Научная статья на тему 'Криминологические особенности жертв бытового насилия'

Криминологические особенности жертв бытового насилия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
486
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
быт / Насилие / мера / жертва / Отношение / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / household / violence / Measure / Victim / attitude / Prevention

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппенко Кристина Владимировна

В статье отражены научные подходы, позволяющие выделить криминологические особенности жертв бытового насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the scientific approaches allowing to determine the criminological peculiarities of victims of domestic violence.

Текст научной работы на тему «Криминологические особенности жертв бытового насилия»

6. Там же.

7. Клейменов М. П. Введение в этнокриминологию. Омск, 2004. 244 с.

8. Арифулина 3. К. Криминологическое исследование взаимосвязи иммиграционных процессов и преступности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 22 с.

9. КасьяненкоМ. А. О некоторых этносоциальных особенностях, учитываемых при формировании этнических преступных группировок в РФ // Рос. следователь. 2007. № 7. С. 30-32.

10. Кобец П. Н., Гладких В. И. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых жителями стран СНГ в Москве : монография. М., 2001. 192 с.

11. Топилин А. В. Взаимодействие этномиграционных процессов и их последствий : автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 1993. 44 с.

12. Ситковская О. Д. Психологические проблемы борьбы с преступлениями против иностранных граждан. М., 1995. ? с.

13. Клейменов М. П. Указ. соч.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ

К. В. Филиппенко

В статье отражены научные подходы, позволяющие выделить криминологические особенности жертв бытового насилия.

Ключевые слова: быт, насилие, мера, жертва, отношение, предупреждение.

В русском языке под категорией «жертва» понимается: пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдал или чего лишаюсь невозвратно; приношение божеству животных, плодов или иного; отречение от выгод или утех по долгу или в чью-то пользу; пострадавший от чего-либо есть жертва этих причин; один бывает невинной жертвой злонамеренности, другой - необузданности [1]. В энциклопедическом юридическом словаре определение жертвы отсутствует. В криминологии понятие «жертва» ассоциируется с понятием «потерпевший».

Учение о жертвах преступлений - виктимология (от лат. victima - жертва) - предполагает расширенное толкование понятия «жертва». Оно допускает причисление к жертвам не только лиц, потерпевших при взаимодействии с преступниками, но и лиц, которым причинен психический, физический, имущественный или иной вред в процессе несчастных случаев, войн, техногенных или природных катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных внешних воздействий. Приведенное определение жертвы как личности, получившей вред в процессе конфликтного взаимодействия с внешней средой, является традиционным для уголовно-правовых наук. В основу настоящего толкования положены объект-субъектные отношения. И это справедливо, понятно, легко поддается познанию, изучению и анализу.

Такое же толкование существует и в русском языке. Так, указание В. И. Даля о том, что «пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих», констатирует, во-первых, идентичность понятий «потерпевший» и «жертва», и, во-вторых, детерминированность, т. е. причинную

зависимость рассматриваемых понятий. Но существует понимание категории «жертва», предполагающее иную систему отношений (отличную от системы объект - субъект). Это понимание отражено в словаре В. И. Даля: один бывает «невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей». В данном случае мы наблюдаем систему отношений субъект-субъектного типа. Личность, в силу собственный страстей, доводит себя до состояния жертвы: жертвы не перед объектом воздействия (потерпевшим), а перед государством и законом. Тривиальным является мнение осужденных о том, что они - жертвы различных жизненных ситуаций. Непонимание бытовым насильником детерминант, влекущих ответственность, является одним из основных факторов, приводящих личность насильника к переживанию наказания. Основная идея заключается в том, что бытовые насильники становятся жертвами собственных злонамеренных деяний, так как они не прогнозируют, не предвидят реальную возможность наступления ответственности за совершаемые насильственные действия. В своих рассуждениях в основном мы используем традиционную точку зрения о жертве как лице, которому нанесен вред в результате «взаимодействия» с насильником. Мы используем также понимание виктим-ности как неспособности государства, общества защитить своих граждан [2].

При понимании жертвы как результата «необузданности своей» мы можем рассматривать под жертвой также личность быггового насильника, становящегося жертвой посредством осуществления своих действий (бытового насилия).

