Фатеев А.Н.
Социально-правовые и криминологические аспекты борьбы с
домашним насилием
Развитие современной России, модернизация производства, повышение качества жизни невозможны без достаточного производственного потенциала и, прежде всего, человека. В связи с этим сегодня актуальны вопросы о подрастающем поколении и преступности несовершеннолетних.
В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу [1].
В последнее десятилетие наметилась негативная тенденция снижения численности детского населения России: если на рубеже 90-х - 2000-х гг. оно составляло 32,8 млн человек [2, с. 4], в 2007 г. - 29 млн детей [3, с. 18], то к концу 2010 г. - уже 26 млн детей и подростков [1].
На фоне продолжающегося снижения числа детского населения России остается значительной часть несовершеннолетних, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Так, говоря о проблемах преступности несовершеннолетних, министр внутренних дел России отметил, что «сегодня каждый второй подросток, доставленный в милицию, - школьник. Растет число безнадзорных и беспризорных. Даже по самым приблизительным подсчетам в стране сейчас более 700 тысяч детей-сирот, два миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов находятся в социально неблагоприятных условиях» [4, с. 9]. В то же время отмечается рост нарушений закона (в 2009 г. -570 тыс. фактов) в отношении детей, а 126 тыс. несовершеннолетних стали жертвами насилия [5, с. 71]. С учетом скрытых, зачастую не попадающих в статистику правоохранительных органов случаев домашнего насилия реальное число детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, значительно выше.
Дети уходят из дома, где им нередко нет места, на улицу, которая принимает их в свои объятия и, как правило, толкает на противоправное поведение. Проведенное нами исследование показало, что жертвами домашнего насилия* становятся практически каждый третий ребенок и 2/3 жен (в том числе состоящие в гражданском браке). В качестве основных факторов домашнего насилия респондентами отмечаются: низкий материальный достаток семей; пьянство и наркомания; неблагоприятный климат, скандалы в семье; бытовые неурядицы; стремление одного из членов семьи (главы) подчинить себе других; психологические стрессы; постоянное раздражение, вызванное невозможностью найти работу; супружеская измена; патриархальные традиции в обществе. На вопрос исследователей, каковы основные причины конфликтов в Вашей семье, респонденты ответили:
- мелкие бытовые неурядицы - 5402 (40,6 %);
- вздорный характер у некоторых членов семьи - 3748 (28,2 %);
- разные взгляды на жизнь - 3638 (27,4 %);
- вредные привычки некоторых членов семьи - 2401 (18,1 %);
- у нас нет конфликтов - 2289 (17,2 %);
- недостаток общих интересов - 2264 (17,0 %);
- плохие жилищно-бытовые условия - 2157 (16,2 %);
- бедность - 1983 (14,9 %);
- нехватка времени для общения - 1490 (11,2 %);
- болезнь родных, близких - 503 (3,8 %);
- другое - 895 (6,7 %);
- затрудняюсь ответить - 215 (1,6 %) [6].
Эти факторы влекут социальную неустроенность семьи, деформацию внутрисемейных ролевых позиций, обеспечивая конфликтный фон и общую девиантность поведения.
В России более 50 млн человек с учетом денежных доходов и условий проживания можно отнести к самому низшему классу - бедным, еще примерно столько же - неустойчивый
«переходный» слой населения [7, с. 5]. Естественно, такая социально-экономическая ситуация не способствует удержанию в семье подростков, чья психика еще не окрепла, а желание достойно жить велико и, как выход из сложившейся ситуации, - улица, противоправные действия, совершение которых зачастую кажется подросткам единственно верным решением многих проблем.
О неблагополучной обстановке в семейной сфере свидетельствует рост числа отобранных у родителей детей и лишений родительских прав (в 1997 г. - 37 536 [8], 2010 г. - 56 000 [9]. Динамика + 49,1 %), а также то, что растет преступность социально адаптированной части несовершеннолетних (учащихся общеобразовательных учреждений). Так, в период с 1995 по 2005 гг. число преступлений, совершенных этой категорией несовершеннолетних, возросло с 83,3 тыс. до 107,9 тыс. [10, с. 3].
