Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд'

Криминологическая характеристика преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROCUREMENT / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS / ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров О. Н.

В последние несколько лет на стыке юриспруденции, экономики и теории менеджмента стремительно развивается новая отрасль знания, изучающая вопросы проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Актуальность данных вопросов очевидна, а их сложность обусловливает необходимость теоретических исследований с последующим внедрением результатов как в учебный процесс, так и в повседневную практическую деятельность специалистов. При этом особое значение имеет изучение проблемы преступлений, совершаемых в сфере закупок. Криминологические исследования в сочетании с разработкой соответствующих профилактических мер могут позволить снизить число преступлений в сфере закупок и уменьшить размер их негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES IN THE SPHERE OF PURCHASES FOR GOVERNMENT AND MUNICIPAL NEEDS

In the past few years, at the junction of jurisprudence, economics and management theory, a new branch of knowledge has been rapidly developing, studying the issues of procurement for state and municipal needs. The relevance of these issues is obvious, and their complexity necessitates theoretical studies with the subsequent implementation of the results both in the educational process and in the daily practical work of specialists. At the same time, the study of the problem of crimes committed in the field of procurement is of particular importance. Criminological research, combined with the development of appropriate preventive measures, can reduce the number of procurement crimes and reduce the size of their negative consequences.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

УДК 343.973 С. 16—19

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Егоров О. Н.

Челябинский государственный университет E-mail: yegorov@narod.ru

В последние несколько лет на стыке юриспруденции, экономики и теории менеджмента стремительно развивается новая отрасль знания, изучающая вопросы проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Актуальность данных вопросов очевидна, а их сложность обусловливает необходимость теоретических исследований с последующим внедрением результатов как в учебный процесс, так и в повседневную практическую деятельность специалистов. При этом особое значение имеет изучение проблемы преступлений, совершаемых в сфере закупок. Криминологические исследования в сочетании с разработкой соответствующих профилактических мер могут позволить снизить число преступлений в сфере закупок и уменьшить размер их негативных последствий.

Ключевые слова: закупки, государственные и муниципальные нужды, криминологическая характеристика.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES IN THE SPHERE OF PURCHASES FOR GOVERNMENT

AND MUNICIPAL NEEDS

Egorov O. N.

Chelyabinsk State University E-mail: yegorov@narod.ru

In the past few years, at the junction of jurisprudence, economics and management theory, a new branch of knowledge has been rapidly developing, studying the issues of procurement for state and municipal needs. The relevance of these issues is obvious, and their complexity necessitates theoretical studies with the subsequent implementation of the results both in the educational process and in the daily practical work of specialists. At the same time, the study of the problem of crimes committed in the field of procurement is of particular importance. Criminological research, combined with the development of appropriate preventive measures, can reduce the number of procurement crimes and reduce the size of their negative consequences.

Keywords: procurement, state and municipal needs, criminological characteristics.

Российская Федерация, субъекты РФ, их органы власти, муниципальные образования и их органы самоуправления, а также все государственные и муниципальные учреждения имеют определенные потребности

в товарах, работах, услугах для выполнения своих функций и поддержания нормальной деятельности. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. (с посл. изм.) № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение соответствующих нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

К сожалению, при расходовании государственных или муниципальных средств у некоторых недобросовестных лиц возникает соблазн злоупотреблений, в т. ч. и преступных. Например, в нашей области существовало т. н. ГУМР (Главное управление материальных ресурсов) Челябинской области, которое оказалось печально известным из-за коррупции отдельных лиц вначале одной [2], а затем и другой [3] административной команды, причем в последнем случае «отличился», оказался преступником, кроме того, ещё и действовавший в то время министр здравоохранения Челябинской области Тесленко В. Р. [4].

Общественная опасность рассматриваемых преступлений состоит в том, что в результате их совершения нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений ущемляются законные права и интересы обслуживаемых лиц и добросовестных предпринимателей — поставщиков, подрядчиков, исполнителей, а в целом страдают интересы общества и государства.

При этом в научной литературе отмечают недостаточную теоретическую разработанность вопросов выявления и расследования преступлений, связанных с исследуемым вопросом [5].

В Уголовном кодексе РФ [6] мы нашли следующие составы преступлений, которые в принципе могут совершаться в сфере закупок: мошенничество (ст. 159), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165),

воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169), злоупотребление полномочиями (ст. 201) и злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 201.1), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1) и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3), злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4), превышение должностных полномочий (ст. 286), и присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290) и дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1) и мелкое взяточничество (ст. 291.2), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293), а также вступившие в силу совсем недавно, с 04 мая 2018 года составы — злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4), подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5). И это — не считая незаконного предпринимательства и различных нарушений при торговле товарами ограниченного оборота! Как можно видеть, спектр возможных преступлений широк, ущерб может наноситься законным правам и интересам различных лиц в самых разных сферах отношений.

