Научная статья на тему 'Правовые средства обеспечения законности и эффективности в сфере государственных закупок'

Правовые средства обеспечения законности и эффективности в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / LEGAL MEANS / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT / КОНТРОЛЬ / CONTROL / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / COERCIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мараев Кирилл Егорович

Важное значение в сфере государственных закупок приобретают законность и эффективность. Автором представлены основные правовые средства, обеспечивающие эти состояния в сфере государственных закупок. Выделены те правовые средства, которые являются фундаментальными для обеспечения законности и эффективности во всех сферах жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мараев Кирилл Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal means to ensure legality and efficiency in public procurement

Legality and effectiveness become important in public procurement. The author presents the main legal means that ensure these conditions in the sphere of public procurement. The article highlights those legal means that are fundamental to ensuring legality and effectiveness in all spheres of society.

Текст научной работы на тему «Правовые средства обеспечения законности и эффективности в сфере государственных закупок»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951:351.82 ББК 67.9

© К.Е. Мараев, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Кирилл Егорович Мараев, адъюнкт кафедры административного права

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: forvater_slik@mail.ru

Научный руководитель: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов

Аннотация. Важное значение в сфере государственных закупок приобретают законность и эффективность. Автором представлены основные правовые средства, обеспечивающие эти состояния в сфере государственных закупок. Выделены те правовые средства, которые являются фундаментальными для обеспечения законности и эффективности во всех сферах жизни общества.

Ключевые слова: правовые средства, законность, эффективность, государственные закупки, контроль, меры принуждения.

LEGAL MEANS TO ENSURE LEGALITY AND EFFICIENCY IN PUBLIC PROCUREMENT

Maraev E. Kirill, adjunct of chair administrative law

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: forvater_slik@mail.ru

Scientific adviser: professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of legal sciences, professor S.M. Zyryanov

Annotation. Legality and effectiveness become important in public procurement. The author presents the main legal means that ensure these conditions in the sphere of public procurement. The article highlights those legal means that are fundamental to ensuring legality and effectiveness in all spheres of society.

Keywords: legal means, legality, efficiency, public procurement,control, coercive measures.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Мараев К.Е. Правовые средства обеспечения законности и эффективности в сфере государственных закупок. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):228-231.

В настоящее время закупки организованы по правилам контрактной системы закупок. Говоря об организованности этой системы выделяют соответствующие критерии, с помощью которых можно говорить о состоянии этой системы. На наш взгляд, основным мерилом организованности системы закупок должны быть такие критерии, которые отражают уровень соблюдения установленных в законах и подзаконных актах правил поведения, а также уровень продуктивности этих процедур. Этими маркерами являются законность и эффективность.

Законность — это такое состояние, когда отсутствуют отклонения от норм права при осуществлении деятельности субъектами их реализации, а также юридически и фактически не имеется законодательных пробелов в правовом регулировании. Состояние

законности предстает в виде руководящего начала в деятельности органов власти в демократичном обществе [1, с. 257].

Эффективность — такое состояние, при котором полученные результаты соотносятся с заявленными.

Заметим, что эти понятия являются оценочными. Фактически законность и эффективность присутствуют всегда в рамках любой деятельности государственного органа, в том числе и закупочной. В целом действия, производимые субъектами этой деятельности, основаны на нормах права. Контрактный управляющий, комиссия по осуществлению закупок исполняют обязанности, соблюдают ограничения и запреты, используют предоставленные им права. Вопрос заключается лишь в том, во всех ли случаях эти действия основаны на праве.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К примеру, контрактный управляющий сформировал, согласно имеющимся нормам права планы закупок, однако, он нарушил сроки размещения этих планов в единой информационной системе. Законность в этом случае есть, но в виду того, что контрактный управляющий нарушил установленные в Законе сроки, ее нельзя назвать достаточной.

Схожая ситуация и с эффективностью. Закупая, например, принтеры, заказчик устанавливает соответствующие своим нуждам требования к функциональным характеристикам принтера, однако, он может установить и требования с избытком, в виду наличия у такого оборудования дополнительных функций, помимо необходимых. Эта закупка эффективна только потому, что нужды заказчика обеспечены, денежные средства до исполнителя доведены и все защищаемые государством интересы соблюдены. Однако, с одной стороны, заказчик может воспользоваться этими принтерами в больших случаях, так как имеется расширенный функционал, но, с другой стороны, затрачено больше денег, в связи с этим, кому-то из сотрудников не хватило принтера. Такая закупка может быть признана недостаточно эффективной.

