Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ / REMOTE CONTROL / INDUSTRIAL SAFETY / HAZARDOUS PRODUCTION FACILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салихов Масхуд Махмудович

В статье проводится анализ действующих мер обеспечения промышленной безопасности и криминологический прогноз развития преступности после внедрения в указанной области аудита и дистанционного контроля промышленной безопасности. Предмет исследования составили положения действующих нормативных актов и законопроектов, содержащих определения и основные признаки институтов аудита и дистанционного контроля промышленной безопасности. Цель статьи заключалась в изучении правовых рисков применения новых направлений дистанционного контроля и аудита уровня безопасности опасных производственных объектов. В результате исследования выявлены преимущества и криминологические риски действующих и потенциально возможных дистанционных методов осуществления контроля промышленной безопасности, а также определение роли государственного контроля производственной сферы в предупреждении нарушений законодательства, обеспечивающего безопасность опасных производственных объектов.The article analyzes the existing measures for ensuring industrial safety and the criminological forecast for the development of crime after the introduction of audit and remote control of industrial safety in the indicated field. The subject of the study includes the provisions of existing regulations and bills containing definitions and main features of audit and remote industrial safety monitoring institutions. The purpose of the article is to study the legal risks of using new areas of remote control and audit of the safety level of hazardous production facilities. The study revealed both the advantages and the criminological risks of existing and potentially possible remote methods for monitoring industrial safety, as well as determining the role of state control of the production sector in preventing violations of the law ensuring the safety of hazardous production facilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салихов Масхуд Махмудович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Криминологические риски внедрения системы непрерывного дистанционного контроля и аудита промышленной безопасности

Салихов М.М.

5.21. Криминологические риски внедрения системы непрерывного дистанционного контроля и аудита промышленной безопасности

©Салихов Масхуд Махмудович АО «Мособлгаз» E-mail: name_odin@bk.ru

Аннотация: В статье проводится анализ действующих мер обеспечения промышленной безопасности и криминологический прогноз развития преступности после внедрения в указанной области аудита и дистанционного контроля промышленной безопасности. Предмет исследования составили положения действующих нормативных актов и законопроектов, содержащих определения и основные признаки институтов аудита и дистанционного контроля промышленной безопасности. Цель статьи заключалась в изучении правовых рисков применения новых направлений дистанционного контроля и аудита уровня безопасности опасных производственных объектов. В результате исследования выявлены преимущества и криминологические риски действующих и потенциально возможных дистанционных методов осуществления контроля промышленной безопасности, а также определение роли государственного контроля производственной сферы в предупреждении нарушений законодательства, обеспечивающего безопасность опасных производственных объектов.

Ключевые слова: дистанционный контроль, промышленная безопасность, опасный производственный объект.

Для цитирования: Салихов М.М. Криминологические риски внедрения системы непрерывного дистанционного контроля и аудита промышленной безопасности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 197-200.

Criminological risks of the implementation of the system of continuous remote control and audit of industrial safety

©Salikhov Maskhud Makhmudovich AO «Mosoblgaz» E-mail: name_odin@bk.ru

Abstract

The article analyzes the existing measures for ensuring industrial safety and the criminological forecast for the development of crime after the introduction of audit and remote control of industrial safety in the indicated field. The subject of the study includes the provisions of existing regulations and bills containing definitions and main features of audit and remote industrial safety monitoring institutions. The purpose of the article is to study the legal risks of using new areas of remote control and audit of the safety level of hazardous production facilities. The study revealed both the advantages and the criminological risks of existing and potentially possible remote methods for monitoring industrial safety, as well as determining the role of state control of the production sector in preventing violations of the law ensuring the safety of hazardous production facilities.

Keywords: remote control, industrial safety, hazardous production facility.

For citation: Salikhov M.M. Criminological risks of the implementation of the system of continuous remote control and audit of industrial safety // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 197-200. (in Russ.).

Введение

Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий согласно федеральным законам, выражается в проведении проверочных мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты [1, 2]. Эти мероприятия могут проводиться в форме документарной, выездной проверки, плановых проверок, проводимых в соответствии с размещённым на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации планом, внеплановых проверок, проводимых на основании жалоб, обращений и заявлений.