Специфика семейного воспитания состоит, прежде всего, в том, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, поскольку осуществляется через родительскую любовь к детям и их ответные чувства (привязанность, доверие). Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому. Именно в ней он бессознательно ищет защиты, именно семья помогает ему обрести уверенность в себе, свое место в жизни. Она постепенно приобщает ребенка к социальной жизни, поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Поскольку качества, привитые с детства, так или иначе сказываются в течение всей жизни человека, семья не только воспитывает, но и, по мнению ученых, высказанному в 90-е гг. прошлого века, «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного воспитания [11, с. 42].
На вопрос исследователей, как Вы считаете, с чем чаще всего связаны случаи жестокого обращения с детьми в российских семьях, респонденты ответили:
- с низким уровнем культуры некоторых слоев населения - 8462 (71,6 %);
- с алкоголизмом родителей - 7895 (66,8 %);
- с низким уровнем жизни в стране - 5749 (48,7 %);
- с недостатком пропаганды здорового воспитания детей - 2407 (20,4 %);
- с недостаточной поддержкой семьи со стороны государства - 1984 (16,8 %);
- с недостатком госучастия в решении данной проблемы - 1388 (11,7 %);
- другое - 848 (7,2 %);
- не знаю о таких случаях - 133 (1,1 %);
- затрудняюсь ответить - 109 (0,9 %) [12].
Ежегодно примерно 38 тыс. детей уходят из семей в связи с жестоким обращением родителей, неблагополучным материальным положением и т.п. [5, с. 7]. Естественная реакция на ненужность, заброшенность, незащищенность со стороны семьи и общества - преступность несовершеннолетних, которая становится все более дерзкой и жестокой.
В России наблюдается снижение количества зарегистрированных на 1000 населения браков (2009 г. - 8,5; 1990 г. - 8,9) и увеличение числа разводов (2009 г. - 4,9; 1990 г. - 3,8) [13]. По мнению аналитиков ВЦИОМ, супружеские пары чаще распадаются из-за социальных неурядиц. Причинами разводов в первую очередь являются отсутствие жилья (41 %) и средств к существованию (29 %) [14, с. 16].
Прослеживающееся в последние годы снижение значимости института семьи, несомненно, является отрицательным фактором в процессе воспитания детей. Ненормальный моральный климат в семье по степени своего воздействия оказывается чрезвычайно опасным для ее членов, особенно для несовершеннолетних и малолетних детей, которым наносится невосполнимый ущерб. По мнению А.Э. Побегайло, в 30-40 % случав правонарушающего поведения несовершеннолетних имеется прямая связь с неблагоприятными условиями формирования личности в семье [15, с. 5]. Отметим и повышенную виктимность несовершеннолетних из неблагополучных семей, проявляющуюся в том, что именно они, в первую очередь, подвержены вовлечению в преступную и иную антиобщественную деятельность за пределами семейного окружения [15, с. 118].
Неблагополучная обстановка в семье и проявление домашнего насилия в отношении несовершеннолетних оказывает негативное воздействие на формирование их личности.
Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет к развитию агрессивнос-ти, склонности к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [16, с. 112]. Прямая корреляция между домашним насилием над детьми и их будущим жестоким, преступным поведением уже во взрослом возрасте установлена и российскими учеными-психиатрами [17; 18; 8, с. 255]. В опубликованных комплексных судебных психолого-психиатрических экспертизах серийных сексуальных убийц и психоанализе больного шизофренией, совершившего серию убийств, четко прослеживается связь неблагополучной обстановки в родительской семье с формированием характера личности преступника-насильника
[19].
В России нет реально действующей программы, способствующей укреплению семьи и противодействию домашнему насилию. В качестве сравнительного анализа необходимо отметить активно работающие в Великобритании программы, направленные на укрепление семьи, преследующие цель устранить либо значительно ослабить действия семейных факторов риска. В целом эти программы охватывают детей всех возрастов, начиная с младенчества и заканчивая периодом взросления (достижения 21 года - официальный возраст совершеннолетия) [20, с. 303307].
