Научная статья на тему 'Мотивы употребления алкоголя студентами Республики Марий Эл и профилактика их возникновения'

Мотивы употребления алкоголя студентами Республики Марий Эл и профилактика их возникновения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / ПЬЯНСТВО / АЛКОГОЛИЗМ / АЛКОГОЛИЗАЦИЯ / МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / ALCOHOL / DRUNKENNESS / ALCOHOLISM / MOTIVES / STUDENTS / PREVENTION / MARIY EL REPUBLIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Ю. Ю.

Цель. Изучить мотивы употребления алкоголя студентами в Республике Марий Эл и с учетом результатов исследования сформулировать соответствующие рекомендации по профилактике алкоголизации студенчества в образовательных организациях. Материал и методы. Массовый опрос учащихся (n=1209) средних и высших профессиональных учебных заведений Республики Марий Эл. Выборка многоступенчатая. На первом этапе был произведен отбор из числа организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования. На втором этапе были отобраны студенческие группы методом гнездовой выборки; внутри групп организовывался сплошной опрос студентов. Соблюдалась пропорция по полу и возрасту. Опрос осуществлялся методом анкетирования. Результаты. 87,4% опрошенных студентов в возрасте >14 лет пробовали алкоголь. Из них 45% это сделали до 15 лет. Употребляет алкоголь 73,4% респондентов. Сильное алкогольное опьянение периодически испытывают 48% респондентов. 41,2% студентов считают, что употреблять алкоголь можно, если не злоупотреблять им. Студентами названы разнообразные мотивы первой пробы алкоголя: любопытство, желание повеселиться, желание испытать необычные ощущения, подражание взрослым, желание казаться взрослее, желание снять напряжение, самоутвердиться в глазах сверстников, вылечиться, проявить внимание и уважение, отметить праздник. Мотивы употребления алкоголя, можно объединить: отстраниться от реальности и жизненных проблем, испытать необычные ощущения, из-за скуки и однообразия, в целях самоутверждения, чтобы достичь определенного эмоционального состояния, для снятия коммуникативного барьера, подражание взрослым, чтобы обозначить социально-групповую принадлежность, отдать дань традиции, для лечения. Заключение. Употребление алкоголя широко распространено среди студенческой молодежи Республики Марий Эл. Существует большое число разнообразных мотивов приобщения к алкоголю и его употреблению, которые важно предупреждать соответствующими профилактическими мерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motives for alcohol consumption and prevention of its onset in Mariy El Republic

Aim. To study the motives of student alcohol consumption in Mariy El republic and to create, according to the results, the relevant recommendations on prevention of alcoholization of studentship in educational institutions. Material and methods. Mass survey of learners (n=1209) of primary and higher educational institutions in Mariy El Republic. Multistage selection. At the first stage the selection was done from the educational institutions. At the second stage we selected focal student groups; inside the groups we performed total questioning. The proportion of the age and gender was followed. Survey was done with questionnaires. Results. Of participants 87,4% older than 14 y. already tasted alcohol. Of those 45% did it before their 15. 73,4% responders consume alcohol. Severe drunkenness experience periodically 48% of responders. 41,2% of those think that it is not bad to consume alcohol if not to overdrink. Students named a variety of motives for the first tasting of alcohol: interest, wish to have fun, wish to feel unusual, behaving as adults, wish to look more amateur, wish to relieve stress, to prove the identity in front of the same agers, to cure, to show a concern and respect, to celebrate an event. Current consumption motives can be classified as following: to move from the reality and life problems, to experience unusual feelings, to remove communication barriers, due to boredom and monotony, as a self-prove, to reach a specific emotional condition, as imitation of adults, to show social group, as a tradition, for treatment. Conclusion. Alcohol consumption is prevalent in students of Mariy El rebublic. There is a broad spectrum of motives for trying alcohol and continuing of consumption, that should be prevented by relevant preventive activities.

