может играть роль и состояние длительной психотравмирующей ситуации. Мотив ревности может возникать как ответная реакция на неблагоприятно возникшие обстоятельства. Такие наиболее сильные эмоции настроения, как радость и страх, в зависимости от их возможности влиять на адаптацию человека к конкретной жизненной ситуации, способны вызывать его положительное или отрицательное поведение [3, с. 39].

Однако методики предупреждения такого поведения всё ещё недостаточно эффективны. И службы психологической поддержки развиты слабо, при этом они очень часто необходимы человеку для снятия внутреннего напряжения. Попытка разгрузить проблему с помощью алкоголя и беседы с некомпетентными в психологии товарищами нередко приводит к обратным результатам, то есть к агрессии и насилию.

Совершение мошеннических действий требует навыков применения изощрённого обмана и злоупотребления доверием, и как вывод - хорошего знания психологии потенциальных жертв. Вик-тимологией также учитывается легковерие значительной части населения как криминогенный фактор, используемый преступниками для личного незаконного обогащения. Данный вид преступного поведения предполагает наличие и у самого субъекта особых психологических способностей для умения расположить к себе потерпевшего или потерпевших, а также «дара убеждения» в несуществующем событии или факте. И это наряду с постоянным стремлением причинить имущественный вред другим людям с целью личного незаконного обогащения.

Набор столь противоречивых внутренних ка-

честв мошенника характеризует сложную психологическую конструкцию и повышенную общественную опасность мировоззрения, наделённого способностями, а иногда - талантами, к сожалению, криминальными. Серьёзным препятствием для коррекции подобного мировоззрения является высокое самомнение его обладателя, основанное на успехах в преступной деятельности и осознании гораздо более низкого интеллекта потенциальных жертв, составляющих подавляющее большинство населения.

С одной стороны, излишняя подозрительность может считаться отрицательным качеством, поскольку «мнительные люди не слишком общительны, склонны к нелогичным поступкам» [8, с. 83], а с другой - это качество является антикриминогенным фактором в описанных выше ситуациях, когда даже сотрудники правоохранительных органов из-за недостаточной бдительности могут оказаться жертвами преступлений.

Как показывает практика работы правоохранительных органов, крайности вредны, поскольку в процессе профессиональной деформации сознания повседневная мнительность может перерасти в негативизм - отношение не только к отдельному человеку (преступнику), а иногда к жизни и миру в целом может стать устойчивым предубеждением. Указанное свойство мировоззрения создаёт постоянную опасность привлечения к уголовной ответственности невиновных и даже к фальсификации доказательств (ст. 299, 303 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Подобные концепции рассматриваются с точки зрения соотношения гуманистической и авторитарной этики. Пока что человечество не в состоянии отказаться от карательной системы государства и других мер побуждения к правомерному поведению. Криминология пытается соединить противоположности - научные средства убеждения и насильственные средства принуждения, добиваясь от человека несвободы.

Особенности мировоззренческих установок порождают противоречия не только между их носителями, но и внутри отдельно взятой человеческой личности, оказывающейся в условии нестандартных жизненных обстоятельствах непредсказуемой даже для самой себя. Преступники, подбирающие себе соучастников, используют факторы неожиданности и отсутствия устойчивых социально-позитивных мировоззренческих установок у кандидатов для привлечения в преступную группу.

Каким образом аномалии психики могут влиять на преступное поведение, если в уголовном праве существуют понятия вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости? Невменяемых следует лечить, а не наказывать. То же касается и тех, кто совершил преступление, а затем потерял способность отдавать отчёт своим действиям или способность руководить ими. Но для криминологии важны все три категории субъектов с точки зрения

профилактики общественно опасных деяний.

Трудно прогнозировать поведение психически здоровых неуравновешенных и неадекватных холериков, а ещё труднее - лиц со скрытыми психическими аномалиями. Часто оказывается непредсказуемым и поведение лиц, тайно замышляющих злое. При всём при этом гуманизм современного законодательства требует учитывать не только характер и степень общественной опасности содеянного, но и особенности личности совершившего преступление, условия его жизни в социуме, так или иначе участвовавшем в формировании определённых отрицательных качеств.