По данныш статистической отчетности о деятельности федеральный судов общей юрисдикции и мировык судей, в 2008 г. окончено более 1 млн 166 тыс. уголовных дел в отношении более 1 млн 306 тыс. лиц. В 2009 г. эти показатели составили более 1 млн 130 тыс. и более 1 млн 200 тыс. соответственно. Речь идет о данных лишь официальной статистики, не учитывающей латентную преступность. Вышеперечисленные сведения позволяют сделать вытод о приблизительном числе жертв преступлений.

Как правило, каждому последующему насильственному деянию предшествует менее значительное предыдущее, поэтому, чтобы разобраться в криминологической характеристике, необходимо рассматривать специфику отношений жертвы насилия до совершенного факта насилия. В основе отношений жертвы насилия находятся сформированные социально-психологические установки личности. По статистическим данным социологических служб установлено, что в настоящее время российские граждане занимают тревожно-выжидательнонастороженную позицию. Об этом говорят следующие факты. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ), три четверти россиян считают уровень коррупции в стране высоким или очень высоким, каждый пятыш - средним и лишь 1% -низким. Успехов в борьбе с этим злом подавляющее большинство россиян не видят. Эксперты утверждают: общественное мнение по этой проблеме неизменно уже 6 лет.

Исследование, проведенное ВЦИОМ в 2008 г., показало, что среди самых «нечистых на руку» госструктур первое место занимает ГИБДД (33%), немного от автоинспекторов отстают местные власти (28%) и милиция (26%). В позорный список вошли медицина (16%), обра-

зование и судебная система (по 15%), крупный бизнес (13%), военкоматы (8%), шоу-бизнес (6%), армия (5%), а также сфера торговли (4%). Четверть опрошенных отмечают, что коррумпировано «все общество в целом», по 3% набрали СМИ и политические партии.

Подобное мнение приводит к действиям, направленным на самостоятельное разрешение бытовых конфликтов, т. е. способами насилия. Бытовое насилие превращается в насилие преступного характера.

Социально-психологическая обстановка в обществе налагает отпечаток и на атмосферу в семьях. Так, в результате опроса экспертной группы практических психологов органов внутренних дел относительно социально-психологического климата в их семьях назвали благополучный климат 20% их, указали незначительные проблемы 67%, существенные проблемы - 13% их. Вывод: в благополучных семьях, где один из супругов является квалифицированным психологом, наблюдаются значительные проблемы. В 25% случаев проблемы имеют управленческий характер, что выражает стремление к захвату властных полномочий. В такой среде воспитываются дети, которые перенимают систему отношений взрослых. Внешние условия своего бытия они интериоризи-руют во внутренние ценности (убеждения). Идеальной моделью, к которой стремятся в воспитании детей, является модель положительная. По данныш Фонда «Общественное мнение», в десятку самых ценных качеств, которые необходимо воспитывать в детях, вошли следующие качества (данные в % от числа опрошенный): трудолюбие (50%); честность и порядочность (46%); аккуратность, опрятность (37%); воспитанность, вежливость (34%); воля, характер, твердость (33%); ответственность (33%); дисциплинированность (25%); самостоятельность и независимость (24%); бережливость в отношении денег и вещей (22%); активность и целеустремленность (20%). Реже всего респонденты считали важным воспитывать в детях такие качества, как сила (3%), воображение (4%), индивидуализм (6%), терпимость (7%), самоконтроль (8%) и уважение к авторитетам (9%).

Из результатов опроса видно, что личностные качества воспитанников должны быть положительными. Однако результаты воспитания детей говорят о другом. Так, по данным статистической отчетности, в 2008 г. судами рассмотрено по существу более 85 тыс. уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, более 73 тыс. несовершеннолетних осуждены, в том числе - к лишению свободы более 16 тыс. несовершеннолетних. За первое полугодие 2009 г. эти показатели составили более 34 тыс., более 29 тыс. и более 6 тыс. соответственно.

По данным Фонда «Общественное мнение», большинство россиян (71%) воспитывались в полных семьях (где были и отец, и мать), четверть - в неполных (у 24% быша только мать, у 1% - только отец). Еще 2% опрошенных воспитывались другими родственниками и 2% их жили в интернатах, детских домах и т. п. В большей части российских семей воспитанием детей занималась глав-ныш образом мать (в полнык - 53%, в неполных семьях -69%). Отец проводил с детьми больше времени в семьях 7% опрошенных, бабушка - 12%, дедушка - менее чем 1%; 2% респондентов в основном воспшывались другими родственниками.