Текст научной работы на тему «Мотивы употребления алкоголя студентами Республики Марий Эл и профилактика их возникновения»

Мотивы употребления алкоголя студентами Республики Марий Эл и профилактика их возникновения

Белова Ю. Ю.

ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет". Йошкар-Ола, Россия

Цель. Изучить мотивы употребления алкоголя студентами в Республике Марий Эл и с учетом результатов исследования сформулировать соответствующие рекомендации по профилактике алкоголизации студенчества в образовательных организациях. Материал и методы. Массовый опрос учащихся (п=1209) средних и высших профессиональных учебных заведений Республики Марий Эл. Выборка — многоступенчатая. На первом этапе был произведен отбор из числа организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования. На втором этапе были отобраны студенческие группы методом гнездовой выборки; внутри групп организовывался сплошной опрос студентов. Соблюдалась пропорция по полу и возрасту. Опрос осуществлялся методом анкетирования. Результаты. 87,4% опрошенных студентов в возрасте >14 лет пробовали алкоголь. Из них 45% это сделали до 15 лет. Употребляет алкоголь 73,4% респондентов. Сильное алкогольное опьянение периодически испытывают 48% респондентов. 41,2% студентов считают, что употреблять алкоголь можно, если не злоупотреблять им. Студентами названы разнообразные мотивы первой пробы алкоголя: любопытство, желание повеселиться, желание испытать необычные ощущения, подражание взрослым, желание казаться взрослее, желание снять напряжение, самоутвердиться в глазах

сверстников, вылечиться, проявить внимание и уважение, отметить праздник. Мотивы употребления алкоголя, можно объединить: отстраниться от реальности и жизненных проблем, испытать необычные ощущения, из-за скуки и однообразия, в целях самоутверждения, чтобы достичь определенного эмоционального состояния, для снятия коммуникативного барьера, подражание взрослым, чтобы обозначить социально-групповую принадлежность, отдать дань традиции, для лечения.

Заключение. Употребление алкоголя широко распространено среди студенческой молодежи Республики Марий Эл. Существует большое число разнообразных мотивов приобщения к алкоголю и его употреблению, которые важно предупреждать соответствующими профилактическими мерами.

Ключевые слова: алкоголь, пьянство, алкоголизм, алкоголизация, мотивы, студенты, профилактика, Республика Марий Эл.

Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 2015; 14(2): 62-67 http://dx.doi.org/10.15829/1728-8800-2015-2-62-67

Поступила 04/08-2014 Принята к публикации 08/10-2014

The motives for alcohol consumption and prevention of its onset in Mariy El Republic

Belova Yu. Yu.

FSBOI HPE "Povolzhsky State University of Technologies". Yoshkar-Ola, Russia

Aim. To study the motives of student alcohol consumption in Mariy El republic and to create, according to the results, the relevant recommendations on prevention of alcoholization of studentship in educational institutions.

Material and methods. Mass survey of learners (n=1209) of primary and higher educational institutions in Mariy El Republic. Multistage selection. At the first stage the selection was done from the educational institutions. At the second stage we selected focal student groups; inside the groups we performed total questioning. The proportion of the age and gender was followed. Survey was done with questionnaires. Results. Of participants 87,4% older than 14 y. already tasted alcohol. Of those 45% did it before their 15. 73,4% responders consume alcohol. Severe drunkenness experience periodically 48% of responders. 41,2% of those think that it is not bad to consume alcohol if not to overdrink. Students named a variety of motives for the first tasting of alcohol: interest, wish to have fun, wish to feel unusual, behaving as adults, wish

to look more amateur, wish to relieve stress, to prove the identity in front of the same agers, to cure, to show a concern and respect, to celebrate an event. Current consumption motives can be classified as following: to move from the reality and life problems, to experience unusual feelings, to remove communication barriers, due to boredom and monotony, as a self-prove, to reach a specific emotional condition, as imitation of adults, to show social group, as a tradition, for treatment. Conclusion. Alcohol consumption is prevalent in students of Mariy El rebublic. There is a broad spectrum of motives for trying alcohol and continuing of consumption, that should be prevented by relevant preventive activities.

