DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _235 УДК 343.9
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СОВЕРШАЮЩЕГО КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF THE PERSONALITY OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES WHO COMMITS CORRUPTION CRIMES
ПИСКУР Анастасия Владимировна,
адъюнкт адъюнктуры Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант полиции.
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected]; ORCID 0009-0004-5111-6203;
PISKUR Anastasia Vladimirovna,
Associate Professor of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Senior Police Lieutenant.
Russia, St. Petersburg, Pilyutova str., 1.
E-mail: [email protected];
ORCHID 0009-0004-5111-6203
Краткая аннотация: В статье проведен анализ социально-психологических личностных черт сотрудников органов внутренних дел, совершающих преступления коррупционной направленности, а также проанализированы факторы, влияющие на их перакцию. Представлены особенности личности, поведения и мотивации коррумпированных сотрудников, а также рассмотрены возможные методы их предотвращения. Актуальность выбранной темы обусловлена повышенной общественной опасностью и глобальными негативными последствиями, отражающимися на жизнедеятельности общества. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методов борьбы с коррупцией в правоохранительной сфере.
Abstract: The article analyzes the socio-psychological personality traits of internal affairs officers who commit crimes of corruption, as well as analyzes the factors that influence their commission. The article presents features of personality, behavior and motivation of corrupt employees, as well as considers possible methods of prevention of corruption crimes in law enforcement agencies. The relevance of the chosen topic is due to the increased public danger and global negative consequences affecting the life of society. The results of the study can be used to develop effective methods to combat corruption in law enforcement.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, личность преступника, криминологическая характеристика, портрет преступника, сотрудник органов внутренних дел.
Keywords: corruption, corruption crimes, offender personality, criminological characteristic, offender portrait, law enforcement officer.
Для цитирования: Пискур А.В. Криминологический анализ личности сотрудника органов внутренних дел, совершающего коррупционные правонарушения // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 235-240. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_235.
For citation: Piskur A.V. Criminological analysis of the personality of an employee of the internal affairs bodies who commits corruption crimes // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 235-240. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_235.
Статья поступила в редакцию: 24.10.2023
Для установления криминологического портрета личности коррупционного преступника необходимо четко различать термины «коррупция», «коррупционная преступность» и «преступления коррупционной направленности».
Однако даже среди ученых до сих пор нет единого мнения по поводу разграничения данного понятийного аппарата. Анализ литературы по данному вопросу позволяет выделить различные трактовки данных терминов.
Так, само понятие «коррупция» имеет законодательно закрепленное определение, а «коррупционная преступность» не имеет единого подхода. Возникновение данной проблемы в трактовке понимания, обусловлено тем, что в большинстве случаев термин «коррупционная преступность» сводится к базовому пониманию «коррупция», что с одной стороны позволяет более обширно трактовать, но с другой стороны - приводит к возможности исключения противоправных деяний, которые не являются преступлением.
Можно резюмировать, что понятие «коррупция» и «коррупционное преступление» имеет между собой соотношение, как целое, так и единичное, но, тем не менее, важным является разграничение коррупции как социального явления и часть такого явления - коррупционная преступность. Такой вывод вытекает из существующей доктрины уголовного права, которая относит коррупционные преступления к наиболее опасному виду коррупции, предусматривая такие меры уголовного наказания как лишения свободы, в том числе и пожизненного, а некоторых странах и смертную казнь.
Важно понимать, что действия по предупреждению данного негативного явления должны направляться, не только единично, но и на конкретные проявления, в том числе на преступления коррупционной направленности. Только так можно добиться реальных результатов.
Коррупция является негативным явлением, которое характеризуется злоупотреблением должностным положением или властью в целях личной выгоды. Если в законодательстве коррупционную преступность определяют конкретными правовыми нормами, то в социальном аспекте коррупция имеет более широкий и разнообразный характер. Она может проявляться в различных сферах жизни - от улицы до офиса, от местных властей до самой высшей инстанции.
