Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПЬЯНСТВО / АЛКОГОЛИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / MINORS / VICTIMIZATION OF MINORS / DRUNKENNESS / ALCOHOLISM / PREVENTION OF DRUNKENNESS AND ALCOHOLISM OF MINORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белоусова Анна Николаевна

В статье рассматривается современное состояние алкоголизации несовершеннолетних, факторы, способствующие распространению пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних, основные направления противодействия распространению алкоголизации несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE PREVENTION OF DRUNKENNESS AND ALCOHOLISM AMONG MINORS

The article considers the current state of alcoholism of minors, factors that contribute to the spread of drunkenness and alcoholism among minors, the main directions of countering the spread of alcoholism of minors

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

А. Н. Белоусова,

кандидат юридических наук, доцент

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE PREVENTION OF DRUNKENNESS AND ALCOHOLISM AMONG MINORS

В статье рассматривается современное состояние алкоголизации несовершеннолетних, факторы, способствующие распространению пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних, основные направления противодействия распространению алкоголизации несовершеннолетних.

The article considers the current state of alcoholism of minors, factors that contribute to the spread of drunkenness and alcoholism among minors, the main directions of countering the spread of alcoholism ofminors

Алкоголизация населения по-прежнему остается злободневной проблемой. Ее всегда рассматривали как катализатор различных форм неблагополучия, и в первую очередь — сиротства, проституции, бродяжничества, правонарушений и преступлений. Ее «фоновый», неявный характер негативного влияния на межличностные и общественные отношения в бытовом сознании определяет повышенный интерес профессионалов к этому явлению.

В зависимости от частоты и дозы потребления алкоголя выделяют неумеренное потребление или злоупотребление алкоголем и его суррогатами, независимо от частоты и дозы, при котором поведение пьющего противоречит общепринятым нормам и правилам, ущемляет интересы семьи, коллектива и общества целом, угрожает здоровью и нарушает его социальную адаптацию, определяемое как пьянство. Алкоголь, как всякий наркотик, порождает привыкание и необходимость применения все более возрастающих доз, что вызывает не просто пагубное пристрастие, а психическую и физическую зависимость, именуемую алкоголизмом. В соответствии с «Международной классификацией болезней» Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) оно оценивается как хроническое психи-

ческое заболевание, характеризующееся ненормальным поведением, направленным на поиск алкоголя, и приводящее к нарушению контроля за своим поведением, в том числе и за потреблением алкоголя.

Такая зависимость влечет ослабление или ликвидацию социально полезных и зарождение криминогенных связей. Состояние опьянения провоцирует совершение насильственных посягательств, а также корыстных преступлений, которые совершаются для приобретения спиртных напитков [1, 2].

Связь с повседневной жизнью населения, территориальная, физическая и материальная доступность определяет тенденцию распространения употребления спиртных напитков. По данным отчета ВОЗ «Мониторинг здоровья» за 2018 г., Россия расположилась на 16-м месте в мире по алкоголизму, где среднедушевое потребление составило 11,7 литров. Россияне трудоспособного возраста, по мнению аналитиков международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, выпивают в среднем за год 26,65 литра алкогольной продукции. Однако, по словам министра здравоохранения В. Скворцовой, если в 2011 г. потребление алкоголя составляло 18 лит-

ров на душу населения, то в 2018 г. этот показатель сократился до 9,3 литров.

Это тяжелое заболевание, имеющее серьезные медико-социальные последствия. Оно провоцирует различные алкогольные интоксикации и постинтоксикационные алкогольные синдромы, смертность от острых отравлений, детскую инвалидность, предрасположенность к алкоголю, задержки и нарушения психического развития, ограничение трудоспособности, сиротство при живых родителях, увеличение затрат на социализацию и лечение от алкоголизма [3].

Актуальность эта проблема приобретает и в условиях демографического кризиса (идет постоянное сближение возрастных пиков рождаемости и алкоголизма: в 50-е годы родителями становились в 20—25 лет, а алкоголиками — в 50 лет; в 80-е родителями — в 27—29 лет, а больными алкоголизмом — в 40 лет). К сожалению, общество не осознает существующие и грядущие проблемы — живучесть питейных привычек и обычаев, бравирование большими объемами выпитого и т.п. Алкоголизм, как один из факторов социального кризиса, отражает уязвимость генофонда нации, а следовательно, представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.