Key words: alcohol, drunkenness, alcoholism, motives, students, prevention, Mariy El Republic.

Cardiovascular Therapy and Prevention, 2015; 14(2): 62-67 http://dx.doi.org/10.15829/1728-8800-2015-2-62-67

Дкл. — декалитры.

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): Тел./факс: +7 (917) 702-72-48 e-mail: [email protected]

[Белова Ю. Ю. — кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук и технологий]

Введение

На фоне общероссийских и региональных показателей, алкогольная ситуация в Республике Марий Эл характеризуется крайним неблагополучием и определяется не только численностью больных алкоголизмом и алкогольным психозом, занимая третье место среди регионов Приволжского федерального округа [1], но и их увеличением, тогда как в целом по России и в большинстве регионов такой контингент сокращается [1]. Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (отравления алкоголем, хронический алкоголизм, алкогольный психоз, алкогольный цирроз печени) в республике в 2012г, по сравнению с 2011г, также увеличилась [2].

Другим показателем роста уровня алкоголизации населения является увеличение розничной продажи алкогольной продукции в Республике Марий Эл. В регионе с начала 2000-х гг количество продаваемого алкоголя в целом увеличилось в 1,6 раза [2]. Стоит отметить рост потребительских расходов на покупку алкогольной продукции [2].

В республике стремительными темпами ежегодно увеличивается производство пива. В 2012г, по сравнению с 2009г, пива произведено на 270 тысяч дкл. больше (686 тыс. дкл.) [2]. Лишь только за один 2012г пивная индустрия региона нарастила объемы производства на 100 тыс. дкл. [2]. Ввоз пива и водки в Республику Марий Эл в 2012г также увеличился [2].

Важно отметить, что по данным крупнейших социологических исследований, из тех, кто часто употребляет алкоголь 71-78%, предпочитают пиво и 37-40% водку [3]. В этой связи следует учесть, что пиво наиболее популярно среди подростков и молодежи, и именно с него у многих начинается алкогольное пристрастие. Было установлено, что в 14-16 лет пьет каждый второй подросток, а в 17 лет алкоголь употребляют 70% молодежи [4].

Такая распространенность употребления алкоголя среди молодежи обусловлена различными факторами. На макроуровне можно выделить слабо контролируемую масс-культурную и экономическую алкогольную экспансию со стороны других государств; на мезоуровне длительное отсутствие и противоречивость современной антиалкогольной политики, размытость механизмов реализации ее мер; на микроуровне деформированные ценностные ориентации и недостаточная гражданская ответственность со стороны таких субъектов социализации как родители, педагоги, деятели культуры, врачи в вопросах профилактики потребления алкоголя.

Наряду с факторами алкоголизации молодого населения, в условиях стремительного тиражирования алкогольных мифов и стереотипов рождаются мотивы, которые становятся в определенных ситуа-

циях и в определенный момент времени решающими для того, чтобы попробовать или выпить спиртное. Соответствующий опыт большинством приобретается еще до получения профессионального образования и закрепляется на стадии студенческой жизни, что негативно сказывается на здоровье студентов, качестве их обучения, а значит и на будущем страны.

Именно на изучение мотивов употребления алкоголя среди студентов Республики Марий Эл и направлено данное исследование.

Материал и методы

Для изучения мотивов употребления алкоголя студенческой молодежью была сформирована выборка, в которую вошли 10 образовательных организаций республики — 3 высших учебных заведения и 7 средних профессиональных образовательных организаций. При выборе организаций высшего профессионального образования главным критерием была численность обучающихся и их статус. Таким образом, были выбраны самые крупные по численности, ведущие ВУЗы Республики Марий Эл.