Среди лиц, совершающих коррупционные преступления, наиболее часто встречаются люди старше 30-40 лет, которые замещают должности низшего и среднего звена иерархии должностных лиц [1]. Они обладают достаточной властью и влиянием, чтобы действовать безнаказанно, и часто используют свое служебное положение для личной выгоды. Характер деятельности должностных лиц, совершающих коррупци-
онные преступления разнообразен не только по управленческо - экономическим отраслям и работе в контролирующих и правоохранительных органах, но и занимаемым должностям на предприятиях, организациях или учреждениях. Зачастую к совершению коррупционных преступлений приводит низкий уровень профессионализма, отсутствия опыта и нравственности. Одним из факторов в формировании личности коррупционного преступника является непонимание важности выполняемой работы и низкая ответственность перед обществом.
Как можно было заметить в большинстве случаев, спланированные и умышленные противоправные действия совершаются должностными лицами при этом, имея четкий план и нездоровый мотив (67 %) или иную личную заинтересованность [12]. Исходя из того, что мотив - это побуждение к действию, то не менее интересным является и анализ мотивации совершения преступником коррупционного преступления.
Более понятное представление об основных типах мотивации, приводящих к совершению коррупционных преступлений можно рассмотреть на рисунке № 2.
Рисунок № 2 - Типы мотивации, приводящие к совершению коррупционных преступлений [12]
Таким образом, проводя типологию личности коррупционного преступника и с учетом криминологической типизации, выделим следующие типы:
- Последовательно - корыстный тип. Для данного типа основной характерной чертой выступает продолжительность преступной деятельности и ее активность.
- Противоречиво - корыстный тип. Для данного типа характерно отсутствие явной корыстной составляющей, но важную роль играют обстоятельства («я не настаивал на взятке», «об этом никому не известно» и т. д.).
- Ситуативный тип. Для данного типа характерно совершение разовых преступлений, совершенных в условиях стечения тех или иных обстоятельств.
Подводя общий итог краткой криминологической характеристики личности коррупционного преступника, выделим основные его черты [5, с. 52-56]:
- возраст: 30-40 лет:
- образование: высшее профессиональное;
- рабочая характеристика: положительная;
- как правило, преступления не являются спонтанными, а подлежат тщательному планированию и обдумыванию;
- процент рецидива по данным преступлениям крайне мал.
В 2018 году аналитическим отделом Генеральной прокуратуры России было проведено собственное исследование личности коррупционного преступника, и представленная выше характеристика дополнилась следующими чертами: энергичность и инициативность личности. Данные лица обладают высокой коммуникабельностью и эмоциональной устойчивостью, они отличаются высокой работоспособностью и степенью самоконтроля. Согласно данным Генеральной прокуратуры России, средний возраст преступника колеблется в диапазоне 35-40 лет, при этом доля преступников - коррупционеров женского пола меньше, чем мужского. Однако, доля женщин, совершивших коррупционные преступления в два раза больше доли женщин, которые, участвовали во всех остальных преступлениях [16,с. 40-47].
Еще одна типизация коррупционного преступника характеризует личность по размеру получаемой выгоды [10, с. 111-123].
Первый тип - это те, кто занимается мелкой коррупцией. Они могут взять взятку за какую-то услугу, скрыть явные нарушения («закрыть глаза» на противоправные действия) или выдать документы без очереди. Эти люди обычно не являются действительно богатыми, но они стремятся получать небольшую прибыль из разного рода махинаций.
Второй тип - это преступники, которые занимаются крупной коррупцией. Они могут взять взятку за очень крупный и важный контракт, защитить крупную коммерческую компанию в случае судебного разбирательства или даже поставить под угрозу национальные интересы страны.
Они зачастую являются бизнесменами или политиками.
Третий тип коррупционеров - это те, кто занимается олигархической коррупцией. Это самый опасный тип, так как они могут контролировать огромные ресурсы и фирмы, которые влияют на экономику страны и на жизнь миллионов ее граждан. Они работают на самом высшем уровне власти и обычно находятся за пределами закона.
Борьба с коррупционной преступностью требует комплексного подхода и включения различных механизмов, направленных на защиту общественных интересов и налаживание справедливого правопорядка. Однако важно не только наказывать виновных, но и создавать условия для прозрачности и открытости во всех сферах деятельности, чтобы предотвратить возможность коррупционных преступлений.