Особое внимание следует уделить алкоголизации несовершеннолетних. Дети во все времена есть и будут группой повышенного социального риска. Их уязвимость по отношению к пагубному влиянию обусловлена физической слабостью, неразвитостью нервной системы, физиологическим развитием, влияющим на поведенческие реакции, отсутствием жизненного опыта, подчиненным положением в обществе, конформностью, особенностями взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром, с социальной средой.

Неумеренное употребление алкоголя несовершеннолетними приводит к аномалиям развития их нервной системы. Нарушается соотношение таких важных психофизиологических процессов, как возбуждение и торможение, что, в свою очередь, отрицательно влияет на сознание и волю. Изменяется ранее действовавшая система ценностей, мотивов и потребностей, пропадает интерес к общественной жизни, к самосовершенствованию, не раскрываются интеллектуальные способности, в итоге не развиваются наиболее важные качества личности. Учитывая, что в подростковом возрасте закладываются основные черты личности, он крайне неблагоприятен и небезопасен для употребления спиртных напитков.

Д. Д. Еникеева отмечает, что алкоголизм у подростков прогрессирует ускоренно (формируется в 2—4 раза быстрее, чем у взрослых) и во многом атипичен. Похмельный (абстинентный) синдром также возникает быстро и с самого начала сопровождается психическими нарушениями: раздражительностью,

злобностью, депрессиями, угрюмостью, тревожностью, страхами и ночными кошмарами, галлюцинациями, судорожными припадками [4]. У подростков отмечается злокачественное течение алкоголизма, которое проявляется в тяжелых психических нарушениях, превалирующих над другими проявлениями [5, 6].

Личность несовершеннолетнего, употребляющего алкогольные напитки, характеризуется определенной спецификой. Такие дети очень быстро утомляются, их внимание и память слабеют, и обучение дается с большим трудом, замедляется интеллектуальное развитие. Поэтому в кругу сверстников они чувствуют робость, тревожность, неуверенность либо неуравновешенность. И то, и другое влечет различные нервно-психические расстройства [7]. Для них типичны двойственные нравственные оценки, нелогичность суждений, непоследовательность поступков. Пьющие дети становятся безразличными и апатичными ко всему, кроме алкоголя, занимаются бесцельным времяпровождением.

Лечение алкогольной зависимости сопряжено с большим количеством трудностей, что выражается в высоком риске рецидива даже при относительно продолжительных ремиссиях. Рецидиви-рование алкогольной болезни проявляется возобновлением утраты контроля, появлением алкогольного абстинентного синдрома, что ведет к прогрессированию заболевания и препятствует правильному процессу социализации [8]. Именно поэтому представляется важным исследование психофизиологических особенностей несовершеннолетнего возраста для профилактики алкоголизации несовершеннолетних.

Мы рассматриваем алкоголизацию несовершеннолетних как общественное явление, нарушающее социальные нормы, характеризующееся массовостью, устойчивостью и распространенностью, пагубным влиянием на физическое и психическое здоровье, как форму неблагополучного взросления и как криминогенный фактор преступности несовершеннолетних. Оценка пьянства и алкоголизма как заболеваний социального характера вполне обоснованна. Устойчивые стереотипы потребления алкоголя, перерастающие в потребности, зависят от условий воспитания, образа жизни, формы проведения досуга, отношений в семье, стремлений к удовольствиям, доступности алкогольной продукции и наличия социальной и медицинской помощи. Учитывая, что речь идет об особой социальной группе, следует акцентировать внимание на психофизиологических особенностях алкоголизации несовершеннолетних. Все субъекты профилактики на любом уровне должны понимать взаимозависимость возрастных

особенностей и развития болезни. Социализация ребенка связана с физиологическими (в первую очередь гормональными) изменениями, которые влияют на психологические состояния, возможности саморегуляции, противоречивость поведения, взаимоотношения с окружающими.

