НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Д. А. ИЛЛО начальник цикла повышения квалификации
ФКУ ДПО ДМУЦ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы
D. A. ILLO
Криминологическая характеристика преступных деяний, совершаемых лицами, находящимися в местах изоляции от общества
Criminological description of criminal acts committed by the isolated from society
#
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся так называемых пенитенциарных преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, уделяется внимание проблемам оказания противодействия их совершению, обозначаются причины их роста, вскрываются механизмы их совершения, приводятся статистические данные ФСИН России по преступлениям этой категории.
Ключевые слова: пенитенциарные преступления, места изоляции от общества, статистика, уголовные дела, причины преступлений.
Abstract. In the article the author examines the issues of so-called penitentiary crimes, committed in the facilities of the criminal executive system of Russia, highlights the problems of resistance rendering during their commission, marks the reasons of their growth, reveals principle of their commission, cites the data of such crimes according to the Federal Penitentiary Service in Russia.
Key words: penitentiary crimes, isolation from society, statistics, criminal cases, the causes of crime.
#
Проблемы, связанные с расследованием преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях (ИУ) и следственных изоляторах (СИЗО), достаточно долгое время остаются актуальными. С учетом статистических данных о состоянии преступности в ИУ и СИЗО следует согласиться с Ю. С. Фоминым, который справедливо полагает, что «даже применение самой строгой меры уголовного наказания к лицам, совершившим преступление, не способствует снижению роста преступности в пенитенциарной системе и ее уровень остается достаточно высоким» [1]. Так, в 2006 году лицами, содержащимися в местах изоляции от общества, было совершено 1 360 преступлений, в 2007-м - 1 256, в 2008-м - 1 044, в 2009-м - 983, в 2010-м - 1 024, в 2011 году было зарегистрировано 889 преступлений, в 2012-м - 961, в 2013-м -
974 [2]. В 2014 году в местах лишения свободы совершено 861 преступление [3], в 2015 году зарегистрировано 935 преступлений [4].
Особое внимание необходимо обратить на то, что цифры эти официальные, сколько преступлений осталось латентными - приходится только догадываться. Руководству учреждений, в которых совершено преступление, во многих случаях невыгодно предавать огласке данную информацию, дабы не портить статистическую отчетность. В этой связи хотелось бы привести следующие примеры.
10.03.2016 следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю возбуждено уголовное дело в отношении исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю [5]. Он подозревался в со-
[email protected] www.orfsin.ru 10
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
вершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации («Злоупотребление должностными полномочиями»). По версии следствия, 23.09.2015 подозреваемый с целью укрытия своих недостатков в организации работы по обеспечению правопорядка во вверенном ему учреждении укрыл от регистрации преступления, совершенные на территории исправительной колонии, а именно, что на территории исправительной колонии сотрудниками медицинской помощи зафиксирован факт передозировки осужденным наркотическим средством, а также, что последний незаконно приобрел, хранил и употребил наркотическое средство, то есть совершил преступление. Кроме того, подозреваемый укрыл от регистрации тот факт, что 27.10.2015 один из заключенных применил насилие в отношении представителя власти. В результате преступных действий исполняющего обязанности начальника колонии не были своевременно приняты меры к раскрытию указанных преступлений и виновные не привлечены к уголовной ответственности за их совершение.
Ухтинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверки установила факт попытки сокрытия тяжкого преступления, совершенного в исправительной колонии № 19 под Ухтой [6]. По информации республиканского надзорного ведомства, в 2015 году в колонии одним из осужденных в отношении другого совершено тяжкое преступление. Начальник исправительного учреждения, желая скрыть данное обстоятельство, сфальсифицировал материалы доследственной проверки, а также угрожал осужденным, свидетелям преступления, физической расправой в случае, если они станут распространять информацию о произошедшем.
Введенные в заблуждение собранными в колонии материалами проверки дознаватели Ухтинского отдела МВД приняли незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления. После проверки спецпрокуратуры незаконное постановление об отказе в возбуждении дела отменено, возбуждено и расследуется уголовное дело по п. «з» ч. 2 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»).
В отношении начальника колонии 07.06.2016 возбудили дело по ч. 3 ст. 286 («Превышение
должностных полномочий») и ч. 1 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса Российской Федерации.
К сожалению, эти случаи далеко не единственные, что косвенно подтверждает и исследование С. А. Хохрина [7]: более 61 % опрошенных осужденных уверены, что преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, раскрываются только в одном случае из пяти. Основной причиной этого респонденты называют низкий профессиональный уровень сотрудников оперативного аппарата и его неукомплектованность. 44,9 % осужденных считают, что сотрудники УИС стремятся скрыть сам факт преступления, чтобы не портить статистической отчетности.
По состоянию на 01.04.2016 в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 651 464 чел. [2]. При сохраняющейся в течение последних четырех лет тенденции к уменьшению численности лиц, находящихся в местах изоляции от общества, ухудшается их криминогенная характеристика, образуются группировки отрицательной направленности, негативное влияние которых на других осужденных стало более открытым и дерзким. Не обеспечивается полная трудовая занятость осужденных. Ужесточается характер совершаемых правонарушений в местах лишения свободы, местах заключения под стражу. Более того, рост преступности в стране обусловливают концентрацию в исправительных учреждениях лиц, представляющих повышенную опасность не только для общества, но и для персонала учреждений, а также для осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Все это не может не отражаться на состоянии режима в местах лишения свободы, обстановка в исправительных учреждениях остается достаточно сложной.