Президент Российской Федерации законодательно утвердил стратегию борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, которая предусматривает множество мер, направленных на борьбу с этим явлением [14].
Устранение коррупции в правоохранительных органах - это задача не только государства, но и общества в целом. Необходимо активное участие граждан в контроле работы правоохранительных органов, жесткое наказание за коррупционные преступления и формирование системы ценностей, которые не приемлют коррупцию как социальное явление.
Предупреждение и профилактика коррупции в правоохранительном блоке страны - это ключевая задача для обеспечения правового государства и защиты, гражданских прав и свобод. Решение этой проблемы требует усилий со стороны всех участников общества: государства, правоохранительных органов и граждан. Имеется серьезная проблема с коррупцией в правоохранительных органах, особенно в ГИБДД. Это подтверждают результаты исследований ВЦИОМ. Необходимо принимать меры для устранения этого явления и повышения доверия граждан к правительству и его институтам [7].
«Основным приоритетом является борьба с нарушениями закона и коррупцией внутри органов МВД. Благодаря усиленным мерам и контролю, удалось достичь значительных результатов. Служба внутренних дел готова продолжать эту работу вплоть до полного искоренения преступности и коррупции внутри органов власти. Тем не менее, проблема коррупции в органах правопорядка требует постоянного внимания и борьбы», - подчеркнул министр внутренних дел России В. А. Колокольцев [4, с. 92-94].
Однако, по данным Председателя Следственного комитета России А. Бастрыкина, - «В 2022 году осуждено за совершение коррупционных преступлений более 2000 полицейских и военных. Среди тех, кто привлечен к уголовной ответственности за коррупцию, в том числе 1,4 тысячи сотрудников правоохранительных органов, 679 военных, 420 должностных лиц органов местного самоуправления, 356 работников системы образования и 259 работников системы здравоохранения. При этом количестве дел направленных в суд в 2022 году не особо поменялось в сравнении с 2021. Так в 2022 году в суд было направлено дел против 9,1 тысячи лиц, а в 2021 году - против 8,93 тысяч лиц» [6].
В ниже приведенной таблице № 1 продемонстрирован рейтинг правоохранительных и правоприменительных органов по числу расследованных коррупционных преступлений в 2021 году по отношению к 2020 году [12].
Место Ведомство Количество преступлений Изменения
1 Органы внутренних дел 3819 ▲+10,4%
2 ФСИН 1018 ▲+2,3%
3 ФССП 681 ▼ -18,2%
4 МЧС 391 ▲+23,3%
5 ФСБ 178 ▲+69,5%
6 ФТС 177 ▼ -15,7%
7 Судебные органы 118 ▲ + 118,5%
8 Следственный комитет 110 ▲+52,8%
9 Росгвардия 83 ▲+277%
10 Прокуратура 38 ▼ -5%
Таблица № 1 - Рейтинг правоохранительных и правоприменительных органов по числу расследованных.
Основными фигурантами, по направленным в суд делам в 2022 году являлись:
- депутаты органов местного самоуправления - 66 человек;
- полицейские - 29 человек;
- руководители следственных органов следственного комитета - 10 человек;
- сотрудники прокуратуры - 10 человек.
Если проводить анализ состава коррупционных преступлений среди сотрудников ОВД, то основными из них это:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286);
- получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
- служебный подлог (ст. 292).
Более полное представление о структуре совершенных коррупционных преступлений сотрудниками ОВД, можно рассмотреть в процентной составляющей на рисунке № 3.
Рисунок № 3 - Структура совершенных коррупционных преступлений сотрудниками ОВД [12]
МВД России активно борется с коррупцией в своих рядах и в 2022 году продолжило выполнение Национального плана противодействия коррупции. В рамках реализации упомянутого плана предпринят ряд мероприятий по предотвращению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений. Кроме того, утвержден ведомственный план противодействия коррупции, который включает в себя комплекс мер по совершенствованию правового, организационного и методического обеспечения в борьбе с коррупцией.
Одним из ключевых направлений работы полиции России является формирование нетерпимости к коррупционному поведению в обществе. Организовываются мероприятия по антикоррупционному просвещению: взаимодействие с общественностью, круглые столы, семинары и тренинги для различных групп населения.