Защита детей - один из элементов профилактики преступности несовершеннолетних. Уголовно-правовая защита детей от семейного произвола и жестокого обращения осуществляется путем применения ст. 156 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, а также жестокое обращение с ними. Вмес-те с тем «при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 156 УК РФ, возникают трудности, связанные с необходимостью установления признака системности неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и жестокого обращения с ними. В ряде регионов суды указывают на необходимость установления не менее трех фактов причинения именно телесных повреждений, а также установления дат их причинения, что не всегда возможно сделать» [21, с. 27]. Естественно, при таком подходе к решению проблемы защиты детей от домашнего насилия возникают сомнения в эффективности уголовно-правовых средств. Очевидно, что меры уголовно-правового противодействия домашнему насилию необходимо совершенствовать и развивать.
Вместе с тем необходимо формировать административно-правовые нормы профилактики домашнего насилия. Оставшиеся безнаказанными малозначительные антиобщественные действия нередко перерастают в тяжкие преступления. Поэтому совершенствование административной практики, точность выбора форм реагирования, четкость исполнения предписаний закона - все это приводит в комплексе с другими мерами к ощутимым результатам в борьбе с преступностью несовершеннолетних [22, с. 20]. Несмотря на то, что данная мысль учеными высказана около 30-ти лет назад, она актуальна и сегодня.
Показателен взгляд на домашнее и любое другое насилие по отношению к детям, существующий в Израиле, где физическое наказание в семье исключено. Любое физическое насилие унижает человека, а угроза применения насилия считается психологическим насилием и расценивается как преступление [8, с. 250-251].
В США борьба с домашним насилием превалирует по значимости над другими направлениями борьбы с преступностью. Американский опыт борьбы с домашним насилием характеризуется наличием в уголовном законодательстве специальных норм, детальной проработкой правоприменительной деятельности полиции, прокуратуры, судов, существованием мощной социальной структуры по защите жертв такого насилия [8, с. 261].
Мы солидарны с мнением ученых и специалис-тов, считающих, что совершение насилия против членов семьи должно быть отягчающим вину обстоятельством [8, с. 258-259].
Защита детей и материнства - одна из важных задач государства. Нельзя ставить безопасность страны, а именно в таком разрезе необходимо рассматривать все, что негативно влияет на материнство и детство, от каких-то частных проявлений. Например, банкротство предприятия. Это дикость, когда из-за банкротства предприятия молодая мать не получает пособие на малыша. О каком решении демографической проблемы (заметим - государственной) может идти речь, когда
бухгалтер обанкротившегося предприятия позволяет себе стыдить молодую мать, пришедшую за пособием на ребенка, выговаривая ей с укором, что та, дескать, не понимает, что предприятие банкрот. И вынуждена молодая мама в суде отстаивать свои права. Государство должно гарантировать полное обеспечение матерей и малолетних детей, защитив их от бездушия тех или иных должностных лиц.
Особое место в обеспечении защиты прав несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, занимает ювенальная юстиция. В настоящее время в Российской Федерации накоплен значительный теоретический опыт. Как отмечает А.Э. Побегайло, концепция ювенальной юстиции предполагает не просто создание параллельной судебной системы (или введения специализации судей в рамках существующей системы) и специальных правил отправления правосудия. Ювенальная юстиция - гораздо более широкая социальная практика, включающая не только специальные процедуры рассмотрения уголовных, семейных и иных дел, но и комплекс мер социально-психологической реабилитации его жертв.
Отдельный вид деятельности - виктимологическая профилактика домашнего насилия, связанная со следующими направлениями: меры по снижению уровня коллективного внутрисемейного пьянства, алкоголизма и наркотизма; широкая пропаганда правовых и психологических приемов защиты от внутрисемейного насилия; своевременное и адекватное реагирование правоохранительных органов на факты даже единичного проявления семейного насилия; индивидуальная профилактическая работа с виктимными членами семьи, в которых зафиксированы факты семейного насилия; широкое привлечение специалистов-психологов к проведению индивидуальной виктимологической профилактики; применение процедур восстановительного правосудия в предусмотренных законом случаях в целях избежания повторной виктимизации жертв; пропаганда здорового образа жизни и т.д.
Противодействие домашнему насилию должно носить всеобъемлющий характер, затрагивающий практически все сферы (экономическую, социальную, законодательную и т.д.) жизнедеятельности общества. В последнее время наблюдается положительная тенденция в решении данной проблемы, о чем свидетельствует значительное число публикаций на данную тему в официальном источнике Правительства РФ - Российской газете.