Для определения направлений организации комплексной профилактики пьянства и алкоголизма несовершеннолетних следует исследовать механизм ее детерминации. Сотрудниками кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России с января по сентябрь 2019 г. проводилось изучение особенностей алкоголизации несовершеннолетних. В ходе исследования авторами был проведен экспертный опрос сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД из 26 субъектов Российской Федерации (120 человек)1. Экспертам были заданы вопросы о причинах, мотивах и потребностях употребления алкоголя несовершеннолетними, мерах профилактики распространения алкогольного стереотипа поведения среди несовершеннолетних.

Опираясь на результаты анализа анкет, можно сделать вывод, что эта проблема актуальна для всех регионов. Более половины (51,6%) опрошенных экспертов были опытными сотрудниками и имели профессиональный стаж от 5 до 15 лет. На вопрос «Как часто в своей служебной деятельности Вы сталкивались со случаями употребления несовершеннолетними алкоголя?» 70% респондентов ответили «достаточно часто» и «периодически такое случается». По информации медицинских общественных обследований, средний возраст начала употребления алкогольных напитков среди девочек составляет 12,9 лет, а среди мальчиков он снизился до 12,5 лет. По мнению 40,8% опрошенных нами экспертов, первое потребление алкоголя в подавляющем большинстве приходится на возраст 14—15 лет; 33,3% экспертов считают, что это происходит в возрасте 11—13 лет, и только 7,5% полагают, что первое употребление совершается в 16—17 лет. Доля подростков, впервые попробовавших спиртное до 10-летнего возраста, составляет 1,6%. Именно эти дети пополнят армию преступников в ближайшее время.

Основу любого поведения составляют особенности нервной системы, которые определяют яркость восприятия, впечатлительность, эмоциональность и интенсивность переживаний подростков. Для нормального духовного, нравственного и психического развития им необходимо чувствовать радость, веселье, одобрение себя и своих достижений. Однако быстрая смена настроения, обидчивость, неразвитость волевых ка-

честв, зависимость от взрослых, неумение и незнание, как и чем развлечь или порадовать себя, продуцируют чувство скуки, одиночества. Подростковый максимализм превращает эти эмоции в страдания и горе, отчаяние и ужас, раздражение и гнев. Такие переживания оцениваются педагогами и психологами как симптом психологического неблагополучия [8]. Усугубляет психологическую картину социально-бытовая напряженность, отсутствие положительных жизненных перспектив. Опрошенные нами эксперты акцентируют внимание на таких проблемах детей, как отсутствие денег (58,3%), взаимоотношения с друзьями (29,1%); возможность покупки понравившихся вещей (28%), проведение свободного времени (23%), любовь и дружба (18,3%); материальная зависимость от родителей (16%); взаимоотношения с родителями (8,3%).

Употребление же спиртных напитков влечет улучшение настроения, появляется иллюзия счастья и радости, желание повторить подобное. К сожалению, иные формы достижения положительных эмоций (спорт, чтение, искусство, хобби) в силу снижения уровня общей культуры, недоступности досуговых учреждений, незнания об их существовании делают употребление алкоголя более предпочтительным средством. Но употребление спиртного, не только злоупотребление, но и разовое, ухудшает отношения с родителями, подогревает и усиливает противоречия с педагогами и сверстниками, расширяет праздность, сокращает позитивные контакты. Ребенок попадает в ситуацию дезадаптации, усугубляющуюся неумением самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Доминирует среди факторов алкоголизации несовершеннолетних (40% ответов респондентов) незнание путей разрешения волнующих проблем и неумение справиться с трудностями в школе, в общении с друзьями, дома. По мнению 36,6% респондентов, в случае возникновения трудностей подростки рассчитывают на свои силы, а 60,8% — надеются на помощь родственников, друзей, полиции и т.д.

Усугубляется ситуация растущей категоричностью и максимализмом детей и постоянно предъявляемыми к ним требованиями, критическими замечаниями, напоминанием об обязательствах со стороны родителей или учителей. Употребление алкоголя становится удобной формой поведения, достигающей цели выделиться, показать себя взрослым, проявить собственную значимость среди друзей; шокировать, вызвать раздражение родителей, тем самым противопоставить себя обществу.

1 В анкетном опросе были задействованы сотрудники ПДН ОВД, проходившие повышение квалификации в Воронежском институте МВД России в 2019 г.