Э.И. Тамазов верно отмечал, что - «противоправные действия совершенные лицами, в компетентность которых входит обеспечивать закон и порядок, сами становятся преступниками, это подрывает основы демократического правового порядка и разрушает доверие общества к ним. Совершение преступлений уполномоченными лицами имеет серьёзные последствия для общества. Важной составляющей демократического правового порядка является доверие граждан к правоохранительным органам. Когда эта доверительная связь нарушается из-за преступных действий самих правоохранителей, общество начинает сомневаться в эффективности и справедливости силового блока. Доверие к полиции и её способность обеспечивать безопасность являются ключевыми для стабильного функционирования общества. Случаи совершения преступлений полицейскими создают негативный образ и разрушают этот фундаментальный стержень доверия. Граждане могут столкнуться со страхом, беспокойством и чувством беззащитности, что может привести к социальной напряженности [13, с. 177].
К числу особых черт в области криминологической характеристики преступлений, совершаемых лицами, занимающими должности в органах правопорядка, можно отнести скрытность таких действий, увеличенную степень общественной опасности, а также действия, мотивированные личной выгодой. Этот тип преступлений напрямую связан с официальным положением данных лиц и их исполнением своих служебных обязанностей.
Преступления, проявляющиеся в структуре органов внутренних дел, включают в себя практически все виды коррупционных нарушений, предусмотренных в Федеральном законе «О противодействии коррупции» и Уголовном кодексе Российской Федерации.
Коррупционные проявления в полиции проявляются по субъектному содержанию (симультанные и авторитарные) и по характеру организации (деятельные и бездейственные), (вертикальные и горизонтальные) [11, с. 100].
Угроза симультанной коррупции обуславливается в своем субъективном отрицательном отношении к сотрудникам, замешанным в коррупции, в котором граждане закономерно будут винить не только силовой блок, но и все правительство. Важно понимать, что в своем большинстве данный вид проявляется единожды и имеет кратковременный характер, а случайность ее варьирования между одними и теми же лицами фактически сведена к нулю.
Лица среднего, старшего и начальствующего звена в большинстве случаев вовлечены в авторитарную коррупцию. Обладая высоким должностным положением, распорядительными полномочиями, профессиональным опытом и знанием норм они незаметно и систематично внедряют коррупцию в реалии повседневной работы. К числу характеристик горизонтальной коррупции относится формирование связей между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и представителями силового блока - с другой.
Вертикальное проявление коррупции имеет явное отличие присущее организованной преступности. Рядовые сотрудники, совершающие противозаконные деяния, сопряженные с получением финансовых поощрений, приносят долю «отметку» вышестоящему недобросовестному и нечистому на руку начальству, которое в свой черед, закрывает глаза, и выступает в качестве покровителя, прикрывая коррупционные промыслы низовых звеньев.
Ю. А. Антонян, выделяет экономические, политические и психологические причины совершения коррупционных преступлений в правоохранительном блоке [2].
Экономическими причинами выступают мировая инфляция, недостаточная заработная плата и неудовлетворительные условия труда.
Сталкиваясь с финансовыми трудностями и потребностью обеспечивать свои семьи, а также ограничением возможности карьерного роста и неоценимой колоссальной рабочей нагрузкой, сотрудники полиции могут искать дополнительный источник дохода в виде взяток и незаконных сделок.
Политические факторы также играют существенную роль. Неэффективные полицейские системы, слабость правопорядка и недостаточная независимость правоохранительных органов могут содействовать коррупционной активности. В случаях, когда полиция подвергается политическому влиянию или давлению, она может становиться инструментом для достижения целей, а это может включать в себя противозаконные действия.
Политическая и экономическая нестабильность в стране может способствовать ухудшению положения правопорядка и спровоцировать сотрудников полиции к злоупотреблениям.
Психологические факторы также играют значительную роль в возникновении коррупционных преступлений среди сотрудников полиции. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Моральное оправдание: Сотрудники полиции могут искать способы оправдания своих действий через рационализацию. Они могут убеждать себя, что их действия не так уж и плохи, поскольку они выполняют определенные обязанности и сталкиваются с трудными ситуациями.
