УДК 342.9
МК. Кумышева БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В юридической литературе неоднократно поднималась тема противодействия коррупции, однако, несмотря на ее глубокую проработанность, она не потеряла своей актуальности и сегодня. Коррупция проникла практически во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Автором проанализированы основные меры, предпринимаемые российским государством в целях борьбы с этим негативным явлением, и сделан вывод о необходимости проведения дополнительных мероприятий в указанной сфере. Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, общественный контроль, государственное управление.
Marina Kumysheva FIGHT AGAINST CORRUPTION IN RUSSIA
AT THE PRESENT STAGE.
Annotation. In legal literature the corruption counteraction subject, however, despite its deep development repeatedly rose, it didn't lose the relevance and today. Corruption got practically into all spheres of activity of the state and society. The author analysed the main measures undertaken by the Russian State for fight against this negative phenomenon and the conclusion is drawn on need of carrying out additional actions for the specified sphere.
Keywords: corruption, corruption counteraction, public control, public administration
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что коррупция является одной из основных угроз международной безопасности и стабильности, а ее последствия губительны для общества и государства. Коррупция не только портит имидж той или иной страны на международной арене, она подрывает функционирования многих общественных институтов и является прямой угрозой демократии. Масштабы коррупционных злоупотреблений свидетельствуют о необходимости объединения усилий всех институтов государства и общества в борьбе с рассматриваемым явлением, а также проведения действенной и целенаправленной антикоррупционной политики российского государства.
Российская Федерация заняла 119 место по данным Индекса восприятия коррупции за 2015 г., представленного Международным движением по противодействию коррупции Transparency International [2], что, по мнению специалистов, обусловлено текущей экономической ситуацией, а также введением в правовое поле ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части декларирования имущества и доходов, а также владения зарубежной собственностью. Немаловажное значение играет и проводимая государством системная политика противодействия коррупции, затрагивающая практически все сферы общественной жизни.
Эффективная модель борьбы с коррупцией обозначается равенством всех перед законом и судом независимо от занимаемой должности, положения и уровня благосостояния. Именно неотвратимость наказания каждого из субъектов коррупционных отношений является одним из ключевых факторов борьбы с коррупцией. При этом государство должно обеспечить независимость судов от исполнительной власти и неизбирательность правосудия, что позволит повысить авторитет судебной власти.
В научной литературе отмечается, что «полная реализация принципа равенства перед законом и судом потребует принятия необходимых законов об уточнении или устранении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц за нарушения уголовных законов и о ликвидации необоснованных уголовно-процессуальных привилегий государственных должностных лиц всех ветвей власти» [9]. В этой связи целесообразно поддержать предложение председателя Следственного
© Кумышева М.К., 2016
комитета России А.И. Бастрыкина об исключении части лиц, обладающих особым правовым статусом, из гл. 52 УПК РФ
Таким образом, главным принципом противодействия коррупции должен стать принцип «нет исключений из правил».
Сегодня одной из мер борьбы с коррупционными проявлениями является обязательная ежегодная отчетность государственных служащих и членов их семей о доходах и имуществе. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 [7] был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Представляется необходимым внедрить в правовую систему эффективные механизмы реальной ответственности за незаконное обогащение, т.е. за наличие у должностного лица активов и собственности, происхождение которых такое должностное лицо не может разумным образом обосновать. Определенные шаги к этому уже сделаны: прокуратура была наделена правом на обращение в судебные органы с требованием об изъятии имущества, приобретенного в результате необоснованного обогащения.
Однако следует признать, что контроль за движением средств публичных должностных лиц и членов их семей осуществляется недостаточно эффективно, в связи с чем необходимо обеспечивать реализацию контрольных мероприятий в полном соответствии с требованиями ФАТФ [6]. В целях повышения эффективности действия антикоррупционной системы предложено:
1) проводить постоянный анализ нормативных актов на предмет выявления неурегулированных секторов, появление которых связано с новыми требованиями международного сообщества, текущей обстановкой в стране;
2) запустить полноценный механизм не только поиска активов, но и возврата последних собственнику, частным лицам, государству, для чего необходимо использовать возможности финансовых разведок;
3) запустить полноценный механизм формирования перечня публичных лиц, контроль за которыми необходимо установить в соответствии с требованиями ФАТФ;
4) усилить взаимодействие между министерствами и ведомствами, направленное на обмен информацией, выработку единых подходов по оценке рисков принимаемых мер [8].
Антикоррупционная политика предусматривает прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также максимально возможную деперсонализацию взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности, путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией [5], главной целью которых является повышение качества услуг администраций различного уровня, повышении прозрачности их деятельности и уменьшении нежелательного влияния человеческого фактора.
