Научная статья на тему 'Криминологические меры минимизации коррупционной преступности'

Криминологические меры минимизации коррупционной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ МИНИМИЗАЦИИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / CORRUPTION / CORRUPTION CRIMINALITY / THE ANTICORRUPTION POLICY / CRIMINOLOGICAL MEASURES OF MINIMIZATION OF CORRUPTION CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельниченко Алеся Борисовна

В статье рассматриваются понятие коррупции, ее признаки, причины существования и распространения. Автор отмечает, что коррупция превратилась в системную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, и представляет криминологические меры минимизации коррупционной преступности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological measures to minimize corruption crime

In article the concept of corruption, its signs, the reasons of existence and corruption distribution are considered. The author notices that corruption has turned to system threat of national safety of the Russian Federation, and represents criminological measures of minimization of corruption criminality.

Текст научной работы на тему «Криминологические меры минимизации коррупционной преступности»

Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что она является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии [1, с. 3]. Коррупция (от лат. corrumpere - «растлевать») - означает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Ей может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью -властью над распределением каких-либо, не принадлежащих ему, ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания [2, с. 28-32]. Коррупция - сложное социальное и правовое явление и понятие. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер данного явления, справедливо связывают его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретной страны или государства. Некоторые исследователи говорят о коррупции как о целой, относительно самостоятельной, правовой науке и учебной дисциплине - корруптологии, вкладывая в это понятие «...пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию» [3, с. 2]. Коррупция, прежде всего в исполнительной власти, может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих Российское государство и представляющих угрозу национальной безопасности. Она губит Россию, неся огромную социальную угрозу и являясь одним из наиболее серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства. Поэтому разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции становится одной из наиболее значимых и актуальных проблем развития современного российского общества и государства.

По мнению В.В. Шишкина, «.коррупция является антиподом законности как принципа поведения всех участников общественных отношений, метода формирования и деятельности всех ветвей государственной власти. И не напрасно юристы, говоря о коррупции, указывают на прямую связь данного явления с государственной безопасностью» [4]. Как указывает А.М. Цирин, «.коррупция в органах государственной власти России достигла такого размаха, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной» [5]. Н.В. Сторчилова полагает, что «.длительная неразработанность российского антикоррупционного законодательства является закономерным итогом довольно продолжительного игнорирования проблемы в советский период» [6]. По мнению А.Н. Соколова, «.коррупция, гражданское общество и правовое государство как государственно-правовые явления тесно связаны и взаимообусловлены, т.е. их генезис, существование, функционирование и развитие зависят напрямую от состояния каждого из них» [7]. В.В. Уланов считает, что «.рост коррупции в органах государственной власти и управления обусловлен, прежде всего, отсутствием четкого законодательного регулирования многих вопросов государственной службы, действенного контроля над источниками доходов государственных служащих» [8]. А.В. Козлов утверждает, что «.коррупция, несмотря на все принимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Она угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию. Поэтому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям» [9].

Основными причинами существования и распространения коррупции в системе государственной службы можно назвать сложность и неупорядоченность структуры исполнительных органов власти, наличие огромного количества недостаточно четко определенных административных процедур, отсутствие административно-правовых механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью государственных служащих, что порождает несоответствие между юридическим и фактическим материальным благосостоянием отдельных представителей органов власти, отчетливого распределения компетенции между различными органами исполнительной власти, наличие

дублирования служебных обязанностей государственных служащих, менталитет граждан с нечеткой гражданской позицией, готовых давать и брать взятки, порожденный отсутствием системы стимулирования антикоррупционного поведения в обществе. Коррупционную ситуацию инициирует также волокита, связанная с организационными и системными проблемами государственной службы, инертностью государственного аппарата [10, с. 21-27]. В качестве фактора, способствующего возникновению и развитию коррупции, нельзя не отметить также и низкий уровень профессионализма, недостаточный запас знаний в области государственного и муниципального управления, юриспруденции, экономики, делопроизводства, компьютерной грамотности определенной части государственных служащих (это относится и к муниципальным служащим), а также лиц, претендующих на замещение должностей государственной и муниципальной службы [10, с. 21-27].

Как справедливо отмечают ученые, занимающиеся изучением проблем противодействия и борьбы с коррупцией, борьба против коррупции - не самоцель и не крестовый поход во имя восстановления справедливости в мире. Победить коррупцию невозможно, поскольку она неизменно существует там, где существует государственное устройство. Однако свести ее до уровня, когда она перестает представлять угрозу национальной безопасности и перестает носить характер явления, вполне возможно. И это задача борьбы с коррупцией [11, с. 43-47]. В некоторых российских регионах коррупционная система сложилась настолько, что тарифы на взятки являются общеизвестными и даже индексируются в зависимости от инфляции. Социально-экономические последствия проявляются в конечном счете в обнищании населения и росте социальной напряженности в стране. В сфере политики следствием коррупции является потеря государственными институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам [2, с. 28-32].