Ответы представителей гуманитарных наук на проблемы оптимизации криминологической профилактики наталкиваются на технологические процессы, разрушающие привычные средства прогнозирования и коррекции мировоззрения. Современные средства манипулирования сознанием (реклама, Интернет, политические кампании, финансовые проекты, отдельные нормы законодательства) дезориентируют не только массовую аудиторию, но и самих психологов.

С течением времени в обществе меняются оценки правомерного и неправомерного поведения, например, отношения к толерантным и конфликтным людям. В последнем случае наиболее очевидно могут проявляться контрасты: если неконфликтный человек пройдёт мимо правонарушения, то конфликтный в борьбе за справедливость может защитить слабого и задержать преступника. С точки зрения криминологии данное обстоятельство может оказаться решающим мировоззренческим фактором: борьба с преступностью не может быть эффективной при её осуществлении исключительно «в белых перчатках», т.е. только гуманными средствами противодействия.

Борьба передовых сил человечества за провозглашение демократических режимов лишь породила декларации прав и свобод посредством избирательных реформ, которые в руках эксплуататоров стали иллюзией, нейтрализующей недовольство обманутых масс. Процесс ужесточения карательной системы в последние десятилетия показывает, что данная схема авторитарной этики уже недостаточно эффективна, чтобы обеспечивать определенное поведение граждан планеты, так нужное власти для дальнейшего благополучия её представителей.

В то же время авторитарная этика пока ещё находит способы обоснования ограничений прав и свобод явлениями терроризма и эпидемиями: ужесточение санкций и криминализация деяний необходимы якобы для обеспечения безопасности населения. Но это лишь ширма для прикрытия ещё более криминальных побуждений, нежели те, против которых принимаются суровые законы. Когда подобные намерения становятся очевидными, не только у наиболее интеллектуальной части населения возникают предположения о том, что сама власть инициирует новые угрозы для обоснования

последующих нововведений.

Если свобода - это возможность жизнедеятельности без ограничения прав и интересов других людей, то как защитить последних от произвола безнравственных, эгоистичных и психически неуравновешенных личностей с низким уровнем культуры и плохим воспитанием? Даже громкая речь вызывает тревогу у окружающих, хотя это наименее значительное вербальное нарушение чужих интересов.

Поскольку в криминологии основным средством профилактики является убеждение, а вспомогательным - принуждение, следовательно, воздействие на правонарушителя необходимо начинать с увещевания и, по-видимому, неоднократного, что вполне доступно каждому человеку, в отличие от мер наказания, которые позволительны при наличии определённых полномочий. Например, при пресечении тяжкого насильственного преступления закон требует от полицейского и часового последовательно выполнить три действия: предупредить о возможности применения оружия, произвести выстрел вверх, а затем уже разрешается стрелять на поражение. Второе и тем более последнее можно и не успеть сделать. Так и с вежливым воспитательным воздействием на правонарушителя: деликатность может быть воспринята им как трусость и даже вызвать агрессию.

Между тем равнодушие окружающих - наиболее распространённый стимулятор антиобщественного поведения. С одной стороны, равнодушие основывается на стремлении избежать нежелательных осложнений взаимоотношений, а кому-то даже нравится наблюдать со стороны за конфликтующими. С другой стороны, разнимая дерущихся, защищая слабого или давая физический отпор хулигану, более-менее сознательный гражданин опасается, не рассчитав силы и превысив пределы необходимой обороны, причинить уголовно-наказуемый вред, испортив себе репутацию, а порой и жизнь. Наконец, недопустимо при первых признаках правонарушения давать решительный отпор с применением жёсткой физической силы.

С точки зрения психологии и педагогики, важное воспитательное значение имеет личный пример, который всегда является действенным по отношению к сформировавшейся личности с антиобщественными установками ущербного мировоззрения. Долгая и кропотливая работа по формированию положительных нравственных установок постоянно нарушается деструктивными факторами, которыми изобилует современная действительность. Примеры лжи, лицемерия, двойной морали, жестокости, коварства, личной выгоды нарушают и ощущение торжества справедливости. Неустойчивые, слабохарактерные личности, преобладающие в человеческом обществе, сильно подвержены негативным влияниям, и эти личности постепенно всё более склоняются к безнравственным убеждениям. Всё очевидно, однако остаются

неразгаданными наукой пути и средства предупреждения подобного развития событий.