Дезиндивидуация: В больших коллективах, когда человек может ощущать себя незаметным или утратить свою индивидуальность, повышается вероятность нарушения норм и правил. Это может способствовать коррупционной деятельности, так как сотрудник может чувствовать, что не будет преследоваться за свои действия.
Давление и стресс: Работа в полиции может быть крайне стрессовой, и сотрудники могут искать способы справиться с этими нагрузками. В этом контексте коррупция может стать способом снять давление и обеспечить дополнительный доход.
Недостаток моральных ценностей: Некоторые индивиды, вступая в полицию, могут не обладать высокими моральными ценностями или же постепенно их потерять под влиянием окружающей среды. Это может способствовать участию в коррупционных действиях.
Культура и окружение: Коррупционное поведение может расцениваться как обыденное и даже необходимое в определенной культурной среде. Если среди коллег распространено коррупционное поведение, новички могут подстраиваться под эти нормы.
Низкий уровень этической культуры: Отсутствие этической культуры и прозрачности в организации способствует распространению коррупции. Сотрудники полиции могут не видеть ничего плохого в том, чтобы получать взятки или злоупотреблять своим положением.
Специализированные подразделения, отвечающие за собственную безопасность в структуре правоохранительного блока играют основополагающую и ключевую функцию по предотвращению и профилактике преступлений внутри самого ведомства [15, с. 19-23].
Определение «собственная безопасность в структуре МВД России» институционально закреплено конкретным приказом, в котором указано состояние защищенности от агрессии антиобщественного и дезорганизующего воздействия.
И. Ю. Захватов и Д. В. Кишкин, в число аналогичных угроз относят [9]:
- внеплановый доступ к всевозможным видам служебной информации и способность ее противоправного использования;
- устройство на работу в правоохранительную систему с целью задействования должностного положения в противоправных и преступных целях;
- игнорирование законности со стороны офицерского и гражданского состава силового блока и др.
Специально-криминологические меры играют важную роль в предупреждении коррупции в полиции. Комплексный подход, включающий в себя обучение, надзор, сотрудничество с общественностью и улучшение условий работы, может существенно снизить вероятность коррупционных проявлений и обеспечить более честное и ответственное поведение со стороны правоохранителей
Заключая можно отметить, что коррупция в правоохранительных органах представляет для государства серьезную апорию, требующую внимательного рассмотрения. Решение этой негативной дилеммы требует комплексного подхода, включая усиление внутреннего контроля, повышение профессиональной этики и принятие строгих мер в отношении нарушителей. Предупреждение коррупции в правоохранительном блоке в целом способствует укреплению справедливости и всеобщему доверию.
Библиография:
1. Абрамовская О. Р., Майоров А. В. Криминологические особенности личности коррупционного преступника // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). Право. Вып. 34. С. 54-57 ; Марданов А. Б. Сравнительно-криминологическое исследование личности коррупционных преступников, осужденных за взяточничество и коммерческий подкуп // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 61-66.
2. Антонян, Ю.М. Личность преступника и исправление осужденных // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2019. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-prestupnika-i-ispravlenie-osuzhdennyh
3. Багмет. М.А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.
4. Берегова, З.Р. Криминологическая характеристика личности сотрудников правоохранительных органов, совершающих преступления / З. Р. Берегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 92-94.
5. Бочарникова Л. Н., Диденко К. В., Михайлова И. А. Личностные характеристики сотрудника органов внутренних дел, совершающего коррупционные преступления // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2012. - № 2. - С. 52-56.
6. В России в 2022 году 1400 правоохранителей ответили в суде за коррупцию [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20221208/korruptsiya-1837112111.html (дата обращения: 11.05.2023).
7. ВЦИОМ. Коррупция в России: мониторинг. Прессвыпуск № 3678. 01 июня 2018 года. URL: https://wciom.ru/mdex.php?id=236&uid=9139 (дата обращения:
05.05.2023).
8. Захватов, И.Ю., Кишкин, Д.В. О современных подходах к проблеме повышения эффективности деятельности подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России на региональном уровне // Труды Академии управления МВД России. - 2012. - №2 (22). - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/o-sovremennyh-podhodah-k-probleme-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-podrazdeleniy-sobstvennoy-bezopasnosti-territorialnyh (дата обращения: 11.05.2023).