Значимой платформой для самоутверждения, реализации личностных качеств, приобретения новых знаний и умений, расширения кругозора, организации позитивного досуга являются досуговые учреждения. На их возможности должны обратить внимание родители, педагоги, сотрудники ОВД. Особенно в так называемые «период риска» (в выходные и праздничные дни, вечернее время, каникулы и первые дни учебы после них), когда открываются парки, места отдыха, отсутствует контроль со стороны родителей и педагогов. Ведь быстрее и легче вовлекаются в употребление спиртных напитков несовершеннолетние, которые не знают, чем себя занять, негативно относятся к формализованному досугу, к нормам и правилам поведения, правовой ответственности и правовой культуре. Тогда потребление спиртного становится одной из допустимых форм поведения. Главная задача общества в настоящее время состоит во всемерной поддержке привлечения в спортивные клубы, группы и секции наибольшего количества подростков, в первую очередь состоящих на учете в ПДН ОВД и медицинских организациях.

Семья с ее питейными традициями может выступать почвой формирования и закрепления типичных антисоциальных взглядов и навыков. Из числа опрошенных сотрудников ПДН среди трудностей, которые испытывают дети дома, 26,6% отметили пьянство и насилие родителей. Именно агрессия, насилие, жесткость воспитательных мер, непонимание интересов ребенка не только развивают в нем враждебность и эгоистичность, но и закрепляют психологические защитные механизмы «отрицания», «регрессии», «замещения», «ригидности», «пессимистичности», «импульсивности» в качестве фактора алкогольного рецидива [9].

Однако следует помнить, что зачастую насилие родителей — это следствие злоупотребления спиртными напитками, а оно — следствие социальной напряженности. Ее устранение или уменьшение позволит населению реже обращаться к алкоголю как одному из способов снятия стресса и тревоги.

Вместе с тем «постоянное недопонимание» в семейно-бытовой сфере, переходящее в насильственные конфликты, требует повсеместного создания учреждений гостиничного типа, где могли бы временно проживать матери или отцы с детьми либо подростки, ушедшие из кризисной обстановки в семье (тем более, что там они могли бы выполнять посильную для них работу, приобщаясь тем самым к труду). Это позволило бы оказывать необходимую и своевременную помощь (правовую, социальную, медицинскую и др.) несовершеннолетним и их родителям, составляющим группу риска. Такая экстренная психологическая и правовая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации, способна снизить психологический дискомфорт, агрессию, включая ауто-агрессию и суицидальные проявления, укреплять

психологическую защищенность и формировать психологическую культуру населения. Необходимо создание службы медиации (примирения) для преодоления семейных конфликтов, службы помощи наркозависимым и алкоголикам, кабинеты психологической помощи, круглосуточного «телефона доверия» для детей и подростков.

Неприятие или отвержение родителями детей усиливает влияние микросреды. Подростки ищут поддержку в общении в среде сверстников или старших товарищей. Неформальные дружеские связи с ровесниками обеспечивают им необходимое социальное и эмоциональное благополучие, компенсируя недостаток внимания, ласки и заботы со стороны родителей, с одной стороны, и освобождение от социальных требований и запретов — с другой. Однако в коллективе товарищей необходимо адаптироваться либо через проявление индивидуальности либо через подражание.

Алкоголь становится самым доступных средством для установления межличностных связей и проведения свободного времени. Так, подростки употребляют спиртные напитки «за компанию», «чтобы поддержать свой авторитет», «выделиться», причем именно демонстративно, публично и совсем не обязательно коллективно. В современной действительности подростки потребляют алкоголь разово или четыре-пять обычных порций с минимальными перерывами для достижение быстрого и сильного опьянения. Педагоги оценивают такую модель не просто как желание испытать новое, иное психическое состояние, это не «выпивка за компанию» или робкая «проба», это риск «взрослого» поведения [10]. Рискованное поведение позволяет не просто испытать свои возможности, ощутить новые горизонты, но и самоутвердиться в коллективе сверстников. Пьянство рассматривается как этап полноправного вхождения в социум, овладения новыми социальными нормами, приобретение нового социального опыта.