Коррекция криминального мировоззрения -до сих пор труднейшая задача науки и практики. В данной области знаний ближе всего стоит к решению задач индивидуальной профилактики преступлений социальный психолог-профконсультант. Результативность работы данного специалиста во многом зависит от понимания внутреннего мира клиента, выявления его отношения к обществу и правилам поведения.

Задача определения методик воздействия на личность наталкивается на диагностические проблемы при решении вопроса о том, имеет ли место у конкретной личности:

а) психическое заболевание;

б) пограничное нервно-психическое отклонение;

в) хроническое болезненное состояние;

в) патохарактерологическая картина проявлений личности [9, с. 54].

Исходя из этого, можно констатировать, что без дополнительных знаний и привлечения психиатров к работе с населением психолог не в состоянии решить поставленных социальных задач общей криминологической профилактики. Другая проблема данной деятельности, точнее её существенный недостаток, - стремление психологов на диагностическом этапе работать по шаблону посредством тестирования, а данная методика в недостаточной степени учитывает индивидуальные особенности личности респондента.

Касаясь вопросов соотношения психологии и политики, приходится невольно каждый раз наталкиваться на мысль, что «кто платит, тот и заказывает музыку». Государство заинтересовано в соблюдении его законов населением. Для реализации данного интереса оно привлекает себе на службу и науку, в том числе психологию, которая, как результат, - теряет право на свободу суждений, а значит и признаки науки. Использование же научно-психологических разработок позволяет избежать острых конфликтов, вооружённых столкновений, человеческих жертв и материального ущерба.

Стремясь добиться от подданных желаемого поведения (соблюдения законов, активной трудовой деятельности, самопожертвования при защите страны), представители власти прибегают и к тем средствам воздействия на умы граждан, которые разрушают доверие населения, лишая людей смысла поддерживать интересы государства. Предоставляя права и свободы, власть теряет свои позиции в обществе, которое становится всё более самостоятельным и всё менее управляемым, а ограничивая права и свободы, государство наталкивается на сопротивление. Тем не менее даже пассивное противодействие в виде саботажа влечёт за собой экономические потери, а развитие науки в жёстких рамках подрывает развитие экономики и других сфер жизнедеятельности общества в перспективе

и в глобальных масштабах.

Увлекаясь регламентацией многочисленных сфер общественно полезной деятельности, представители государства неизбежно начинают злоупотреблять властью, зачастую проявляя некомпетентность и игнорируя мнение учёных. Мало того, учёным предписывается всё больший объём задач по обслуживанию государства, а не науки и человека. Постепенно актуализируется борьба с инакомыслием, к которой привлекаются психологи и психиатры. В 1950-х гг., при обострении так называемой холодной войны, в противоборстве двух политических систем человечество наблюдало абсурдные ситуации, когда в ряде случаев в США считали психически больными приверженцев коммунизма, а в СССР - тех, кто не верил в победу коммунизма.

К слову, многие психологические концепции пытались обосновать взаимоисключающие суждения разных идеологий, а их представители получали учёные степени от государства, заинтересованного в «зомбировании» подданных посредством науки, точнее, псевдонауки. За антисоветскую агитацию и пропаганду и за коммунистическую пропаганду в разных странах людей подвергали психиатрическому обследованию, и комиссии врачей-психиатров, находящихся под воздействием государственной пропаганды, далеко не всегда могли быть объективными. Не отрезвляли общество, учёных и специалистов даже обнародованные факты масштабных экспериментов психиатрии фашистской Германии.

Говоря о соотношении психологии и психиатрии, следует не только разделять данные науки, но и определять характер их взаимодействия в различных политических условиях. Находясь на службе государства, психология оказывает гораздо большее влияние, чем психиатрия, на умы государственных деятелей, населения в целом, на отдельную личность и на специалистов в области психиатрии.

Психология участвует в формировании общественного сознания и мировоззрения нужного власти. Она по заказу нанимателя-работодателя убеждает обывателя и специалиста в несуществующем и не в рациональном. Внушая конкретному человеку патриотизм, мужественность, непримиримость к врагам «рейха» (государства), «вождизм» (подобострастие перед главой государства), беспрекословную исполнительность, психология подавляет гуманизм, сострадательность, любовь к ближнему.