Стоит заметить, что эти явления для сферы закупок являются принципиально важными. Законность способствует реализации государственной политики в области закупок, а эффективность позволяет получить более высокий результат в части защиты охраняемых государством интересов. Более того, тенденция развития системы закупок показывает, что вопрос конечной эффективности закупки становится наиболее значимым [2, с. 221].

Данный вопрос актуален; это подтверждается тем, что на доктринальном уровне уделяется много внимания различным недостаткам норм Федерального закона, регламентирующего особенности проведения государственных закупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Данные недостатки способствуют совершению деяний коррупционной направленности [3, с. 73—76; 4, с. 143—146; 5, с. 133, 134].

В связи с этим мы видим, что эти состояния изменчивы. Поэтому одни закупки могут быть признаны эффективными, а другие нет. В виду их изменчивости, необходимы такие механизмы, инструменты, которые позволяли бы держать это состояние

на максимуме. Эти инструменты называются правовыми средствами.

В связи с этим С.С. Алексеев и утверждает, что «вопрос правовых средств не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе—их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения задач. Во всех случаях перед нами фрагменты правовой действительности, рассматриваемые под углом зрения их функций, их роли как инструмента юридического воздействия» [6, с. 218].

Рассмотрим, что же понимается в юридической науке под правовыми средствами.

Б.И. Путинский считает, что правовые средства нужно рассматривать с двух сторон. В широком смысле правовые средства — это «сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектом с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества» [7, с. 87], в узком смысле — это «юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов)» [7, с. 87].

К примеру, А.В. Малько предлагал понимать правовые средства как «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей» [8, с. 722].

Из приведенных определений можно заключить, что фактически фундаментальным признаком содержательной стороны правовых средств является возможность, которой обладает правовое средство, по передаче регулятивной энергии права. Эта энергия позволяет упорядочить возникшие общественные отношения и направить их развитие в необходимом направлении.

Направление развития этих отношений диктуется предполагаемым результатом, а точнее, заявленной целью регулирования. В сфере закупок, как нам представляется, целью регулирования контрактной системы является своевременное, качественное обеспечение государственных и муниципальных органов товарами, работами и услугами, необходимыми для осуществления своих функций, минимизации коррупционных рисков и содействия социально-экономическому развитию страны.

№ 3 / 2018

Вестник Московского университета МВД России

229

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Получается, что для достижения этой цели применяются и используются созданные механизмы и правовые средства. Все эти инструменты и механизмы закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из анализа норм этого Закона мы видим:

1) максимально полное, всестороннее регулирование каждого этапа закупочной процедуры, фактически от момента замысла до исполнения сторонами своих обязательств;

2) в Законе прописаны механизмы обоснования закупки, нормирования, составление планов закупок и т.д., что в целом направлено на то, чтобы заказчик был лишен возможности на необоснованные закупки, более того, доказывал необходимость той или иной закупки;

3) в Законе имеются различные механизмы согласования. Это и необходимость согласования закупок закрытыми способами определения поставщика с антимонопольной службой России, согласование типовых контрактов с Министерством Финансов России и т.д.

Итак, все вышесказанное позволяет прийти к выводу, что законность и эффективность в сфере государственных закупок достигается через: организацию закупки, обоснования потребностей, согласование принимаемых решений.

Однако, конечно, приведенный перечень правовых средств недостаточен для поддержания высокого уровня законности и эффективности. Необходимы и такие правовые средства, которые обладают базовыми, универсальными характеристиками, способными регулировать все отношения, возникающие в жизни общества.

Среди таких правовых средств можно выделить контроль и меры принуждения. Контроль позволяет проверить действия субъектов права с точки зрения реализации закрепленных норм. Кроме того, с его помощью можно оказывать влияние на деятельность субъектов права с целью повышения ее эффективности, а также корректировки установленных правил организации. Эти сущностные особенности позволяют определить его роль в предупреждении отклонений, а не наказании виновных [9, с. 38, 39].

Меры принуждения позволяют понуждать субъектов права к исполнению и соблюдению установлен-

ных норм, в случае их нарушения. Целесообразность применения этих средств обусловлена простотой их применения, минимальными временными затратами при применении, максимальным эффектом [10, с. 257], а также то, что они являются основными средствами реализации государственной политики [11, с. 139]. Важно, чтобы этот эффект оставался на максимальном уровне. Это актуально, например, в условиях намеченной закономерности нивелирования, уменьшения строгости мер ответственности [12, с. 67]. Для сферы закупок это совершенно необходимо, в виду того, что меры ответственности являются преобладающим видом мер принуждения, применяемым в сфере государственных закупок.