Вместе с тем научно-технический прогресс процессов производства необратимо приводит к формированию автоматизированных систем управления. Научно-технический прогресс тесно коррелирует с инновационной деятельностью промышленных компаний, которая требует значительных инвестиций и играет существенную роль в стратегии их развития [3]. Инновационная деятельность компании, внедрение

автоматизированных систем управления и модернизация производственных процессов требуют развития качества государственного регулирования. Формы контроля со стороны государства и государственное вмешательство в промышленную деятельность развиваются наряду с производством. Изменение, дополнение, усовершенствование производственных отношений, процессов производства приводит к тому, что государство вынуждено выходить на новый уровень контроля и регулирования тех или иных общественных отношений.

Развитие федерального законодательства о промышленной безопасности

В настоящее время федеральное законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов претерпевает значительные изменения, в том числе по вопросам обеспечения безопасности на этих объектах. Федеральной службой по эко-

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 197

ISSN 2310-7049 (online)

12.00.08

Уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология / Criminal law, penal law, criminology

логическому, технологическому и атомному надзору для публичного обсуждения опубликован законопроект «О промышленной безопасности» [4].

В указанном законопроекте предлагается ввести в действие два новых института контроля: а) систему дистанционного контроля промышленной безопасности - комплекс программных, программно-аппаратных средств, средств измерений, а также специальных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о риске возникновения аварий на опасном производственном объекте; б) аудит системы управления промышленной безопасностью -независимая оценка организации деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, передвижные технические устройства.

В законопроекте также предлагается освободить эксплуатирующие опасный производственный объект организации от проведения плановой проверки в течении пяти лет, если такие организации представили положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасности, а организации, эксплуатирующие объект дистанционного контроля, вовсе освободить от проведения плановых проверок.

Преимущества и криминологические риски дистанционных методов контроля промышленной безопасности

Специалисты в области промышленной безопасности видят позитивные тенденции во внедрении в указанной области аудита промышленной безопасности и дистанционный систем контроля управления опасным производственным объектом, однако отмечают, что изменения несут за собой определенные риски [5, 6].

Этот риск состоит в том, что с внедрением новых форм контроля и управления опасным производственным объектом, возникнет проблема государственного регулирования общественных отношений в этой сфере в части профилактики негативных последствий, в особенности своевременности принятия мер принуждения к виновным лицам, а также определенные криминальные риски. Речь в первую очередь идёт о новых преступлениях, которые ранее не были связаны с эксплуатацией опасного производственного объекта.

При наступлении последствий, связанных с причинением значительного имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью человека, при эксплуатации опасных производственных объектов в настоящее время применяются ст.ст. 143, 217, 217.2, 293 УК РФ.

Указанный перечень составов преступлений является традиционным для правоприменителя при решении вопросов уголовно-правовой оценки нарушений, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Вместе с тем внедрение в области промышленной безопасности институтов аудита и дистанционного контроля создаст дополнительные криминогенные риски в данной области.

К примеру, при предоставлении услуг сторонними организациями по проведению независимого аудита могут возникнуть риски совершения преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ, выраженного в использовании аудиторами своих полномочий вопреки задачам своей деятельности в целях извлечения выгод и преимущества для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за первое полугодие 2019 г. по ст. 202 УК РФ осужден 1 человек, за 2018 г. 1 человек, за 2017 г. осужденных по рассматриваемой статье нет, в 2016 году их численность составила 4 человека, в 2015 г. по ст. 202 УК РФ осуждено 2 человека

[7].

Сфера промышленной безопасности опасных производственных объектов имеет свою специфику, поэтому лица, эксплуатирующие такие объекты должны находиться под постоянным контролем в связи с чрезвычайно тяжкими последствиями возможных преступных проявлений.

Совершение преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ, в сфере промышленной безопасности может быть обусловлено желанием работников организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, избежать проведения плановых проверок, а также получить положительную оценку своей деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта.