По нашим наблюдениям, по результатам анализа литературы и сделанным нами выводам, для личности преступника в сфере закупок характерны более высокий удельный вес лиц, достигших 30—50 лет, а также преобладание, с одной стороны, представителей высшего и среднего звена иерархии должностных лиц заказчика, с другой — полномочных представителей юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с третьей — сотрудников контрольных и надзорных органов. Трудовая деятельность таких преступников связана с различными отраслями, с руководством (либо с правом принимать по своему направлению деятельности самостоятельные решения), со службой в контролирующих и надзорных органах. При этом совершению рассматриваемых преступлений способствует низкий уровень

правосознания и нравственности преступников, а также, нередко, но далеко не всегда, — недостаточные юридические и управленческие знания, малый опыт работы. Вместе с тем, образование, как правило, у таких лиц высшее (иногда — не одно), они зачастую прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации по закупкам. Как правило, они придерживаются позиций правового нигилизма («каждый ищет свою выгоду», «все такие», «лишь бы все шито-крыто было»), нередко в сочетании с фатализмом («нарушения всегда найдутся», «всегда можно найти, к чему придраться»).

Преступления в сфере закупок совершаются, полагаем, в подавляющем большинстве случаев умышленно (наглядное исключение может составлять халатность), как правило - из корыстных побуждений, либо иной личной заинтересованности. Лицам, допускающим халатность, присущи безответственность, легкомысленность и небрежность в работе, особенно с документами.

При расследовании рассматриваемой группы преступлений необходимо учитывать, что незарегистрированная их часть заведомо больше зарегистрированной, в т.ч. при коррупционной составляющей [7]. С высокой латентностью изучаемой преступности может быть связана и весьма продолжительная (в течение ряда лет) преступная деятельность конкретных лиц.

В числе особенностей рассматриваемых преступлений можем назвать следующие:

1) повышенная общественная опасность (не обеспечиваются обязанности государ-

ственной власти и органов муниципального самоуправления по защите прав и законных интересов отдельных индивидуумов и целых общественных групп);

2) содействие правовому нигилизму населения и создание предпосылок для возникновения протестных настроений;

3) умаление авторитета государственной службы, службы в органах местного самоуправления, работы в государственных и муниципальных учреждениях, трудовой деятельности у хозяйствующих субъектов;

4) специфичность субъектов преступлений (возможность выделения 3 групп — «заказчики», «поставщики», «ревизоры»; сочетание высокого образовательного ценза, специальной подготовки и правового нигилизма);

5) характерность корыстного мотива;

6) специфическое поле деятельности преступников;

7) распространенность изучаемых преступлений при их высокой латентности.

В завершение статьи хотелось бы подчеркнуть, что автор, никоим образом не претендуя на исчерпанность темы (ее обширность это заведомо исключает, оставляя поле для дальнейших исследований), хотел бы обозначить имеющуюся проблему, очертить (или хотя бы наметить) ее границы и поделиться некоторыми своими научными и практическими наблюдениями, которые (как надеется автор) могут оказаться кому-либо полезными в преподавательской или практической деятельности; автор предполагает в дальнейшем продолжить свои исследования в обозначенном направлении.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. (с посл. изм.) № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/.

2. Задворных, О. Сергей Скрынник приговорен к 7 годам строгого режима / О. Задворных, В. Отрыванов // Сетевое издание «Вести.Ру». — URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=860433.

3. Шумов, А. Виновен, но есть смягчающие обстоятельства! В Челябинске осужден последний участник «дела Тесленко» / А. Шумов // РИА «URA.RU». — URL: http://ura.ru/ news/1052216110.

4. Беляева, О. Дело Виталия Тесленко / О. Беляева, А. Александрова, Г. Скоморохова, Р. Кафеев // Деловой квартал. — URL: http://chel.dk.ru/wiki/delo-vitaliya-teslenko.

5. Лавров, В. П. Преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: вопросы выявления и расследования / В. П. Лавров, В. О. Лапин // НЭБ КиберЛенинка. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslugdlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd-voprosy-vyyavleniya-i.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «Гарант». — URL: http://base.garant. ru/10108000.

7. Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / С. В. Бородин. — М., 1990. — С. 60.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

References

1. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd : Federalnyy zakon ot 05 aprelya 2013 g. (s posl. izm.) № 44-FZ [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru/.

2. Zadvornykh, O. Sergey Skrynnik prigovoren k 7 godam strogogo rezhima / O. Zadvornykh, V. Otryvanov // Setevoe izdanie «Vesti.Ru». — URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=860433.

3. Shumov, A. Vinoven, no est smyagchayushchie obstoyatelstva! V Chelyabinske osuzhden posledniy uchastnik «dela Teslenko» / A. Shumov // RIA «URA.RU». — URL: http://ura.ru/news/1052216110.

4. Belyaeva, O. Delo Vitaliya Teslenko / O. Belyaeva, A. Aleksandrova, G. Skomorokhova, R. Kafeev // Delovoy kvartal. — URL: http://chel.dk.ru/wiki/delo-vitaliya-teslenko.

5. Lavrov, V. P. Prestupleniya v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd: voprosy vyyavleniya i rassledovaniya / V. P. Lavrov, V. O. Lapin // NEB KiberLeninka. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslugdlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd-voprosy-vyyavleniya-i.

6. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii // SPS «Garant». — URL: http://base.garant.ru/10108000 .

7. Borodin, S. V. Borba s prestupnostyu: teoreticheskaya model kompleksnoy programmy / S. V. Borodin. — M., 1990. — S. 60.

Дата поступления статьи: 20.07.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.