Яркое, эмоционально насыщенное, «искреннее» общение вселяет уверенность в поддержке группы, частью которой ребенок становится, в любых своих начинаниях, и все неудачи, постигшие его в обществе, нивелируются. Безусловно, при таком общении сужается круг интересов, ограничиваются потребности, беднеет духовный мир, тем самым увеличивается степень общественной опасности самих подростков [11]. В 90,8% случаев подростки употребляют спиртные напитки с друзьями, из них: 6,6% — с друзьями в учебном заведении, на работе; 30,3% — с друзьями по месту жительства; 53,3%—с друзьями в других местах [12]. По мнению 82,5% респондентов, инициатором употребления несовершеннолетними алкоголя выступают друзья. По данным исследований, проведенных В. А. Лелековым более десяти лет назад, вовлечение через друзей в употребление спиртных напитков отмечалось в 84,5% случаев

[13]. Эти цифры свидетельствуют, что доля детей, предоставленных самим себе, остающихся без контроля и надзора взрослых, практически не изменилось, несмотря на усилия государства.

При анализе ответов респондентов — сотрудников ОВД мы пришли к выводу, что важное значение имеет не столько пагубно-неформальное общение, сколько его форма, место, частота, дозировка, объем и качество выпитого, а также условия (например, характер закуски) и результат. Так, на вопрос «Где чаще всего происходит употребление алкоголя или его суррогатов?» получены ответы «на улице, в парках, в школьном дворе и т.п.» — 67% , «в гостях друзей» — 28%; «дома» — 2,5%; «на территории досуговых образовательных организаций (стадионы, дома творчества, творческие и спортивные студии)» — 2,5%. По мнению 41,6% экспертов, дети, злоупотребляющие алкоголем, относятся к неустойчивому типу личности. Очевиден вывод о необходимости постоянного контроля за поведением и проведением досуга несовершеннолетних, организации различных форм занятости подростков.

Учитывая незначительность доли работающих несовершеннолетних, предполагаем, что удовлетворение алкогольной потребности идет за счет взрослых. Но если возможности родителей и родственников ограничены, подростки используют незаконные способы. Происходит расширение сферы противоправной деятельности ради получения алкогольной продукции.

Необходимость самореализоваться, попробовать «взрослую» жизнь и получить материальную независимость от родителей должна быть реализована законными и доступными средствами, например трудовой занятостью. Трудоустройство подростков способствовало бы не только привитию определенных трудовых навыков профессии и трудолюбия, формированию усидчивости, но и под влиянием коллектива выходу из негативной микросреды или неформальной группы. Действенными мерами профилактики в области трудоустройства могли бы служить системы льгот или иных материальных стимулов организациям, предприятиям и учреждениям, обеспечивающим рабочими местами несовершеннолетних, либо создание в рамках предприятия структурного подразделения, в котором бы учитывались квалификация и знания несовершеннолетних (уборка территории, сбор вторичного сырья, оказание различного рода бытовых услуг). Было бы оправданным восстановление такой преждевременно упраздненной общеобразовательной и общепрофилактической формы трудовой занятости, как

2 Принимая во внимание, что пьянство и алкоголизм имеют глубокие исторические, экономические, социально-психологические и иные корни, в исследовании

УПК (учебно-производственный комбинат), которая позволяла дать представление о различных сферах труда, выбрать учебное заведение, интересующую несовершеннолетнего и необходимую району, городу, селу работу.

Если рассматривать профилактику любого негативного явления как деятельность, направленную на устранение, нейтрализацию, блокирование негативных факторов, то отталкиваться в предупредительной работе необходимо от выявления причинного комплекса алкоголизации. Реализация мер борьбы с этим негативным явлением возможна только на основе системного подхода в деятельности государственных органов, общественных объединений и движений. Организация комплексной профилактики предполагает определение общих принципов, направлений предупредительной работы всех субъектов профилактики.

Доминирующая роль принадлежит государству. В рамках национального проекта «Демография» определена приоритетная цель — увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Достижение ее возможно только при выявлении особенностей механизма алкоголизации населения. Для этого необходимо комплексное2 независимое социологическое исследование источников и особенностей пьянства и алкоголизма в стране, в том числе подросткового.

