Научная статья на тему 'Проблемы борьбы с коррупцией в российском государстве: историческая ретроспектива'

Проблемы борьбы с коррупцией в российском государстве: историческая ретроспектива Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
558
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / БОРЬБА / ПРЕСТУПНОСТЬ / ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ / РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / CORRUPTION / BRIBERY / FIGHTING / CRIME / HISTORICAL AND LEGAL EXPERIENCE / RUSSIA / NATIONAL SECURITY / LEGISLATION / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паевская Наталья Олеговна

В работе показано, что проблема коррупции возникла давно, в процессе становления государственности на Руси. Несмотря на многочисленные меры по борьбе с ней, которые предпринимались в различные периоды развития государства, ее так и не удалось искоренить. Многие аспекты темы борьбы с коррупцией в России требуют дальнейшего исследования с учетом накопленного историко-правового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work shows that the problem of corruption has arisen long ago in the making of statehood in Russia. Despite numerous measures to combat it, taken at different periods of development of the state, it has not been eradicated. Many aspects concerning anti-corruption drive in Russia require further research in light of the historical and legal experience.

Текст научной работы на тему «Проблемы борьбы с коррупцией в российском государстве: историческая ретроспектива»

Паевская Н.О.

Проблемы борьбы с коррупцией в Российском государстве: историческая ретроспектива

На современном этапе развития российской государственности изучение проблем борьбы с коррупцией в исторической ретроспективе крайне актуально, поскольку коррупция представляет собой явление, имеющее многовековую историю и присущее практически всем странам.

В связи с принятием 25 декабря 2008 г. Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», закрепляющего основные принципы, организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с коррупцией, минимизации и ликвидации последствий такого рода правонарушений, стало претерпевать значительные изменения законодательство, регулирующее службу в органах государственной и муниципальной власти. Однако следует согласиться с утверждением директора Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала Российской правовой академии Минюста РФ О.И. Александровой, что для завершения процесса совершенствования антикоррупционного законодательства в России предстоит еще очень много потрудиться всем: ученым, педагогам, юристам-практикам, руководителям и т.п.

Как известно, 12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1]. В ней коррупция признана одним из главных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности одновременно с разведывательной и иной деятельностью специальных служб и организаций зарубежных стран, а также деятельностью террористических транснациональных преступных организаций и группировок.

С точки зрения многих ученых и практиков, коррупция представляет собой наибольшее из зол для переходных обществ. И это совершенно очевидно. Однако не стоит связывать сегодняшние проблемы лишь с ней. Коррупция является одним из звеньев в цепи проблем социального, экономического, духовного характера, возникших, в частности, и в России, «у которой долгий путь социальных перемен сопровождается многолетним перманентным балансированием между кризисом и непродолжительными периодами относительной стабильности, что провоцирует многочисленные социальные аномалии: криминализацию общества, социальное неравенство и коррупцию...» [2, с. 192].

Итак, коррупция, являясь весьма сложным социальным и правовым явлением и понятием, имеет комплексный, системный характер. Большинство исследователей связывают коррупцию со всеми социальными процессами данного общества, с учетом особенностей (социально-политических, национально-психологических, демографических, этнических) конкретного государства [3, с. 2]. Некоторые ученые считают коррупцию целой, относительно самостоятельной правовой наукой и учебной дисциплиной - корруптологией. Они вкладывают в данное понятие «пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию» [4, с. 2].

Как видим, у коррупции отсутствует единственное каноническое определение. Вместе с тем вполне очевидно, что коррупция - это «не только и не столько форма преступного обогащения бюрократического государственного аппарата путем персонифицированного теневого взаимодействия с хозяйственными и иными структурами жизнедеятельности общества. Во все времена она была, есть и будет основным источником и гарантом криминализации общественной жизни, ее деградации» [3, с. 4].

О существовании коррупции уже во времена древних цивилизаций наглядно свидетельствуют многочисленные письменные памятники [5, с. 17-19].

Так, в двух старейших сводах законов - «Кодексе Хаммурапи», вышедшем в свет в Вавилоне в 2200 г. до н.э., и «Эдикте Нармаба», обнародованном в Египте в 1200 г. до н.э., взяточничество относится к преступлениям, за которые предусматриваются суровые меры наказания.

Упоминания о коррупции встречаются и в Библии. Например, в Книге пророка Исайи говорится: «Князья твои законопреступники и сообщники воров, все они любят подарки и гонятся за мздою»; «горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного» [5, с. 17].

В Древнем Риме использовалось понятие коррупции как подкуп судьи [6, с. 14-15]. Как известно, Юлий Цезарь применял суровые наказания за подкуп и подарки должностным лицам. Так, наместникам в провинциях категорически запрещалось принимать золотые венки от подвластных городов. Крайне распространенным явлением в Древнем Риме был подкуп избирателей. В связи с этим император Август даже раздавал избирателям свои личные средства, чтобы они уже не предъявляли никаких требований к кандидатам на государственные должности.

Наличие мер, направленных на противодействие коррупции и взяточничеству, имеет место и в трудах Цицерона: «Взяточники должны трепетать, если они наворовали, лишь сколько нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того, чтобы поделиться с другими, то им нечего более бояться» [7, с. 47]. Здесь совершенно четко прослеживается взаимосвязь взяточничества с коррупцией. Как видим,

на ранних стадиях развития государства коррупционные отношения включали в себя частичное использование взяток. Таким образом, осуществлялась поддержка внутрикорпоративной системы мер самозащиты чиновников, обеспечивалась безопасность их преступных действий.