Также для опроса были отобраны средние профессиональные образовательные организации, ведущие подготовку по приоритетным направлениям экономического развития Республики Марий Эл, в числе которых самые крупные по численности студентов техникумы и колледжи.

Среди колледжей выбраны Йошкар-Олинский технологический колледж и два колледжа-филиала государственных ВУЗов Республики Марий Эл, которые готовят специалистов для агропромышленной отрасли: Марийский аграрный колледж Марийского государственного университета и Йошкар-Олинский аграрный колледж Поволжского государственного технологического университета.

В свою очередь, техникумы представлены как наиболее крупными по численности, так и наиболее ориентированными на приоритетные отрасли экономики Республики Марий Эл: Марийский радиомеханический техникум, Йошкар-Олинский строительный техникум, Автодорожный техникум и Марийский лесохозяйственный техникум.

В опросе приняли участие студенты очной формы обучения перечисленных образовательных организаций. Отбор респондентов осуществлялся методом гнездовой выборки. Таким образом, применялся многоступенчатый отбор, на первой ступени которого была произведена выборка из числа образовательных организаций, а на второй ступени гнездовая выборка студенческих групп, внутри которых был организован сплошной опрос респондентов. Всего опрошено 1209 респондентов. При проведении исследования соблюдалась пропорция по полу и возрасту. Анкетирование осуществлялось по месту учебы респондентов, которым было предложено ответить на вопросы закрытого, открытого и полузакрытого типа. Анкета включала несколько блоков вопросов, направленных на изучение мотивов первой пробы алкоголя, его употребления в настоящее время, структуры употребления алкоголя, мотивации к участию в профилактических мероприятиях образовательной организации.

Результаты

Исследование показало, что 87,4% опрошенных студентов в возрасте >14 лет пробовали алкоголь. Из них 45% это сделали до 15 лет. Наибольшее число респондентов познакомилось с алкоголем в 14-18 лет.

Среди мотивов первой пробы алкоголя лидирует любопытство (52,3%). Желание повеселиться подтолкнуло попробовать спиртное 17,6%, желание испытать необычные ощущения — 9,2%, подражание взрослым и желание казаться взрослее — 7,8%. Другими, в т.ч. самостоятельно сформулированными мотивами являются: желание снять напряжение, самоутвердиться в глазах сверстников, вылечиться, проявить внимание и уважение ("Чтобы не обидеть родственников", "Чтобы не обидеть девушку", "Уважение", "Для чести", "За здравие", "За родителей"), отметить праздник. Встречались и такие суждения: "Попробовать вкус коллекционного игристого вина", "Ради эксперимента", "Потому что интересно", "За компанию", "Уменьшить завышенный порог стеснительности", "Пришлось, т.к. был именинником", "Был маленьким", "Родители считают, что лучше попробовать в кругу семьи", "Все когда-нибудь случается в первый раз", "Нудные друзья достали — выпей, выпей", "Насильно заставили друзья", "Отсутствие воды в течение двух дней", "Жажда", "Просто так".

В настоящее время употребляет алкоголь 73,4% опрошенных, из них 41,2% студентов считают, что употреблять алкоголь можно, если не напиваться. Кроме того, встречаются следующие суждения: "Можно в разумных пределах", "Иногда можно перебрать", "Можно употреблять в хорошей компании", "В меру", "В праздники", "По особым случаям", "Изредка можно по особым праздникам", "Небольшое количество дорогого алкоголя не повредит", "Редко", "Очень редко употреблять", "Один раз в год не страшно", "Один бокал вина в неделю полезно для здоровья", "Главное не злоупотреблять", "Без алкоголя — никак" и т.п. Резко отрицательное отношение к спиртному выражали следующим образом: "Алкоголь-смерть!", "Фатальная ошибка", "Резко негативное", "Алкоголь-деградация общества", "Если Бог запретил, то нельзя".