Кроме того, во взаимодействии между организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, и аудиторской организацией возможны случаи совершения преступлений, предусмотренных ст.ст. 204, 204.1, 204.2 УК РФ. Коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе и мелкий коммерческий подкуп относятся к группе коррупционных преступлений, которые, по мнению специалистов, «являясь основным объектом внимания (воздействия) уголовной политики в сфере противодействия коррупции, не только способствуют разрушению устоев общества и государства, но и взаимосвязаны с общеуголовной, организованной, экономической и иной преступностью и нередко служат ее финансовой опорой»

[8].

Предоставление аудиторским организациям права принятия решения о выдаче положительного заключения аудита промышленной безопасности, от которого будет зависеть вопрос освобождения организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, от проведения плановой выездной проверки на срок не менее пяти лет, вполне может побудить представителей этих структур получить дополнительные выгоды от своей деятельности, что создает условия совершения вышеуказанных преступлений.

Коммерческий подкуп является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе. По мнению исследователей, масштабы коррупции, к которой по определенным критериям относится и коммерческий подкуп, особенно увеличиваются, когда та или иная страна находится на стадии реформы [9].

При этом аудит промышленной безопасности является таким институтом, который призван смягчить давление государственного контроля на производственные отношения - это одно из условий развития рыночной экономики и производственного процесса. За последние годы неоднократно предпринимались попытки оптимизировать государственный контроль, снизить административную нагрузку на предприятия [10]. Однако наряду с ослаблением давления государственного контроля на рыночную экономику, факторы, способствующие возникновению и развитию преступности, будут подрывать стабильность и равновесие рыночных отношений. Одновременно с этим будут

198

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Криминологические риски внедрения системы непрерывного Салихов М.М.

дистанционного контроля и аудита промышленной безопасности

формироваться условия, оказывающие отрицательное влияние на способность государства выполнять свои экономические и социальные обязательства [11].

Непрерывный дистанционный контроль промышленной безопасности опасных производственных объектов, предлагаемый к внедрению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, будет заключаться в оперативной оценке и прогнозировании инцидента и принятии превентивных мер по недопущению аварии путем проведения мониторинга состояния, оперативной оценки рисков возникновения аварий; прогнозирования уровня промышленной безопасности. Представляется, что система непрерывного дистанционного контроля будет функционировать посредством передачи данных с опасного производственного объекта в органы государственного контроля через информационно-телекоммуникационную сеть на базе информационных систем.

Относительно рисков совершения преступления в связи с внедрением в промышленную безопасностью системы непрерывного контроля необходимо упомянуть про состав преступления, предусмотренный ст. 272 УК РФ, которым установлена уголовная ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.

Представляется, что области промышленной безопасности преступные посягательства чаще всего будут выражены в осуществлении действий, направленных на модификацию информации. Под модификацией информации понимается внесение изменений в компьютерную информацию (или ее параметры) [12, 13]. Кроме указанного внедрение рассматриваемой системы непрерывного дистанционного контроля может привести к развитию преступности по иным составам преступления. Речь прежде всего идет о ст. 274 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение,

блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб.

Предполагать, что те или иные организации будут совершать преступления путем модификации информации единообразно, было бы весьма неоправданно. Промышленная безопасность характеризуется тем, что при эксплуатации опасных производственных объектов применяются технические устройства, которые на постоянной основе передают параметры его работы. Представляется, что вмешательство в работу таких технических устройств, с целью искажения передаваемых ими данных, необходимо квалифицировать по ст. 274 УК РФ.

Выводы и заключение

Новые формы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов однозначно поспособствуют развитию производства, рыночной экономики, снизят административную нагрузку на предприятия. Но следует помнить, что ослабление государственного контроля производственной сферы может привести к распространению в той или иной области нарушений законодательства, вплоть до совершения уголовно наказуемых деяний.