В течение многих лет существенно не меняется структура преступности в местах лишения свободы. В ней по-прежнему преобладают убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побеги и действия, дезорганизовывающие работу ИУ
Система статистических данных, формируемых ФСИН России и характеризующих состояние преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, предусматривает дифференциацию зарегистрированных преступлений в зависимости от вида учреждения, в котором они совершаются.
11
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2017
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Состояние преступности среди лиц, содержавшихся в учреждениях УИС в 2015 году [2]
Исправительное учреждение Количество преступлений на 1 000 осужденных Зарегистрировано преступлений Предотвращено преступлений
Всего По ст. 105 УК РФ По ст. 321 УК РФ По ст. 313 УК РФ
Исправительные колонии всех видов 1,59 838 18 13 123 60 121
Воспитательные колонии для несовершеннолетних 2,83 5 - 1 - 737
Следственные изоляторы и тюрьмы 0,81 97 2 5 1 26 570
В 2015 году лицами, находящимися в местах изоляции от общества, совершено 2 захвата заложников (ст. 206 УК РФ); 56 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), 25 из них повлекли смерть потерпевших (ч. 4 ст. 111 УК РФ); 20 убийств (ст. 105 УК РФ); 124 побега из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ), причем 8 из них - побеги из-под охраны; 3 случая массовых беспорядков (ст. 212 УК РФ) [4].
В исправительных учреждениях сохраняется тенденция роста противоправных действий осужденных, направленных на дестабилизацию деятельности учреждений, противодействие сотрудникам. Увеличивается количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Серьезной проблемой остается поступление к осужденным средств мобильной связи и колюще-режущих предметов, экстремистской литературы. Растет число осужденных, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
В 2015 году в 56 территориальных органах УИС (2014 год - 54) зарегистрировано 188 случаев (2014 год - 187) применения насилия, оскорблений, угроз, хулиганских действий осужденных в отношении работников ИУ с причинением вреда здоровью 46 сотрудникам (2014 год - 58), в том числе 2 случая (2014 год - 2) - в отношении женского персонала. По данным фактам возбуждено 247 уголовных дел (2014 год - 196), в том числе 21 (2014 год - 9) - по ст. 318 УК РФ, 63 (2014 год - 33) -по ст. 319 УК РФ, 163 (2014 год - 154) - по ст. 321 УК РФ. 11 преступлений (2014 год - 12) совершено
с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 3 ст. 321 УК РФ) [8].
Конечно, опрометчиво считать, что концентрируя в местах исполнения наказаний, в том числе самых суровых в виде лишения свободы, людей, обладающих повышенной общественной опасностью, лиц со стойким антиобщественным поведением, склонных к преступным действиям, мы сможем добиться искоренения противоправности их действий. Но минимизировать, сократить количественный и качественный рост пенитенциарной преступности государство и общество обязаны.
Известно, что бороться с ростом преступности в ИУ можно посредством традиционных и давно известных способов, таких как увеличение трудовой занятости, создание дополнительных рабочих мест, разработка новых направлений производства с учетом специальности осужденных лиц, усиление роли воспитательных отделов в профилактике правонарушений, усиление контроля на путях доставки запрещенных предметов на режимную территорию, совершенствование деятельности оперативных подразделений. Но более действенной станет все же кардинальная мера - закрепление на законодательной основе серьезных стимулов сотрудников УИС к выявлению и обнародованию фактов преступлений, когда такая информация будет действительно свидетельствовать об эффективной и успешной деятельности подразделения. На начальном этапе это, безусловно, будет способствовать обратному - росту регистрируемой преступности, но в целом появится возможность наблюдать реальную, а не мнимую борьбу с преступлениями, совершаемыми в ИУ
[email protected] www.orfsin.ru 12
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ статистических данных противоправного поведения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах изоляции от общества показал, что имеется существенный рост преступлений, совершенных указанными лицами, причем можно уверенно считать, что официальная статистика все же далека от реальной картины. Такому положению дел, конечно, способствует множество различных причин, однако, к сожалению, нужно согласиться и с тем обстоятельством, что отчасти ему способствуют и сами сотрудники мест лишения свободы. Справедливости ради необходимо отметить, что руководством ФСИН России и других правоохранительных органов в последнее время все больше внимания уделяется недопущению и пресечению подобных действий, а также созданию условий эффективного противодействия некомпетентности отдельных сотрудников УИС. ^
1. Фомин Ю. С. Проблемы расследования преступлений, совершенных в условиях исправительных учреждений, в современных условиях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. Выпуск 4, октябрь-декабрь. С. 204
2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: http: /^OTH^/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20 har-ka%20UIS/ (дата обращения: 24.04.2016).
3. Статистическая информация // ФСИН России : [сайт]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika (дата обращения: 11.06.2015).
4. Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2015 году и задачах на 2016 год : приказ ФСИН России от 25.03.2016 № 204. Доступ из СПС «Эталон Плюс».
5. В Приморском крае возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника исправительной системы // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю : [сайт]. 10.03.2016. URL: http://primorsky.sledcom.ru /news/item/1021763/ (дата обращения: 23.04.2016).
6. В Ухте задержан начальник колонии по подозрению в сокрытии тяжкого преступления // КомиОнлайн. 07.06.2016. URL : http://komionline.ru /node/73470 (дата обращения: 07.06.2016).
7. Хохрин С. А. Предупреждение пенитенциарной преступности: проблемы и пути решения // Журнал российского права. 2016. № 3. С. 122.
8. О соблюдении мер безопасности сотрудниками ИУ при осуществлении служебной деятельности : письмо ФСИН России от 25.02.2016 № исх-03-9613. Документ опубликован не был.
13 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2017