Тем самым психология создаёт предпосылки для формирования криминального мировоззрения так называемых служителей власти и «закона», причём мировоззрения, стимулирующего общественно опасное поведение в наиболее опасных формах: братоубийственной войне, жестоком подавлении митингующих, в ситуациях превышения власти в отношении инакомыслящих и даже убийства беззащитных по приказу начальника. При изменении общественного мнения в противо-

положном направлении и уступках власти наиболее «добросовестные» исполнители приказа в угоду толпе будут наказаны, но преступление уже совершено и цель достигнута, а оправдываемые психологией средства признаны ошибочными: наука ведь так часто меняет своё мнение.

Под влиянием сформированного с участием психологов общественного мнения врачи-психиатры склонны в большей мере сочувствовать власти, нежели отдельно взятому «врагу государства». В условиях закрытости психиатрических учреждений произвол не так часто рискует подвергнуться критическим нападкам, в отличие от доступного в гораздо большей степени и зачастую многотиражиру-емого мнения психолога.

В ХХ1 веке стало очевидным, что прогресс в большей мере порождает новые проблемы, вместо того чтобы устранить существующие: новое оружие, в том числе, биологическое и бактериологическое, трансгендерные технологии, генетические эксперименты, генно-модифицированные объекты увеличивают число заболевших онкологией, сердечно-сосудистыми и психическими заболеваниями, подрывая иммунитет.

Если, по сравнению с законопослушными гражданами, базовое доверие у правонарушителей выше к себе, чем к обществу, следовательно, в их сознании допускается возможная справедливость мироустройства только в целом, абстрактно, но не конкретно по отношению лично к ним самим. Подобное восприятие действительности развивается, начиная с детского возраста и приводит к «выходу из системы позитивно ориентированных отношений и присоединению к асоциальной стихийной подростковой группе» [8, с. 228-229].

На протяжении всей своей истории человек учился понимать язык других живых существ, но не научился понимать и слушать себе подобного, а наука в разрешении данной проблемы ещё более дезориентировала людей. В стремлении отделить факт от интерпретации [10, с. 4, 17-31] наука всё более подчиняла себя интересам государства, а не интересам личности, умело искажая факты в угоду власти. Вместе с тем наука постепенно теряет доверие людей. История науки демонстрирует постоянное опровержение одних постулатов другими, более поздними, и не обязательно - более верными.

Впрочем, каждый должен заниматься своим делом: специалисты создавать актуальную и достоверную информацию, а учёные - осуществлять комплексные исследования по вопросам формирования нравственного мировоззрения современного человека. Пока же современная действительность свидетельствует о том, что государство и наука, в том числе психология, совместными усилиями пытаются запутать обывателя в дебрях противоречивых идей и мнений. В информационном потоке лжи и правды всё труднее обнаружить истину. Но, вот парадокс: при этом люди становятся всё более управляемыми и покорными! А может быть,

безразлично-инфантильными, как это происходит в настоящее время в странах Запада.

Библиографический список:

1. Грановская Р.М. Психология веры. СПб.: Речь, 2004. 576 с.

2. Скляров С.В. Мотивы индивидуального преступного поведения и их уголовно-правовое значение / Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995. 21 с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций /Пер. с англ. А. Татлыбаева. СПб.: Питер, 2000. 464 с.

4. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. М.: Политиздат, 1989. Ч. 2. 639 с.

5. Конфликтология для государственных служащих:

учеб. Пособие / Под ред. В.А. Волкова, В.А. Семёнова. СПб.: СЗАГС, 2010. 496 с.

6. Сварчевский К.Г. Квартирные кражи, совершаемые несовершеннолетними (криминологический аспект) Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: 2002. 22 с.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 419 с.

8. Ильин Е.П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

9. Полуэктова Н.М., Яковлева И.В. Проблемы диагностики профессиональной пригодности к соци альной работе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1994. Вып. 3. С. 47-58.

10. Жуков Б. Введение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать. М.: АСТ: С^РШ, 2016. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.