Заслуживает внимания факт традиционного наказания детей в семьях. По данным опроса, проведенного

Фондом «Общественное мнение», физические наказания в России распространены достаточно широко. Так, по словам каждого второго респондента, в детстве его наказывали подобным образом, в том числе 16% их утверждают, что это случалось часто, 33% - редко. Лишь 2% участников опроса высказали мнение, что сегодня в России нет родителей, которые физически наказывали бы своих детей. Примерно каждый четвертый (26%) считает, что таких родителей - большинство, каждый третий (35%) - меньшинство (остальные затруднились ответить). Своих собственных детей (или детей, в воспитании которых респонденты принимают или принимали участие) физически на-казытали 25% участников опроса (или примерно треть от числа лиц, имеющих опыгт воспитания детей; такой опыт есть у 78% опрошенный). На уровне общих принципов физические наказания как допустимый метод воспитания детей поддерживают четверть опрошенных. Особенно много сторонников физического воздействия среди тех, кто заявил, что его в детстве наказывали часто (45%). Таким образом, достаточно часто детей наказывают с использованием силовых форм воздействия. Это формирует у детей форму психической самозащиты - агрессию.

Ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра. В такой деятельности доминирует эмоциональная форма отражения. Ребенка невозможно заставить играть в неинтересную игру. В детских играх отражаются отношения взрослык, в первую очередь, в бытовых условиях. Но если в большинстве российских семей имеются проблемы, то детские игры моделируют отношения между родителями в процессе разрешения ими противоречий и закрепляются действия агрессивно-насильственного характера. Быт ребенка в семье складывается из действий по соблюдению личной гигиены, опрятного вида одежды, выполнения единичных поручений, посещения детьми школы (или детского сада), вытолне-ния учебных домашних заданий и соблюдения нормы послушания. При этом лишь незначительная часть детей с удовольствием выполняет действия, характеризующие их как послушнык и ответственных. Можно констатировать факт, что процесс развития детей сопровождается силовыми воздействиями со стороны взрослых. И чем больше стремление взрослых к формированию идеальной личности, тем больше наблюдается насилия.

Как ни парадоксально, но можно утверждать, что сам ребенок может быть «бытовым насильником». Факт появления в семье ребенка резко ограничивает свободу выбора у родителей. В целях обеспечения индивидуальной свободы российские женщины обращаются к искусственному прерыванию беременности. По оценкам специалистов, Россия занимает первое место в мире по количеству добровольно прерываемых беременностей. Социально-экономические показатели быгта в данном случае не являются главенствующими, потому что наблюдается чрезмерная рождаемость детей в других государствах, где социально-экономические показатели значительно ниже российских. Таким образом, анализируя факты насилия в детском возрасте в быгту, можно подойти к суждению, что насилие как форма взаимодействия людей приобретает вид своеобразного детерминированного круга. Это значит, что насильник может выступать в качестве жертвы, а жертва насилия - в качестве насильника.

Детский и юношеский возраст, безусловно, основной в процессе формирования насильственны« установок лич-

ности. По данным ВЦИОМ, российская молодежь представлена следующим образом: агрессивны - 50% моло-дык людей, циничны - 40, образованны - 30, трудолюбивы - 8, искренни - 3% их. Как видно из представленный даннык, агрессия и цинизм резко преобладают. Изменение мотивационной сферы молодежи (от духовной к материальной) подтверждает также факт наличия мнения о дефиците у молодежи воспитания, культуры, уважения к старшим. По данным ВЦИОМ, больше всего волнуют россиян (в том числе и молодежь) и вызывают желание принять участие в акциях протеста следующие проблемы и ситуации (в % от числа опрошенный): рост цен, тарифов, инфляция (13%); низкие зарплаты, пенсии, бедность, материальные проблемы (9%); безработица, увольнения (7%); плохая социальная политика, социальная несправедливость, ущемление прав людей (3%); взяточничество, коррупция, произвол чиновников, бюрократизм (2%); плохая работа ЖКХ, необеспеченность коммунальными услугами (2%); недовольство властью, проводимой политикой, недовольство действиями местнык властей (1%); плохое или дорогое медицинское обслуживание, проблемы с лекарствами, их дороговизна (1%); жилищные проблемы (1%); задержки выплаты зарплаты (1%); развал сельского хозяйства, промышленности, проблемы в экономике (1%); кризис, неправильные антикризисные меры (1%); небла-гоустроенность территорий, плохие дороги, транспортные проблемы (1%); отсутствие законности и порядка, отсутствие стабильности (1%); другое («в армии погибает молодежь», «алкоголизм», «большая проблема в городе с наркотиками у молодежи») (1%).