В этой связи представляется необходимым наряду с внедрением в область промышленной безопасности аудита и дистанционного контроля, также принять дополнительные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению вышеназванных преступлений, выявлению склонных к совершению этих преступлений лиц и оказанию на них предупредительных мер, по выявлению наиболее характерной среды для совершения в области промышленной безопасности преступлений, ранее не характерных для этой сферы деятельности.

По нашему мнению, определенного рода подготовительные работы к внедрению в контроль-надзорной деятельности по промышленной безопасности опасных производственных объектов, окажут значимое профилактическое воздействие на людей и организации, чья деятельность так или иначе связана с рисками совершения преступлений.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от

29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от

02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6249.

3. Восканян Р.О. Взаимозависимые лица как угроза экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 1. С. 24-28.

4. Восканян Р.О., Екимова К.В. Стоимостной подход к управлению инвестиционной привлекательностью компании // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 442445.

5. Гончаренко Г.С. Коммерческий подкуп (уголовно-правовой и криминологический аспекты. Дис. ...канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2012.

6. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. //

Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. С. 41-61.

7. Мамаев В.И., Пасикун В.Н. Аудит безопасности и обязательное страхование опасных объектов как способ предупреждения аварий и катастроф техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2010. № 3. С. 66-75.

8. Наумов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в 2 Т. Том 2. М.: Юрайт, 2017. - 549 с.

9. Статистические сведения представлены // Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. -URL: http://www.cdep.ru/ [Дата обращения: 12.02.2020].

10. Третьяк М.И. Модификация компьютерной информации и ее соотношение с другими способами компьютерного мошенничества // Уголовное право. 2016. № 2. С. 95-101.

11. Фоменко Е.В. Проблемы, возникающие при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности за подкуп должностного лица // Адвокатская практика. 2007. № 6. С. 12-15.

12. Чупрова А.Ю. Экономическая безопасность и вопросы уголовной политики // Безопасность бизнеса. 2004. № 4. С. 28-31.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 199

ISSN 2310-7049 (oniine)

12.00.08

Уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология / Criminal law, penal law, criminology

Рецензия

на статью Салихова Масхуда Махмудовича на тему: «Криминологические риски внедрении системы непрерывного дистанционного контроля и аудита промышленной безопасности»

Нарушения требований, предъявляемых к функционированию опасных производственных объектов, всегда причиняли большой вред наиболее значимым и охраняемым уголовным правом ценностям, начиная от промышленной безопасности и заканчивая жизнью и здоровьем человека. С развитием технологичности в нашей жизни этот вред потенциально и реально растет. В силу этого, государство вынуждено внедрять новые виды контроля производственной деятельности лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Вместе с тем законодатель делает акцент, в первую очередь, на системы дистанционного контроля промышленной безопасности, что создает определенные правовые, в том числе и криминальные риски. В этой связи, выбранная Салиховым М.М. тема статьи представляется весьма актуальной и отличающейся новизной.

Автором анализируются проблемы применения на практике дистанционных систем контроля управления опасным производственным объектом, которые в определенной степени можно рассматривать как фактор новых преступных проявлений, ранее не встречавшихся в данной сфере деятельности, и предлагаются основные направления предупреждения криминализации эксплуатации опасных производственных объектов.

Содержание статьи логически взаимосвязано, отражает собственный вклад автора в постановку и изучение избранного научного вопроса. Работа представляет теоретический и практический интерес и обладает перспективностью для дальнейших исследований.

Научная статья Салихова Масхуда Махмудовича «Криминологические риски внедрения системы непрерывного дистанционного контроля и аудита промышленной безопасности» соответствует требованиям, предъявляемым Высшей Аттестационной Комиссией, и может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Чупрова Антонина Юрьевна

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 73,48%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Салихов Масхуд Махмудович, ведущий инженер отдела по эксплуатации сетей газораспределений. Место работы: АО «Мособлгаз», Управление эксплуатации. E-mail: name_odin@bk.ru

ABOUT THE AUTHOR

Salikhov Maskhud Makhmudovich, senior engineer of the operation of gas distribution networks department. Place of employment: AO «Mosoblgaz», Exploitation Department. E-mail: name_odin@bk.ru

200 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.