Сильное алкогольное опьянение периодически испытывают 48% респондентов (55,3% мужчин и 41,3% женщин), а опыт употребления алкоголя с целью опьянения имеется у 48,7% мужчин и 34,2% женщин.

Периодически выпивают больше, чем собирались 53,1% мужчин и 37% женщин. Из них регулярно это делают 5,3% опрошенных.

Студенты, употребляющие алкоголь в настоящее время, указывали на внутренние мотивы его употребления и внешние обстоятельства, которые подталкивают к потреблению.

Среди внутренних побуждающих мотивов употребления алкоголя в настоящем, наиболее часто отмечали "желание уйти от проблем или "забыться" (36,7%), "интерес к необычным ощущениям" (28,2%), "из-за скуки" (24,6%), "из-за желания не быть "Белой вороной" (7,3%).

Самым часто встречающимся самостоятельно сформулированным ответом респондентов стало "Желание расслабиться" (5,7%) ("Для расслабления", "Для снятия стресса", "Для отдыха", "В продолжение дня", "Когда сил не осталось", "Для хорошего сна", "Снять напряжение", "Снять усталость", "Когда нервничаю сильно" и т.п.). В группе самостоятельно сформулированных ответов следует отметить и такие варианты как "Желание отметить праздник" (3,3%), "Просто так" (2,2%). Другой популярный самостоятельно сформулированный ответ связан с обретением коммуникативных черт (1%): "Ради открытой и хорошей беседы", "При знакомстве с девушкой", "Чтобы быть раскованней", "Разрядить атмосферу напряженности в компании", "Избавиться от скромности", "Хочется отдохнуть и поговорить". Помимо названных внутренних побуждающих причин к употреблению алкоголя были названы следующие: "Для аппетита", "Из-за вкусовых ощущений", "Любопытство", "Просто бывает, хочется "пивка", "Для удовольствия", "Ради разнообразия", "Чтобы согреться", "Для веселья", "Кураж", "Эмоциональное состояние", "Эффект от употребления", "Когда есть настроение", "Ради поднятия настроения", "Во время болезни", "Для здоровья", "Для расширения сосудов головного мозга".

Внешними обстоятельствами, подталкивающими к употреблению алкоголя, чаще являются просьбы выпить за компанию (55,2%), легкая доступность алкоголя (19,2%) и реклама алкоголя (7,1%). Мода на его употребление подталкивает выпивать 3,7% потребителей.

Среди самостоятельно сформулированных ответов чаще встречались суждения, которые указывают на независимость принятого решения употреблять спиртное (10,7%): "Никакие", "Хочу", "По собственному желанию", "Прихоть", "Иногда есть желание, вот и все", "Если есть настроение", "Охота", "Если сам захочу". Также респонденты часто отмечали наличие праздников, торжеств, вечеринок, поводов, отдыха (4%). Студенты называли и другие обстоятельства, имеющие решающее значение, например, "Ингредиенты", "Посидеть поговорить".

В процессе проведения исследования были зафиксированы ответы, связанные с оправданием употребления алкоголя, например: "Я не алко-нафт", "Никогда не пью больше, чем надо", "Я гурманка", "А почему бы и нет", "Потому что вино полезно".

Обсуждение

Почти 90% опрошенных студентов Республики Марий Эл пробовали алкоголь, при этом половина из них узнала его вкус в возрасте <15 лет. В наиболее раннем возрасте пробы алкоголя чаще связаны либо с невнимательным отношением родителей к ребенку, когда спиртное легко доступно: "Попробовал тайком ото всех", "Перепутал с квасом", "Перепутал с водой", "Перепутал с компотом", "Случайно", "Незнакомец угостил", либо с попытками родителей дать ребенку спиртное в "лечебных" целях, либо с тайным подражанием взрослым. С подросткового возраста мотивы более разнообразны и осознаны, однако большинство попробовало алкоголь из любопытства. С другой стороны, поскольку любопытство связано со стремлением получить ответы на некоторые беспокоящие человека вопросы, за ним могут скрываться и другие мотивы. Например, любопытство может быть связано со стремлением получить ощущения взрослого выпившего человека, узнать, почему взрослые или сверстники воспринимают алкоголь как ценность, узнать вкус алкоголя и т.д. Таким образом, любопытство может рассматриваться разносторонне.