Учитывая, что в одночасье невозможно изменить социальные и экономические реалии, сформировать идеологию, эффективной будет разъяснительно-воспитательная работа. Всему населению, а не только молодежи, необходимо постоянно объяснять пагубность пьянства с позиции сохранения своего здоровья и здоровья своих детей, с позиции экономического благополучия для себя лично, последующих поколений, государства и национальной безопасности, показывать позитивные перспективы трезвой жизни. Привлекать к такой разъяснительной работе СМИ, авторитетных общественных и политических деятелей, артистов театра и кино. Последовательное проведение в жизнь комплекса мер медицинского, воспитательного, правового и иного характера обеспечит сокращение спроса на алкогольную продукцию.

Основная часть пьющих несовершеннолетних оказывает предпочтение пиву (78%) в силу дешевизны, доступности, непонимания последствий употребления этого напитка, лояльного отношения общества и взрослых к фактам такого потребления и т.д. А 95% несовершеннолетних согласны с доминирующей ролью пива в выработке навыков систематического потребления алкоголя и последующей алкоголизации [13]. Полагаем,

современной алкоситуации в стране должны участвовать не только юристы и медики, но и социологи, педагоги, экономисты.

что необходимо ввести запрет на проведение различных винно-водочных, пивных фестивалей; запрет держателям лицензии на реализацию алкогольной продукции проведения рекламных акций, например «1+1=3» или «Все, что сможете выпить, за 1000 рублей» и т.п.; запрет на продажу любых спиртосодержащих жидкостей (например, лекарственных средств) дешевле алкоголя. Необходимо убедить подростков, что пить пиво, крепкие алкогольные напитки неприлично, немодно. Но такое убеждение недейственно, если сами взрослые толкают его к употреблению спиртных напитков, если спиртное, и пиво в том числе, свободно можно купить, если его употребление не порицается. Алкоголь должен стать недоступен детям и в нравственном смысле, и физически.

Для несовершеннолетних главным субъектом профилактики является семья. В своем большинстве родители негативно относятся к употреблению их детьми алкоголя. Однако уверенность примерно 3/4 родителей в неупотреблении их детьми спиртного свидетельствует о неинформированности, нежелании жить интересами своих детей, отсутствии доверительных отношений между ними. У взрослых членов семьи, даже если они не много и не часто употребляют спиртные напитки, отсутствует негативное отношения к алкоголю. Такие семьи более опасны: ребенок не видит негативных сторон пьянства, а родители считают, что никакого антиалкогольного воспитания не надо — «они и так не пьют». Иными словами, умеренно выпивающие родители потенциально опасны иллюзией «алкогольного» благополучия. Указанное обусловливает необходимость организации антиалкогольного всеобуча родителей как в части педагогического, так и правового аспекта. Необходимо разъяснять родителям пагубность «пивного» алкоголизма, порицать даже умеренное употребление алкоголя. Родители обязаны знать о психофизиологических особенностях подросткового возраста, об особенностях развития и функционирования нервной системы несовершеннолетних в этот период, особенностях гормональной перестройки организма, влияющей на поведение, о морально-нравственных и психологических переживаниях и трудностях «переходного возраста», о механизмах формирования привычки к систематическому потреблению спиртного. Необходимо учить родителей «быть родителями», объяснять, что только в атмосфере доброжелательности и доверия вырабатываются и закрепляются навыки положительного, социально одобряемого поведения, что только такая семейная обстановка физиологически необходима для нормального развития ребенка.

Естественно, что немаловажная роль в профилактике пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних отводится органам здравоохранения, со

стороны которых необходимо проведение пропаганды здорового образа жизни, разъяснительной работы с подростками, направленной на получение ими полной информации о воздействии алкоголя на организм и последствиях алкоголизма как болезни, тренировки стрессоустойчивости лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. В такой работе важен профессионализм специалистов [14]. Родители, не знающие не только особенностей физиологии, но и признаков болезни, опасаются посещать нарколога (боясь падения престижа и авторитета в глазах соседей, родственников, знакомых, навешивания «ярлыка») с детьми или самостоятельно, чем только усугубляют ситуацию.