Необходимо совершенствовать законодательство, в сферу борьбы с домашним насилием внести следующие изменения:
а) дополнить ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» п. «О» следующего содержания: «совершение насилия в отношении члена семьи»;
б) дополнить ст. 44 «Виды наказаний» таким видом наказания, как «обязанность возместить причиненный потерпевшему вред»;
в) включить в проект Федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» понятие «домашнее насилие», а также такие правовые приемы защиты пострадавших от домашнего семейного насилия, как:
- чрезвычайный временный ограничительный ордер (выдаваемый по судебному решению), запрещающий дальнейшее насилие в отношении пострадавшей (пострадавшего), зависимых лиц, а также лиц, у которых пострадавшая (пострадавший) запросила убежища;
- судебный ордер, предусматривающий выдворение лица, совершившего насильственные действия в отношении члена (членов) семьи, из семейного жилища на время, необходимое для принятия юридического решения по самому факту семейного насилия;
г) дополнить ст. 17.3 КоАП РФ ч. 3 следующего содержания: «Неисполнение чрезвычайного временного ограничительного ордера или ордера на временное выдворение лица, совершившего акт семейного насилия, -
влечет административный арест на срок до пятнадцати суток».
Однако такое дополнение может появиться в КоАП РФ лишь после принятия и вступления в силу федерального закона «О профилактике насилия в семье и обществе», в рамках которого и будет иметь место регламентация чрезвычайного временного ограничительного ордера или ордера на временное выдворение лица, совершившего акт семейного насилия. Такая правовая регламентация должна произойти одновременно.
С учетом вышеизложенного представляется, что применение мер предупреждения домашнего насилия и семейного неблагополучия в значительной мере позволит снизить преступность несовершеннолетних. Вместе с тем наибольшая эффективность может быть достигнута только путем применения комплекса (уголовно-правовых, административных, социально-экономических и т.д.) мер, направленного на обеспечение достойных условий жизни, духовного развития личности, совершенствования законодательства и т.д.
Литература
1. Послание Президента Федеральному Собранию. 30 ноября 2010 года. Москва, Кремль // http://www.kremlin.ru/news/9637
2. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. М., 2002.
3. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы // Российская газета. 2007. 2 февраля.
4. Порядок на улице разбитых фонарей // Российская газета. 2007. 9 февраля.
5. Орлова Ю Р. Основные тенденции виктимизации несовершеннолетних и некоторые проблемы внедрения ювенальных технологий в условиях трансформации российского общества // Научный портал МВД России. 2010. № 4.
6. http://www.rbc.ru/yourchoice/voteres/2011_ 20110110.shtml
7. В тесноте и обиде // Российская газета. 2007. 9 февраля.
8. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006.
9. По материалам рабочей встречи Президента РФ Д.А. Медведева с Уполномоченным по правам ребенка П. Астаховым // http://www.krem-lin.ru/news/10863
10. Зиядова Д.З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений (региональный аспект): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.
11. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.
12. http://www.rbc.ru/yourchoice/voteres/2010_ 20101124.shtml
13. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo31.xls, 32.xls
14. Бытовой развод // РБК daily. 2007. 13 марта.
15. Побегайло А.Э. Семейное неблагополучие и несовершеннолетний преступник. Ставрополь, 2006.
16. Волков М.А. Формирование личности несовершеннолетнего преступника // Современное состояние и перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе: Матер. первой региональной науч.-практ. конф. Ставрополь, 2001.
17. Серийные убийства и социальная агрессия: что ожидает нас в XXI веке? Медицинские аспекты социальной агрессии // Материалы 3-й Международной научной конференции (18-21 сентября 2001 г.). Ростов н/Д, 2001.
18. Ковалев А.И., Перехов Л.В. Детская жестокость - один из определяющих факторов криминального поведения взрослых // Материалы конференции ИУБиП. Ростов н/Д, 2001.
19. Серийные убийцы (избранные экспертизы) / Под ред. А.О. Бухановского. Ростов н/Д, 1994.
20. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М., 2001.
21. Шерстнева Н. Защита прав детей, проживающих в асоциальных семьях // Законность. 2006. № 11.
22. Лозбяков В.П., Овчинский С.С. Административно-правовые меры предупреждения преступности. М., 1978.