Среди тех, кто пробовал алкоголь, употребляющих его в настоящее время меньше (73,4%), что указывает на то, что часть респондентов либо отказались от употребления алкоголя в последующем, либо расценивают свое алкоголепотребление как "неупотребление". Это важно учитывать, поскольку у каждого респондента существует своя мера дозволенного в потреблении спиртного и свое понимание того что считать алкоголем, особенно с учетом распространенных ложных представлений о его полезных свойствах.

Таким образом, мера в употреблении алкоголя и оценка его вреда — понятия относительные, и каждый респондент их определяет, исходя из сложившихся представлений, которые стали результатом усвоения информации определенного содержания (для кого-то в меру — это один раз в год, а для кого-то — еженедельно; для кого-то шампанское — это алкоголь, а для кого-то безобидный напиток, для кого-то трезвый образ жизни — это полный отказ от алкоголя, а для кого-то это употребление только по праздникам). Данное суждение подтверждается разбросом мнений о личном отношении к алкоголю, среди которых встречались, например, такие, как: "Один бокал вина в неделю полезно для здоровья", "Один раз в год не страшно" или "Алкоголь-смерть!" и т.д.

Результаты исследования показывают, что существует огромное число разнообразных мотивов, многие из которых можно объединить и сгруппировать.

Для первой пробы алкоголя решающими мотивами для многих стали: любопытство, желание

повеселиться, испытать необычные ощущения, подражание взрослым, желание казаться взрослее, снять напряжение, самоутвердиться в глазах сверстников, вылечиться, проявить внимание и уважение, отметить праздник.

Мотивы употребления алкоголя в настоящем, можно сгруппировать следующим образом: отстраниться от реальности и жизненных проблем, испытать необычные ощущения, из-за скуки и однообразия, в целях самоутверждения, чтобы достичь определенного эмоционального состояния, для снятия коммуникативного барьера, подражание взрослым, чтобы обозначить социально-групповую принадлежность, отдать дань традиции, для лечения.

Появление данных мотивов важно предупреждать с помощью мер профилактики. С учетом полученных результатов исследования, можно сформулировать некоторые рекомендации по профилактике употребления алкоголя в образовательных организациях.

Поскольку мотивы первой пробы алкоголя и его употребления в настоящее время имеют определенные отличия, при определении вектора профилактического воздействия, следует учитывать данный факт. В разных возрастных группах на первый план должна выходить профилактика соответствующих мотивов, побуждающих пробовать или употреблять алкоголь.

Поскольку стремление попробовать алкоголь чаще обусловлено любопытством, профилактика употребления алкоголя среди студентов 1 курсов, где еще не все пробовали спиртное, может быть направлена на формирование убеждения, что существуют границы любопытства, нарушение которых влечет неисправимые последствия, ведь из простого любопытства, которое может касаться самых немыслимых вещей, ни кто не будет совершать опасные для жизни поступки.

Появление других мотивов попробовать спиртное может быть предупреждено соответствующим информированием о мифах и стереотипах, которые существуют в отношении алкоголепотребления. Можно приводить примеры об иллюзиях, которые возникают при употреблении алкоголя. Можно пояснить, что достижение некоторых состояний посредством употребления алкоголя в дальнейшем приведет к невозможности достигать их, не прибегая к спиртному, что связано с его наркотическими свойствами. Лучше, если беседа об иллюзиях употребления алкоголя будет связана с изучением психологии или проводиться психологом, чтобы она гармонично вписывалась в темы занятий, и позволяла косвенно проводить профилактику через примеры другого типа, которые могут быть без труда соотнесены студентами с вопросами употребления алкоголя. Элементы профилактики могут быть

также включены в преподавание и других дисциплин, (социально-гуманитарных [5], естественных и точных).