Медицинские работники должны информировать педагогов, психологов, родителей о признаках алкоголизма как болезни, формах общения с пристрастившимся к спиртному и способах помощи ему. Но главное — это знание не только признаков болезни, но и что делать в сложной ситуации, куда обратиться за поддержкой. Необходимо не просто информировать родителей или законных представителей об органах, способных оказать медицинскую, психологическую или юридическую помощь, а предоставить им алгоритм поведения в критической ситуации с учетом особенностей субъекта Российской Федерации (географии, территории, административного ресурса, криминогенной обстановки).

Опорой для родителей должны стать учителя, обладающие знаниями в педагогике и методике обучения, знающие возрастные особенности и личностные характеристики каждого ученика. Однако уже почти два десятилетия ученые и общественность бьют тревогу о кризисных процессах в образовательной сфере. Позитивному изменению сложившейся обстановки должны содействовать государственные меры по повышению правового статуса учителей (педагогов) общеобразовательных и профессиональных организаций (их правовой, социальной и материальной обеспеченности). Но и педагоги должны изменить отношение к своему призванию. Например, терпимее относиться к недостаткам в умственном и физическом развитии несовершеннолетних, неспособности справиться с большим объемом информации, неумению заставить себя выполнять полученные задания. Они как никто другой обязаны понимать, что детьми двигает не лень и нежелание учиться, а особенности физиологии. И поддерживать стремление к учебе следует у таких детей не плохими отметками, а, возможно, несколько завышая их успеваемость, стимулируя познавательную активность. Нельзя отмахиваться от «трудных детей». Лишенные внимания родителей, при отвержении педагогов, при отсутствии нравственных ориентиров они из «детей группы риска» превращаются в потенциальных преступников.

В этой связи основной упор при профилактической работе с несовершеннолетним должен быть направлен на установление с ним психологического контакта. Здесь необходимы специальные педагогические и психологические знания либо осведомленность о лицах, с которыми пойдет на контакт несовершеннолетний. Возможно, это будут авторитетные родственники или те, кто дорог или близок подростку, возможно, священнослужители. Особо следует отметить возможности религиозных организаций, влияющих на самые сокровенные струны человеческой личности.

Необходимо отметить, что результаты совместной работы структур и институтов социализации будут не столь эффективными, если общество не изменит своего отношения к этой проблеме. Необходимо развенчивание укоренившихся взглядов на пьянство как нечто неизбежное и непреодолимое, как на национальную черту, ориентирование насе-

ления на трезвый образ жизни и осознание необходимости в воспитании у подрастающего поколения нравственности и милосердия.

Таким образом, проведение общепрофилактических мероприятий должно идти по пяти направлениям:

1) совершенствование социальных процессов общества (трудоустройство, быт, досуг), в результате чего возможно положительное преобразование социальных связей детей;

2) помощь родителям (материальная, медицинская, психологическая, физическая, методическая) в воспитании детей;

3) расширение кругозора несовершеннолетних, формирование нравственных начал, человеческих ценностей, высокого уровня культуры, стереотипов социально одобряемого поведения, организация развивающего досуга;

4) улучшение воспитательной работы школы;

5) постоянный контроль поведения и условий социализации несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буданова Е. А., Буданов С. А. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в состоянии опьянения // Уголовное право и криминология. — 2017. — № 2 (11). — С.16—22.

2. Польшиков А. В., Буданова Е. А. Проблемы предупреждения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий // Вестник Воронежского института МВД России. — 2018. — № 2. — С. 202—209.

3. Фокин В. М. Социальная и правовая защита молодежи от алкоголизма и паразитизма. — М., 1991. — С. 5.

4. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков : учебное пособие. — 2-е изд., стереотип. — М., 2001. — С. 144.

5. Ахмедова Л. Г., Бегунов В. И., Гохблит И. И. Преодоление алкоголизма у подростков и юношей: психо-физиологический аспект. — М., 1987. — С. 3.

6. Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. — М., 1990. — С.10.

7. Петрова Е. А. Дисфункциональные семьи как фактор психотравматизации в детском возрасте // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2017. — № 4 (102). — С. 98.

8. Предикторы рецидива алкоголизма / Б. Д. Цыганков [и др.] // Наркология. — 2017. — № 11. — С. 88—91.

9. Мицык Т. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2016. — № 2. — С. 128.