Мы видим, что перечисленные правовые средства являются значимыми инструментами при повышении эффективности и законности [13, с. 153].

Таким образом, можно утверждать, что цель регулирования в сфере государственных закупок достигается через: обоснование потребностей, организацию закупок, согласований, контроля и мер принуждения.

Литература

1. Анохина С.Ю. О мерах по укреплению законности и обеспечению социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2.

2. Организация и контроль в системе государственных закупок: отечественный и зарубежный опыт: Моногр. / Под ред. В.В. Панкова, Л.А. Чайковской, В.Л. Кожухова. М.: Аудитор, 2015.

3. Коженко Я.В. Проблемы злоупотребления властью и управления рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства в России (на примере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142).

4. Максименко Ю.А. Проблемы реализации законодательства о контрактной системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 1 (43).

5. Осокин Р.Б. Организационно-правовые проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и роль органов прокура-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

туры в их разрешении // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 8.

6. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М.: Бек, 1995.

7. Путинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юрид. лит., 1984.

8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001.

9. Ноздрачев А.Ф., Зырянов С.М., Калмыкова А.В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. 2017. № 9 (249).

10. Макарейко Н.В. Административное принуждение: проблемы теории и практики нормативного правого регулирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 5-6.

11. Ковшевацкий В.И. Административное принуждение как метод государственного управления // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Мат. конф. Ч. 4. М.: Проспект, 2017.

12. Зырянов С.М. Административная ответственность: теория, законодательство и практика // Актуальные проблемы административной ответственности: Мат. VIII Всерос. науч.-практ. конф. Омск: Омская юридическая академия, 2015.

13. Дерновая А. О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1 (39).

References

1. Anokhina S. Yu. O merakh po ukrepleniyu zakon-nosti i obespecheniyu sotsial'noy i pravovoy zashchishc-hennosti sotrudnikov organov vnutrennikh del // Ak-tual'nyye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pra-vonarusheniyami. 2015. № 13-2.

2. Organizatsiya i kontrol' v sisteme gosudarstvennykh zakupok: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt: Monogr. / Pod red. V.V. Pankova, L.A. Chaykovskoy, V.L. Kozhuk-hova. M.: Auditor, 2015.

3. Kozhenko Ya.V. Problemy zloupotrebleniya vlast'yu i upravleniya riskami pri realizatsii proyektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii (na pri-mere kontraktnoy sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd) // Agrarnoye i zemel'noye pravo.

2016. № 10 (142).

4. Maksimenko Yu.A. Problemy realizatsii zakonoda-tel'stva o kontraktnoy sisteme zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd // Problemy so-vremennoy nauki i obrazovaniya. 2016. № 1 (43).

5. Osokin R.B. Organizatsionno-pravovyye problemy kontraktnoy sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd i rol' organov prokuratury v ikh razreshenii // Vest-nik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 8.

6. Alekseyev S.S. Teoriya prava. 2-ye izd. M.: Bek, 1995.

7. Puginskiy B.I. Grazhdansko-pravovyye sredstva v khozyaystvennykh otnosheniyakh. M.: Yurid. lit., 1984.

8. Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lektsiy / Pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. M.: Yurist, 2001.

9. NozdrachevA.F., ZyryanovS.M., KalmykovaA.V. Reforma gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i mu-nitsipal'nogo kontrolya // Zhurnal rossiyskogo prava.

2017. № 9 (249).

10. Makareyko N.V. Administrativnoye prinuzhde-niye: problemy teorii i praktiki normativnogo pravogo regulirovaniya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. № 5-6.

11. Kovshevatskiy V.I. Administrativnoye prinuzh-deniye kak metod gosudarstvennogo upravleniya // Obes-pecheniye prav i svobod cheloveka v sovremennom mire: Mat. konf. CH. 4. M.: Prospekt, 2017.

12. Zyryanov S.M. Administrativnaya otvetstvennost': teoriya, zakonodatel'stvo i praktika // Aktual'nyye pro-blemy administrativnoy otvetstvennosti: Mat. VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. Omsk: Omskaya yuridicheskaya aka-demiya, 2015.

13. Dernovaya A.O. Problemy otsenki effektivnosti kontraktnoy sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. 2015. № 1 (39).

№ 3 I 2018

Вестник Московского университета МВД России

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.