Следует отметить, что вплоть до начала ХХ столетия в российском законодательстве отсутствует термин «коррупция». Но это вовсе не означает, что до этого времени не было корыстных злоупотреблений должностных лиц, которые сегодня трактуются правом как коррупция [8, с. 25].

Анализ работ многих выдающихся российских мыслителей - В.Н. Татищева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др., посвященных истории Российского государства, показывает, что термин «коррупция» практически не используется, в основном внимание обращается на меры борьбы со взяточничеством.

Коррупция как явление появилась на Руси в 1Х-ХХ вв., когда община обеспечивала представителей государственной власти по нормам, устанавливаемым главой государства. Но данные нормы не были едиными для всех чиновников. Совершенно не случайно в «Русской Правде» была предпринята попытка установления единых норм по обеспечению государственных чиновников, о чем свидетельствует указание на размеры этого обеспечения общиной [9, с. 88, 108].

Заметим, что термины «лихоимство» и «мздоимство» в русском языке обозначали коррупцию и взяточничество. Мздоимство, что означает «брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком» [10, с. 121], впервые упоминается в русских летописях XIII столетия.

По мнению ряда ученых, изучающих историю законодательства Российского государства, понятие «посула» употребляется в смысле взятки, начиная с Псковской грамоты, содержащей специальную статью «о посулах» (ст. 48) [11, с. 339].

Впервые законодательное ограничение коррупционных действий предпринял Иван III, а в период правления Ивана IV мздоимство было окончательно признано уголовным преступлением, что получило отражение в Судебнике 1550 г. и Судной грамоте 1561 г. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде тюремного заключения или же смертной казни [12, с. 36-37].

Во время царствования Петра I наблюдаются рост коррупции и в то же время усиление мер, направленных на борьбу с ней. Например, в 1714 г. был издан Указ «О воспрещении взяток и посулов», в 1722 г. - указ, направленный на борьбу с казнокрадством, взятками и другими злоупотреблениями должностных лиц. Следует особо отметить, что именно при Петре I борьба с коррупцией стала приобретать системный характер. Так, наряду с ужесточением уголовно-репрессивных мер, образованием специальных контролирующих органов была предпринята попытка разрешить данную проблему путем установления стабильного жалованья всем чиновникам, а также создания четкой структуры комплектацией органов государственного управления. Правовой статус чиновников государственного аппарата получил свое закрепление в 1722 г. в «Табели о рангах» [13, с. 17-18].

В дальнейшем, как известно, политика Петра I получила свое продолжение в законодательных актах, принятых во время царствования Екатерины II, Александра I, Александра III.

В период правления Николая I Сенатом в 1832 г. был издан Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества», наглядно свидетельствующий о негативном отношении правительства к преподнесению подарков чиновникам частными лицами и представителями различных обществ [8, с. 27].

С целью усиления борьбы с коррупцией правительством Николая I были предприняты определенные меры. Например, упорядочены дисциплинарные взыскания, направленные на повышение ответственности гражданских служащих. Это получило соответствующее отражение в Своде законов Российской империи 1832 г., Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также других нормативных документах тех лет [14, с. 125].

В первой половине XIX столетия многие юристы усматривали служебный долг в качестве объекта должностных преступлений. Во второй половине XIX века взгляды на объект посягательства изменились. Теперь стало считаться, что объектом должностных преступлений будут те правовые блага, распоряжаться которыми должностное лицо вполне может в силу предоставленной законом компетенции.

Как видим, проблема коррупции возникла очень давно - в ходе становления государственности на Руси и, несмотря на многочисленные меры, ее не удалось искоренить.

Таким образом, одной из наиболее важных проблем для современной России является борьба с коррупцией, которая препятствует эффективному решению наиболее значимых задач социальноэкономического и политического характера, явно подрывает авторитет властных структур в глазах народа, мешает успешному развитию международных связей. Масштабы распространения коррупции в том или ином государстве свидетельствуют о степени развития гражданского общества.

В современных условиях, когда коррупция, являющаяся опаснейшим социальным злом, приобрела системный характер, явно недостаточно обычных мер борьбы с этим явлением. Необходимо применять меры широкого спектра, ведь с точки зрения уголовной ответственности коррупционные нарушения относятся к плохо раскрываемым и труднодоказуемым преступлениям.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что одним из важнейших направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупционной деятельностью.

Как видим, актуальность обозначенной проблематики налицо. Многие ее аспекты (сущность коррупции и правовые основы противодействия коррупции; система политико-правовых и экономических факторов, влияющих на эффективность антикоррупционных мер государства; правовой механизм предупреждения коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих; приоритетные направления развития отечественного законодательства в области противодействия коррупции и др.) требуют дальнейшего всестороннего и подробного изучения. При этом следует тщательно исследовать борьбу с коррупцией на различных этапах развития российской государственности и использовать соответствующий историко-правовой опыт.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // expert.irkutsk.ru

2. Попов М.Ю., Сельцовский П.А. Генезис коррупции в России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 4.

3. Александров С.Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. 2007. № 11.

4. Иванов А.М. Корруптология - правовая наука и учебная дисциплина: пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. Владивосток, 2002.

5. Акимова Н.В. Истоки коррупции и особенности борьбы с ней в России XГV-XVII веков // История государства и права. 2008. № 8.

6. Темнов Е.И. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью России: Матер. науч.-практ. конф. Моск. ин-та МВД РФ. М., 1994.

7. Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. М., 1996.

8. Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX-XIX вв.: историко-правовой анализ // История государства и права. 2010. № 7.

9. Российское законодательство X-XX веков. М., 1984. Т. 1.

10. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000.

11. Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006.

12. Кобрин В.Б. Иван Грозный (История Москвы: портреты и судьбы). М., 1989.

13. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1885.

14. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2000. Ч. I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.