9. Кокурин, А.В., Петров, В.Е. Психологокриминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 7. С. 111-123.
10. Организация противодействия коррупции: учебное пособие / Н. Э. Мартыненко и др.; под. общ. науч. руков. В. Ф. Цепелева. - М.: Академия управления МВД России, 2020. - 100 с.
11. Статистические сведения ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России», формы № 592, № 599 за 2011-2021 гг. URL: http://10.5 0.16/csi/ (дата обращения: 11.05.2023).
12. Тамазов, Э.И. Общая криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 177.
13. Трунцевский, Ю.В., Ищук, Я. Г. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 19-23.
14. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы».
15. Черепанов, А.С. Криминологическая характеристика личности сотрудника органов внутренних дел как субъекта коррупционного преступления // Научный портал МВД России. 2020. - № 2 (50). - С. 40-47.
References:
1. Abramovskaya, O. R., Mayorov, A.V. Criminological features of the personality of a corrupt criminal // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012. № 37 (291). Right. Issue 34. p. 54-57; Mardanov A. B. Comparative criminological study of the personality of corrupt criminals convicted of bribery and commercial bribery // Actual problems of economics and law. 2014. No. 4. p. 61-66.
2. Antonyan, Y.M. Personality of a criminal and correction of convicts // Bulletin of the Russian State University of Humanities. Series «Economics. Management. Law». - 2019. - №2. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-prestupnika-i-ispravlenie-osuzhdennyh
3. Bagmet. The fight against corruption in the police (criminological study): dissertation abstract of Ph. D. in Law. - М., 2014.
4. Beregova Z.R. Criminological characteristic of the personality of law enforcement officers who commit crimes / Z.R. Beregova. - Text: direct // Young scientist. -2019. - № 46 (284). - p. 92-94.
5. Bocharnikova L. N., Didenko K. V., Mikhailova I. A. Personal characteristics of an employee of internal affairs bodies who commits corruption crimes // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. - 2012. - № 2. - p. 52-56.
6. In Russia in 2022 1400 law enforcement officers answered in court for corruption [Electronic resource] - URL: https://ria.ru/20221208/korruptsiya-1837112111.html (accessed 11.05.2023).
7. Russian Public Opinion Research Center (RPORC). Corruption in Russia: Monitoring. Press Release No. 3678. 01 June 2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9139 (access date: 05.05.2023).
8. Zakhvatov, I.Y., Kishkin, D.V. On modern approaches to the problem of increasing the effectiveness of the internal security units of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry at the regional level // Proceedings of the Management Academy of the Russian Interior Ministry. - 2012. - №2 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-podhodah-k-probleme-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-podrazdeleniy-sobstvennoy-bezopasnosti-territorialnyh (access date: 11.05.2023).
9. Kokurin A.V., Petrov V.E. Psychological and criminological characteristic of the personality of employees of internal affairs bodies, convicted for committing crimes of corruption // Bulletin of Kutafin University (Moscow State Law Academy). 2017. № 7. p. 111-123.
10. Organization of counteraction to corruption: textbook / N. E. Martynenko et al. V. F. Tsepelev. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. - 100 p.
11. Statistical data of the Center for Information and Analysis of the Federal State Institution «GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia», forms № 592, № 599 for 2011-2021. URL: http://10.5.0.16/csi/ (date of access: 11.05.2023).
12. Tamazov, E.I. General criminological characteristics of corruption crimes committed by law enforcement officers // Humanities, socio-economic and social sciences. 2016. № 12. p. 177.
13. Truntsevsky, V.V., Ischuk, Y.G. The prevention of crimes by internal affairs bodies in the sphere of economic security of the Russian Federation // Business Security. 2019. № 1. p. 19-23.
14. Decree of the President of the Russian Federation No. 478 of August 16, 2021 «On the National Anti-Corruption Plan for 2021 -2024».
15. Cherepanov A.S. Criminological characteristic of the personality of an employee of internal affairs bodies as a subject of a corruption crime // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. - № 2 (50). - p. 40-47.