Как видно из приведенных сведений, в основном население волнует материальная сторона быта. Духовная сторона личности может развиваться при уверенности в завтрашнем дне. По данному факту 62% россиян ответили отрицательно, 2% затруднились ответить и только 36% их ответили: «Да; скорее, да». В современных условиях наблюдается тенденция выключения личности из сферы социальных макроотношений в сферу семейно-быгтовык отношений. Разобщение общества по различным признакам привело к постепенному переориентированию от общинного бытия к индивидуальному. Индивидуальность характеризуется доминированием семейно-бытовых отношений над социально-государственными.

О выключенности личности из общественно-государственных отношений говорит факт занятости, вернее, отсутствие общественной занятости. По данным ВЦИОМ, самым популярным видом досуга является просмотр телевизионных программ (огромное количество их пропагандирует культ потребительства, поверхностного и бездумного отношения к жизни, безнравственности и вседозволенности).

По сведениям ВЦИОМ, в 2009 г. до 70% россиян вообще не планировали где-либо отдыхать, решая провести свой отпуск дома или на даче, черноморское побережье России предпочли посетить около 11%, другой город (село) России - 9, выехали за рубеж - 3%. Оседлая жизнь увеличивает шанс усиления противоречий в быту. Такое происходит вследствие того, что при смене обстановки человек сталкивается с иными (не быгтовыми) проблемами, и его сознание направлено на решение этих новых проблем. Люди включаются в новые отношения

при изменении географии быгта. При константности быта происходит более сильное включение в бытовые отношения, что и обостряет их.

Находясь среди других людей в общественных местах, люди не всегда могут сохранять состояние спокойствия и уравновешенности. Опрошенные отмечают доминирование в окружающих их людях таких качеств, как черствость, жадность, цинизм, готовность ради денег перешагнуть нормы морали.

Это значит, что личность находится в постоянном психическом напряжении и в быту, и в общественных местах. Здесь также наблюдается детерминированный круг - силовые способы из быта переносятся в общественные места, а из общественный мест - в сферу быта. О фактах неустроенности быта и, как результат неудовлетворенности собой, партнером (в первую очередь -партнером), говорят факты: удовлетворенность собственным доходом в среднем отметили 11% опрошенный, 89% их указали неудовлетворенность.

Низкая заработная плата (пенсия), воспринимаемая на контрасте с бытом современных героев отечественных и зарубежных фильмов, обижает, заставляет негативно переживать настоящее, вводит в состояние повышенной психической напряженности. Значит, и жертва, и насильник (как единая взаимодействующая система) находятся в конкретной жизненной ситуации, связанной с повышенной нервозностью и напряженностью.

Таким образом, все виды социальной неустроенности, переживаемой в быгтовык отношениях являются криминогенными факторами, формирующими бытовое насилие.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в качестве причин и условий, формирующих насильственные действия в быту, выступают: употребление алкоголя; бездуховность эстетического удовольствия, получаемого через программы телевидения; избегание участия в общественной жизни; перенос инициативы насилия на противоположную сторону; насильственные действия являются повторяющимися, т. е. практически привыгчными; факты насилия, как правило, происходят в присутствии детей (что переносится ими в сознание как один из видов разрешения противоречий); насилию сопутствовали упреки, оскорбления; непринятие мер к насильникам со стороны их родственников и друзей является как бы фактом одобрения их действий; переживание в быту социально-экономических неудач; отсутствие анализа последствий насилия; отсутствие реального сопротивления; стремление к превосходству в условиях быта; применение силы в качестве средства разрешения противоречий; оценка справедливости фактов насилия; одобрение насильственных действий лучшими друзьями; перенос в быт усталости из внешнего социума; чрезмерное мнение о важности своего места в быгту; оценка мнения партнера по быту как придирки; узость круга социальных интересов. Впрочем, по мнению всех опрошенный, противоречий в быту можно было бы не допустить, если бы партнеры лучше понимали друг друга.

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1989.

2. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 1999. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.