Студентам важно знать об альтернативных традициях празднования праздников, не связанных с потреблением алкоголя. Здесь поможет организация досуга, спортивной, культурной деятельности студентов, которая необходима для профилактики возникновения мотивов употребления алкоголя, связанных с проведением внеучебного времени, ведь, как выяснилось, молодежь выпивает "Для веселья", "Куража", "За компанию", "Для отдыха", "В продолжение дня", "Из-за скуки". Большую роль играет такой мотив как "Желание отметить праздник", в т.ч. "Торжества", "Вечеринки", "Поводы", "Отдых" и т.п.

Мотивы употребления алкоголя, связанные с попытками выглядеть взрослее, самоутвердиться, обозначить социально-групповую принадлежность, наладить коммуникации, являются индикаторами наличия социально-психологических барьеров у студенческой молодежи. Поэтому для студентов необходимо организовывать психологические тренинги и семинары, направленные на их преодоление. Создание благоприятных социально-психологических условий для развития обучающихся — важнейшее условие предупреждения социально негативных явлений среди молодежи и залог успешной реализации мероприятий, направленных на непосредственную профилактику алкоголизации студенчества.

Для налаживания позитивного эмоционального фона в образовательной организации важно максимально обеспечивать возможность выбора студентами траектории саморазвития, через которую будут просматриваться перспективы их успеха. При этом необходимо, чтобы присутствовали различные перспективы, ожидание которых мотивировало бы обучающихся к достижению целей (ожидание важных культурно-массовых мероприятий и праздников, спортивных соревнований, олимпиад, конкурсов, надежда на успешную сдачу сессии, ожидание прохождения выездной практики, желание стать участником экспедиции, школы-слета, учебных сборов, стремление поступить в ВУЗ, магистратуру, аспирантуру, поехать на стажировку за рубеж т.д.).

В то же время достижению целей препятствует наличие жизненных проблем. Многие употребляют спиртное, чтобы отвлечься от них. Поэтому важно убеждать студентов в том, что с употреблением спиртного количество жизненных проблем не уменьшается, а увеличивается. В последнем случае пригодится проведение семинаров о планировании личного времени, которые позволят организовывать студентам свои дела так, чтобы успевать решать все возникающие жизненные трудности.

Правильное планирование времени, в свою очередь, исключает употребление алкоголя, поскольку оно его только отнимает. Здесь можно напомнить студентам, что в современном динамичном мире, одной из высших ценностей человека, позволяющих стать успешнее, является экономия времени. При этом экономия времени и денег на неупотреблении спиртного — один из самых эффективных способов решить многие из жизненных проблем.

Поскольку на употребление алкоголя студентами влияет реклама алкоголя, а некоторые из них считают, что выпивать модно, выработка иммунитета у студентов к ложной информации об алкоголе является приоритетным направлением профилактической работы педагогов. Тем более это актуально в связи с существующей хаотичностью информации о влиянии потребления спиртного на организм человека, характеризующейся неупорядоченностью, неструктурированностью, смешанностью научных и лженаучных представлений о феномене потребления алкоголя, что рождает иллюзии о "магических", "целебных" свойствах алкогольной продукции.