10. Рыбакова Л.Н. Подростковое пьянство: восприятие проблемы в России и Германии // Педагогика. — 2012. — № 5. — С.103.

11. Ерышев О. Ф., Рыбакова Т. Г., Шабанов П. Д. Алкогольная зависимость (формирование, течение, противорецидивная терапия) : руководство для врачей. — СПб., 2002. — С. 192.

12. Противодействие распространению криминальной субкультуры среди несовершеннолетних : методические рекомендации / Р.Б. Иванченко [и др.]. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2019. — С.16.

13. Лелеков В. А. Молодежная преступность: проблемы и опыт региональных исследований. — Воронеж, 1998. — С. 81.

14. Дубинин С. Н. Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних подростков // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 6. — С. 51—67.

REFERENCES

1. Budanova E. A., Budanov S. A. Kriminolog-icheskaya harakteristika prestupleniy, sovershaemyih v sostoyanii opyaneniya // ugolovnoe pravo i krimi-nologiya. — 2017. — # 2 (11). — S.16—22.

2. Polshikov A. V., Budanova E. A. Problemyi preduprezhdeniya prestupleniy, svyazannyih s vovlecheniem nesovershennoletnih v sovershenie an-tiobschestvennyih deystviy // Vestnik Voronezh-skogo instituta MVD Rossii. — 2018. — # 2. — S. 202—209.

3. Fokin V. M. Sotsialnaya i pravovaya zaschita molodezhi ot alkogolizma i parazitizma. — M., 1991. — S. 5.

4. Enikeeva D. D. Kak predupredit alkogolizm i narkomaniyu u podrostkov : uchebnoe posobie. — 2-e izd., stereotip. — M., 2001. — S. 144.

5. Ahmedova L. G., Begunov V. I., Gohblit I. I. Preodolenie alkogolizma u podrostkov i yunoshey: psihofiziologicheskiy aspekt. — M., 1987. — S. 3.

6. Minkovsky G. M., Pobegaylo E. F., Revin V. P. Ugolovno-pravovyie sredstva borbyi s pyanstvom, alkogolizmom, narkomaniey i toksikomaniey. — M., 1990. — S.10.

7. Petrova E. A. Disfunktsionalnyie semi kak faktor psihotravmatizatsii v detskom vozraste // Vestnik Nov-gorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaro-slava Mudrogo. — 2017. — # 4 (102). — S. 98.

8. Prediktoryi retsidiva alkogolizma / B. D. Tsyigankov [i dr.] // Narkologiya. — 2017. — #11. — S. 88—91.

9. Mitsyik T. A. Deviantnoe povedenie podrostkov kak sledstvie neblagopoluchnogo vzrosle-niya // Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoy Sibiri. — 2016. — # 2. — S. 128.

10. Ryibakova L.N. Podrostkovoe pyanstvo: vos-priyatie problemyi v Rossii i Germanii // Pedagogika.

— 2012. — # 5. — C.103.

11. Eryishev O. F., Ryibakova T. G., Sha-banov P. D. Alkogolnaya zavisimost (formirovanie, techenie, protivoretsidivnaya terapiya) : rukovodstvo dlya vrachey. — SPb., 2002. — S. 192.

12. Protivodeystvie rasprostraneniyu kriminal-noy subkulturyi sredi nesovershennoletnih: metodicheskie rekomendatsii / R.B. Ivanchenko [i dr.]. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2019. — S.16.

13. Lelekov V. A. Molodezhnaya prestupnost: problemyi i opyit regionalnyih issledovaniy. — Voronezh, 1998. — S. 81.

14. Dubinin S. N. Alkogolizm kak odna iz form deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih po-drostkov i meryi borbyi s alkogolizatsiey nesovershennoletnih podrostkov // Vestnik ChGPU.

— 2011. — # 6. — S. 51—67.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Белоусова Анна Николаевна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-32.

Belousova Anna Nikolaevna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-32.

Ключевые слова: несовершеннолетние; виктимность несовершеннолетних; пьянство; алкоголизм; профилактика пьянства и алкоголизма несовершеннолетних.

Key words: minors; victimization of minors; drunkenness; alcoholism; prevention of drunkenness and alcoholism of minors.

УДК 343.971

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.