Коррупция превратилась в системную угрозу национальной безопасности, стала нормой соответствующих практик в политике, экономике и общественной жизни. В настоящее время назрела необходимость снижения уровня ее через всесторонний прогресс: совершенствование

государственного управления, привлечение общественности. При этом «...в антикоррупционной работе необходимо учитывать целый ряд различных факторов, начиная от экономической ситуации в стране и заканчивая невысоким уровнем общественного правосознания» [12]. Такой подход позволит обеспечить комплексное воздействие на проблему коррупции, основанное на согласовании методов антикоррупционной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Меры по профилактике и предупреждению коррупции должны решать следующие задачи: организация предупреждения и контроля коррупции во всех праворегулируемых сферах; сужение возможностей, способствующих коррупции; снижение выгод всех участников коррупции; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и неизбежности уголовного наказания; влияние на мотивацию коррупционного поведения дающих и берущих; формирование общественного мнения, нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях.

По мнению В. Лопатина, антикоррупционная политика должна включать в себя следующие элементы: а) формирование ее понятия, целей и принципов; б) деятельность по охране прав и свобод человека и гражданина; в) установление приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определение системы субъектов реализации антикоррупционной политики; г) определение компетенции органов публичной власти в формировании и реализации

антикоррупционной политики; д) определение и проведение антикоррупционных начал в правотворческой и правоприменительной деятельности, формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами [13, с. 25].

Мы полагаем, что к числу криминологических мер минимизации коррупции следует отнести: совершенствование государственного управления; привлечение общественности, институтов

гражданского общества, организаций и физических лиц; создание механизма контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления в части борьбы с коррупцией и предотвращения неэффективного использования бюджетных средств и распоряжения

государственной и муниципальной собственностью; необходимо ужесточить президентский контроль за деятельностью органов управления в субъектах России в целях борьбы с коррупцией, клановостью

в региональных элитах, предупреждения сепаратистских центробежных тенденций в государственном управлении; необходимо разработать эффективные правовые и экономические механизмы минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений с использованием, например, механизма страхования и других способов; особое внимание необходимо уделить переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции; следует наделить контрольно-счетные органы власти реальными полномочиями как по предупреждению коррупции и неэффективного использования государственной и муниципальной собственности и бюджетных средств, так и по пресечению указанной деятельности, вплоть до временного отстранения подозреваемых в подобной деятельности должностных лиц от занимаемых должностей (до принятия соответствующим судом решения по существу); укрепление судебной власти, в том числе путем изменения способа формирования судейского корпуса и квалификационных коллегий судей в целях достижения открытости и прозрачности процедуры избрания судей; обеспечение доступного и независимого правосудия, повышение его эффективности, дальнейшее усовершенствование порядка применения дисциплинарных взысканий к судьям при сохранении гарантий независимости суда; усиление роли средств массовой информации, гарантирование свободы информации, информирование общества о реализации антикоррупционных программ в стране; снижение административных барьеров на пути предпринимательства, введение упрощенных процедур государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представления отчетности; реальный коллегиальный конкурсный отбор при поступлении на государственную и муниципальную службу и формировании кадрового резерва, позволяющие открыто и честно проводить отборочные процедуры, осуществлять проверку на профессиональную и психологическую пригодность претендентов; повышение престижа государственной и муниципальной службы; повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами своих должностных обязанностей, неэффективное распределение бюджетных средств, законодательное обеспечение информационной прозрачности процесса принятия решений органов исполнительной власти; повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих с одновременным повышением требований к выполнению ими должностных обязанностей, установление прямой зависимости карьерного роста, оплаты труда и пенсионного обеспечения от исполнения служебного долга, анализ реальной стоимости имущества служащих и легально получаемых ими доходов; обеспечение ротации государственных и муниципальных служащих, в функции которых входят прямые контакты с юридическими лицами и гражданами; распространение системы ограничений и запретов, установленных для государственных и муниципальных служащих, на руководителей высшего звена организаций с государственным участием; системный пересмотр действующего законодательства на предмет коррупциогенности, усовершенствование законодательных механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, публичность и прозрачность деятельности этих органов для общества, граждан, средств массовой информации в целях исключения несогласованности правовых норм, их отсылочного характера, взаимного противоречия, возможности произвольного толкования; введение информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления в целях оперативного исполнения органами государственной власти и управления своих полномочий, обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, исключения личного общения служащих с гражданами; введение института независимой общественной экспертизы проектов правовых актов, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Литература

1. Шишкарев С.Н. Правовой порядок в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

2. Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. 2011. № 5.

3. Иванов А.М. Корруптология - правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. Владивосток, 2002.

4. Шишкин В.В. Программа борьбы с коррупцией: желаемое, но невозможное // Безопасность бизнеса. 2008. № 4.

5. Цирин А.М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. № 3.

6. Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2009. № 8.

7. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. № 8.

8. Уланов В.В. К вопросу о мерах по борьбе с коррупцией в регионах России // Российский следователь. 2009.№ 12.

9. Козлов В.А. Государственная политика в сфере противодействия коррупции (международноправовые аспекты) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. № 1.

10. Казаченкова О.В. Коррупция как системная угроза национальной безопасности: проблемы противодействия и ликвидации // Административное и муниципальное право. 2010. № 1.

11. Коваль А.В. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность. 2010. № 10.

12. Нарышкин С.Е. Вне закона, вне морали: Интервью // Российская газета. 2010. 4 апреля.

13. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.