Информационная прозрачность деятельности государственной власти является важнейшим условием публичного контроля институтов гражданского общества. В соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением секретной. Обобщенная информация о деятельности государственных органов представлена на сайте www.gosuslugi.ru., который направлен на решение антикоррупционных задач при получении гражданами и предпринимателями государственных услуг, относящихся к сферам государственного управления с высокими коррупционными рисками [3].
В этой связи эффективность противодействия коррупции на современном этапе достигается за счет ужесточения административной и уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение законов или их нарушение. Так, например, в 2012 г. законодатель увеличил срок давности привлече-
ния к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции до шести лет со дня совершения административного правонарушения (ранее этот срок составлял 2 месяца). В Уголовный кодекс РФ введен новый состав преступления - ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Уголовно наказуемым является посредничество во взяточничестве в значительном размере, при этом формулировка состава данного преступления дает возможность привлекать к ответственности не только за фактически совершенные посреднические действия, но и за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Также ужесточены санкции за коррупционные преступления, особенно их финансовая составляющая
[4].
Одними из факторов, которые способствуют росту коррупционных проявлений, являются недоработки законодательства - содержание в нем большого количества норм, способствующих злоупотреблению своими полномочиями со стороны должностных лиц. В Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 выделены факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Такими факторами являются:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Поэтому действенной мерой борьбы с коррупцией является проведение антикоррупционной экспертизы проектов и действующих федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов. Кроме того, к мерам по профилактике коррупции отнесено рассмотрение в органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решении судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Однако какой бы активной ни была роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, необходимое условие действенности борьбы с этим негативным явлением - активное гражданское участие, эффективный общественный контроль.
Немаловажное значение должно придаваться повышению правовой грамотности граждан, оказанию правовой помощи населению, оказавшемуся в столкновении с проявлением коррупции. Повышение нетерпимости по отношению к любым проявлениям признаков этого негативного явления у граждан позволит вывести борьбу с коррупцией на качественно новый уровень - уровень общенациональной идеи. Это возможно только при условии формирования антикоррупционного мировоззрения, и поэтому главная роль здесь должна принадлежать средствам массовой информации [1].
Несомненно, борьба с коррупцией в современной России не должна ограничиваться названными выше мерами. Государство обязано своевременно реагировать на вновь возникающие угрозы и использовать все возможные механизмы для предупреждения коррупционных проявлений среди государственных служащих. В частности, могут быть использованы такие средства как:
— установление материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
— проведение грамотной кадровой политики в системе государственной и правоохранительной службы;
— ротация должностных лиц;
— обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также членов их
семей;
— введение ответственности за невыполнение или формальное выполнение мероприятий Национального плана по противодействию коррупции;
— обеспечение международного антикоррупционного сотрудничества.
В заключение хотелось бы отметить, что для достижения результатов в противодействии коррупции в современном мире необходимо использовать не только меры устрашения, но и создать такие условия в обществе, чтобы коррупция была чужда общественным нормам жизненного уклада. Государственная политика в сфере борьбы с коррупцией должна включать меры государственного, политического, экономического и социального характера, в то время как социальный контроль необходим для всей системы государственного управления со стороны гражданского общества.
Библиографический список
1. Геляхова, Л. А. Проблемы организации и проведения антикоррупционной экспертизы / Л. А. Геляхова // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 33. - С. 47-50.
2. Индекс восприятия коррупции 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.transparency.org.ru/images/docs/cpi/CPI2015_Table_RU.pdf (дата обращения : 02.01.2016).
3. Кумышева, М. К. Современная коррупция в России: масштабы и угрозы / М. К. Кумышева // Юрист-Правовед. - 2014. - № 6(67). - С. 16-19.
4. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения с коррупцией [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiangroup.org/FATF_Recommendations_06.02.2012-rus.pdf (дата обращения : 02.01.2016).
5. Поляков, М. М. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации: административно-правовые аспекты : монография / М. М. Поляков, Д. К. Нечевин ; под ред. И. М. Мацкевича. - М. : Проспект, 2015. - 144 с. - ISBN 978-5-392-16407-3.
6. Толдиев, А. Б. Понятие содержания права / А. Б. Толдиев, М. К. Кумышева //Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 16. - С. 115-117.
7. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 02.01.2016).
8. Цирин, А. М. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции / А. М. Цирин, Е. В. Черепанова, О. А. Тулинова // Журнал российского права. - 2014. - № 7(211). - С. 143-171.
9. Черкашенин, В. А. Особенности доказывания по делам о взяточничестве в современных условиях : дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Черкашерин. - М., 2002. - 171 с.