Именно поэтому ряд мотивов касается употребления алкоголя для профилактики и лечения заболеваний, а также улучшения здоровья. Показательны в этом плане такие суждения как: "Один бокал вина в неделю полезно для здоровья", "Потому что вино полезно", "Во время болезни", "Для здоровья", "Для расширения сосудов головного мозга". Существование таких мотивов, свидетельствует о недостаточной информированности студентов о негативном воздействии алкоголя на организм и их податливости мифам, стереотипам, лжефактам, исходящим от средств массовой информации. Поэтому, при профилактике употребления алкоголя, важно говорить не в целом о вреде спиртного для здоровья, что многими воспринимается тривиально, а об опасных, разрушающих свойствах каждого из видов алкоголя, которыми одновременно обладают и все алкогольные изделия. В этом отношении, хорошим подспорьем будет наличие у педагога подборки специализированных роликов социальной рекламы, видеофильмов, информации об отрицательном влиянии на организм человека разных видов алкоголя. При этом важно помнить, что материал должен содержать факты одинаковых психотропных свойств любых алкогольных изделий и присутствии в них этилового спирта.

Важно отметить, что профилактическая работа в образовательной организации должна поддерживаться родителями обучающихся при их непосредственном участии в профилактических семинарах, родительских собраниях, мероприятиях. Родителям нужно разъяснять, что на них лежит ответственность за воспитание у своих детей позиции, связан-

ной с отказом от употребления спиртного. Это важно в связи с исключительной ролью родителей в формировании отношения детей к психоактивным веществам.

Заключение

Большинство студентов положительно относится к употреблению алкоголя, и считают, что его можно употреблять умеренно, редко, по праздникам, однако каждый по-своему представляет меру и поводы для выпивки. Многие из опрошенных склонны оправдывать собственное употребление алкоголя, в т.ч. с помощью нахождения в нем пользы для здоровья. Мотивы приобщения к алкоголю и его употреблению разнообразны и составляют определенные группы. Среди мотивов первой пробы следует выделить: любопытство, желание повеселиться, испытать необычные ощущения, подражание взрослым, желание казаться взрослее, снять напряжение, самоутвердиться в глазах сверстников, вылечиться, проявить внимание и уважение, отметить праздник.

Мотивы употребления алкоголя в настоящем, можно сгруппировать следующим образом: отстра-

Литература

1. Healthcare in Russia. М.: Rosstat 2013; 380 р. Russian (Здравоохранение в России. М.: Росстат 2013; 380 с).

2. Mari El Republic: Statistical year book. Yoshkar-Ola: Maristat, 2013; 482 р. Russian (Республика Марий Эл: статистический ежегодник. Йошкар-Ола: Маристат 2013; 482 с).

3. Amendments to the Law on turnover of alcohol: public assessment. Press release VCIOM. № 1849. 2011. September 26. http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=112019 (21 July 2014).

ниться от реальности и жизненных проблем, испытать необычные ощущения, из-за скуки и однообразия, в целях самоутверждения, чтобы достичь определенного эмоционального состояния, для снятия коммуникативного барьера, подражание взрослым, чтобы обозначить социально-групповую принадлежность, отдать дань традиции, для лечения.

Образовательным организациям предлагается предупреждать возникновение мотивов приобщения к алкоголю и его употреблению в настоящем с помощью предложенных мер профилактики, соответствующих выявленным мотивам студенческого алкоголепотребления.

Благодарности. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ (Russian foundation for humanities) и Правительства Республики Марий Эл, в рамках проекта проведения научных исследований "Исследование тенденций алкоголизации студенчества в Республике Марий Эл и профилактика потребления алкоголя в образовательном пространстве учебного заведения", проект № 14-13-12602.

4. Gorshkov MK, Sheregi FJe. Russian youth: a sociological portrait: Monograph. М.: IS RAN 2010; 592 р. Russian (Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет: монография. М.: ИС РАН 2010; 592 с).

5. Belova YY Prevention of alcohol consumption as part of the teaching of social and humanities at the university. Cardiovascular Therapy and Prevention 2014; 13(S):7. Russian (Белова Ю. Ю. Профилактика потребления алкоголя как элемент преподавания социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2014; 13 (Специальный выпуск): 7).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.